Введение 3
1. Теоретические основы государственно-частного партнерства 5
1.1. Понятия и основные этапы развития ГЧП в отечественной и мировой
практике 5
1.2. Правовое регулирование ГЧП в Российской Федерации 10
2. Механизм функционирования ГЧП 16
2.1. Формы и модели государственно-частного партнерства 16
2.2. Характеристика механизма ГЧП 20
2.3. Состояние развития ГЧП в РФ и проблемы его реализации 28
3. Оценка экономического состояния в области государственного-частного
партнерства в Красноярском крае 34
3.1. Анализ и оценка состояния системы сотрудничества частного бизнеса и
государства в инвестиционных проектах Красноярского края 34
3.2. Рекомендации по совершенствованию механизма функционирования
ГЧП с учетом особенностей Красноярского края 46
Заключение 52
Список используемых источников 54
На сегодняшний день особую приоритетность имеет налаживание сотрудничества частного бизнеса и государства. Данное сотрудничество приносит пользу не только частному бизнесу, но и увеличивает эффективность важных для государства сфер деятельности. Привлекая частные капиталы и передавая часть полномочий частному бизнесу, государство может не только увеличить темпы развития социально значимых сфер деятельности, но и обеспечить максимальную эффективность использования ресурсов при работе в определенной области. Для частного бизнеса сотрудничество с государством дает необходимую экономические условия для реализации капиталов, а также гарантирует получение прибыли от участия в наиболее выгодных государственных проектах.
Такая модель сотрудничества уже очень давно закрепилась в развитых западных странах, что позволяет им максимально эффективно обеспечивать и выполнять большую часть государственных обязательств перед гражданами. Это только еще раз подчеркивает всю важность и необходимость в развитии государственно-частного партнёрства. Для Российской федерации, которая только вступила на путь сотрудничества с частным бизнесом очень важно, как можно скорее решать серьезные проблемы, с которыми она сталкивается, в частности проблемы, связанные с недостаточно развитой правовой базой в сфере государственно-частного партнёрства, слабо развитого конкурентного поля в этой среде, а также слабое развитие инвестиционной и инфраструктурной среды.
Целью работы является совершенствование механизма государственного- частного предпринимательства на примере Красноярского края.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
- выявить теоретические основы анализа государственно-частного партнерства и особенности этого понятия;
- рассмотреть основные модели и формы государственно-частного партнерства;
- провести анализ взаимодействия государства и частного бизнеса на международном и российском рынках;
- выявить имеющиеся сложности развития государственно-частного партнерства и проанализировать тенденцию развития нового экономического отношения в экономике Красноярского края.
Предметом выступают формы и методы государственно-частного партнерства.
Объектом выпускной квалификационной работы является инвестиционные проекты с использованием ГЧП в Красноярском крае.
В работе использовались методы параметризации рейтинга согласно методологиям 2019 года по различным сферам экономической среды, также использовались федеральные базы данных по проектам ГЧП и аукцион ГЧП проектов. Помимо этого, использовались региональные базы данных по имеющимся и разрабатываемым проектам ГЧП и блок информации по инвестиционному развитию Красноярского края.
Подводя итоги выпускной квалификационной работы, мы можем сказать, что ГЧП является важным фактором для достижения эффективного развития страны, большое разнообразие моделей и форм могут как положительно, так и отрицательно сказаться на эффективности этой сферы. Необходимость внедрения стандартизации и увеличения привлекательности этих отраслей у частного сектора должны стоят в приоритете у государства. На данный момент проекты ГЧП в основном рассматриваются как перекладывание нежелательных обязанностей государства на плечи частного сектора и проекты ГЧП реализуются в основном предприятиями для собственных нужд, не неся большого вклада для общественного сектора.
На сегодняшний день в России механизмы ГЧП используются, как правило, в масштабных инвестиционных проектах. Целесообразность развития ГЧП в современной России признана на государственном уровне. Создается необходимая институционально-правовая среда. В частности, приняты Закон о концессиях, Положение об инвестиционном фонде, ряд других документов. Быстро растет количество проектов, предлагаемых к реализации на основе ГЧП, в том числе и крупных, стоимостью более 5 млрд долл. с большой длительностью жизненного цикла (до 30 и более лет). По ряду предложений уже приняты положительные решения.
Исходя из проведённых мною исследований сфера ГЧП хоть и считается относительно развитой в крае, но относительно иностранного опыта далека от совершенства. И хотя на территории Красноярского края в основном реализуются проекты с малыми объемами инвестиций — это лишь вопрос времени, когда ГЧП проекты станут более крупными и сменять основную сферу инвестиций. Для достижения этой цели органам государственной власти и представителям бизнес-сообщества необходимо консолидировать все свои усилия и накопленный потенциал, разработать такую модель взаимодействия, при которой обе стороны смогли бы бесперебойно и плодотворно двигаться к общему результату, работать согласованно в общих интересах, формируя партнерские модели взаимоотношений в различных сферах.
Также имеется общая проблема в неполноте нормативно-правовой базы как на уровне субъектов, так и на муниципальном уровне. Следует отметить что особенно острую необходимость в новых формах и видах ГЧП и МЧП испытывают отраслевые инфраструктурные проекты. Поэтому в нормативно¬правовой регламентации ГЧП в России назрела необходимость устранения отраслевых ограничений для применения ряда форм, видов и механизмов ГЧП.
И хотя выявленные в выпускной квалификационной работе проблемы нельзя решить моментально, но мы можем наблюдать постоянную работу по улучшению и проработке во всех проблемах, которые имеются на данный момент времени.
Таким образом, мы рассмотрели все поставленные в ходе преддипломной подготовке задачи, а главное - была достигнута цель выпускной квалификационной работы.
1. А.В.Пушкин, Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации. С.12
2. Рожкова С. Анализ мирового опыта использования государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rcb.ru / rcb / 2008-01 / 8902 /
3. А. А. Алпатов, А.В. Пушкин, P.M. Джапаридзе.
Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации. 2010. С. 22
4. Е. В. Егоров, И.С.Минина, Правовое регулирование государственно-частного партнерства в России и за рубежом. 2018. С. 295.
5. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" П.1.
6. ТВ.Викторовна, Ю.М.Ильиных РОЛЬ СТРАХОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА. 2016. С. 122.
7. О.Н.Петюкова ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ
ПАРТНЕРСТВО В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. 2014. С 48.
8. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Ст.4.
9. А.В.Белицкая Государственно-частное партнерство: понятие, содержание, правовое регулирование. Г.Москва. 2011. С.11.
10. Ю.Рагулина, Ю.Петрова, А.Плахотников, М.Елесина. Государственно-частное партнерство: региональный опыт развития. С.12
11. С.Х.Гималетдинов, МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННО¬
ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ. Г.Уфа. 2015. С.2.
12. Государственно-частное партнерство в условиях инновационного развития экономики [Монография] / Под ред. А.Г. Зельднера, И.И. Смотрицкой. М.: ИЭ РАН, 2012. — С. 212.
13. М.А. Дерябина Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. — 2008. — № 8. — С. 74
14. П.А. Зубаха ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТАХ. 2017. С.55.
15. С.В.Иродина, С.В. Алексеева МЕХАНИЗМ
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА. 2017. С.136...32