Преступные посягательства, направленные против государственной власти, отнесены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации к числу основных угроз государственной и общественной безопасности нашей страны. И это не случайно, поскольку многие проблемы развития любого государства обусловлены тем, что оно недостаточно эффективно реализует свои функции. Осуществление государственных функций возложено на должностных лиц. Те преступления, которые они совершают, сводят на нет плюсы всякого политического строя, существующего экономического уклада и др. Именно этим объясняется то существенное значение, которое играет уголовно-правовое противодействие должностным преступлениям.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления имеют довольно незначительную долю в структуре преступности и судимости в нашей стране (указанные преступления и лица, их совершившие, составляют в среднем чуть более 1% от всех осужденных за год). Между тем решение вопросов квалификации должностных преступлений относится к числу наиболее сложных. Трудности в решении данных вопросов обусловлены отсутствием в российском уголовном законодательстве понятия должностного преступления, а понятие должностного лица в уголовном законодательстве носит оценочный и бланкетный характер, при этом его трактовка в уголовно¬правовом смысле не совпадает с таковой в других отраслях отечественного права.
Сказанное справедливо в отношении и нормы уголовного закона, устанавливающей ответственность за превышение должностных полномочий, которая с момента принятия Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) практически не претерпела изменений. Между тем правоприменительная практика сталкивается с существенными затруднениями при квалификации содеянного по ст.286 УК РФ.
Вышеизложенные обстоятельства позволяют сделать вывод об актуальности темы, выбранной для исследования.
Следует отметить, что проблемам ответственности за должностные преступления в отечественной науке всегда уделялось значительное внимание. Значительный вклад в их изучение в разные годы внесли такие ученые, как А.Я. Аснис, Т.Б.Басова, Г.Н.Борзенков, В.Н.Борков, Ф.С.Бражник, А.В.Бриллиантов, В.В.Векленко, В.А.Владимиров, Б.В.Волженкин, А.В.Галахова, Ю.В.Голик, A. С.Горелик, П.И.Гришаев, Н.Д.Дурманов, А.А.Жижиленко, Я.Н.Ермолович, О.К.Зателепин, Н.А.Егорова, Б.В.Здравомыслов, С.В.Изосимов, А.К.Квициния, B Ф.Кириченко, В.С.Комиссаров, В.М.Корякин, Л.Л.Кругликов, В.Н. Кудрявцев, А.П.Кузнецов, Н.А.Лопашенко, Ю.И.Ляпунов, Б.С.Никифоров, Ю.Е.Пудовочкин, А.Б.Сахаров, А.Я.Светлов, А.А.Толкаченко, А.Н.Трайнин, Б.С.Утевский, В.Н.Ширяев, А.В.Шнитенков, А.Я.Эстрин, В.Е.Эминов, П.С.Яни и др. Несмотря на это, многие вопросы оценки и квалификации должностных преступлений, в том числе и превышения должностных полномочий, по- прежнему вызывают ожесточенные споры в уголовно-правовой доктрине, что также свидетельствует об актуальности и теоретической значимости их исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации уголовно-правового запрета на превышение должностных полномочий.
Предметом исследования являются нормы уголовного законодательства России, устанавливающие ответственность за превышение должностных полномочий и смежные с ним преступления, практика их применения, доктринальные воззрения по рассматриваемым в работе проблемам.
Цель исследования заключается в изучении и анализе нормы, устанавливающей уголовную ответственность за превышение должностных полномочий, исследовании практики ее применения, выявлении существующих теоретических и практических проблем и разработке на этой основе предложений по совершенствованию положений уголовного законодательства об ответственности за совершение должностных преступлений. Указанная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- охарактеризовать объективные и субъективные признаки превышения должностных полномочий;
- проанализировать сущность и содержание квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков превышения должностных полномочий;
- выявить критерии разграничения состава превышения должностных полномочий со смежными составами преступлений;
- проанализировать опубликованную судебную практику по применению ст.286 УК РФ, обозначить проблемы, имеющиеся при толковании и применении указанной нормы уголовного закона;
- на основании проведенного анализа сформулировать предложения по совершенствованию норм об ответственности за превышение должностных полномочий и других должностных преступлений.
Методологической основой исследования являются универсальные (исторический, диалектический, социологический), общенаучные (анализ, синтез, метод обобщения), специально-юридические (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования. Совместное применение вышеназванных методов позволило решить поставленные задачи и достичь обозначенной цели исследования.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, действующее уголовно-процессуальное, административное законодательство России, законодательные акты других отраслей права, правовые акты советского периода, нормы зарубежного законодательства.
Эмпирическую основу исследования составили разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по вопросам должностных, а также иных преступлений, постановления, определения и приговоры, вынесенные российскими судами по делам о преступлениях, совершенных должностными лицами.
Структура работы обусловлена указанными выше целью и задачами исследования и состоит из введения, трех разделов, разбитых на шесть подразделов, заключения и списка использованных источников.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Исходя из места ст.286 УК РФ, которое она занимает в структуре уголовного закона России, родовым объектом данного преступления является государственная власть. Основной непосредственный объект совпадает с видовым: им является установленный порядок профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления. Дополнительным же непосредственным объектом выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы личности, общества и государства, а также здоровье, честь, достоинство, личная свобода граждан.
Состав превышения должностных полномочий является материальным, следовательно, объективная сторона преступления обязательно включает в себя:
- общественно опасное деяние в виде совершения субъектом действий, явно выходящих за пределы его полномочий. Выделяют четыре альтернативных вида таких действий: 1) должностное лицо совершает действия, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); 2) должностное лицо совершает действия, которые требуют наличия определенных обстоятельств, указанных в нормативных правовых актах, при отсутствии указанных обстоятельств; 3) должностное лицо совершает действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах совершать не праве; 4) должностное лицо принимает единоличное решение, хотя принятие такого решения может быть осуществлено только коллегиально;
- общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;
- причинно-следственную связь между деянием и последствиями.
Субъектом превышения должностных полномочий по ч.1 ст.286 УК РФ является должностное лицо, признаки которого определены законодателем в Примечании 1 к ст.285 УК РФ. В основу данного определения легли такие критерии, как: 1) наличие властных функций; 2) осуществление деятельности в соответствующих государственных органах и организациях, перечисленных в Примечании; 3) правомерность наделения этими функциями лица на постоянной или временной основе или же по специальному полномочию. В свою очередь, властные функции или полномочия определяются в уголовном законе через категории: 1) представителя власти; 2) организационно¬распорядительных функций; 3) административно-хозяйственных функций. Поскольку в законе не указывается, что именно понимается под этими функциями, их разъяснение и толкование даются в Постановлении Пленума ВС РФ № 19.
Мы не разделяем предложений ряда ученых и существующую правоприменительную практику, которые допускают возможность группового совершения превышения служебных полномочий и ряда иных должностных преступлений, предлагая закрепить данное обстоятельство в качестве квалифицирующего или особо квалифицирующего. Исходя из позиций международно-правовых актов, УК РФ и здравого смысла такая ситуация не представляется возможной. В данном случае содеянное каждым должностным лицом должно получить самостоятельную уголовно-правовую оценку как при квалификации, так и при назначении наказания, но без ссылки на совместность их действий.
С субъективной стороны превышение должностных полномочий может быть совершено только умышленно, причем, в отличие от мнения большинства авторов, мы полагаем, что в данном случае возможны оба вида умысла - и прямой, и косвенный.
Превышение должностных полномочий часто служит способом достижения иной цели, которая не охватывается наступившими общественно опасными последствиями (которые в итоге вменяются должностному лицу по объективной стороне содеянного).
Превышение должностных полномочий может быть обусловлено самыми разнообразными мотивами (в том числе и корыстными, которые являются обязательными при вменении состава преступления, предусмотренного ст.285 УК РФ), которые не имеют значения при квалификации, но могут быть учтены при назначении наказания.
Уголовный закон предусматривает квалифицированный и особо квалифицированный разновидности превышения должностных полномочий. Квалифицированный вид данного преступления связан с особенностями тех должностей, которые занимает субъект - должностное лицо: это государственные должности Российской Федерации или ее субъектов, а также должность главы местного самоуправления.
Особо квалифицированный вид превышения должностных полномочий сконструирован за счет определения трех квалифицирующих признаков, детализирующих основной, а равно квалифицированный составы анализируемого преступления. Два первых признака (применение насилия или угроз его применения или применение оружия или специальных средств) относятся к характеристике деяния, являясь способами превышения, а третий - к параметрам последствий, которые закон именует тяжкими.
В доктрине и правоприменительной практике встречаются разные мнения по вопросу разграничения превышения должностных полномочий и смежных составов должностных преступлений. Как показал проведенный анализ, наиболее существенные трудности правоприменители испытывают при квалификации содеянного, сталкиваясь с конкуренцией между составами злоупотребления должностными полномочиями и превышения ими.
Проведенный анализ показал, что судебная практика встречается с трудностями при определении количественных и качественных параметров «существенности» преступного последствия превышения служебных полномочий, указанного в ч.1 ст.286 УК РФ. В этой связи полагаем необходимым осуществить корректировку как указанной нормы, так и других статей о должностных преступлениях, а именно произвести:
- введение в качестве признака объективной стороны тех должностных преступлений, для которых предусмотрено последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, последствия в виде причинения крупного ущерба (соответственно изменится диспозиция ч.1 ст.286 УК РФ: совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и (или) причинение крупного ущерба);
- введение в качестве квалифицирующего или особо квалифицирующего признака тех должностных преступлений, для которых это последствие в настоящее время предусмотрено, с применением насилия опасного для жизни и здоровья (в частности, в ст.286 УК РФ это последствие может быть предусмотрено в п. «а» ч.4 и будет охватывать причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 кроме ч.4 ст. 111 УК РФ)
- введение в качестве квалифицирующего или особо квалифицирующего признака тех должностных преступлений, для которых это последствие в настоящее время предусмотрено, последствия в виде причинения особо крупного ущерба (в частности, в ст.286 УК РФ это последствие может быть предусмотрено в п. «б» ч.4).
- перенесение Примечания к ст.293 УК РФ, определяющего количественные размеры крупного и особо крупного ущерба в ст.285 УК РФ с сохранением их прежних величин.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, одобренных общероссийским голосованием 01.07.2020. [Электронный ресурс] // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство человечество видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. [Электронный ресурс] // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федер.закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 24.02.2021) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер.закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 08.12.2020) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: федер.закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 24.03.2021) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. О государственной защите судей, должностных лиц
правоохранительных и контролирующих органов [Электронный ресурс]: федер.закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
7. Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс]:
федер.закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
8. Об оружии [Электронный ресурс]: федер.закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (в ред. от 02.08.2019) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер.закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (в ред. от 29.12.2020) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10. О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер.закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер.закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 29.12.2020) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
12. О муниципальной службе Российской Федерации [Электронный
ресурс]: федер.закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (в ред. от 27.10.2020) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
13. О полиции [Электронный ресурс]: федер.закон от 07.02.2011 № 3- ФЗ (в ред. от 24.02.2021) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер.закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (в ред. от 22.12.2020) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
15. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федер.закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 08.12.2020) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
16. О государственных должностях Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (в ред. от 21.01.2020) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
17. О типовых государственных должностях субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 04.12.2009 № 1381 (в ред. от 05.10.2015) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
18. О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 № 5 (в ред. от 11.06.2019) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
19. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 (в ред. от 11.06.2020) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
20. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных
коррупционных преступлениях [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 (в ред. от 24.12.2019) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
21. О судебном приговоре [Электронный ресурс]: постановление
Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № 55 // Справочно¬информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
22. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Александра Владимировича как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» [Электронный ресурс]: определение Конституционного Суда РФ от 01.04.1996 № 9-0 // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
23. О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990 № 4 (утратило силу) // Справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
24. Уголовный кодекс Австрии. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 352 с.
Научные работы
25. Айдаев, С. Г. Превышение должностных полномочий : автореф. дне., канд. юрид. наук / Айдаев Сергей Геннадьевич. - М., 2014. - 26 с.
26. Алдекенов, С. К. Объект превышения власти и должностных полномочий / С. К. Алдекенов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2012. - № 10-2. - С. 155-157.
27. Артюшина, О. В. Причинение тяжких последствий при превышении должностных полномочий: проблемы квалификации / О. В. Артюшина // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2018. - № 3. - С. 348 - 352.
28. Балык, П. П. Юридический анализ объективных признаков превышения должностных полномочий / П. П. Балык // Правопорядок: история, теория, практика. - 2019. - № 3. - С. 28 - 34.
29. Басова, Т. Б. Уголовная ответственность за должностные преступления: проблемы правотворчества и правоприменения в условиях административной реформы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Басова Татьяна Борисовна. - Владивосток, 2005. - 47 с.
30. Борков, В. Н. Преступления против осуществления государственных функций, совершаемых должностными лицами : монография / В. Н. Борков. - Москва, 2016. - 344 с.
31. Бражник, С. Д. Характеристика преступных последствий как признака состава превышения должностных полномочий / С. Д. Бражник // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 1. - С. 61 - 64.
32. Бриллиантов, А. В. Должностное лицо: организационно- распорядительные функции / А. В. Бриллиантов, П. С. Яни // Законность. - 2010. - № 6. - С. 10 - 15.
33. Бриллиантов, А. В. Должностное лицо: административно-хозяйственные функции, выполнение функций по специальному полномочию / А. В. Бриллиантов, П. С. Яни // Законность. - 2010. - № 7. - С. 19 - 23.
34. Волженкин, Б. В. Служебные преступления : монография / Б. В. Волженкин. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2005. - 558 с.
35. Габеев С.В. Совершение должностным лицом действий, которые могут быть осуществлены им только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, как форма злоупотребления должностными полномочиями / С. В. Габеев // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. - 2018. - № 2. - С.10 - 14.
36. Григорова К. С. Уголовная ответственность должностных лиц и органов публичной власти / К. С. Григорова // Российский следователь. - 2016. - № 19. - С.19 - 22.
37. Динека, В. И. Законодательное определение и судебное толкование признака специального субъекта должностных преступлений / В. И. Динека, С. И. Кириллов, М. В. Денисенко // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 4. - С. 96 -102.
38. Ермолович, Я. Н. Должностные преступления в российском уголовном праве : монография / Я. Н. Ермолович. - Москва, 2020. - 328 с.
39. Зубарев, С. М. Интересы службы как объект уголовно-правовой охраны / С. М. Зубарев // Уголовное право. - 2013. - № 4. - С. 26-27.
40. Иванов, Н. Г. Преступления против государственной власти : учебник / Н. Г. Иванов. - М.: Юрайт, 2019. - 125 с.
41. Ильин, А. А. Характеристика существенности причинения вреда как признака превышения служебных полномочий / А. А. Ильин // Труды Академии управления МВД России. - 2013. - № 1. - С. 102 - 105.
42. Каплин, М. Н. Существенный вред как признак превышения должностных полномочий / М. Н. Каплин, С. Д. Бражник // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. - 2015. - № 1. - С. 14 - 16.
43. Козбаненко, В. А. Иные виды государственной службы - правоохранительная служба: закон и доктрина / В. А. Козбаненко // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 9. - С. 92 - 101
44. Колесников, М. В. Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий в законодательстве постсоветских государств / М. В. Колесников // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - № 2. - С. 217-220.
45. Коняхин, В. Законодательное описание состава превышения должностных полномочий в УК РФ и УК других стран СНГ: единство и особенности / В. Коняхин, А. Снежко // Уголовное право. - 2004. - № 2. - С. 35-37.
46. Коротаева, М. А. Некоторые проблемы квалификации превышения должностных полномочий / М. А. Коротаева, Л. В. Рябова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. - № 3. - С. 107 - 110.
47. Кругликов, Л. Л. Тяжкие последствия в уголовном праве / Л. Л. Кругликов // Уголовное право. - 2010. - № 5. - С. 38 - 46.
48. Майоров, А. В. Квалифицированные виды превышения должностных полномочий / А. В. Майоров // Правопорядок: история, теория, практика. - 2019. - № 2. - С. 39 - 42.
49. Мевлуд, Д. Д. Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий / Д. Д. Мевлуд // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 3. - С. 73 - 76.
50. Можаев А.Г. Качественная характеристика существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства в составах преступлений, предусмотренных ст.ст.285, 286 УК РФ / А.Г.Можаев // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. - 2017. - № 1 (15). - С.53 - 57.
51. Никонов, П. В. Теория и практика квалификации должностных преступлений: монография / П. В. Никонов, В. Н. Шиханов. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2016. - 700 с.
52. Новиков, В. Ф. Превышение должностных полномочий в повседневной жизни / В. Ф. Новиков, С. А. Гусев // Контентус. - 2019. - № 11. - С. 23 - 32.
53. Ольшевский, А. В. Законодательные предпосылки для возвращения на современном этапе к вопросу о правоохранительной службе / А. В. Ольшевский, Е. Д. Заяев // Административное право и процесс. - 2019. - № 10. - С. 59 - 62.
54. Плехова, О. А. Проблема квалификации превышения должностных полномочий, предусмотренного ч.3 ст.286 УК РФ / О. А. Плехова // Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - № 2. - С.70 - 74.
55. Преступления против государственной власти : учебник / Отв. ред. А. В. Наумов, А. Г. Кибальник. - М.: Юрайт, 2019. - 120 с.
56. Пронина, М. П. Должностные преступления: особенности правоприменения / М. П. Пронина // Пенитенциарная наука. - 2020. - № 14-3. - С. 331 - 337.
57. Романенко, М. А. Некоторые вопросы ответственности должностных лиц за совершение превышения должностных полномочий с применением насилия / М. А. Романенко // Юрист-Правовед. - 2011. - № 2. - С. 32 - 35.
58. Светлов, А. Я. Ответственность за должностные преступления : монография / А. Я. Светлов. - Киев: Наукова думка, 1978. - 303 с.
59. Статья «Актуальные проблемы уголовного права» /Отв.ред. И.А.Подройкина. - М.: Проспект, 2016.
60. Судебная практика по уголовным делам Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Европейского суда по правам человека (1996 - 2004 гг.) / Сост. Е. Н. Трикоз. - М.: Городец, 2006. - 1402 с.
61. Султанов, В. Н. Уголовно-правовые вопросы квалификации основного состава превышения служебных полномочий / В. Н. Султанов // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - № 2. - С. 122 - 126.
62. Толстякова, М. В. Проблемы отграничения превышения должностных полномочий от иных составов преступлений / М. В. Толстякова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 3-2. - С. 60 - 62.
63. Уголовное право России. Общая часть/Под ред.О.С.Капинус. - М.: Юрайт, 2016. - 539 с.
64. Уголовное право России. Особенная часть : учебник. В 2 т. Т.2 / Под ред. О. С. Капинус. - М.: Юрайт, 2018. - 504 с.
65. Фахриев, М. Вопросы квалификации должностных преступлений / М. Фахриев // Вести научных достижений. - 2018. - № 2. - С. 31 - 35.
66. Чаянов, С. Е. Государственная правоохранительная служба: быть или не быть? / С. Е. Чаянов // Журнал российского права. - 2016. - № 11. - С. 64 - 71.
67. Чиркин, В.Е. Конституционное право России. - М.: НОРМА, 2016. - 496 с.
68. Шмаков, Р. Б. Уголовно-правовая характеристика превышения должностных полномочий / Р. Б. Шмаков // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019. - № 10. - С. 251 - 256.
69. Шнитенков, А. В. Ответственность за преступления против интересов службы : автореф. дне. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Шнитенков Андрей Владимирович. - Омск, 2006. - 39 с.
70. Яни, П. С. Должностное злоупотребление - частный случай
превышения полномочий / П. С. Яни // Законность. - 2011. - № 12. - С. 12 - 16.
71. Яни, П. С. Укрытие преступлений от учета: действие или
бездействие? / П. С. Яни // Законность. - 2008. - № 2. - С.10 - 12.
72. Яни, П. С. Общественно опасные последствия должностных
преступлений / П. С. Яни // Законность. - 2014. - № 3. - С. 39 - 43.
73. Яни, П. С. Вопросы квалификации должностных преступлений в Постановлении Пленума и судебной практике / П. С. Яни // Законность. - 2014.
- № 4. - С. 28 - 33.
Судебная практика
74. Апелляционное определение № 10-8936/2014 от 21 июля 2014 г.: апелляционное определение Московского городского суда от 21.07.2014 по делу № 10-8936/2014 [Электронный ресурс]: «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». - Режим доступа: https://sudact.ru.
75. Апелляционное постановление № 10-5619 от 14 мая 2015 г.: апелляционное постановление Московского городского суда от 14.05.2015 по делу № 10-5619 [Электронный ресурс]: «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». - Режим доступа: https://sudact.ru.
76. Кассационное определение № 22-331/2011 от 15 марта 2011 г.: кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Липецкого областного суда от 15.03.2011 по делу № 22-331/2011 [Электронный ресурс]: «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». - Режим доступа: https://sudact.ru
77. Кассационное определение № 22-7262/2011 от 15 июня 2011 г.: кассационное определение Московского городского суда от 15.06.2011 по делу № 22-7262/2011 [Электронный ресурс]: «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». - Режим доступа: https://sudact.ru.
78. Кассационное определение № 22-3286/11 от 24 августа 2011 г.: кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Иркутского областного суда от 24.08.2011 по делу № 22-3286/11 [Электронный ресурс]: «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». - Режим доступа: https://sudact.ru
79. Приговор № 5-2008 от 15 февраля 2008 г.: приговор Новосибирского гарнизонного военного суда от 15.02.2008 по делу № 5-2008 [Электронный ресурс]: «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». - Режим доступа: https://sudact.ru
80. Приговор № 1-1/2012 от 28 апреля 2012 г.: приговор Аргаяшского районного суда Челябинской области от 28.04.2012 по делу № 1-1/2012 // Сайт Аргаяшского районного суда Челябинской области - Режим доступа: http: //arg.chel .sudrf.ru.
81. Приговор № 1-48/2016 от 8 июня 2016 г.: приговор Ростовского-на- Дону гарнизонного военного суда от 08.06.2016 по делу № 1-48/2016 [Электронный ресурс]: «Судебные и нормативные акты Российской Федерации». - Режим доступа: https://sudact.ru.