Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСВОЕНИЕ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИСКУССТВА НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №166173

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы127
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы освоения русского православного искусства на внеурочных занятиях в начальной школе
1.1. Сущность понятий «русское православное искусство», «храм», «икона»,
«освоение русского православного искусства» 6
1.2. Методы изучения русского православного искусства в начальной школе 14
1.3. Особенности внеурочных занятий как способа освоения русского
православного искусства в начальной школе 22
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 31
Глава 2. Экспериментальная работа по определению уровня знаний младших школьников о русском православном искусстве на внеурочных занятиях
2.1. Содержание, организация и проведение констатирующего эксперимента,
направленного на выявление актуального уровня знаний о русском православном искусстве на внеурочных занятиях в начальной школе 32
2.2. Серия занятий, направленная на освоение младшими школьниками
русского православного искусства на внеурочных занятиях 49
2.3. Методические рекомендации к серии занятий, направленных на освоение
младшими школьниками русского православного искусства на внеурочных занятиях 115
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
БИБЛИОГРАФИЯ 122
ПРИЛОЖЕНИЯ 126

Актуальность изучения русского православного искусства в начальной школе обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в процессе интеграции знаний о духовно­нравственной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений. Данный процесс получил широкое
распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно­нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.
Изучение русского православного искусства в младшей школе способствует формированию у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы - задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры и искусства.
Приобщение детей к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина. На современном этапе культурного развития в России всё больше уделяется внимания духовно - нравственному развитию личности человека.
Актуальность данной работы заключается в необходимости освоения младшими школьниками российского культурного наследия - русского православного искусства как его неотъемлемой части для успешной социализации и инкультурации.
Цель данной работы: определить актуальный уровень знаний младших школьников о русском православном искусстве; составить программу занятий и методические рекомендации к ним по освоению русского православного искусства на внеурочных занятиях в начальной школе.
Объект исследования: процесс освоения русского православного искусства на внеурочных занятиях в начальной школе.
Предмет исследования: внеурочные занятия в начальной школе как средства освоения русского православного искусства (храмовой архитектуры и иконописи).
Гипотеза исследования: предполагается, что внеурочные занятия будут способствовать результативному освоению русского православного искусства, если они будут организованы в виде эвристических бесед, направленных на выстраивание диалога, побуждающего младших школьников к самостоятельным размышлениям о значении храмов и икон в российской культуре.
Исходя из поставленной цели исследования нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную научную литературу по теме исследования.
2. Выяснить сущность понятий «русское православное искусство», «храм», «икона», «освоение русского православного искусства».
3. Проанализировать методы освоения русского православного искусства в начальной школе.
4. Выявить особенности внеурочных занятий в начальной школе.
5. Организовать и провести экспериментальную работу по выявлению актуального уровня знаний о русском православном искусстве в начальной школе.
6. Разработать комплекс занятий и методические рекомендации к ним, направленные на освоение русского православного искусства.
В работе были применены следующие методы исследования: анализ, тестирование, эксперимент, методы количественного и качественного анализа, методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: экспериментальную группу составили обучающиеся МКОУ Унерской СОШ 4 класса в количестве 11 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования являлось: определить актуальный уровень знаний о русском православном искусстве на внеурочных занятиях в начальной школе; разработать комплекс занятий, направленных на освоение русского православного искусства на внеурочных занятиях в начальной школе.
Нами была изучена и проанализирована научная литература по теме исследования. Мы выяснили сущность понятий «русское православное искусство», «храм», «икона», «освоение русского православного искусства». Рабочими для нашего исследования понятиями стали:
Русское православное искусство - это произведения искусства, которые используются в религиозном культе, а также имеют ценность как образцы культурного наследия России, которое необходимо актуализировать для будущих поколений;
Храм - это архитектурное сооружение, предназначенное для проведения богослужения, и выполняющее культурные функции, такие как мемориальная, музейная, социально-репрезентативное и другие;
Икона - произведение иконописи, изображающее лиц или события библейской истории, имеющее стилистические и технологические особенности.
Так же мы выявили особенности внеурочных занятий в начальной школе: основным преимуществом внеурочной деятельности является
предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; внеурочная деятельность не ограничена строгими временными рамками; внеурочная деятельность, строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей; практическая значимость полученных знаний и умений.
Мы проанализировали формы изучения русского православного искусства в начальной школе. Это такие формы как: лекции, читательские конференции, диспуты, рассказы, беседы, походы, экскурсии, конкурсы, кружки, трудовые дела и т.п.);
Была проведена экспериментальная работа по выявлению актуального уровня знаний о русском православном искусстве в начальной школе. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что уровень знаний о русском православном искусстве учащихся 4-х класса характеризуется невысокими показателями.
Таким образом, эксперимент подтвердил актуальность нашего исследования и показал, что уровень знаний о русском православном искусстве в начальной школе находится на низком уровне.
Нами был разработан формирующий эксперимент, который включал в себя комплекс занятий. Мы предполагаем, что комплекс занятий будет способствовать формированию знаний о русском православном искусстве у младших школьников. Занятия представлены в форме уроков-бесед, где рассматриваются: исторические сведения о русском православном искусстве; что такое икона; изобразительные особенности икон; что такое храм; внутреннее и внешнее устройство храма.
Возможные направления развития данной проблемы мы видим в поиске более эффективных путей духовно-нравственного воспитания средствами русского православного искусства и стимулирования познавательного интереса младших школьников в этом процессе, в детальной разработке методов и приемов внеурочной работы, в изучении и обобщении опыта других педагогов по данной проблеме.


1. Алексеев С.В. Энциклопедия православной иконы.- М., 2017.­288 с.
2. Алленов М.М. История русского искусства. Русское искусство XVIII - XX века : Т.2.- М., 2008.-504 с.
3. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись.- М., 2013.-324 с.
4. Амонашвили Ш.А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса.- Минск, 1990.-427 с.
5. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи.- М., 1993.-223 с.
6. Басов Д.Е., Басов С.Е. Иконы в храме и в вашем доме.- М., 2001.­274 с.
7. Бородина А.В. Основы православной культуры: Культура и творчество в школе. Программа воспитания и обучения детей школьного возраста.- М., 2007.-190 с.
8. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-
справочник.- М., 2010.-280 с.
9. Булгаков С.Н. Православие.- Киев, 1991.-480 с.
10. Велижанина Н.Г. О своеобразии иконописи Западной Сибири// Сибирская икона.- Омск, 1999.-194 с.
11. Володина Н.В. Памятники культурного искусства как духовная ценность секулярного общества (на примере русской православной иконы). - М., 1998.-297 с.
12. Грабарь И.Э. История русского искусства.- М., 2010.-208 с.
13. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М., 2009.-439 с.
14. Дунаев М.М. Своеобразие русской иконописи.- М., 1997.- 205 с.
15. Исакова Т.Г. Духовная культура личности и ее формирование в философско-педагогическом аспекте.- М., 1997.-213 с....52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ