Реферат 2
Введение 5
1. Теоретические основы дополнительного образования художественно -
эстетической направленности младших школьников 9
1.1 Дополнительное образование в современной системе
образования России 9
1.2 Методы и формы дополнительного образования художественно -
эстетической направленности 15
2. Опытно-экспериментальная работа по применению методов и форм
дополнительного образования художественно-эстетической
направленности с учащимися начальных классов 22
2.1 Анализ педагогического опыта по применению методов и форм
дополнительного образования художественно-эстетической
направленности с младшими школьниками 22
2.2 Методические рекомендации для педагогов дополнительного
образования по применению методов и форм дополнительного образования художественно-эстетической направленности 29
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложение А 42
Приложение Б 43
Приложение В 44
На сегодняшний день дополнительное образование является неотъемлемой частью жизни современного человека. Об этом свидетельствуют государственные документы: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [24], Постановление Правительства РФ от 15.04.14 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие дополнительного образования на 2013-2020 г.» [19], Приказ Минобрнауки России от 29.08.13 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» [21], Приказ Министерства образования РФ от 03.05.2000 № 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей» [20].
В наше время роль учреждений дополнительного образования детей значительно увеличивается с каждым годом и набирает новые обороты. Она призвана решить одну из важных социальных проблем, которая целостно связанна с раскрытием и формированием художественных (творческих) возможностей учеников, которые в близком будущем сформируют стойкое самосовершенствование и саморазвитие в социуме. Художественно¬эстетическая культура детей младшего школьного возраста является приоритетным направлением в педагогической теории и практике дополнительного образования. Оно является ключевым звеном в творческом и эстетическом воспитании детей, способных мыслить универсально и нестандартно.
В условиях активного социально-экономического развития российского общества актуальность художественно-эстетического направления
приобретает общественную значимость и является связующей в развитии
личности детей, так как оно включает в себя достаточно объемный спектр
представлений о видах искусства и о реализации творческой деятельности учащихся. С каждым годом, данное направление становиться наиболее значимым в окружающем нас мире. В связи с этим, важной и неотъемлемой частью деятельности педагога дополнительного образования является - комплексный подбор методов и форм дополнительного образования художественно-эстетической направленности, которые будут в дальнейшем интересны подрастающему поколению. Педагог, работающий в данной сфере, должен быть интеллектуально развитым человеком, и подбирать методы и формы художественно-эстетической направленности с учётом возрастных особенностей детей, а также уровнем теоретической и практической подготовки младших школьников. Целесообразность и выбор применения методов и форм дополнительного образования зависит от образовательных задач, которые ставит перед собой педагог при организации образовательного процесса...
На основании полученных в ходе теоретико-экспериментального исследования данных были сформулированы следующие общие выводы:
Во-первых, нами было изучено и описано дополнительное образование в современной системе образования России. Было выявлено, что востребованность дополнительного образования со стороны детей и родителей растёт с каждым годом, что даёт определённый вектор развития образовательной политики государства. Анализируя и обобщая работу системы дополнительного образования за последние годы, можно уверенно сказать что, оно двигается в ногу со временем, и одним из приоритетных направлений в дополнительном образовании является - художественно-эстетическое направление, которое является ключевым звеном в творческом воспитании детей младшего школьного возраста.
Во-вторых, были выделены методы и формы дополнительного образования художественно-эстетической направленности. В ходе анализа психолого-педагогической литературы, мы выделили разнообразные методы художественно-эстетической направленности (показ, наблюдение, объяснительно-иллюстративный метод, анализ, метод примера, метод поисковых ситуаций) и формы художественно-эстетической направленности (массовые, кружковые, студийные, дополнительные). Выделенные нами методы и формы дополнительного образования формируют у подрастающего поколения эмоционально-чувственное восприятие прекрасного в окружающем мире и искусстве.
В-третьих, нами была разработана схема методов и форм дополнительного образования художественно-эстетической направленности. В данной схеме наглядно показана взаимосвязь между собой всех методов и форм дополнительного образования.
В-четвёртых, был проанализирован педагогический опыт педагогов дополнительного образования Красноярского края по применению методов и 35
форм дополнительного образования художественно-эстетической направленности с учащимися начальных классов. На основе исследования, проведенного на учреждениях дополнительного образования Красноярского края, нами было выявлено, что приоритетным направлением является художественно-эстетическое, что в процентном соотношении составляет - (60%). Среди форм художественно-эстетической направленности преобладают студийные формы работы с детьми - (50%), кружковые формы составляют - (25%), массовые формы работы составляет - (15%) и дополнительные формы - (10%). В четырех разных УДОД также применяются и методы художественно-эстетической направленности, а именно: объяснительно-иллюстративный метод - (43%), анализ - (32%), метод показа - (13%), наблюдение - (9%) и метод поисковых ситуаций - (3%).
В-пятых, предложены методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по применению методов и форм дополнительного образования художественно-эстетической направленности. Разработанные нами методические рекомендации отображают информационный базис, от которого педагогам дополнительного образования можно оттолкнуться при подготовке к практическим занятиям.
В-шестых, нами бала разработана рабочая программа дополнительного образования по применению методов и форм дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи исследования выполнены, получены новые знания об исследуемом процессе, сделаны выводы.
1. Абакумова, Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Начальная школа. - 2008. - № 4. - С.35-41.
2. Антопольская, Т. А. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: понимание, структурирование, развитие / Т. А. Антопольская // Вестник Московского государственного областного университета. - 2019. - № 4. - С.7-11.
3. Борев, Ю. Б. Эстетика в дополнительном образовании / Ю. Б. Бореев. - Москва : Высшая школа, 2018. - 103 с.
4. Буйлова, Л. Н. Дополнительное образование детей в начальной школе: экспликация понятия / Л. Н. Буйлова // Концепт. - 2016. - № 3. - С.31-35.
5. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина. - Москва : Педагогика, 1992. - 291 с.
6. Дмитриева, Н. А. Художественно-эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Н. А. Дмитриева. - Челябинск : Просвещение, 2013. -54 с.
7. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей / Е. Б. Евладова. - Москва : Владос, 2014. - 349 с.
8. Калинина, Л. Т. Эстетическое воспитание младших школьников как социально-педагогическая проблема / Л. Т. Калинина // Начальная школа. - 2006. - № 3. - С.24-26.
9. Комарова, Т. С. Школа творческого воспитания / Т. С. Комарова. - Москва : Зимородок, 2018. - 415 с.
10. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ от
04.09.2014 № 1726-р. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения: 12.02.2021).
11. Куприянов, Б. В. Воспитание и социализация в учреждениях дополнительного образования детей / Б. В. Куприянов // Дополнительное образование и воспитание. - 2019. - № 7. - С.83-88.
12. Курмеева, Н. К. Внеуадиторные формы культурно-эстетического образования / Н. К. Курмаеева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2018. - № 7. - С.41-45.
13. Кушаев, Н. А. Основы эстетического воспитания в средней школе/ Н. А. Кушаев. - Москва : Просвещение, 2007. - 240 с.
14. Лебедев, Ю. Д. Дополнительное образование: учеб. пособие / Ю. Д. Лебедев. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 145 с.
15. Литяйкина, О. Г. Проблемы эстетического воспитания в педагогических концепциях / О. Г. Литяйкина. - Саранск : Просвещение, 1997. - 243 с...41