Информационные технологии прочно вошли в жизнь современного человека. Смартфоны, ноутбуки, планшеты - без этих гаджетов трудно представить современных старшеклассников. Необходимую информацию подростки в основном черпают в социальных сетях. Безусловно, данный фактор учитывается современной педагогической наукой. Использование ИКТ при изучении школьных предметов одно из требований новых ФГОС. Но противоречие заключается в том, что цифровизация практически не затрагивает предметы эстетического цикла. В этом можно убедиться, изучив существующие методики преподавания изобразительного искусства. Конечно, отдельные элементы компьютеризации присутствуют при закреплении изучаемого материала, но об ИКТ при изучении нового материала данных нет. А между тем в преподавании изобразительного искусства выделяется следующая проблема: дети в недостаточной мере осваивают выразительные средства оформительского искусства при использовании существующих методик. Объяснительно-иллюстративный метод не вызывает познавательного интереса у обучащихся. Новизна данной работы заключается в том, что автор предлагает методику освоения выразительных средств оформительского искусства с использованием ИКТ, что соответствует как требованиям ФГОС, так и интересам современных подростков.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать на практике программу занятий, направленную на освоение выразительных средств оформительского искусства старшими подростками посредством создания дизайн-проекта сайта
Объект исследования: процесс освоения выразительных средств оформительского искусства старшими подростками посредством создания дизайн-проекта сайта.
Предмет исследования: дизайн-проекта сайта как средство освоения выразительных средств оформительского искусства старшими подростками.
Гипотеза исследования: освоение выразительных средств
оформительского искусства, будет эффективно, если средством для этого будет создание дизайн-проект сайта. Должна реализоваться следующая совокупность организационно-педагогических условий:
• в содержание процесса обучения старших подростков будут включены теоретические и практические занятий по освоению выразительных средств оформительского искусства;
• Освоение выразительных средств происходит в условиях разработанной образовательно-развивающей программе на занятиях по изобразительному искусству;
• форма работы - индивидуально-групповая, учащиеся между собой взаимодействуют, советуются. Форма занятий - творческая мастерская.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Проанализировать сущность понятий «оформительское искусство», «выразительные средства оформительского искусства» и его виды в специальной литературе.
2. Определить особенности освоения старшими подростками теоретических и практических основ оформительского искусства.
3. Исследовать дизайн-проект сайта как средство освоения выразительных средств оформительского искусства старшими подростками.
3. Определить актуальный уровень освоения выразительных средствах оформительского искусства у старших подростков.
4. Разработать серию занятий и методические рекомендации к ним для повышения уровня освоения выразительных средств оформительского искусства.
5. Проследить динамику изменения уровня освоения выразительных средств оформительского искусства до и после формирующего эксперимента.
Методы исследования: общенаучные методы, анализ психологопедагогической литературы, тестирование, педагогический эксперимент .
База исследования: МБОУ СШ «Школа № 6» г. Ачинск. В качестве экспериментальной группы был выбран 8 «Б» и 8 «А» класс школы, в составе 15 человек. Возраст обучающихся 13-15 лет.
В данной работе рассматриваются теоретические основы освоения выразительных средств оформительского искусства, описывается констатирующий и контрольный эксперименты, а также представлена разработка и проведение формирующего эксперимента.
В диссертации приведено теоретическое обоснование выразительных средств оформительского искусства, рассмотрена сущность и содержание понятия «оформительское искусство», а также особенности его освоения старшим подростком, описана разработка проект-дизайна сайта как способа освоения выразительных средств. Результаты работы расширяют научные знания о предмете исследования, а именно, определен диагностический инструмент исследования, разработаны педагогические технологии, выбраны методики, способы их реализации в процессе экспериментальной работы и доказана их результативность. В соответствии с целями и задачами проведенного исследования, можно сделать следующие выводы по его результатам.
Освоение выразительных средств оформительского искусства относится к разделам школьной программы. При изучении выразительных средств расширяются умения и навыки работы в области искусства.
На сегодняшний день подход к изучаемому материалу традиционный, не привлекающий современного школьника. Нами был разработан подход освоения через дизайн-проект сайта, что заинтересовало старшего подростка. В ходе занятий были использованы различные подходы.
Были предложены критерии освоения выразительных средств:
1 критерий - умение пользоваться знаниями о цветовой гармонии.
2 критерий - умение применять гарнитуру шрифта в соответствии с поставленной задачей.
3 критерий - умение использовать знания о пропорциях и масштабе элементов композиции в самостоятельной творческой работе
В соответствии с целью и задачами исследования было выявлено, что в экспериментальной группе, где обучение велось по экспериментальной программе, к концу эксперимента старшие подростки показали более высокий уровень по общему показателю освоение выразительных средств. У подростков из экспериментальной группы увеличился уровень владения таких навыков как знание о цветовой гармонии и цвете, применения гарнитуры шрифта, работа с масштабами и пропорциями. Положительные результаты, полученные в ходе исследования, позволяют считать результативным проведенное исследование, задачи выполнены, получены новые знания об исследуемом процессе, которые отражены в новизне, теоретической и практической значимости исследования и соответственно доказана гипотеза исследования.
1. Береснева Н.И. Оформительское искусство // М: Издательство «БЕК» - 2016, с.521;
2. Блаченов Р.М. Современное состояние дизайна и искусства // М: Издательство «БЕК» - 2014, с.511;
3. Вильямс Р. Дизайн для недизайнеров /Пер с англ. В. Овчинников. - М.: Символ-Плюс, 2008. - 192с.
4. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. - М.: Европа, 2011. - 320с.
5. Ерахтин Ф.В. Постмодернизм в реальном мире // Умы философии, М: Просвещение, 2013, с.605;
6. Калаян А.Э. Искусство в современном мире // Философия и наука, М: 2015, №5, с.568;
7. Левинас Э. Оформительское искусство // ДизайнИко, М: 2015, с.399.
8. Кочегаров Б.Е. Промышленный дизайн. Учебное пособие/ Б.Е. Кочегаров - В.: Владивосток ДВГТУ, 2006. - 297 с.
9. Кулеева Л.М. Основы дизайна/ Л.М. Кулеева, С.М. Михайлов - М.: 2013, 240 с.
10. Курушин В.Д. Графический дизайн и реклама/ В. Д. Курушин 2008. - 290 с.
11. Лесняк В. Графический дизайн (основы профессии)/ В. Лесняк - М.: Индекс-Маркет, 2011. - 301 с.
12. Лобзин Ю.А. Программа элективного курса "Графический дизайн"/ Ю.А. Лобзин - М.: Русское слово, 2010. - 232 с.
13. Лобзин Ю.А. Графический дизайн/ Ю.А. Лобзин, В.Г. Рожавский - М.: Рус. слово, 2008. - 203 с.
14. Михайлов С.М. История дизайна/ С.М. Михайлов - М.: Союз
дизайнеров России, 2006. - 393 с.
15. Ньюарк К. Что такое графический дизайн?/ К. Ньюарк - М.: АСТ, 2005.
- 197 с.