Условия формирования и диагностика развития позитивных лидерских качеств детей и подростков в условиях детского общественного объединения
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: АНО «Учебный социально-правовой центр» (г. Москва) .
Выборка: 30 человека.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ ..... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМЫ «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНЫХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ» ...8
1.1 Позитивные лидерские качества детей и подростков: сущность и специфика…8
1.2 Условия формирования и диагностики позитивных лидерских качеств детей и подростков 16
1.3 Роль детских общественных объединений в формировании и развитии позитивных лидерских качеств у детей и подростков …22
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ДИАГНОСТИКЕ ПОЗИТИВНЫХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ...28
2.1 Анализ опыта АНО «Учебный социально-правовой центр» по формированию и диагностике позитивных лидерских качеств детей и подростков.... 28
2.2 Эмпирическое исследование. Динамика развития позитивных лидерских качеств детей и подростков ………31
2.3 Практические рекомендации по совершенствованию условий формированию и диагностике позитивных лидерских качеств детей и подростков в условиях детского общественного объединения ………………. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..………...…… 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .…… 51
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 58
База исследования: АНО «Учебный социально-правовой центр» (г. Москва) .
Выборка: 30 человека.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ ..... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМЫ «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНЫХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ» ...8
1.1 Позитивные лидерские качества детей и подростков: сущность и специфика…8
1.2 Условия формирования и диагностики позитивных лидерских качеств детей и подростков 16
1.3 Роль детских общественных объединений в формировании и развитии позитивных лидерских качеств у детей и подростков …22
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ДИАГНОСТИКЕ ПОЗИТИВНЫХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ...28
2.1 Анализ опыта АНО «Учебный социально-правовой центр» по формированию и диагностике позитивных лидерских качеств детей и подростков.... 28
2.2 Эмпирическое исследование. Динамика развития позитивных лидерских качеств детей и подростков ………31
2.3 Практические рекомендации по совершенствованию условий формированию и диагностике позитивных лидерских качеств детей и подростков в условиях детского общественного объединения ………………. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………..………...…… 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .…… 51
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 58
Актуальность темы обусловлена тем, что формирование позитивных лидерских качеств у детей и подростков является важной задачей современного образования и социальной педагогики [1, 4].
Лидерские качества, такие как инициативность, ответственность, умение работать в команде, способность принимать решения и вдохновлять окружающих, становятся необходимыми в условиях стремительных изменений и высокой социальной мобильности.
Особое значение приобретает развитие этих качеств в рамках детских общественных объединений, поскольку такие объединения создают уникальную среду для формирования личности: дети учатся взаимодействовать друг с другом, не теряться при возникновении трудностей и успешно их преодолевать, ставить перед собой цели и задачи, а затем достигать их, а также развивают эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки, помогают выстроить четкую систему ценностей, овладеть основами «эмоциональной интеллекта», навыками управления стрессом и многими другими важными и нужными каждому потенциальному лидеру качествами.
Данные навыки (позитивные лидерские качества) в настоящее время актуальны и важны для каждого ребенка/подростка, т.к. именно их поколению в скором времени предстоит взять на себя ответственность за будущее нашей страны, занять руководящие должности, стать теми, кто будет двигать вперед экономику, науку, развитие общества в целом.
Все это, соответственно, требует быть инициативными, внимательными к деталям, настойчивыми, усердными и много других качеств, которые и формируют личность будущего лидера.
По этой причине современное образование, а также любая внеклассная, внешкольная и общественная деятельность выстраивается так, чтобы основной акцент был сделан именно на выявление и развитие у детей и подростков определенных личностных качеств, в т.ч. и позитивных лидерских качеств [11].
Именно они (качества) помогают формировать способность человека к самоанализу, умение влиять на других людей, вдохновлять и мотивировать их, быть примером и вести за собой.
Также лидерские качества подразумевают способность индивида четко понимать и отстаивать свою систему ценностей, идеалов и концепций. Чем более сильна способность к лидерству, тем сильнее развиты и эти аспекты.
Наряду с этим, лидер должен уметь и быть готов взять на себя руководство и уметь справляться в сложных, а иногда и критических ситуациях. Именно это качество отличает хорошего и грамотного руководителя [16].
Однако, подобные явления начинают происходить задолго до вступления во взрослую жизнь. В частности, именно в период детства и подросткового возраста закладываются и становятся актуальными все необходимые для будущего лидера качества и навыки.
Соответственно, наличие/отсутствие таковых, неразрывно связано со степенью сформированности и развития данных критериев [47].
Чтобы этот аспект был успешно реализован на практике, необходим систематический и комплексный подход к данной проблеме не только со стороны родителей, педагогов и психологов, но также руководителей, инструкторов, наставников и лидеров в рамках любого отдельно взятого общественного объединения, которые занимаются воспитанием и развитием детей и подростков.
В этом случае ключевая роль не только образовательных организаций, но также любых общественных объединений, имеющих непосредственное отношение к детям и подросткам, состоит в научении последних необходимым качествам, умению развивать и совершенствовать в себе лидерские качества, чтобы в будущем они смогли демонстрировать активную жизненную позицию и получить статус в обществе.
Именно поэтому правительство РФ поставило и продолжает ставить перед собой задачи по созданию и популяризации среди детей и подростков общественных объединений, в которых они получат теоретические знания и практические навыки, способствующие формированию и развитию позитивных лидерских качеств.
К наиболее крупным можно отнести:
- Российское движение детей и молодежи «Движение первых» [55];
- Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное «ЮНАРМИЯ» [59];
- Всероссийская скаутская ассоциация [56].
Общая психолого-педагогическая проблема состоит в том, в недостатке разработанных комплексных подходов к диагностике уровня сформированности позитивных лидерских качеств.
Это делает исследование условий формирования и методов диагностики позитивных лидерских качеств у детей и подростков в условиях детских общественных объединений особенно актуальным [3, 7].
Объектом исследования являются позитивные лидерские качества детей и подростков в условиях детских общественных объединений.
Предметом исследования являются условия формирования и диагностики позитивных лидерских качеств детей и подростков [48].
Цель исследования состоит в изучении условий формирования и диагностики позитивных лидерских качеств детей и подростков в детских общественных объединений и разработке практических рекомендаций по их совершенствованию.
База исследования: автономная некоммерческая организация социальной поддержки и защиты граждан «Учебный социально-правовой центр» (далее – АНО «Учебный социально-правовой центр»).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты «Формирование позитивных лидерских качеств детей и подростков в условиях детских общественных объединений».
2) Проанализировать опыт работы АНО «Учебный социально-правовой центр» по формированию и диагностике позитивных лидерских качеств детей и подростков.
3) Провести диагностику сформированности и развития позитивных лидерских качеств детей и подростков.
4) Разработать практические рекомендации по совершенствованию условий по формированию и диагностике позитивных лидерских качеств детей и подростков в условиях детских общественных объединений.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ, синтез, обобщение, классификация и систематизация научной, методической литературы, диссертационных исследований, периодических научных изданий, нормативных документов);
2) эмпирические (наблюдение, сравнение, беседа, опрос, анкетирование, описание).
Эмпирическую базу исследования составляет специализированная литература, научные издания и электронные ресурсы, относящиеся к теме исследования, тестовые и диагностические материалы, анкеты, а также специализированные тренинги и мастер-классы, как один из методов развития позитивных лидерских качеств.
Методики, примененные для исследования:
- тест Т. Лири «Диагностика межличностных отношений»;
- личностный опросник Г. Айзенка (определение уровня уверенности и экстраверсии);
- методика «Социометрия» Дж. Морено (на определение статуса в группе).
Выборку исследования составили дети и подростки 10-13 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные практические рекомендации будут полезны педагогическим работникам общего и дополнительного образования.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Лидерские качества, такие как инициативность, ответственность, умение работать в команде, способность принимать решения и вдохновлять окружающих, становятся необходимыми в условиях стремительных изменений и высокой социальной мобильности.
Особое значение приобретает развитие этих качеств в рамках детских общественных объединений, поскольку такие объединения создают уникальную среду для формирования личности: дети учатся взаимодействовать друг с другом, не теряться при возникновении трудностей и успешно их преодолевать, ставить перед собой цели и задачи, а затем достигать их, а также развивают эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки, помогают выстроить четкую систему ценностей, овладеть основами «эмоциональной интеллекта», навыками управления стрессом и многими другими важными и нужными каждому потенциальному лидеру качествами.
Данные навыки (позитивные лидерские качества) в настоящее время актуальны и важны для каждого ребенка/подростка, т.к. именно их поколению в скором времени предстоит взять на себя ответственность за будущее нашей страны, занять руководящие должности, стать теми, кто будет двигать вперед экономику, науку, развитие общества в целом.
Все это, соответственно, требует быть инициативными, внимательными к деталям, настойчивыми, усердными и много других качеств, которые и формируют личность будущего лидера.
По этой причине современное образование, а также любая внеклассная, внешкольная и общественная деятельность выстраивается так, чтобы основной акцент был сделан именно на выявление и развитие у детей и подростков определенных личностных качеств, в т.ч. и позитивных лидерских качеств [11].
Именно они (качества) помогают формировать способность человека к самоанализу, умение влиять на других людей, вдохновлять и мотивировать их, быть примером и вести за собой.
Также лидерские качества подразумевают способность индивида четко понимать и отстаивать свою систему ценностей, идеалов и концепций. Чем более сильна способность к лидерству, тем сильнее развиты и эти аспекты.
Наряду с этим, лидер должен уметь и быть готов взять на себя руководство и уметь справляться в сложных, а иногда и критических ситуациях. Именно это качество отличает хорошего и грамотного руководителя [16].
Однако, подобные явления начинают происходить задолго до вступления во взрослую жизнь. В частности, именно в период детства и подросткового возраста закладываются и становятся актуальными все необходимые для будущего лидера качества и навыки.
Соответственно, наличие/отсутствие таковых, неразрывно связано со степенью сформированности и развития данных критериев [47].
Чтобы этот аспект был успешно реализован на практике, необходим систематический и комплексный подход к данной проблеме не только со стороны родителей, педагогов и психологов, но также руководителей, инструкторов, наставников и лидеров в рамках любого отдельно взятого общественного объединения, которые занимаются воспитанием и развитием детей и подростков.
В этом случае ключевая роль не только образовательных организаций, но также любых общественных объединений, имеющих непосредственное отношение к детям и подросткам, состоит в научении последних необходимым качествам, умению развивать и совершенствовать в себе лидерские качества, чтобы в будущем они смогли демонстрировать активную жизненную позицию и получить статус в обществе.
Именно поэтому правительство РФ поставило и продолжает ставить перед собой задачи по созданию и популяризации среди детей и подростков общественных объединений, в которых они получат теоретические знания и практические навыки, способствующие формированию и развитию позитивных лидерских качеств.
К наиболее крупным можно отнести:
- Российское движение детей и молодежи «Движение первых» [55];
- Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное «ЮНАРМИЯ» [59];
- Всероссийская скаутская ассоциация [56].
Общая психолого-педагогическая проблема состоит в том, в недостатке разработанных комплексных подходов к диагностике уровня сформированности позитивных лидерских качеств.
Это делает исследование условий формирования и методов диагностики позитивных лидерских качеств у детей и подростков в условиях детских общественных объединений особенно актуальным [3, 7].
Объектом исследования являются позитивные лидерские качества детей и подростков в условиях детских общественных объединений.
Предметом исследования являются условия формирования и диагностики позитивных лидерских качеств детей и подростков [48].
Цель исследования состоит в изучении условий формирования и диагностики позитивных лидерских качеств детей и подростков в детских общественных объединений и разработке практических рекомендаций по их совершенствованию.
База исследования: автономная некоммерческая организация социальной поддержки и защиты граждан «Учебный социально-правовой центр» (далее – АНО «Учебный социально-правовой центр»).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты «Формирование позитивных лидерских качеств детей и подростков в условиях детских общественных объединений».
2) Проанализировать опыт работы АНО «Учебный социально-правовой центр» по формированию и диагностике позитивных лидерских качеств детей и подростков.
3) Провести диагностику сформированности и развития позитивных лидерских качеств детей и подростков.
4) Разработать практические рекомендации по совершенствованию условий по формированию и диагностике позитивных лидерских качеств детей и подростков в условиях детских общественных объединений.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ, синтез, обобщение, классификация и систематизация научной, методической литературы, диссертационных исследований, периодических научных изданий, нормативных документов);
2) эмпирические (наблюдение, сравнение, беседа, опрос, анкетирование, описание).
Эмпирическую базу исследования составляет специализированная литература, научные издания и электронные ресурсы, относящиеся к теме исследования, тестовые и диагностические материалы, анкеты, а также специализированные тренинги и мастер-классы, как один из методов развития позитивных лидерских качеств.
Методики, примененные для исследования:
- тест Т. Лири «Диагностика межличностных отношений»;
- личностный опросник Г. Айзенка (определение уровня уверенности и экстраверсии);
- методика «Социометрия» Дж. Морено (на определение статуса в группе).
Выборку исследования составили дети и подростки 10-13 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные практические рекомендации будут полезны педагогическим работникам общего и дополнительного образования.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Проблематика развития позитивных лидерских качеств у современных детей и подростков, в частности – в рамках различных общественных объединений, является актуальной и в наши дни, несмотря на все многообразие педагогических и психологических методик, специализированных семинаров и тренингов, широко применяемых в рамках образовательных программ в качестве «переходного» этапа в процессе подготовки нынешнего поколения учащихся к самостоятельной взрослой жизни, а также успешного продвижения по карьерной лестнице.
Основываясь на этом, видится целесообразным еще раз подчеркнуть необходимость и важность комплексной работы с детьми и подростками в рамках различных общественных объединений.
В ходе данной работы нами были изучены и проанализированы, в частности, позитивные личностные качества, необходимые для будущих лидеров, систематизирована и глубоко изучена специализированная литература на данную тему, проведено эмпирическое исследование, а также разработана и внедрена в психолого-педагогическую практику на базе АНО «Учебный социально-правовой центр» серия специализированных тренингов, тематических семинаров и мастер-классов.
По итогам их проведения, мы не только убедились в их высокой степени эффективности, но также можем утверждать, что позитивные лидерские качества можно не только развить при их наличии, но и «создать с нуля» при их отсутствии.
При этом очень важно, чтобы данные процессы происходили при грамотном профессиональном наставничестве и руководстве. А при наличии компетентного и авторитетного лидера, способного не только показать другим свой личный пример, но и повести коллектив за собой, в этом случае данный коллектив и его отдельные члены смогут добиться успеха и продемонстрировать высокие результаты.
Также нами было отмечено, что само понятие «лидерство» является достаточно пластичным, т.к. настоящий лидер должен уметь переключаться с лидерской позиции на подчиненную и обратно. Что и было неоднократно продемонстрировано в ходе тренингов.
Необходимо также подчеркнуть, что ключевую роль в развитии лидера и позитивных лидерских качеств играет социум. В условиях детских/подростковых общественных объединений он включает в себя два ключевых фактора:
- детский/подростковый коллектив и здоровая психологическая атмосфера в нем;
- квалифицированный психолого-педагогический состав и его умение выявить и развить лучшие качества у подопечных.
В ходе проведения исследований нами было неоднократно отмечено, что наличие и степень сформированности/развития позитивных лидерских качеств у детей и подростков, напрямую связаны с психологическими особенностями их личности, а также с их самооценкой, уверенностью в себе, позицией и ролью, занимаемой в коллективе.
В то же время, в ходе тренинговой работы и взаимодействия с детьми/подростками в целом, было выявлено улучшение климата в коллективе и прогресс в развитии позитивных лидерских качеств у подопечных, т.е. позитивные лидерские качества и степень их сформированности/развития возросли после прохождения детьми и подростками специальных тренингов и мастер-классов.
Следовательно, факт, что тренинги и семинары являются наиболее эффективным инструментом для развития лидерских качеств, получил свое подтверждение на практике.
Благодаря грамотно разработанному тренингу (программы), коллектив и участники как отдельные единицы, проходят несколько этапов, при этом находясь в не прерывном контакте друг с другом. В связи с этим возрастает доверительное отношение к членам коллектива (группы).
На основании всего вышеизложенного, мы можем утверждать, что поставленные на начальном этапе исследования задачи:
1) Изучить теоретические аспекты «Формирование позитивных лидерских качеств детей и подростков в условиях детских общественных объединений».
2) Провести анализ опыта АНО «Учебный социально-правовой центр» по формированию и диагностике позитивных лидерских качеств детей и подростков.
3) Провести диагностику форсированности и развития позитивных лидерских качеств детей и подростков.
4) Разработать практические рекомендации по совершенствованию условий по формированию и диагностике позитивных лидерских качеств детей и подростков в условиях детских общественных объединений.
Были нами решены в полном объеме. Цель исследования, состоящая в изучении условий формирования и диагностики позитивных лидерских качеств детей и подростков в условиях детских общественных объединений, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию этих процессов, была также достигнута и реализована в полной мере.
Основываясь на этом, видится целесообразным еще раз подчеркнуть необходимость и важность комплексной работы с детьми и подростками в рамках различных общественных объединений.
В ходе данной работы нами были изучены и проанализированы, в частности, позитивные личностные качества, необходимые для будущих лидеров, систематизирована и глубоко изучена специализированная литература на данную тему, проведено эмпирическое исследование, а также разработана и внедрена в психолого-педагогическую практику на базе АНО «Учебный социально-правовой центр» серия специализированных тренингов, тематических семинаров и мастер-классов.
По итогам их проведения, мы не только убедились в их высокой степени эффективности, но также можем утверждать, что позитивные лидерские качества можно не только развить при их наличии, но и «создать с нуля» при их отсутствии.
При этом очень важно, чтобы данные процессы происходили при грамотном профессиональном наставничестве и руководстве. А при наличии компетентного и авторитетного лидера, способного не только показать другим свой личный пример, но и повести коллектив за собой, в этом случае данный коллектив и его отдельные члены смогут добиться успеха и продемонстрировать высокие результаты.
Также нами было отмечено, что само понятие «лидерство» является достаточно пластичным, т.к. настоящий лидер должен уметь переключаться с лидерской позиции на подчиненную и обратно. Что и было неоднократно продемонстрировано в ходе тренингов.
Необходимо также подчеркнуть, что ключевую роль в развитии лидера и позитивных лидерских качеств играет социум. В условиях детских/подростковых общественных объединений он включает в себя два ключевых фактора:
- детский/подростковый коллектив и здоровая психологическая атмосфера в нем;
- квалифицированный психолого-педагогический состав и его умение выявить и развить лучшие качества у подопечных.
В ходе проведения исследований нами было неоднократно отмечено, что наличие и степень сформированности/развития позитивных лидерских качеств у детей и подростков, напрямую связаны с психологическими особенностями их личности, а также с их самооценкой, уверенностью в себе, позицией и ролью, занимаемой в коллективе.
В то же время, в ходе тренинговой работы и взаимодействия с детьми/подростками в целом, было выявлено улучшение климата в коллективе и прогресс в развитии позитивных лидерских качеств у подопечных, т.е. позитивные лидерские качества и степень их сформированности/развития возросли после прохождения детьми и подростками специальных тренингов и мастер-классов.
Следовательно, факт, что тренинги и семинары являются наиболее эффективным инструментом для развития лидерских качеств, получил свое подтверждение на практике.
Благодаря грамотно разработанному тренингу (программы), коллектив и участники как отдельные единицы, проходят несколько этапов, при этом находясь в не прерывном контакте друг с другом. В связи с этим возрастает доверительное отношение к членам коллектива (группы).
На основании всего вышеизложенного, мы можем утверждать, что поставленные на начальном этапе исследования задачи:
1) Изучить теоретические аспекты «Формирование позитивных лидерских качеств детей и подростков в условиях детских общественных объединений».
2) Провести анализ опыта АНО «Учебный социально-правовой центр» по формированию и диагностике позитивных лидерских качеств детей и подростков.
3) Провести диагностику форсированности и развития позитивных лидерских качеств детей и подростков.
4) Разработать практические рекомендации по совершенствованию условий по формированию и диагностике позитивных лидерских качеств детей и подростков в условиях детских общественных объединений.
Были нами решены в полном объеме. Цель исследования, состоящая в изучении условий формирования и диагностики позитивных лидерских качеств детей и подростков в условиях детских общественных объединений, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию этих процессов, была также достигнута и реализована в полной мере.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных характеристик и лидерских качеств дошкольников через театрализованные сказки
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Формирование лидерских качеств подростков в детской общественной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Развитие лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Развитие лидерских качеств у подростков в учреждениях дополнительного образования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019 - Волонтерские практики детско-юношеской организации как средство формирования активной гражданской позиции школьников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - Особенности мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



