Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ РУССКОГО
МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К. ОРФА 12
1.1. Сущность и содержание понятия «русский музыкальный фольклор». 12
1.2. Особенности освоения русского музыкального фольклора младшими
школьниками 21
1.3. Музыкально-педагогическая система К.Орфа как способ освоения
русского музыкального фольклора младшими школьниками 33
Выводы по главе 1 53
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К. ОРФА 56
2.1. Содержание и организация экспериментальной работы, направленной на
выявление актуального уровня знаний, умений и навыков импровизации в исполнении произведений русского музыкального фольклора младшими школьниками 56
2.2. Программа «Жаворонушки» с применением музыкально-педагогической
системы К.Орфа и методические рекомендации к ней, направленная на освоение русского музыкального фольклора младшими школьниками 70
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по освоению русского музыкального фольклора младшими школьниками с использованием
музыкально-педагогической системы К. Орфа 80
Выводы по главе 2 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 106
В современной социокультурной ситуации особенно остро стоит вопрос о разумном преобладании духовно-нравственного начала в развитии детей над накоплением ими всевозможной информации. Происходящие в обществе культурно-исторические процессы настоятельно требуют переосмысления духовно-ценностных ориентиров личности школьника. В Законе Российской Федерации «Об образовании» акцентируется внимание на выявлении личностных смыслов в изучаемом материале на основе общечеловеческих и национальных ценностей и передаче молодому поколению лучших традиций. Особое значение в данной ситуации приобретает интенсивный поиск путей освоения народной культуры, традиционно включающей в себя воспитание подрастающего поколения. Это непосредственно относится и к музыкальному воспитанию детей. Народная педагогика во многом опирается на народное творчество. В этой сфере особая роль принадлежит музыкальному фольклору, который способствует духовно-нравственному, мировоззренческому, эстетическому, музыкальнотворческому развитию личности; воспитанию уважения к истории своего народа, открытости для восприятия других культур.
Сегодняшние дети не знают и не проявляют интереса к русскому устному словесному творчеству, к праздникам народного календаря, не умеют играть в традиционные игры, не знакомы с героями русских сказок, с образами и символами русского фольклорного театра. Большинство детей не может отличить русской народный костюм, не знаком с традиционными музыкальными инструментами, народными песнями и танцами. Нарушение трансляции народной художественной культуры не могло не отразиться на духовном состоянии современного общества. Многие этно-педагоги
стремятся найти сегодня новые формы и методы работы, способствующие успешному образовательному процессу детей в области освоения знаний русского музыкального фольклора.
Проблемой освоения русского музыкального фольклора занимались многие ученые. Среди них русский фольклорист, этнолог, языковед Г.С. Виноградов, который провел огромное научное исследование по этнографии русских старожилов из Сибири, по русской детской этнографии и фольклору. Первые попытки классификации детского фольклора были предприняты только вначале ХХ века профессором Московского педагогического института им. Герцена О.И. Капица. Неоценимый вклад в описании русского музыкального фольклора внесли труды М.Н. Мельникова. В своих трудах он подробно рассказывает о непосредственной связи фольклора с народной педагогикой, об истории его изучения и бытования. К современным исследователям изучения русского музыкального фольклора можно отнести работы известного собирателя произведений народного творчества, фольклориста-музыковеда, писателя, члена Союза композиторов России Науменко Георгия Марковича. Он является автором более ста книг, изданных в период с 1974 по настоящее время тиражом более семи миллионов. Большой вклад в изучении сибирского музыкального фольклора внесли С. В. Калинина, заведующая отделом народного творчества ГЦНТ, кандидат филологических наук, фольклорист, Новоселова Н.А., кандидат филологических наук, преподаватель КГПУ им. В.П. Астафьева.
Другой важной проблемой следует признать интеллектуально - аналитический уклон в музыкальном обучении и воспитании, который заслонил непосредственно-эмоциональное, действенное, практическое общение с музыкой. При таком подходе исчезает чувственное отражение мира в музыке, сам факт творчества, образной трансформации впечатлений, индивидуальность взгляда на мир. На сегодняшний момент подход к освоению русского музыкального фольклора младшим школьным возрастом носит весьма хаотичный порядок. Лишь малая часть устного словесного творчества представлена в учебниках школьной программы в форме пословиц, поговорок, скороговорок и сказок и дает весьма скудные представления о русском музыкальном фольклоре, как богатейшем наследии. Кроме того, такой способ подачи материала имеет ряд существенных недостатков:
• материал скучен и не интересен младшему школьному возрасту;
• дети не включены в действие, так как форма подачи не предполагает включенности;
• дети не имеют возможности получить знания об играх, праздниках и традициях;
• репертуар школьной программы по музыке весьма скуден и популяризирован;
• материал по русскому музыкальному фольклору не характеризуется целостностью, системностью и комплексностью изучения;
-отсутствует взаимодействие педагога, как наставника, и обучающегося;
Одним из способов освоения русского музыкального фольклора мог бы стать орф-подход (музыкально-педагогическая концепция К.Орфа), в котором воплощен комплексный дедпельностный подход. «Компле'ксный подход стал одним из важнейших устремлений современного детского музыкального воспитания во многих странах мира. Одновременное изучение языка различных искусств как семантического пространства, в котором отражается реальный мир, помогает детям познать его в чувственном и смысловом многообразии» (Т.Э. Тютюнникова). Движение, речь, музыка, театр - это средства педагогики К. Орфа, которые, используя комплексно, можно применить для освоения русского музыкального фольклора младшим школьным возрастом. В основе концепции лежит идея личностно ориентированного импровизационно-творческого музыкального обучения. В ней сделан акцент не на конструктивно-технологических, а на художественно- творческих заданиях, способствующих пробуждению и развитию музыкальных способностей. Концепция Карла Орфа обладает содержательной целостностью, все компоненты которой (речь, движение и музыка) взаимообусловлены. Изучением музыкально-педагогической системы К.Орфа и возможностью ее применения занимались такие ученые как: Д. Гудкин; Т.Э.
Тютюнникова; Боровик Т.А.; Виноградов Л.Д.; Жилин В.; Келлер В.; Л.А. Баренбойм; Леонтьева О.Л.
Анализ научно-теоретических публикаций и педагогической практики в области освоения русского музыкального фольклора детей младшего школьного возраста показал, что к настоящему моменту сложилось явное противоречие между:
• объективной потребностью в освоении русского музыкального фольклора младшим школьным возрастом и отсутствием комплексного подхода к его изучению.
• потребностью в научном осмыслении значимости и необходимости освоения русского музыкального фольклора и недостаточной теоретической и практической разработанностью этой проблемы;
• необходимостью внедрения новых подходов, методик и их отсутствием.
Осмысление этих противоречий позволило сформулировать контуры научной проблемы исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос: будет ли музыкально-педагогическая система К. Орфа
способствовать освоению русского музыкального фольклора младшим школьным возрастом.
Мы основываемся на предположении, что предложенная программа «Жаворонушки», разработанная с использованием музыкальнопедагогической системы К. Орфа будет способствовать более эффективному освоению русского музыкального фольклора при соблюдении методических рекомендаций и с учетом специфики младшего школьного возраста, основываясь на комплексном подходе.
Это определило тему исследования: «Освоение русского музыкального фольклора младшими школьниками с использованием музыкальнопедагогической системы К. Орфа».
Объект исследования: освоение русского музыкального фольклора младшими школьниками.
Предмет исследования: музыкально-педагогическая система К. Орфа как средство освоения русского музыкального фольклора младшими школьниками.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность музыкально-педагогической системы К. Орфа как средства освоения русского музыкального фольклора младшими школьниками.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой освоение русского музыкального фольклора младшими школьниками с использованием музыкально-педагогической системы К.Орфа может быть эффективным при следующих условиях:
- применение активных форм слушания произведений русского музыкального фольклора (пение, игра на детских музыкальных инструментах как творческое музицирование, речевые упражнения и движение);
• формирования у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу русского музыкального фольклора;
• коллективно-распределительный характер импровизации, позволяющий принимать в ней участие каждому;
В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1.Определить сущность и содержание понятия «русский музыкальный фольклор».
2. Изучить особенности освоения русского музыкального фольклора младшими школьниками.
3. Описать музыкально-педагогическую систему К.Орфа как средства освоения русского музыкального фольклора младшими школьниками.
4. Организовать и провести эксперимент, направленный на выявление актуального уровня знаний, умений и навыков импровизации в исполнении русского музыкального фольклора младшими школьниками.
5. Разработать и апробировать программу с применением музыкальнопедагогической системы К.Орфа и методические рекомендации к ней, направленную на освоение русского музыкального фольклора младшими школьниками.
6. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
В работе были применены следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы;
2. Тестирование, опросный метод, метод беседы и наблюдения, методы музыкальной педагогики.
3. Методы математической статистики;
Экспериментальная база исследования: МБУК «Емельяновский РДК», филиал Шуваевский СДК. Экспериментальную выборку составили два ансамбля народной песни: «Калинка» (экспериментальная группа) -12 человек и «Веретено» (контрольная группа) - 12 человек. Всего 24 участника художественной самодеятельности в возрасте 7-11 лет.
Научная новизна состоит в написании программы с применением орф- подхода по освоению русского музыкального фольклора младшими школьниками.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
• исследования по музыкальной и общей педагогике (Л. Баренбойм, М. Картавцева, М. Котляревская, Г. Шатковский; Ш Амонашвили, П. Блонский,
A. A. Леонтьев, Е. Ямбург;)
-исследования в области применения музыкально-педагогической системы К.Орфа (Д. Гудкин; Т.Э. Тютюнникова; Боровик Т.А.; Виноградов Л.Д.; Жилин В.; Келлер В.; Л.А. Баренбойм; Леонтьева О; )
• исследования в области музыковедения (Б. Асафьев, Р. Грубер, О. Леонтьева, Л. Мазель, В. Медушевский, Е. Назайкинский, Б. Яворский,
B. Холопова);
- исследования в области русского музыкального фольклора (Э. Алексеев, В. Гошовский, И. Земцовский, М.Н. Мельников, Г. Науменко, Г.С. Виноградов);
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей применения музыкальнопедагогической системы К.Орфа в освоении русского музыкального фольклора младшими школьниками.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке программы для работы с младшими школьниками по освоению русского музыкального фольклора с применением музыкальнопедагогической системы К.Орфа.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы освоения русского музыкального фольклора, сущность и содержание понятия «русский музыкальный фольклор», особенности освоения младшими школьниками, описана музыкально-педагогическая система К.Орфа как средство освоения русского музыкального фольклора младшими школьниками. Представлены теоретические выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению музыкально-педагогической системы К.Орфа в освоении русского музыкального фольклора младшими школьниками. Описана методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента. Организация и проведение формирующего эксперимента. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Выводы.
В заключении сформулированы основные результаты диссертации.
В приложениях собраны таблицы, содержащие данные по результатам исследования, результаты математической обработки данных, программа по освоению русского музыкального фольклора.
Работа апробирована на конференциях:
• региональная научно-практическая конференция «Современное начальное образование проблемы и перспективы развития» в рамках XIX международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», 2018 г.
• региональная научно-практическая конференция «Современное начальное образование проблемы и перспективы развития» в рамках XIX международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», 2019 г., диплом победителя конкурса на лучший доклад в номинации «Арт-технология в практике» секции «Искусство как средство развития личности».
• научно-исследовательский семинар «Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в арт-пространстве» в рамках психологопедагогических чтений памяти Л. В. Яблоковой «Современное психологопедагогическое образование», 2019 год. VII Международный научнообразовательный форум «Человек, семья и общество: история и перспективы развития».
По теме диссертации опубликованы три статьи, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы:
• Дмитриева Н. Ю., Тяглова О.А., Подходы орф-педагогики в реализации ФГОС ДО // материалы региональной научно-практической конференции «Современное начальное образование проблемы и перспективы развития» в рамка XIX международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», 2018 г. С. 122 - 125.
• Дмитриева Н. Ю., Тяглова О.А., Орф-подход в изучении русских фольклорных традиций младшими школьниками // материалы региональной научно-практической конференции «Современное начальное образование проблемы и перспективы развития» в рамка XIX международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», 2019 г. С. 97 - 99.
- Дмитриева Н. Ю., Тяглова О.А., Игровой фольклор как способ погружения младших школьников в традиционную русскую культуру материалы международных психолого-педагогических чтений памяти Л. В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование» в рамках VIII Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». 2019 г. С. 100 - 102.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Данная магистерская диссертация рассматривает в своем содержании теоретические основы освоения русского музыкального фольклора младшими школьниками, констатирующий и контрольный эксперименты, а также разработку формирующего эксперимента.
В диссертации представлено теоретическое обоснование значения русского музыкального фольклора, рассмотрена сущность и содержание понятия «русский музыкальный фольклор» а также особенности его освоения младшим школьным возрастом, теоретические основы музыкальнопедагогической системы К.Орфа, как способа освоения музыкального фольклора. Это позволило нам расширить научные знания о предмете исследования, а именно, определить диагностический инструмент исследования, обосновать, разработать педагогические технологии, выбрать методики, способы их реализации в процессе экспериментальной работы и доказать их результативность. В соответствии с целями и задачами проведенного исследования, можно сделать следующие выводы по его результатам.
Сохранение русских фольклорных традиций и сам фольклор относится к числу основных средств народной педагогики, поскольку это один из основных источников знаний о принципах воспитания, взаимодействия с живой и неживой природой, религиозно-мифологических основах;
На сегодняшний день в общем музыкальном образовании используется лишь незначительная часть того воспитательного потенциала, который присущ музыкальному фольклору. Специфические свойства народной музыки (синкретизм, бифункциональность, коллективность, вариативность, традиционность и др.) влекут за собой и особые методы её освоения;
Критериями освоения русского музыкального фольклора были предложены:
1. Знание произведений русского музыкального фольклора.
2. Умение исполнять произведения русского музыкального фольклора.
3. Владение импровизационными навыками в исполнении произведений русского музыкального фольклора.
Отличительной особенностью предполагаемой к освоению программы «Жаворонушки» является введение приемов музыкально-педагогической системы К.Орфа с целью более глубокого изучения народного творчества, а также применение комплексного подхода и систематизации детского фольклорного репертуара с опорой на региональный компонент с учетом возрастных особенностей младших школьников. Занятия по программе «Жаворонушки» с применением музыкально-педагогической системы К.Орфа нацелены не на конкретный результат «напоказ» - итоговый праздник, - образовательным пространством становится живой деятельный процесс сотворчества. Применение музыкально-педагогической системы К.Орфа всегда дает возможность каждому ребенку проявить себя, установить естественную связь музыки и движения, а импровизированное движение запускает и формирует сам механизм творческого восприятия музыки. Применение музыкально-педагогической системы К.Орфа помогает возвратить истоки различных культур детям и взрослым через активную деятельность и творчество, поскольку фольклор в различном его проявлении - это неотъемлемая часть жизни ребенка. Музыкальное занятие позволяет избежать откровенного манипулирования детьми и осуществить задуманное на основе творческого взаимодействия с ними.
Положительные результаты, полученные в ходе исследования, позволяют считать результативным проведенное исследование, задачи выполнены, получены новые знания об исследуемом процессе, которые отражены в новизне, теоретической и практической значимости исследования и соответственно доказана гипотеза исследования.
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2017. - 112с.
2. Авдошина М.И. Эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства (на материале музыкального и поэтического фольклора): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 1997. - 18с.
3. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Магистерская диссертация: на пути
становления профессионала в сфере образования: учебно
методическое пособие КГПУ им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2011.-244 с.
4. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 128с.
5. Асафьев Б. В. Русская народная песня и её место в школьном музыкальном воспитании и образовании // Музыкальная палитра - М.-Л.: Музыка, 2015. - С. 102-117.
6. Бабенко Л.С. Методы и приёмы развития интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста // Музыкальное воспитание в школе.-М.: Музыка, 2018. -Вып. 14. - С. 12-23.
7. Бабенко Л.С. Исследование интересов младших школьников к народной музыке // Вопросы теории и методики музыкального воспитания. - Минск, 2006.-С. 34-35.
8. Бакшаева Е.В. Методика создания альтернативных программ по предмету «Музыка» с учётом национально-региональных особенностей. Автореф. ... канд. пед. наук. -М., 2003. - 25с.
9. Балашова С.С. Изучение музыкального фольклора с учётом специфических противоречий учебного процесса. Дис канд. пед. наук. -М., 2011.-235 с.
10. Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. - М.: Музыка, 2018. - 304 с.
11. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Сост. Г.М.Науменко. -М.: Дет. лит., 2016. - 63с.
12. Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство,
2017. - 544с.
13. Бордюг Н.Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах: опыт реконструкции. - К Новгород, 2002. - 65с.
14. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических
исследований: учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений.- М.:
Издательский центр «Академия», 2008.-320 с.
15. Васильева В.В. Русская народная музыкальная педагогика в современной системе образования: Дис.... канд. пед. наук. - Мурманск, 2017....95