Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №166174

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы освоения приемов городецкой росписи младшими школьниками на внеурочных занятиях 6
1.1. Содержание понятий «городецкая роспись», «приемы городецкой
росписи», «освоение приемов городецкой росписи» 6
1.2. Методики освоения приемов городецкой росписи 16
1.3. Внеурочные занятия как средства освоения приемов городецкой
росписи младшими школьниками 24
Выводы по первой главе 31
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по определению актуального уровня освоения приемов городецкой росписи младшими школьниками на
внеурочных занятиях 33
2.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента, направленного на определение актуального уровня освоенности приемов
городецкой росписи младшими школьниками на внеурочных
занятиях 33
2.2. Серия занятий, направленная на освоение приемов городецкой
росписи младшими школьниками на внеурочных занятиях 39
2.3. Методические рекомендации к серии занятий, направленных на освоение приемов городецкой росписи младшими школьниками на
внеурочных занятиях 50
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Список используемой литературы 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Главная задача, стоящая сегодня перед современной образовательной школой, — воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. Народные художественные промыслы, являясь неотъемлемой частью отечественной культуры, воплощают в себе многовековой опыт художественного восприятия мира, сохранение лучших традиций и самобытность русского народа. На протяжении всей истории воспитания и обучения, знакомство с народными художественными промыслами выступало действенным средством формирования духовной культуры, эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения.
В педагогических исследованиях Н.Н. Алексахина, П.П. Блонского, Н.П. Сакулиной, Р.Н. Смирновой и др. народные промыслы рассматриваются как средство эстетического и профессионального становления, формирования художественной культуры, разностороннего развития школьников, подготовки старших подростков к основам творческого труда, развития творческих способностей, развития творческой активности, художественно — эстетического воспитания детей.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, внеурочная деятельность должна обеспечивать рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащать формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности с учетом использования разнообразных организационных форм и индивидуальных особенностей каждого обучающегося [43].
Общеобразовательная школа призвана приобщить детей к художественным традициям декоративно-прикладного искусства как части духовной культуры, таким образом способствовать сохранению народных традиций. Но проблема заключается в том, что в школе слишком мало времени уделяют подобным предметам, а ведь благодаря занятиям декоративно-прикладным искусством учащиеся могут познакомиться с народным творчеством, с представлениями наших предков о мире, изучить историю родного края.
Очень важно прививать любовь к декоративно-прикладному искусству еще в младшем школьном возрасте, ведь именно в это время учащийся стоит на пороге новой деятельности — учебной, и важно, чтобы данный предмет был рядом в этот период, так как народное искусство близко к мировосприятию детей. Оно доступно, понятно и успешно способствует их эстетическому развитию, помогает развивать нестандартное мышление, учит усидчивости, контролю, терпению. Эти качества необходимы для становления личности ребенка и полноценного его развития.
Актуальность данной темы обусловлена прежде всего необходимостью сохранения традиций народных художественных промыслов, обеспечения преемственности поколений, формирования художественного вкуса и эстетических чувств учащихся через знакомство с городецкой росписью, а также формирования патриотических чувств в сфере культурного и духовного становления личности младшего школьника.
Все вышесказанное, а также значимость и актуальность проблемы обучения младших школьников народным художественным промыслам определили тему нашего исследования.
Цель исследования: разработать серию занятий и методические рекомендации к ним, направленные на освоение приемов городецкой росписи младшими школьниками на внеурочных занятиях.
Объект исследования: процесс освоения приемов городецкой росписи младшими школьниками на внеурочных занятиях.
Предмет исследования: внеурочные занятия как средство освоения приемов городецкой росписи младшими школьниками.
Гипотеза: освоение приемов городецкой росписи младшими
школьниками будет эффективным, если совмещать обучение каноническим приемам росписи с их отработкой и закреплением в творческих заданиях.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю городецкой росписи.
2. Проанализировать особенности изучения городецкой росписи в программах ИЗО начальных классов в общеобразовательных школах.
3. Изучить особенности приемов городецкой росписи младшими школьниками.
4. Определить актуальный уровень освоения приемами городецкой росписи у младших школьников.
5. Составить серию занятий и методических рекомендаций к ним, направленных на освоение приемов городецкой росписи младшими школьниками на внеурочных занятиях.
Методы исследования: теоретический анализ специальной литературы, праксиметрический метод.
Экспериментальная база исследования: экспериментальную группу составили обучающиеся Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Бирюсинской средней общеобразовательной школы 3-4 класса в количестве 12 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Городецкий промысел — явление яркое, солнечное в народном искусстве и привлекает интерес детей, поэтому есть возможность использовать его в работе со школьниками. Мы поставили цель выявить и апробировать эффективные методы и приемы, способствующие освоению приемов городецкой росписи.
Для достижения цели была изучена и проанализирована научная и методическая литература по данной теме. На основе изученной литературы мы предлагаем серию занятий внеурочной деятельности для освоения сложных приемов городецкой росписи. Главной целью программы является формирование знаний, умений, а главное, навыков городецкой росписи и закрепление их в процессе практических занятий; формирование художественного вкуса, общей эстетической культуры. Именно в данной программе апробируются эффективные методы и приемы формирования навыков кистевой росписи. Городецкая живопись развивает в детях смелую, свободную манеру работы, раскрывает красоту и обаяние, учит видеть мир разнообразным и объединяет прошлое и настоящее. Дети любуются звонкими сочетаниями красок, забавными сюжетами сцен из жизни провинциального города. Изящные кони, сказочные птицы вызывают у них восхищение, будят воображение, учат видеть необычное в окружающем мире, дорожить традициями своей семьи, школы, своего народа.
При проведении экспериментальной работы гипотеза подтвердилась. Действительно, процесс освоения приемов городецкой росписи будет эффективным при наличии серии занятий и использовании в ней эффективных методов и приемов формирования навыков кистевой росписи.
Мы считаем, что цель дипломной работы достигнута, задачи выполнены. Программу можно использовать в начальной школе студентам и молодым учителям. На данном этапе развития человечества утрачивается значение народных промыслов, и дети должны знать известную
«городецкую роспись», мастеров, которые возрождали промысел и давали
54
толчок для его дальнейшего развития, должны гордиться и сохранять живое наследие народа как часть современной жизни и предмет специального изучения.


1. Абдулова, Ж.Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника / Ж.Н. Абдулова // Наука и современность. - 2013 - № 25 - 1. - С. 68 - 72.
2. Аверина, В.И. Городецкая резьба и роспись / В.И. Аверина. - Н. Новгород, 2000. - 136 с.
3. Алексахин, Н.Н. Художественные промыслы России. Народное образование, НИИ школьных технологий: учебное пособие / Н.Н. Алексахин. М.:, 2005. - 176 с.
4. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Д.Б. Богоявленская. - М.: Центр Академия, 2002. - 320 с.
5. Брыкина, Е.К. Декоративно прикладное искусство - детям / Е.К. Брыкина - М.: РПА, 2002. -147 с.
6. Василенко, В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ вв. / В.М. Василенко. - М., 1974. - С. 234 - 240.
7. Величко, Н. Роспись: Техники. Приемы. Изделия / Н. Величко. - М.: Аст - пресс, 1999. - 176 с.
8. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 2009. - 144с.
9. Волков / И.П. Волков. - М.: Просвещение, 1982. - 144 с.
10. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В.А. Г орского. - 2- е - изд. - М.: Просвещение, 2011. - 111с.
11. Дорожин, Ю. Г. Городецкая роспись: основы народного искусства для занятий с детьми 7 - 9 лет / Ю.Г. Дорожин. - М.: Мозаика - Синтез, 2007. - 24 с.
12. Дробот, А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 222 -229.
13. Емельянова, Т.И. «Городецкая роспись на прялках. Мотивы и художественные приемы» / Т.И. Емельянова. - Издательство - «Мозайка-синтез 2011. - 124 с.
14. Жданова, Л. У. Методика обучения младших школьников городецкой росписи / Л.У.Жданова, А.А. Абрарова, Л.Р. Кульгарина. - М.: -2014. - С. 165 - 167.
15. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. - 334 с....57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ