ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Информационные технологии: понятие, подходы в теории
международных отношений 7
1. Терминология и понятия информационных технологий 7
2. Общее направление развития и воздействия фактора информационных
технологий на мировую политику 15
ГЛАВА II. Международно-правовое регулирование современных
информационных технологий 23
1. Международно-правовые основы регулирования отношений в сфере
информационных технологий 23
2. Классификация и содержание киберпреступлений в международном праве
30
ГЛАВА III. Инициативы России по обеспечению информационной
безопасности в современных международных отношениях 41
1. Деятельность России по обеспечению международной информационной
безопасности в Организации Объединенных Наций 41
2. Подходы России к обеспечению международной информационной
безопасности в международных организациях и на межгосударственной основе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
В настоящее время, наш мир находится в состоянии технологической революции, трансформации, двигателем которой стали информационные технологии. Для данного явления характерно не только огромное поле Расширяясь в своем влиянии все больше, информационные технологии способны повлиять на государства и их внешнюю политику. Соединенные Штаты Америки и их союзники с помощью современных информационно- коммуникационных технологии проводят курс давления на политику, экономику, информационную сферу Российской Федерации, что непосредственно приводит к возникновению кризиса на международной арене.
Одним из самых уникальных и интересов аспектов в информационных технологиях является исследование мегатрендов информационной эры, поскольку наравне с данными, приводимыми Международным союзом электросвязи об измерении уровня информационного развития общества и показатель прогресса информационно-компьютерных технологий в различных государствах мира, исследуются явления «Интернет вещей», технология «блокчейн», к примеру, драйверы Industry4.0. Существенный научный интерес вызывает также анализирование перспектив и опасностей, которые лежат в применении НБИК-технологий и искусственного интеллекта для сети национальной и международной безопасности [7].
В настоящее время идет детальная проработка практических и
теоретических паттернов применения современных информационных
технологий в качестве «мягкой силы 2.0» государствами-лидерами на
международной арене, включая исследования влияния и использования
соцсетей в дипломатической практике Оксфордского университета [12], а также
разных технологий спекуляций и цифровых фейковых новостей в ходе
информационных войн. Беря в расчет возрастание конфликтного потенциала в
современном мире, целесообразно подчеркнуть актуальность обзоров ситуационно-кризисных центров российских и зарубежных внешнеполитических ведомств, сначала может показаться самым рациональным решением, соответствующим всем требованиям сложившейся обстановки, однако, при более подробном изучении можно увидеть целый ряд серьезных проблем. Это относится не столько к сфере кибербезопасности, а еще к тому, что в информационную эпоху почти все виды соперничества между государствами перешли в цифровую среду - в особенности, это касается экономической борьбы, а также используемых в таких конфликтах информационно-аналитических, геоинформационных и иных систем, включая когнитивный анализ и прогнозирование течения международных конфликтов...
Можно смело говорить о том, что влияние информационных технологий в последние десятилетия превзошли все ожидания. Сейчас речь идет не только об автоматизации политических процессов, но и глобальном пересмотре роли информационных технологий в международных отношениях.
В ходе анализа источников и написания работы я рассмотрела и выполнила все поставленные задачи, а также достигла главной цели: детально изучены теоретические и практические основы, а также влияние информационных технологий на международные отношения. Определены основные документы, регулирующие информационные технологии на мировой арене.
Подводя итоги, можно бесспорно утверждать, что информационные технологии развиваются с каждым годом, а рост влияния на международные отношения растет с геометрической прогрессией. Сейчас информационные технологии способны заменить часть процессов, которые ранее выполнялись человеком. Об этом нам открыто сообщает электронное правительство. Однако нормативно-правовое регулирование все еще не так детально проработано, как требует ситуация. В международном праве все еще стоит вопрос о защите персональных данных, интеллектуальной собственности, а также вопрос об ответственности за созданные и использование информационных технологии. Можно сказать, что логичны были бы дальнейшие шаги по развитию и дополнению Конвенции Совета Европы о киберпреступлениях, однако, как мы видим, последние Рекомендации и Конвенции принимаются для узкого круга проблем...
1. Алексеева И. Ю. Развитие информационного общества в России / И. Ю. Алексеева. — Москва : ИФ РАН, 2016. — 196 с.
2. Артюх А. А. Киберпространство: лучший выход — это вход / А. А. Артюх // Искусство кино. — 2004. — № 4. — С. 31-39.
3. Бауэр, Ф. Информатика. Вводный курс / Ф. Бауэр, Г. Гооз. — Москва : Мир, 1990. — 366 с.
4. Большой энциклопедический словарь / ред. А.М. Прохоров. — Москва : Советская Энциклопедия, 1991. — 941 с.
5. Бюллетень международных договоров [Электронный ресурс] //
Официальный сайт собрание законодательства Российской Федерации. — Режим доступа:
https://www.szrf.ru/szrf/docslist.php?md=0&nb=102&year=&issid=10220020
11000&div_id=2, — свободный.
6. Василенко Л. А. Интернет в информатизации государственной службы России / Л. А. Василенко. — Москва : РАГС, 2000. — 252 с.
7. Ведомости [Электронный ресурс] // Официальный сайт российской
академии наук. — Режим доступа:
http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=97 c 1 a6ce-dd9a-41 b2-b903- efb92addaad7, — свободный.
8. Венская конвенция о праве международных договор от 23.05.1969 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml, — свободный.
9. Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. — Москва : ACT, 2019. — 288 c.
10. Волеводз А.Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: дне. д-р. юр. наук: 12.00.09. — Москва, 2002. — 462 с.
11. Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/events/pastevents/wsis.shtml, — свободный.
12. Дезинформация в промышленных масштабах. Мониторинг организованных манипуляций в социальных сетях 2020 [Электронный ресурс] // Научно-технический центр ФГУП ГРЦЧ. — Режим доступа: https://rdc.grfc.ru/2021/09/industrialized-disinformation-2020-global- inventory-of-organized-social-media-manipulation, — свободный.
13. Декларация принципов построение информационного общества -
глобальная задача в новом тысячелетии от 12.12.2003 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. — Режим доступа:
https: //www.un. org/ru/events/pastevents/pdf/dec_wsis.pdf, — свободный.
14. Десятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями /Документ ООН А/СО№М87/Ю.
15. Дипломатический вестник. — 2000. — №8. — С. 51-56...89