Ответственность за использование детей в международных вооруженных конфликтах
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ 7
1.1. Положение детей в мире в условиях современных вооруженных
конфликтов 7
1.2. Принцип особой защиты детей 17
ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ 26
2.1. Международные меры по защите детей 26
2.2. Ответственность за вовлечение детей в боевые действия 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ 7
1.1. Положение детей в мире в условиях современных вооруженных
конфликтов 7
1.2. Принцип особой защиты детей 17
ГЛАВА II. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ 26
2.1. Международные меры по защите детей 26
2.2. Ответственность за вовлечение детей в боевые действия 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В связи с усложненной политической и экономической обстановкой, а также ростом этнических конфликтов и напряженности ежегодно возрастает количество вооруженных конфликтов. Декларация принципов толерантности, утвержденная ЮНЕСКО в 1995 году, направлена на правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности направлена на достижение мира и содействие замене культуры войны на культуру мира. Несмотря на запрет использования несовершеннолетних в боевых действиях, тысячи детей оказываются вовлеченными в вооруженные конфликты. Несовершеннолетние используются не только в качестве солдат, но и в иных военных целях.
Актуальность исследования можно проиллюстрировать словами, находящейся в условиях вооруженного конфликта десятилетней колумбийки Инес, сказанные во время интервью представителям ООН: «Войны не в интересах детей. Они должны оставить детей вне зоны боевых действий».
Взрослые, используя подростков в военных целях, нарушают психологическое и физиологическое воспитание молодого поколения, что ведет к разрушению некой стабильности в обществе. Несовершеннолетние, непосредственно вовлеченные в вооруженные конфликты либо оказавшиеся в зоне боевых действий, составляют более 50 процентов населения стран во время вооруженных конфликтов. Преступления против несовершеннолетних стали социальным бедствием, угрожающим безопасности детей. Генеральный секретарь ООН на заседании Совета Безопасности отметил, что приблизительно 250 миллионов детей живут в странах, затронутых военными конфликтами. Значительное количество детей оказываются жертвами вербовки и других форм насилия.
Именно поэтому государства предприняли попытки сформулировать нормы об ответственности за использование детей в боевых действиях. Механизм обеспечения защиты детей в условиях вооруженных конфликтов включает нормы об ответственности за использование детей в вооруженных конфликтах. Данный механизм позволяет наказывать лиц, совершивших общественно опасные преступления в отношении несовершеннолетних, а также предотвращать негативные последствия, зарождающиеся вследствие вербовки детей и иной военной деятельности касаемо подростков.
Нормы ответственности за использование детей в вооруженном конфликте действуют одинаково, вне зависимости от характера вооруженного конфликта, поэтому в работе анализируются оба вида конфликтов.
Защита детей в период военных действий является единственным путем к восстановлению нормальной жизни мирового сообщества. Несмотря на сформированный и развивающийся механизм ответственности, дети по-прежнему являются жертвами военных преступлений. После пандемии COVID-19 дети будучи и так уязвимой категорией подверглись дополнительным рискам. Более того, значительно усложнилась деятельность правозащитных организаций по предупреждению вовлечения детей в боевые действия.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения к ответственности за использование детей в военных конфликтах.
Предмет исследования - порядок привлечения ответственности за вовлечение детей в военные действия.
Цель работы - анализ механизма ответственности за использование детей в условиях вооружённых конфликтов.
Для достижения цели автор поставил следующие задачи:
1) проанализировать текущую ситуацию положения детей во время боевых действий;
2) охарактеризовать принцип особой защиты детей;
3) проанализировать международные меры по защите детей;
4) показать деятельность международных организаций по защите прав детей в период вооруженных конфликтов;
5) раскрыть основания ответственности за вербовку детей в солдаты, включая «похищение и насильственная вербовка детей, не достигших 15 летнего возраста, в вооруженные силы или группы с целью их использования для активного участия в военных действиях»;
6) проанализировать процедуру привлечения к ответственности физических лиц за вовлечение детей в вооружённые конфликты;
В работе использовались следующие методы: метод теоретического анализа и синтеза, способствовавший определению понятийного аппарата; исторический метод, позволивший проследить изменения в развитии института защиты прав детей в вооруженных конфликтах; структурный метод; сравнительно-правовой метод; юридико-догматический метод.
Степень научной разработанности темы исследования.
В силу высокой значимости проблемы ответственности за использование несовершеннолетних в боевых действиях, связанные с данной проблемой вопросы являются предметом изучения отдельных ученых и практиков, труды которых составили теоретическую базу настоящего исследования. Теоретическую основу работы сформировали труды таких учёных-юристов, как Д.Д. Старке, М.Т.Дутли, С.Ф. Рахимов, Эдвард Кваква, В.Я. Батырь, А. В. Герасимов, И.К. Городецкая, Г. Лукьянцев, Ж.Ф. Кегине, С. И. Леншин, М. М. Мустафаева, А. Р. Оспанкулова, Г. В. Синцов, А. Хонвана, Д. Стинберг, Д. Гайот и другие.
Однако, несмотря на существенное количество научных работ, комплексного исследования механизма защиты прав детей в вооруженных конфликтах и ответственности за использование детей в военных целях не проводилось.
Эмпирическую основу исследования составили решения, доклады и иные документы международных организаций, судебная практика международных уголовных судебных органов.
Нормативную основу исследования составили международно-правовые акты, регулирующие защиту прав человека в период вооруженных конфликтов и в мирное время, а также правовые акты отдельных стран.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена положению детей в мире в условиях современных вооруженных конфликтов и принцип особой защиты детей. Во второй главе раскрываются международные меры по защите детей, а также анализируются меры ответственности за вовлечение детей в вооруженные конфликты.
Актуальность исследования можно проиллюстрировать словами, находящейся в условиях вооруженного конфликта десятилетней колумбийки Инес, сказанные во время интервью представителям ООН: «Войны не в интересах детей. Они должны оставить детей вне зоны боевых действий».
Взрослые, используя подростков в военных целях, нарушают психологическое и физиологическое воспитание молодого поколения, что ведет к разрушению некой стабильности в обществе. Несовершеннолетние, непосредственно вовлеченные в вооруженные конфликты либо оказавшиеся в зоне боевых действий, составляют более 50 процентов населения стран во время вооруженных конфликтов. Преступления против несовершеннолетних стали социальным бедствием, угрожающим безопасности детей. Генеральный секретарь ООН на заседании Совета Безопасности отметил, что приблизительно 250 миллионов детей живут в странах, затронутых военными конфликтами. Значительное количество детей оказываются жертвами вербовки и других форм насилия.
Именно поэтому государства предприняли попытки сформулировать нормы об ответственности за использование детей в боевых действиях. Механизм обеспечения защиты детей в условиях вооруженных конфликтов включает нормы об ответственности за использование детей в вооруженных конфликтах. Данный механизм позволяет наказывать лиц, совершивших общественно опасные преступления в отношении несовершеннолетних, а также предотвращать негативные последствия, зарождающиеся вследствие вербовки детей и иной военной деятельности касаемо подростков.
Нормы ответственности за использование детей в вооруженном конфликте действуют одинаково, вне зависимости от характера вооруженного конфликта, поэтому в работе анализируются оба вида конфликтов.
Защита детей в период военных действий является единственным путем к восстановлению нормальной жизни мирового сообщества. Несмотря на сформированный и развивающийся механизм ответственности, дети по-прежнему являются жертвами военных преступлений. После пандемии COVID-19 дети будучи и так уязвимой категорией подверглись дополнительным рискам. Более того, значительно усложнилась деятельность правозащитных организаций по предупреждению вовлечения детей в боевые действия.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения к ответственности за использование детей в военных конфликтах.
Предмет исследования - порядок привлечения ответственности за вовлечение детей в военные действия.
Цель работы - анализ механизма ответственности за использование детей в условиях вооружённых конфликтов.
Для достижения цели автор поставил следующие задачи:
1) проанализировать текущую ситуацию положения детей во время боевых действий;
2) охарактеризовать принцип особой защиты детей;
3) проанализировать международные меры по защите детей;
4) показать деятельность международных организаций по защите прав детей в период вооруженных конфликтов;
5) раскрыть основания ответственности за вербовку детей в солдаты, включая «похищение и насильственная вербовка детей, не достигших 15 летнего возраста, в вооруженные силы или группы с целью их использования для активного участия в военных действиях»;
6) проанализировать процедуру привлечения к ответственности физических лиц за вовлечение детей в вооружённые конфликты;
В работе использовались следующие методы: метод теоретического анализа и синтеза, способствовавший определению понятийного аппарата; исторический метод, позволивший проследить изменения в развитии института защиты прав детей в вооруженных конфликтах; структурный метод; сравнительно-правовой метод; юридико-догматический метод.
Степень научной разработанности темы исследования.
В силу высокой значимости проблемы ответственности за использование несовершеннолетних в боевых действиях, связанные с данной проблемой вопросы являются предметом изучения отдельных ученых и практиков, труды которых составили теоретическую базу настоящего исследования. Теоретическую основу работы сформировали труды таких учёных-юристов, как Д.Д. Старке, М.Т.Дутли, С.Ф. Рахимов, Эдвард Кваква, В.Я. Батырь, А. В. Герасимов, И.К. Городецкая, Г. Лукьянцев, Ж.Ф. Кегине, С. И. Леншин, М. М. Мустафаева, А. Р. Оспанкулова, Г. В. Синцов, А. Хонвана, Д. Стинберг, Д. Гайот и другие.
Однако, несмотря на существенное количество научных работ, комплексного исследования механизма защиты прав детей в вооруженных конфликтах и ответственности за использование детей в военных целях не проводилось.
Эмпирическую основу исследования составили решения, доклады и иные документы международных организаций, судебная практика международных уголовных судебных органов.
Нормативную основу исследования составили международно-правовые акты, регулирующие защиту прав человека в период вооруженных конфликтов и в мирное время, а также правовые акты отдельных стран.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена положению детей в мире в условиях современных вооруженных конфликтов и принцип особой защиты детей. Во второй главе раскрываются международные меры по защите детей, а также анализируются меры ответственности за вовлечение детей в вооруженные конфликты.
Исходя из вышеизложенного автор пришел к следующим выводам.
Проблема использования детей в вооруженных конфликтах сохраняет свою актуальность в нынешнее время, несмотря на созданные механизмы привлечения к ответственности лиц, вербующих несовершеннолетних и использующих их в военных целях.
Принцип особой защиты детей гарантирует общую и специальную защиту. Выделяется принцип особой защиты детей-комбатантов, в отношении которых действует преференциальный режим.
Международное гуманитарное право включает нормы по защите детей и привлечению к ответственности за использование несовершеннолетних во время вооруженных конфликтов. Четыре Женевские конвенции 1949 года и два Дополнительных протокола 1977 года, касающихся защиты жертв немеждународных и международных вооруженных конфликтов, которые именуются «режимом Женевских конвенций», закрепляют гарантии прав детей в период вооруженных конфликтов. Они внесли существенный вклад для улучшения условий пострадавших в ходе военных действий.
Специальную защиту несовершеннолетним во время боевых действий представляют Конвенция 1989 года о правах ребенка, Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка и Римский Статут МУС.
Положения специальной защиты резюмируются следующим образом: установлен запрет вынесения смертного приговора, предусмотрена эвакуация детей и установление особых зон во время вооруженных конфликтов, государства обязаны осуществлять идентификацию детей, оказывать помощь и уход за несовершеннолетними, а также осуществлять интернирование детей.
Существуют особенности в защите детей-комбатантов. Лечение осуществляется в привилегированном порядке в силу возрастных характеристик. Интернированные дети-комбатанты содержатся в отдельных от взрослых помещениях. Смертная казнь в отношении них запрещена, должны применяться только воспитательные меры. Дети- комбатанты, за исключением детей, привлеченных к уголовной ответственности, должны быть репатриированы после прекращения боевых действий.
Существенную роль в снижении количества детей, подвергшихся вербовке и использованию в других военных целях, сыграла ООН. Приоритетным направлением в деятельности ООН является сотрудничество с региональными и субрегиональными организациями (ЕС, Лига арабских государств и другие). В рамках сотрудничества с Европейским союзом в 2020 году Подкомитет по правам человека Европейского парламента организовал мероприятие по положению детей в лагере «Аль Холь». В 2020 году была проведена дистанционная встреча в связи с негативным влиянием COVID-19 на несовершеннолетних, а также с целью обсуждения эффективности защиты детей в условиях вооруженных конфликтов. ООН регулярно проводит совещания с НАТО по защите детей в условиях вооруженных конфликтов, а также организовывает мероприятия, связанные с защитой детей, вовлеченных в вооруженные конфликты. К данным мероприятиям относятся: заслушивание докладов, принятие резолюций, отправление комиссий в «горячие» точки, снабжение детей, затронутых военными действиями, продовольственными товарами, предоставление временного убежища и многое другое.
Институциональный механизм по защите детей включает также международные неправительственные организации. Некоммерческая организация «Хьюман Райте Вотч» осуществляет мониторинг по нарушению прав человека во время вооруженных конфликтов; некоммерческая организация Международная Амнистия, направленная на предотвращение любой дискриминации по правам человека; Международный Комитет Красного Креста, имеющий несколько подразделений.
Приоритетным направлением деятельности МККК является выработка правовых стандартов и осуществление деятельности на местах. МККК на местах поддерживает контакты с представителями властей, вооруженных формирований, напоминает о запрете об использовании детей в боевых действиях, осуществляя демобилизацию детей. Благодаря деятельности МККК в период с 2003 по 2006 года были воссоединены с семьями более 1500 детей.
Особое место в рамках национальной защиты детей в условиях военных действий занимают специально уполномоченные лица. Институт уполномоченных лиц по защите детей во время боевых действий в отдельных странах создается по-разному.
Международные меры по защите включают, в первую очередь, широкий круг правотворческой деятельности. Международное Гуманитарное право закрепляет необходимые меры по устранению дискриминации в отношении детей в период вооруженных конфликтов.
За использование детей в вооруженных конфликтах предусмотрена не только политическая и материальная ответственность государств, но и уголовная ответственность физических лиц.
Политическая ответственность представляет собой наложение санкций, применяемых Советом Безопасности ООН. Данные меры включают в себя блокаду, демонстрации, разрыв экономических отношений, исключение из состава ООН, приостановление привилегий государств, как членов ООН согласно 39, 41 42 статьям Устава ООН. Материальная ответственность выражается в репарации. Репарация представляет собой форму возмещения вреда в денежной форме, в предоставлении товаров и услуг. В целях понуждения применения норм международного гуманитарного права могут применяться меры принуждения. Принуждение, в основном, выражается в контрмерах. Контрмеры делятся на репрессалии и реторсии.
Нюрнбергский трибунал положил начало практике привлечения государственных деятелей высших военных чинов международному суду. Именно Нюрнбергский процесс создал институт индивидуальной уголовной ответственности за преступления, совершенные в том числе и против детей, вовлеченных в военные конфликты.
Активную роль в привлечении к ответственности играет Международный уголовный суд. Также могут быть учреждены временные трибуналы и специальные суды. Процедуры доказывания и процессуальную сторону ведения дела Международный уголовный суд в своих делах определяет самостоятельно, аналогично с национальными судами. Главным отличием Международного уголовного суда от трибуналов является осуществление юрисдикции на постоянной основе. Дело Томаса Лубанга, рассмотренное Международным уголовным судом, является основополагающим в части привлечения к ответственности за использование детей в военных целях. Результатом рассмотрения дела стал выданный ордер на арест в связи с вербовкой детей в Дарфуре. На практике встречались следующие трибуналы, оказавшие значительное влияние на институт ответственности за вербовку и принудительное использование детей во время войн: Международный трибунал по бывшей Югославии, созданный в 1993 году Советом Безопасности; Нюрнбергский трибунал 1945 года; Международный трибунал по Руанде, учрежденный в 1994 году. Также Специальный суд по Сьерра-Леоне внес огромный вклад в развитие института ответственности за вербовку детей. Наиболее известным делом Специального суда является дело главы Либерии Чарльза Тэйлора. В отношении него был выдан ордер на арест за осуществление принудительной вербовки несовершеннолетних, мобилизации детей до пятнадцатилетнего возраста во время гражданской войны в Сьерра-Леоне.
Основание для привлечения к ответственности за использование детей в вооруженных конфликтах в международно-правовых и национально-правовых актах одинаковое, но в различных формулировках. «Использование для активного участия» позволяет включить всю военную деятельность, как непосредственную, так и иные виды военной деятельности. К ним относятся: шпионаж, разведка, диверсии, контрразведки, использование в сексуальных целях и в качестве связных, с целью обмануть вражескую сторону, а также использование для военных контрольных пропускных пунктов. Непосредственное участие характеризуется обслуживанием и обеспечением боевой деятельности вооруженных сил, применением оружия, обеспечением материальных средств на линии обороны, участием в передовых линиях. Процедура привлечения к ответственности в рамках Международного уголовного суда включает 5 стадий. Первая стадия - стадия возбуждения расследования прокурором и его канцелярией по основанию, установленному Римским Статутом. На стадии расследования прокурор рассматривает все доказательства и обстоятельства по делу. Третья стадия - предварительное судебное производство. Затем происходит слушание по вопросу об обвинении и делается вывод об обвинении по основанию. Четвертый этап - апелляционное производство. Заключительная стадия - стадия исполнения приговора. Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, назначаемом судом из перечня государств, уведомивших суд о своей готовности принять лиц, которым вынесен приговор.
Судебная практика по привлечению лиц к индивидуальной ответственности в отношении использовании детей в международных вооруженных конфликтах в отличие от немеждународных, к сожалению, отсутствует. Однако дела, рассмотренные международными уголовными органами по ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов, сыграли значительную роль в анализе данной проблемы, так как процедура привлечения к ответственности аналогична.
Государства создали достаточно эффективные механизмы по борьбе с военными преступлениями в отношении детей путем привлечения к ответственности лиц, совершающих данные правонарушения. Международные механизмы базируются на нормативно-правовой базе, регулирующей защиту детей в вооруженных конфликтах. Снижение количества подростков, привлеченных в боевые действия, согласно ежегодным докладам ООН, является бесспорным показателем эффективности механизмов по привлечению к ответственности лиц, вербующих детей.
Проблема использования детей в вооруженных конфликтах сохраняет свою актуальность в нынешнее время, несмотря на созданные механизмы привлечения к ответственности лиц, вербующих несовершеннолетних и использующих их в военных целях.
Принцип особой защиты детей гарантирует общую и специальную защиту. Выделяется принцип особой защиты детей-комбатантов, в отношении которых действует преференциальный режим.
Международное гуманитарное право включает нормы по защите детей и привлечению к ответственности за использование несовершеннолетних во время вооруженных конфликтов. Четыре Женевские конвенции 1949 года и два Дополнительных протокола 1977 года, касающихся защиты жертв немеждународных и международных вооруженных конфликтов, которые именуются «режимом Женевских конвенций», закрепляют гарантии прав детей в период вооруженных конфликтов. Они внесли существенный вклад для улучшения условий пострадавших в ходе военных действий.
Специальную защиту несовершеннолетним во время боевых действий представляют Конвенция 1989 года о правах ребенка, Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка и Римский Статут МУС.
Положения специальной защиты резюмируются следующим образом: установлен запрет вынесения смертного приговора, предусмотрена эвакуация детей и установление особых зон во время вооруженных конфликтов, государства обязаны осуществлять идентификацию детей, оказывать помощь и уход за несовершеннолетними, а также осуществлять интернирование детей.
Существуют особенности в защите детей-комбатантов. Лечение осуществляется в привилегированном порядке в силу возрастных характеристик. Интернированные дети-комбатанты содержатся в отдельных от взрослых помещениях. Смертная казнь в отношении них запрещена, должны применяться только воспитательные меры. Дети- комбатанты, за исключением детей, привлеченных к уголовной ответственности, должны быть репатриированы после прекращения боевых действий.
Существенную роль в снижении количества детей, подвергшихся вербовке и использованию в других военных целях, сыграла ООН. Приоритетным направлением в деятельности ООН является сотрудничество с региональными и субрегиональными организациями (ЕС, Лига арабских государств и другие). В рамках сотрудничества с Европейским союзом в 2020 году Подкомитет по правам человека Европейского парламента организовал мероприятие по положению детей в лагере «Аль Холь». В 2020 году была проведена дистанционная встреча в связи с негативным влиянием COVID-19 на несовершеннолетних, а также с целью обсуждения эффективности защиты детей в условиях вооруженных конфликтов. ООН регулярно проводит совещания с НАТО по защите детей в условиях вооруженных конфликтов, а также организовывает мероприятия, связанные с защитой детей, вовлеченных в вооруженные конфликты. К данным мероприятиям относятся: заслушивание докладов, принятие резолюций, отправление комиссий в «горячие» точки, снабжение детей, затронутых военными действиями, продовольственными товарами, предоставление временного убежища и многое другое.
Институциональный механизм по защите детей включает также международные неправительственные организации. Некоммерческая организация «Хьюман Райте Вотч» осуществляет мониторинг по нарушению прав человека во время вооруженных конфликтов; некоммерческая организация Международная Амнистия, направленная на предотвращение любой дискриминации по правам человека; Международный Комитет Красного Креста, имеющий несколько подразделений.
Приоритетным направлением деятельности МККК является выработка правовых стандартов и осуществление деятельности на местах. МККК на местах поддерживает контакты с представителями властей, вооруженных формирований, напоминает о запрете об использовании детей в боевых действиях, осуществляя демобилизацию детей. Благодаря деятельности МККК в период с 2003 по 2006 года были воссоединены с семьями более 1500 детей.
Особое место в рамках национальной защиты детей в условиях военных действий занимают специально уполномоченные лица. Институт уполномоченных лиц по защите детей во время боевых действий в отдельных странах создается по-разному.
Международные меры по защите включают, в первую очередь, широкий круг правотворческой деятельности. Международное Гуманитарное право закрепляет необходимые меры по устранению дискриминации в отношении детей в период вооруженных конфликтов.
За использование детей в вооруженных конфликтах предусмотрена не только политическая и материальная ответственность государств, но и уголовная ответственность физических лиц.
Политическая ответственность представляет собой наложение санкций, применяемых Советом Безопасности ООН. Данные меры включают в себя блокаду, демонстрации, разрыв экономических отношений, исключение из состава ООН, приостановление привилегий государств, как членов ООН согласно 39, 41 42 статьям Устава ООН. Материальная ответственность выражается в репарации. Репарация представляет собой форму возмещения вреда в денежной форме, в предоставлении товаров и услуг. В целях понуждения применения норм международного гуманитарного права могут применяться меры принуждения. Принуждение, в основном, выражается в контрмерах. Контрмеры делятся на репрессалии и реторсии.
Нюрнбергский трибунал положил начало практике привлечения государственных деятелей высших военных чинов международному суду. Именно Нюрнбергский процесс создал институт индивидуальной уголовной ответственности за преступления, совершенные в том числе и против детей, вовлеченных в военные конфликты.
Активную роль в привлечении к ответственности играет Международный уголовный суд. Также могут быть учреждены временные трибуналы и специальные суды. Процедуры доказывания и процессуальную сторону ведения дела Международный уголовный суд в своих делах определяет самостоятельно, аналогично с национальными судами. Главным отличием Международного уголовного суда от трибуналов является осуществление юрисдикции на постоянной основе. Дело Томаса Лубанга, рассмотренное Международным уголовным судом, является основополагающим в части привлечения к ответственности за использование детей в военных целях. Результатом рассмотрения дела стал выданный ордер на арест в связи с вербовкой детей в Дарфуре. На практике встречались следующие трибуналы, оказавшие значительное влияние на институт ответственности за вербовку и принудительное использование детей во время войн: Международный трибунал по бывшей Югославии, созданный в 1993 году Советом Безопасности; Нюрнбергский трибунал 1945 года; Международный трибунал по Руанде, учрежденный в 1994 году. Также Специальный суд по Сьерра-Леоне внес огромный вклад в развитие института ответственности за вербовку детей. Наиболее известным делом Специального суда является дело главы Либерии Чарльза Тэйлора. В отношении него был выдан ордер на арест за осуществление принудительной вербовки несовершеннолетних, мобилизации детей до пятнадцатилетнего возраста во время гражданской войны в Сьерра-Леоне.
Основание для привлечения к ответственности за использование детей в вооруженных конфликтах в международно-правовых и национально-правовых актах одинаковое, но в различных формулировках. «Использование для активного участия» позволяет включить всю военную деятельность, как непосредственную, так и иные виды военной деятельности. К ним относятся: шпионаж, разведка, диверсии, контрразведки, использование в сексуальных целях и в качестве связных, с целью обмануть вражескую сторону, а также использование для военных контрольных пропускных пунктов. Непосредственное участие характеризуется обслуживанием и обеспечением боевой деятельности вооруженных сил, применением оружия, обеспечением материальных средств на линии обороны, участием в передовых линиях. Процедура привлечения к ответственности в рамках Международного уголовного суда включает 5 стадий. Первая стадия - стадия возбуждения расследования прокурором и его канцелярией по основанию, установленному Римским Статутом. На стадии расследования прокурор рассматривает все доказательства и обстоятельства по делу. Третья стадия - предварительное судебное производство. Затем происходит слушание по вопросу об обвинении и делается вывод об обвинении по основанию. Четвертый этап - апелляционное производство. Заключительная стадия - стадия исполнения приговора. Наказание в виде лишения свободы отбывается в государстве, назначаемом судом из перечня государств, уведомивших суд о своей готовности принять лиц, которым вынесен приговор.
Судебная практика по привлечению лиц к индивидуальной ответственности в отношении использовании детей в международных вооруженных конфликтах в отличие от немеждународных, к сожалению, отсутствует. Однако дела, рассмотренные международными уголовными органами по ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов, сыграли значительную роль в анализе данной проблемы, так как процедура привлечения к ответственности аналогична.
Государства создали достаточно эффективные механизмы по борьбе с военными преступлениями в отношении детей путем привлечения к ответственности лиц, совершающих данные правонарушения. Международные механизмы базируются на нормативно-правовой базе, регулирующей защиту детей в вооруженных конфликтах. Снижение количества подростков, привлеченных в боевые действия, согласно ежегодным докладам ООН, является бесспорным показателем эффективности механизмов по привлечению к ответственности лиц, вербующих детей.
Подобные работы
- Международная защита детей в вооруженных конфликтах
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Права и свободы человека во время вооруженных конфликтов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 7200 р. Год сдачи: 2020 - Защита прав человека в ситуации вооруженных конфликтов»
(на примере Ирака)
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Правовой статус женщин в период вооруженных конфликтов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ЗАЩИТА ПРАВ (ДЕТЕЙ) РЕБЕНКА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Специфика подачи материалов телевизионных журналистов о
вооруженных международных конфликтах (на примере телеканала
«Россия — 24» и «РЕН ТВ»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНЫЙ УГОЛОВНЫЙ СУД:
СТАТУСНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Бакалаврская работа, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Международно-правовая защита прав детей (Всероссийская Академия Внешней Торговли)
Курсовые работы, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023



