ВВЕДЕНИЕ 3
1 Организация и проведение конкурсных процедур государственного заказа в Российской Федерации 8
1.1 Сущность понятий государственного и муниципального заказа 8
1.2 Процесс организации конкурсов для размещения государственного заказа и его основные участники 17
2 Правовое регулирование системы организации конкурсных процедур государственного заказа в Российской Федерации 26
2.1 Анализ ключевых федеральных нормативно-правовых актов в сфере государственных закупок 26
2.2 Исследование региональных актов о государственном заказе (на примере г. Москвы) 30
2.3 Сравнительный анализ конкурсных процедур по размещению государственного заказа на федеральном и региональном уровнях 38
3 Направления совершенствования механизмов организации и проведения конкурсных процедур государственного заказа 58
3.1 Внедрение современных технологий информационной поддержки государственных закупок: оптимизация расходования бюджетных средств через автоматизацию процессов электронной закупки 58
3.2 Стратегические подходы к совершенствованию механизмов конкурсного отбора заказов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Актуальность темы исследования обусловлена значением государственного заказа в функционировании экономики страны и в обеспечении социальных потребностей населения. Государственные закупки представляют собой важный механизм, через который государство эффективно распределяет бюджетные средства, поддерживает и развивает рыночные отношения, а также обеспечивает конкуренцию среди поставщиков.
В контексте государственного и муниципального управления тема исследования приобретает особую значимость. Современная государственная система Российской Федерации предполагает активное взаимодействие различных уровней власти и частных организаций, что формирует принципиальные требования к системе государственного заказа. Некорректно организованные конкурсные процедуры приводят к значительным финансовым потерям и негативно сказываются на качестве предоставляемых услуг и выполнении работ, что в конечном итоге отражается на благосостоянии граждан.
Кроме того, современные информационные технологии и электронные системы значительно меняют подход к проведению конкурсных процедур, открывая новые возможности для повышения их эффективности, с одной стороны, и вызывая ряд трудностей, c другой стороны. Введение электронных аукционов и платформ для государственных закупок позволяет улучшить уровень конкуренции, снизить коррупционные риски и обеспечить более быстрый и удобный доступ как для государственных учреждений, так и для поставщиков.
Таким образом, исследование направлено на анализ существующих проблем в организации и проведении конкурсных процедур, выявление их причин и предложений по их устранению, что, безусловно, будет способствовать улучшению ситуации в области государственного заказа и повышению его эффективности в контексте государственного и муниципального управления.
Степень разработанности темы исследования. Так, например, фундаментальная статья Н. М. Абрамова и А. И. Налимовой посвящена совершенствованию механизма проведения конкурсных процедур, обсуждая важные аспекты, касающиеся повышения эффективности этих процессов. Авторы акцентируют внимание на необходимости обновления подходов и механизмов, что соответствует современным вызовам в области государственного заказа и может существенно улучшить его управление [11].
Д. Е. Козин в своей работе рассматривает участие в открытых конкурсах и акцентирует внимание на значительных аспектах, связанных с проведением закупок. В статье подчеркивается важность правового регулирования, что делает ее ценной для дальнейшего анализа конкурсных процедур. Данный материал располагает читателя к изучению сравнительно-правовых аспектов, что может вести к выработке более эффективных практик в данной области [20].
В. В. Бочаров и М. А. Санович исследуют организацию и проведение конкурсов в регионах, что представляет практическое значение и показывает влияние региональных особенностей на процедуру размещения госзаказов. Работа акцентирует внимание на необходимости адаптации крупных норм и правил к местным условиям, что является важным фактором для успешного функционирования системы государственных закупок [16].
Таким образом, указанные работы представляют собой важные исследования, способствующие пониманию проблематики конкурсных процедур и обеспечивающие разработку более эффективных механизмов в области государственного заказа.
Объект исследования: контрактная система Российской Федерации.
Предмет исследования: конкурсные процедуры по размещению государственного заказа.
Цель исследования: определение основных направлений совершенствования организации и проведения конкурсных процедур по размещению государственного заказа.
Задачи исследования:
1) определить сущность понятия и виды государственных заказов
для формирования теоретической базы исследования;
2) рассмотреть нормативно-правовое регулирование конкурсных процедур в России, чтобы выявить основные законодательные акты
и их влияние на практику;
3) определить факторы, влияющие на эффективность конкурсных процедур, включая организационные, технологические и социально-экономические аспекты;
4) оценить текущее состояние конкурсных процедур в России на основе статистических данных и практических примеров;
5) выявить проблемы и недостатки в организации и проведении конкурсных процедур;
6) разработать рекомендации по оптимизации процесса проведения конкурсов.
7) предложить практические меры по улучшению коммуникации
и доступа к информации о конкурсах для участников и заинтересованных сторон.
Общенаучные методы проведения исследования: анализ, синтез, индукция, сравнение.
Специально-научные методы проведения исследования: сравнительный и компаративный анализ, нормативно-правовой метод, институциональный метод.
Новизна исследования: исследование предлагает обновленное унифицированное понимание категорий государственных заказов и конкурсных процедур, с акцентом на новых экономических и технологических условиях. Исследование опирается на актуальные данные 2024 г.
Практическая значимость: результаты исследования оформлены в виде практических рекомендаций, которые могут быть внедрены в работу органов государственной власти и местного самоуправления.
Апробация и внедрение результатов исследования. Важное значение в рамках апробации и внедрения результатов исследования занимает публикация статьи А.В. Муравьева и И.В. Ситникова.
Данная статья имеет высокую значимость для текущей работы, так как она освещает ключевые проблемы, с которыми сталкивается организация конкурсных процедур по размещению государственного заказа, и предлагает обоснованные пути их решения.
Рассмотренные аспекты, такие как необходимость разработки эффективного механизма мониторинга, унификация критериев оценки, а также создание реестра квалифицированных поставщиков, непосредственно связаны с улучшением законодательного регулирования и повышением прозрачности процессов государственных закупок.
Эти рекомендации могут служить основанием для формирования более эффективной и устойчивой системы госзакупок в России, что в свою очередь может значительно способствовать развитию малого бизнеса и оптимизации расходования бюджетных средств. Внедрение предложенных мер будет способствовать повышению доверия участников к системе закупок и улучшению конкурентной среды, что актуально в условиях постоянно меняющейся экономической ситуации [31].
Структура и объем выпускной квалификационной работы по программе магистратуры. Работа состоит из трех основных разделов, каждый из которых разбивается на несколько подразделов, что позволяет последовательно рассмотреть тему исследования.
В первом разделе, посвященном организации и проведению конкурсных процедур государственного заказа, рассмотрены ключевые понятия, связанные с государственным и муниципальным заказом, их специфика и особенности. В рамках первого подраздела данного раздела проанализирована суть понятий государственного и муниципального заказа, что позволяет понять базовые принципы и цели данных категорий. Во втором подразделе сделан акцент на процессе организации конкурсов для размещения государственного заказа, а также на определении основных участников этого процесса, что дает представление о специфике взаимодействия различных сторон, вовлеченных в конкурсные процедуры.
Второй раздел работы посвящен правовому регулированию системы организации конкурсных процедур государственного заказа. В рамках первого подраздела проведен анализ ключевых федеральных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу государственных закупок, что позволяет выявить основные правовые механизмы и их влияние на организацию процедур. Во втором подразделе исследован опыт региональных актов о государственном заказе на примере города Москвы, что дает возможность оценить особенности правового регулирования в регионах. Третий раздел включает сравнительный анализ конкурсных процедур по размещению государственного заказа на федеральном и региональном уровнях, что позволяет выявить сходства и различия в подходах к проведению конкурсов.
Третий раздел фокусируется на направлениях совершенствования механизмов организации и проведения конкурсных процедур государственного заказа. В первом подразделе рассмотрено внедрение современных технологий информационной поддержки государственных закупок, таких как автоматизация процессов электронной закупки, позволяющих оптимизировать расходование бюджетных средств. Во втором подразделе предложены стратегические подходы к совершенствованию механизмов конкурсного отбора заказов, способствующие повышению эффективности процедур государственных закупок.
Заключение обобщает основные выводы исследования и подчеркивает его значимость для практики реализации государственных закупок.
Каждая из поставленных во введении задач сыграла важную роль в формировании целостного понимания процессов, связанных с государственными закупками в Российской Федерации.
Определение сущности понятия и видов государственных заказов позволило существенно расширить теоретическую базу исследования.
В ходе анализа было установлено, что государственные закупки представляют собой сложный инструмент, включающий в себя как традиционные, так и инновационные подходы к привлечению ресурсов.
Различие между видами заказов – от закупок товаров и услуг до выполнения работ – создает необходимость компетентного подхода при определении конкретных механизмов и условий, способствующих эффективному расходованию бюджетных средств.
Анализ нормативно-правового регулирования конкурсных процедур в России выявил ключевые законодательные акты, которые непосредственно влияют на функционирование системы государственных закупок.
Были проанализированы основные документы, включая закон 44-ФЗ и различные постановления правительства, регламентирующие порядок и условия проведения закупок.
Установлено, что эти нормативные акты создают базу для проведения конкурентных процедур, однако существует необходимость в их адаптации к современным требованиям и условиям рынка.
В частности, следует обратить внимание на упрощение процедур для малых и средних предприятий, а также на улучшение прозрачности всех этапов закупки.
Определение факторов, влияющих на эффективность конкурсных процедур, выявило множество аспектов.
Организационные факторы (качество управления закупками и уровень профессионализма участников) влияют на процесс принятия решений.
Технологические факторы связаны с внедрением современных информационных технологий, которые могут значительно оптимизировать все этапы закупок.
Социально-экономические факторы касаются общего состояния экономики, что напрямую влияет на уровень конкуренции и качество предложений на рынке.
Выявление проблем и недостатков в организации и проведении конкурсных процедур стало ключевым этапом анализа существующей практики.
В ходе исследования были определены основные проблемы, такие как недостаточная информированность участников о действующих процедурах, длительность и сложность конкурсных мероприятий, а также отсутствие адекватной оценки заявок, что, в свою очередь, приводит к искажению результатов конкурсов.
Кроме того, выявлены проблемы, связанные с недостаточной прозрачностью процессов и рисками коррупции, что негативно сказывается на вовлеченности добросовестных участников в конкурсные процедуры.
Эти проблемы подчеркивают необходимость системных изменений в организации государственных закупок и внедрения более эффективных практик, что будет способствовать повышению уровня доверия как со стороны поставщиков, так и со стороны общества в целом.
В ходе сравнительного анализа было выявлено, что Федеральная система исполнения контрактов основана на строгом законодательном регулировании и определенных критериях, что обеспечивает высокий контроль за выполнением обязательств. Регулярные аудиторские проверки и приемочные комиссии позволяют контролировать соблюдение требований.
Региональная система, примером которой может служить Москва, напротив, более гибкая и адаптируется к местным потребностям и инфраструктуре.
Она использует конкретные сроки, процедуры и местные информационные системы. В то время как федеральная система делает упор на законодательно установленные процедуры, региональная система в большей степени ориентирована на конкретные условия и запросы.
Внедрение современных технологий имеет решающее значение для оптимизации бюджетных расходов и автоматизации процессов электронных закупок.
Исследование влияния кадровых и управленческих факторов на эффективность конкурсных процедур позволило сделать важные выводы о значимости квалификации и профессионализма сотрудников, вовлеченных в процесс закупок.
Кадровая подготовка и уровень управленческой культуры влияют на качество работы по проведению конкурсных процедур, что в конечном итоге отражается на результатах.
Необходимо обратить внимание на создание программ повышения квалификации для всех участников процесса, что будет способствовать улучшению общей компетентности и ответственности.
Кроме того, внедрение эффективных управленческих практик и создание специализированных подразделений для организации закупок могут значительно повысить их эффективность и прозрачность.
Современные технологии позволяют оптимизировать бюджетные расходы за счет автоматизации электронных закупок. Показатели автоматизации включают сокращение временных затрат, экономию административных расходов, повышение конкуренции, снижение стоимости закупок и повышение удовлетворенности клиентов.
Анализ данных о государственных закупках позволяет выявить такие тенденции, как рост интереса к механизмам авансовых платежей, ограниченное влияние мер поддержки мелких поставщиков, увеличение объемов закупок фармацевтической продукции и транспортных услуг.
Оптимизация публикации информации и инвестиции в технологии необходимы для повышения прозрачности и сокращения злоупотреблений.
Для совершенствования механизмов конкурсных торгов были выделены стратегические подходы, среди которых:
– унификация и стандартизация процедур,
– разработка универсальной системы оценки,
– внедрение современных информационных технологий,
– автоматизация процессов,
– совершенствование контроля и мониторинга,
– создание системы обучения и повышения квалификации,
– содействие участию малого и среднего предпринимательства,
– постоянный мониторинг и оценка.
Стандартизация форм и содержания конкурсной документации упростит процесс проведения конкурса.
Была разработана универсальная система оценки с весовыми коэффициентами для таких критериев, как:
– цена,
– качество,
– сроки выполнения работ
– квалификация участников.
Разработана формула оценки заявок на конкурсный отбор с учетом критериев и их удельных весов, позволяющая оптимизировать процессы проведения конкурса на государственный заказ.
В целом, по результатам проведенного исследования следует сделать вывод о том, что совершенствование организации и проведения конкурсных процедур по размещению государственного заказа является многогранной задачей, требующей системного подхода и взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Представленные результаты исследования подчеркивают критическую важность разработки комплексных подходов и внедрения системных изменений в практике государственных закупок.
Таким образом, все поставленные во введении задачи были успешно реализованы, а цель исследования – достигнута.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998. (ред. от 26.12.2024). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 27.12.2024).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 20.12.2024).
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 26.12.2024). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 27.12.2024).
4. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 27.12.2024).
5. Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 № 656 (ред. от 31.10.2022) «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» (вместе с «Правилами подтверждения соответствия электронной площадки, специализированной электронной площадки, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки единым требованиям к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок и дополнительным требованиям к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок», «Правилами утраты юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2023). – URL: https://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_300361/ (дата обращения: 20.12.2024).
6. Постановление Правительства Москвы от 24.02.2012 № 67-ПП «О системе закупок города Москвы». – URL: https://www.mos.ru/authority/
documents/doc/9146220/ (дата обращения: 21.12.2024).
7. Постановление Правительства Москвы от 30.12.2008 № 1267-ПП «Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом». – URL: https://www.mos.ru/authority/
documents/doc/29403220/ (дата обращения:21.12.2024).
8. Постановление Правительства Москвы от 10.03.2009 № 146-ПП «О размещении органами исполнительной власти города Москвы информации о проведении конкурентных процедур в городе Москве». – URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/24623220/ (дата обращения: 21.12.2024).
9. Постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 № 573-ПП «О мерах по совершенствованию системы размещения государственного заказа города Москвы». – URL: https://www.mos.ru/authority/
documents/doc/8143220/ (дата обращения: 21.12.2024).
10. Приказ Департамента г. Москвы по конкурентной политике от 13 июля 2012 г. N 70-01-90/12 «Об утверждении Регламента согласования заявок на организацию и размещение заказа города Москвы первого уровня». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70133940/ (дата обращения: 20.12.2024).
11. Абрамов Н. М. Совершенствование механизма проведения процедуры конкурсного производства / Н. М. Абрамов, А. И. Налимова // Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом: Материалы Шестой международной научно-практической конференции, Рубцовск, 18-19 апреля 2020 года / Научно-редакционная коллегия: О.П. Осадчая, (отв. ред.), Е.С. Беляева, Д.В. Ремизов. – Рубцовск: Рубцовский индустриальный институт, 2020. – С. 317-320.
12. Байрит А. В. Анализ понятия «государственного заказа» в доктринальном и легальном поле / А. В. Байрит // Молодой ученый, 2020. – № 32(322). – С. 106-108.
13. Барциц А. Д. Конкурентный подход как основа для развития системы государственного заказа / А. Д. Барциц, И. Ю. Федорова // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: сборник статей
IX Международной научно-практической конференции, Брянск, 01–02 марта 2020 года. Часть 3. – Брянск: Брянский государственный аграрный университет, 2020. – С. 35-39.
14. Белицина Е. В. К вопросу обеспечения конкуренции в ходе проведения закрытых закупочных процедур в рамках законодательства
о закупках отдельными видами юридических лиц / Е. В. Белицина, Ю. Н. Белова, Я. М. Цандер // Защита конкуренции в условиях глобальных экономических и социальных изменений: Под общей редакцией Бодренкова В.А., Петрова Д.А. – Москва: Издательская группа «Юрист», 2023. – С. 209-217.
15. Богданова В. Г., Богданов А. Г. Регулирование отношений в сфере электронных торгов // Управленческий учет, 2023. – №. 9. – С. 81-86.
16. Бочаров В. В. Исследование организации и проведения конкурсов по размещению государственного заказа в регионе / В. В. Бочаров, М. А. Санович // Актуальные вопросы современной экономики, 2022. – № 10. –
С. 601-611.
17. Бочаров В. В. Основные способы организации и проведения конкурсов по размещению государственного заказа / В. В. Бочаров, М. А. Санович // Актуальные вопросы современной экономики, 2022. – № 10. –
С. 612-619.
18. Булатова Е. Р. Проблемы совершенствования процесса государственных закупок / Е. Р. Булатова // Финансы Башкортостана, 2021. – № 1(067). – С. 54-57.
19. Ильина Ю. В. Теоретические аспекты определения основополагающих понятий института государственного заказа / Ю. В. Ильина // Социально-экономические и правовые исследования, 2023. –
№ 2(72). – С. 111-117.
20. Козин Д. Е. Участие в открытом конкурсе. Закупки / Д. Е. Козин // Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота
в современном мире: сборник статей Международной научно-практической конференции памяти В.К. Пучинского, Москва, 13 октября 2022 года / Российский университет дружбы народов; Под редакцией Е. Е. Фроловой, Е. П. Русаковой. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2022. – С. 361-369.
21. Козлова Е. В. Сущность муниципального заказа / Е. В. Козлова // Сборник статей. Том 1. – Москва: Московская международная академия, 2020. – С. 329-331.
22. Лапина Е. Б. Государственная поддержка конкурентной среды
в аспекте эффективности государственных закупок / Е. Б. Лапина // Юрист, 2024. – № 5. – С. 18-22.
23. Летникова Е. И. К вопросу об определении факторов правовых конструкций открытого конкурса при осуществлении государственных закупок / Е. И. Летникова // Государственный аудит. Право. Экономика, 2024. – № 4. – С. 106-109.
24. Ли В. И. Состояние конкуренции и пути повышения эффективности в государственных закупках / В. И. Ли // XXIII Международная конференция по науке и технологиям Россия- Корея-СНГ: Труды конференции, Москва, 24–26 августа 2023 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2023. – С. 245-251.
25. Липуто Т. Л. Конкурсные процедуры: история возникновения
и становления системы в России / Т. Л. Липуто // Прикладные экономические исследования, 2020. – № 2(36). – С. 13-19.
26. Литвинова О. Г. Анализ совершенствования государственных закупок // Научный редактор, 2024. - С. 13.
27. Лобутова А. К. Организация и проведение конкурсов
по размещению государственного заказа: проблемы и пути совершенствования / А. К. Лобутова // Финансовая экономика, 2020. – № 4. – С. 410-413.
28. Мингазова Р. Р. Способы размещения государственного заказа
в российских условиях / Р. Р. Мингазова // Проблемы экономического роста
и устойчивого развития территорий : Материалы III международной научно-практической интернет-конференции: в 2 частях, Вологда, 16–18 мая 2021 года. Том Часть I. – Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук, 2021. – С. 240–242.
29. Михайлов Ф. Н., Соловьева Л. С. Международно-правовой анализ законодательства в сфере закупок как способ совершенствования правоохранительной деятельности ФАС России // E-Scio, 2022. – №. 4 (67). - С. 133-139.
30. Моргунова Н. В. Представление заявок на участие в торгах (конкурсе) / Н. В. Моргунова, М. А. Гармышев // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 марта 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение», 2020. – С. 89-93.
31. Муравьев А.В., Ситников, И.В. Совершенствование организации и проведения конкурсных процедур по размещению государственного заказа // Актуальные вопросы современной экономики: сборник статей
V Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург,
17-18 октября 2024 года. – Санкт-Петербург: "ВОЕНМЕХ", 2024. – С. 203-206.
32. Панина О. В. Совершенствование организации и проведения конкурсов по размещению государственного заказа / О. В. Панина // Наука
и образование третьего тысячелетия: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Москва,
30 декабря 2020 года. Том Часть II. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "АР-Консалт", 2021. – С. 108-110.
33. Перелыгин И. М. Анализ программных продуктов и изучение автоматизации процессов в сфере мониторинга закупок и товаров // Вопросы безопасности, 2024. - №. 1. - С. 71-87.
34. Рабина Ю. А. Ограничение конкуренции в государственных закупках: проблемы и последствия / Ю. А. Рабина // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации : материалы всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, Омск, 27 апреля 2023 года / Под редакцией Т.В. Ивашкевич, А.И. Ковалева, О.В. Фрик,
О.Г. Конюковой. Том Часть I. – Омск: Омский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации", 2023. – С. 239-243.
35. Решетов К. Ю. и др. Система государственных закупок в России: текущее состояние, проблемы, направления развития // Вестник Национального института бизнеса, 2022. – №. 45. – С. 120-129.
36. Светлая Е. А. Законодательное и экономическое регулирование конкурентных процессов при обращении товаров и услуг / Е. А. Светлая // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер», 2020. – № 2. – С. 34-38.
37. Скобелев В. В. Проверка конкурсантов на этапе предварительного отбора является неотъемлемым условием успешного выполнения государственных контрактов / В. В. Скобелев // Национальная безопасность
и стратегическое планирование, 2019. – № 4(16). – С. 117-119.
38. Степаненко И. Э. Стадии и этапы конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы РФ / И. Э. Степаненко // Оригинальные исследования, 2022. – Т. 9, № 8. – С. 43-49.
39. Хачатурян К. С. и др. Совершенствование системы госзакупок
на основе применения технологии мониторинга. // Военно-экономический вестник, 2020. - №. 1. – С. 1-7.
40. Хабаев С. Г. Переход от формирования госзадания к госзаказу
на оказание госуслуг в пользу физических и юридических лиц / С. Г. Хабаев,
П. Г. Крадинов // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2021. –
№ 1(283). – С. 2-15.
41. Хвалынский Д. С. Проблемы совершенствования управления
в системе государственного заказа / Д. С. Хвалынский // Наука и образование в XXI веке : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 8 частях, Москва, 30 декабря 2020 года / ООО «АР-Консалт». Том Часть IV. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "АР-Консалт", 2021. – С. 98-99.
42. Эльбиева Л. Р. Государственный и муниципальный заказ: сущность в системе государственного регулирования экономики / Л. Р. Эльбиева // Тенденции развития науки и образования, 2023. – № 98-6. –
С. 138-140.
43.Статистика госзакупок: 2023 и динамика. – URL: https://kontur.ru/press/news/38046-statistika_goszakupok (дата обращения: 28.12.2024).