Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТИНОК

Работа №166193

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие связной монологической речи, её особенности 7
1.2. Особенности развития связной монологической речи детей в старшем
дошкольном возрасте 12
1.3. Анализ методической литературы по вопросам использования
картинки в развитии связной монологической речи детей 16
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 24
2.1. Диагностика уровня развития монологической речи детей 5-6 лет 24
2.2. Работа по развитию связной монологической речи детей 5-6 лет с
использованием картинок 31
2.3. Анализ результатов практической работы 42
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 57

Одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению является достаточно высокий уровень развития у него связной речи, особенно одного из её компонентов - монологической речи. Овладение монологической речью означает развитие умения рассказывать о событиях, предметах, явлениях, что играет большую роль в процессе общения.
По мнению А.Г. Тамбовцевой-Арушановой, для ребенка овладение монологической речью является одним из важнейших средств познания окружающего мира, а также средством для проверки своих знаний, представлений и оценок [35, с. 38].
Монологическая речь является более сложной, чем диалогическая. Она отличается гораздо большей развернутостью, потому что говорящему надо ввести собеседников в обстоятельства событий, добиться от них понимания рассказа, что требует лучшей памяти, больше внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь основана на более последовательном логическом мышлении, чем речь в процессе диалога или разговора [32, с. 61].
В современном Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие» (п. 2.6.) содержатся следующие требования к речевому развитию дошкольников: «Речевое развитие включает в себя овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи» [44, с. 36].
Монологическая речь - это важнейший компонент речевой подготовки ребенка. Без должного уровня развития монологической речи обучение в школе будет не просто сложным, но станет практически невозможным. Ребенок, не овладевший, связной монологической речью не сможет писать сочинения, придумывать свои сказки и истории, ему будет трудно рассуждать, делать обобщения, выводы. Исследования ИВФ РАО показали, что в настоящее время у 60-70% первоклассников встречаются различные нарушения речи. Вместе с нарушениями звукопроизношения, скудностью словарного запаса, отмечается не владение монологической речью, неумение детей составить развернутое связное высказывание [6, с. 18].
Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста рассматривались различными исследователями в педагогической науке (Е.И. Тихеева, М.А. Бородич и другие); в психологии (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.А. Маркова, Д.Б. Эльконин и другие); основы методики развития связной речи дошкольников были определены в работах Л.Н. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, А.М. Леушиной, А.Г. Тамбовцевой- Арушановой и др.
Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались В.В. Гербовой, Н.В. Нищевой, Т.А. Ткаченко, О.С. Ушаковой, Т.Е. Филичевой и др. Многие специалисты (Е.И. Тихеева, Т.И. Гризик, М.М. Алексеева, Б.И. Яшина и другие) рекомендуют использовать игровые приёмы в работе по развитию связной речи дошкольников: различные дидактические игры [26; 10; 1].
Картинка, используемая в качестве средства развития монологической речи, не только расширяет представления детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию побуждает говорить молчаливых и застенчивых детей развивает уверенность в своих силах. Формирует умение устанавливать причинно следственные связи.
Этим и обусловлена актуальность выбранной темы - «Развитие монологической речи детей 5-6 лет посредством использования картинок».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить возможности развития монологической речи детей 5-6 лет с помощью картинок.
Объект исследования: развитие монологической речи детей 5-6 лет
Предмет исследования: развитие монологической речи детей 5-6 лет посредством использования картинок.
Гипотеза: развитие связной монологической речи детей 5-6 лет посредством использования картинок будет эффективнее если:
- картинки, используемые для развития связной речи, будут объединены одной темой;
- будут подобраны и использованы в работе разнообразные комплексы заданий по картинкам;
- в ходе работы с картинкой будет использоваться продуктивная деятельность детей.
Задачи исследования.
1. В процессе анализа психолого-педагогической литературы изучить понятия «связная речь», «монологическая речь».
2. Рассмотреть особенности развития монологической речи детей дошкольного возраста.
3. Изучить методику развития связной монологической речи детей 5-6 лет с использованием картинок.
4. Провести диагностику уровня развития монологической речи детей дошкольного возраста (5-6 лет).
5. Организовать практическую работу по развитию связной монологической речи детей 5-6 лет с использованием картинок.
6. Выполнить анализ результатов практической работы.
Задачи и цель исследования обусловили необходимость применения следующих методов: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы; диагностика уровня монологической речи детей 5-6 лет; практическая работа по развитию связной монологической речи детей 5-6 лет с использованием картинок; анализ результатов практической работы.
Организация исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ д/с № Х г. Зеленогорск Красноярского края.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы педагогами, психологами, а также и другими специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающих 51 наименование, 6 приложений; в работе представлены 3 рисунка 8 таблиц. Объем работы - 73 страницы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа психолого-педагогической литературы установлено, что под связной речью в научной литературе понимается развернутое изложение по определённой теме, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь. Монологическая речь (монолог) - понимается как связная речь одного лица с целью сообщения о каких- либо фактах, явлениях. Монологическая речь представляет собой более сложную форму организации связной речи, его формирование требует специального и целенаправленного обучения.
Рассмотрены особенности развития монологической речи детей дошкольного возраста. Развитие связной монологической речи ребенка связано с развитием у него логического мышления. Также основой для становления монологической речи является свободное владение словарем и грамматическим строем языка. Появление монологической речи детей происходит к пяти годам. В возрасте 5-6 лет дети с примерно равными речевыми данными, в целом, овладевают основными видами монологической речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме).
Изучена методика развития связной монологической речи детей 5-6 лет с использованием картинок. Методику развития связной монологической речи детей дошкольного возраста разрабатывали разные исследователи: М.М. Алексеева и Б.И. Яшина, О.А. Бизикова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Э.П. Короткова, А.М. Леушина, Н.В. Нищева, Е.И. Тихеева, Т.А. Ткаченко, О.С. Ушакова и Е.М. Струнина Т.Е. Филичева и другие. Развитие монологической речи входит в содержание раздела «Речевое развитие» всех основных комплексных образовательных программ дошкольного образования, в работе рассмотрено содержание обучения монологической речи детей старшего дошкольного возраста на примере основной комплексной образовательной программы «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и др.). Работа по развитию связной монологической речи в дошкольном учреждении предполагает использование различных форм и методов. Нами рассмотрена методика составления рассказа по предметной картине, сюжетной картине, серии сюжетных картинок, приведены требования к отбору картинок для составления рассказов.
Проведено изучение уровня развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста. В качестве диагностических исследований развития связного речевого высказывания по методике О.А. Безруковой, О.Н. Каленковой: «Составление рассказа-описания по картинке (рассказ- описание ёжика)»; «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»; «Пересказ литературного текста без опоры на изображение». Исследование уровня развития связной монологической речи проходило в сентябре 2019 года на базе детсада № Х г. Зеленогорска Красноярского края. В нём с согласия администрации детского сада и родителей приняли участие дети 5¬6 лет с примерно равными речевыми данными в количестве 20 человек.
Результаты диагностики показали, что уровень развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста недостаточно высок. Большинство детей имеют средний (45%) и низкий уровень (35%) развития монологической речи, только 4 ребёнка в группе показали высокий уровень (20%). В большинстве случаев рассказы были составлены без особых ошибок, но использовались только простые предложения. Практически во всех случаях рассказы детей были с паузами, происходил поиск подходящих слов. Дети, показавшие низкий уровень, затруднялись в составлении высказываний, поэтому им оказывалась помощь в виде наводящих вопросов.
Также у детей наблюдались грамматические и лексические ошибки, неправильное использование слов, отсутствие эмоциональности при рассказе. На основании результатов исследования был сделан вывод о необходимости проведения практической работы по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста, в качестве средства нами было выбрано использование картинок.
Практическая работа проводилась с октября 2019 года по март 2020 года по теме «Времена года». Идея работы связана с развитием связной монологической речи детей 5-6 лет с использованием картинок и одновременным формированием представлений о смене времён года, о сезонных изменениях в природе. Также при этом развивались творческие способности старших дошкольников, их фантазия, воображение, художественный вкус, так как в ходе работы дети изготовляли поделки, связанные с различными временами года, которые затем обыгрывались на занятиях и использовались при составлении по ним связных монологических высказываний (паспорт работы «Времена года» приведён в приложении Г).
Для осуществления практической работы были подобраны задания и дидактические игры с использованием картинок на основе работ М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, Т.И. Гризик, В.В. Гербовой, Н.В. Нищевой, О.С. Ушаковой, Т.А. Ткаченко и др. Весь наглядный материал был разделён на блоки в соответствии с темой работы: «Осень», «Зима», «Весна». Был составлен тематический план занятий. Примеры дидактического материала картинки для развития монологической речи представлены (приложение Д).
Работа с детьми по развитию связной речи проводилась в ходе образовательной деятельности, а также и в повседневной совместной деятельности детей. Дидактические игры, задания по картинкам, а также изготовленные детьми поделки, отражающие сезонные изменения в природе, использовались в разных формах: фронтально, в подгруппах, индивидуально. В зависимости от необходимости в процессе обучения применялись: предметные, ситуативные, парные и сюжетные картинки; опорные графические схемы, использовалось ИКТ (слайды презентации, озвученные слайды). Приведены примеры технологических карт занятий с использованием картинок и поделок (приложение Е).
Также с детьми проводились беседы по теме «Времена года» с целью обогащения их представлений о смене времён года и сезонных изменениях в природе и расширения словарного запаса, использовалось художественное слово, музыкальные произведения о временах года.
Полноценное развитие связной монологической речи дошкольников невозможно без взаимодействия дошкольной организации и семьи. Для родителей проводились консультации, родительские собрания, круглые столы и тренинги по проблеме развития связной речи детей, примеры заданий и игр по картинкам размещались на стенде и в папках-передвижках.
На заключительном этапе реализации работы «Времена года» для оценки эффективности практической работы в марте 2020 года было проведено повторное исследование уровня развития связной монологической речи детей - участников исследования по тем же диагностическим методикам. По итогам диагностики на конец эксперимента можно сделать вывод, что после проведения практической работы наблюдается положительная динамика, количество детей с высоким и средним уровнем развития связной монологической речи увеличилось.
Количество детей, показавших высокий уровень развития связной монологической речи, увеличилось на 10% по сравнению с диагностикой на начало эксперимента (в проведенной диагностике на начало эксперимента было 4 ребёнка - 20%, на конец эксперимента 6 детей - 30%). Также выросло количество детей, показавших средний уровень развития связной монологической речи (в проведенной диагностике на начало эксперимента было 9 детей - 45%, на конец эксперимента 10 детей - 50%). В то же время количество детей, показавших низкий уровень развития связной монологической речи, уменьшилось на 15% (в проведенной диагностике на начало эксперимента было 6 детей - 35%, на конец эксперимента только 4 ребёнка - 20%).
В результате проведенной нами работы с использованием картинок наблюдается положительная динамика детей в выполнении заданий по развитию связной монологической речи. Большинство старших дошкольников научилось строить свои высказывания логически правильно в соответствии с предложенной темой, эмоционально, выразительно и свободно рассказывать на предложенную тему.
У детей стал богаче словарный запас, они научились использовать образные выражения и определения в речи, стали допускать меньше ошибок при согласовании слов в предложении; научились использовать в речи распространённые предложения и предложения с осложнением, сложные предложения. Разумеется, работа по развитию связной монологической речи будет продолжаться и в дальнейшем, чтобы подготовить детей к школьному обучению.
Ожидаемые результаты работы по теме «Времена года» подтвердились: осуществлено развитие связной монологической речи старших дошкольников посредством использования картинок по теме: «Времена года»; у детей происходило формирование представлений о жизни природы в разные времена года; развивался познавательный интерес детей к сезонным изменениям в природе, жизни животных и растений; у детей происходило развитие мелкой моторики, фантазии, воображения при изготовлении поделок по теме работы, а также воспитание художественно-эстетического вкуса.
Таким образом, гипотеза о том, что развитие связной монологической речи старших дошкольников посредством использования картинок будет эффективнее если:
- картинки, используемые для развития связной речи, будут объединены одной темой;
- будут подобраны и использованы в работе разнообразные комплексы заданий по картинкам;
- в ходе работы с картинкой будет использоваться продуктивная деятельность детей, подтверждена. Цель работы достигнута, задачи выполнены.



1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 2015. 400 с.
2. Батяева С.В. Альбом по развитию речи для старших дошкольников. Москва: Гостехиздат, 2015. 96 с.
3. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Диагностика развития связной речи дошкольников. М.: Просвещение, 2015. 74 с.
4. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. 235 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей: курс лекций. М.: Просвещение, 2014. 288 с.
6. Волкова Н.В. Развитие монологической речи у детей: [Электронный ресурс]. URL://nsportal.ru. (дата обращения: 14. 10. 2019г.).
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах, т. 5 / под ред. Власовой Т.А. М.: Педагогика, 2015. 368 с.
8. Гарифулина Г.А. Формирование навыков связного высказывания. Инновационный педагогический проект. Старший дошкольный возраст. М.: Учитель, 2016. 547 c.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Питер, 2014. 458 с.
10. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (5-6 лет). Старшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 144 c.
11. Гербова В.В. Составление описательных рассказов. СПб.: Речь, 2016. 158 с.
12. Гербова В.В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок. М.: Просвещение, 2017. 312 с.
13. Глухов В.П., Ю.А. Труханова. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. М.: АРКТИ, 2014. 64 с.
14. Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателя. ФГОС. М.: Сфера, 2017.152 с.
15. Гризик Т.И. Говорим правильно. Беседуем и рассказываем. Пособие для детей 5-6 лет. М.: Просвещение, 2017. 549
16. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ, 2016.76 с.
17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2015.112с.
18. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь. М.: Высшая школа, 2014.139 с.
19. Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя. М.: Эксмо, 2016. 320 с.
20. Иванищина О.Н. Развитие связной речи детей. Старшая группа. Образовательные ситуации и занятия. М.: Учитель, 2015. 96 с.
21. Карпова С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников (6-7 лет). СПб.: Речь, 2015. 144 с.
22. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 2014. 128 с.
23. Лелюх Т.В., Сидорчук С.А. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. М.: АРКТИ, 2018. 40 с.
24. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и
педагогической психологии. М.: Высшая школа, 2015.314 с.
25. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника //
Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2015. 274 с.
26. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Высшая школа, 2014. 289 с.
Т1. Нищева Н.В. Обучение дошкольников рассказыванию по картине: методические рекомендации. М.: Гном и Д, 2017. 87 с.
28. Овсянникова С.А. Изучение связной монологической речи у детей
дошкольного возраста //Специальное образование. 2015. № 1 с. 225-228.
29. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой M.A. М.: Мозаика-синтез, 2014. 304 с.
30. Придворова В.С. Рассказывание по игрушке: [Электронный ресурс]. URL: http://doshvozrast.ru. (дата обращения: 24.11.2019).
31. Речевые игры и упражнения для дошкольников /под ред. Ушаковой O.C. М.: Сфера, 2016.240 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. В 2 т. М.: Высшая школа, 2015. 469 с.
33. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации.М.: ТЦ Сфера, 2016. 116 с.
34. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками. М.: Просвещение, 2015.124 с.
35. Тамбовцева - Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: ВЛАДОС, 2016. 203 с.
36. Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет/ авт.-сост. Л.М. Граб Волгоград: Учитель, 2016.136 с.
31. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / ред. Сохина Ф.А. М.:
Просвещение, 2015. 159 с.
38. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб.: Речь, 2014. 110 с.
39. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. М.: Литера, 2015. 84 с.
40. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи. М.: Эксмо, 2014.134 с.
41. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2016. 267с.
42. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи и творчества
дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. М.: Сфера, 2015. 168с.
43. Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. М.: Логос, 2014. 240 с.
44. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования/ [Электронный ресурс]. URL: https: www.konsultant.ru(дата обращения: 11. 10. 2019).
45. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2015. 223 с.
46. Шадрина Л.Г. Развитие связной описательной речи у детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 2. С. 43-47.
47. Шабунина Е.А. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2019. №2. С. 26¬30. [Электронный ресурс]. URL: moluch.ru/(дата обращения: 24.11.2019г.)
48. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 2015. 174 с.
49. Шушляева К.Н. Использование картин в детском саду как средства
развития связной речи детей // Народное образование. Педагогика. 2016. №
27. С. 42-46.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до семи лет. М.: Академия, 2015. 352 c.
51. Эльконин Д.Б. Развитие речи детей в дошкольном возрасте. М.: Педагогика, 2016. 234 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ