Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Работа №16597

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы68стр.
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1256
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ 6
ЕЕ Социально-педагогические технологии социальной работы 6
Е2. Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной
работы 11
ЕЗ. Психолого-педагогические технологии сопровождения замещающих
семей 16
1.4. Нормативно-правовая база технологий воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей 24
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 41
2.1. Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения
родителей на примере Центра социальной помощи семье и детям Чеди- Хольского кожууна 41
2.2. Характеристика, (содержание и методы) программы реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей в специализированном учреждении...52
2.3. Анализ эффективности социально-педагогической программы 57
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение

В России социальная работа в целом и система социального обслуживания в частности развиваются весьма интенсивно, с использованием различных технологий, на основе научно разработанного базиса. Вероятно, только при таких условиях новая область деятельности могла возникнуть, получить развитие и внести весомый вклад в оказание социальной поддержки населению.
Сегодня проблема детей, в частности детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране достигла предельной остроты, и ее безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Забота о таких детях - стержень новой социальной политики.
Выделяется категория детей - «дети, оставшиеся без попечения родителей», которая подлежит передаче на воспитание в семью (на усыновление или удочерение, под опеку или попечительство, в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в соответствующие органы для детей, оставшихся без попечения родителей [5,с.85].
Для решения этих проблем необходим социально - педагогический подход и он должен быть положен в основу разработки социально - педагогических технологий. Дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к группе детей, нуждающихся в помощи и у которых есть свои потребности: в пище, жилье, защите, образовании, в досуговой деятельности, в общении с родителями, другими родственниками, ровесниками, в медицинском обслуживании и т.д.
Комплексность проблем данной категории детей требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу. Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально - педагогическими технологиями, которые могут быть представлены в виде
модели, проекта, программы или определенного алгоритма. Алгоритм работы социального педагога по уточнению статуса детей, родители которых ограничены в родительских правах в соответствии с п. 1. ст.73 СК. РФ: « Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них без лишения) их родительских прав (ограничении родительских прав)» [9, с.34]:
Актуальность исследования состоит в том, что в России сегодня постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, т.е. ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются без попечения родителей, и объективное сопровождение таких детей является главной задачей социального работника.
Объект исследования: дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: особенности технологий социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей в России и Республике Тыва.
В настоящей работе использовались нормативные документы, статьи, учебная литература по социологии, технологии и теории социальной работы, психолого-педагогическая литература.
Цель исследования: изучение технологий социальной работы с детьми, оставшиеся без попечения родителей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать социально-педагогические технологии
социальной работы, с детьми, оставшиеся без попечения родителей;
- рассмотреть вопрос о детях, оставшихся без попечения родителей, как категориюсоциальной работы;
- изучить психолого-педагогические технологии сопровождения замещающей семьи;
- показать нормативно-правовую базу технологий воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 
- выделить технологии социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей в Республике Тыва и Центра социальной
Гипотеза исследования: содержит предположение о том, что психосоциальное здоровье детей, оставшихся без попечения родителей, будет нормальным, если правильно организована система социально-педагогической реабилитации.
В работе применены следующие методы исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение научной, исторической, философской, социально-педагогической, психологической, методической и публицистической литературы.
Теоретико-методологическая основа исследования.В качестве теоретических предпосылок курсового исследования выступили труды Дементьева И., Михеева Л.Ю., Васильева А.Ю.,Холостова Е.И., Варывдина В.А., Клемантович И.П., Кабышев О.А. и др.
Практическая значимость заключается в обобщении междисциплинарных разработок в сфере адаптации детей оставшихся без попечения родителей и разработке социально - педагогической программы адаптации детей оставшихся без попечения родителей в детских центрах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество - это виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями.
Технологии социальной работы можно условно разделить на три группы: технологии диагностики (на основе изучения социальных проектов и вероятных прогнозов их развития); технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов; технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций.
К основным функциям технологии работы с детьми, оставшимися без попечения родителей относятся:аналитико-прогнозная, анализ существующих проблем и установление их причин, оказание различных видов помощи, социально-педагогическое сопровождение и т.д.
Ребенок, оставшийся без надлежащего родительского контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел не тогда, когда его жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок должен оказаться в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше.
В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
(социальные приюты, социально-реабилитационные центры для 59
несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).
Эксперты считают, что приоритетным направлением устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является помещение их в семью.
В Туве в 2014 году передано на усыновление и под опеку 684 ребенка. Создано 17 приемных семей, в которые переданы 92 ребенка. В то же время не уменьшается количество детей, по тем или иным причинам оставшихся без попечения родителей. Только за 11 месяцев 2014 г. выявлено 812 детей. Для сравнения, в 2013 году таковых было - 382.
Нами был рассмотрен также опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере Республиканских центров социальной реабилитации несовершеннолетних, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва и Центр социальной помощи семье и детям Чеди- Хольскогокожууна.
Основное содержание деятельности данных организаций заключается в реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ими ведется работа по восстановлению социального статуса, определению дальнейшей формы жизнеустройства воспитанников. Во всех социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних заведены карты реабилитации семьи, работа с семьей строится на основе индивидуальной реабилитационной программы. Специалисты помогают восстановить детско-родительские отношения, повышают педагогическую компетенцию родителей, развивают способности к эмпатии, пониманию состояния ребенка, его интересов.
Деятельность социального педагога «Центра социальной помощи семье и детям Чеди-Хольскогокожууна» для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей очень разнообразна:
- Социальный педагог в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, использует большой арсенал форм работы. К ним относятся: беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребёнка,
анализ собранных данных о ребёнке, наблюдение, игра, упражнения, тренинги, поощрение, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с службами и учреждениями, убеждение, занятие и другие;
- Социальный педагог сопровождает детей, оставшихся без попечения родителей с самого поступления их в учреждение. Осуществляет их правовую защиту, помощь в адаптации и социализации, ведёт их личные дела, а так же большая работа осуществляется по профессиональной ориентации воспитанников.
Анализ адаптированости детей к новым условиям приюта показал, что большинство -40 % воспитанников не прошли реабилитацию и нуждаются в дополнительной работе. В связи, с чем была разработана программа социально - педагогической реабилитации детей оставшихся без попечения родителей.
Повторная диагностика выявила адаптацию детей на уровне 75 %, а так же снижении рецидивов возврат в приют, показало увеличение возвращения детей родителям, отказа от бродяжничества.
Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что программа социально - педагогической реабилитации детей оставшихся без попечения родителей эффективна и может быть использована в других учреждения подобного типа.


1. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ.
2. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 22 декабря 2014 г.
№ 432-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации
www.pravo.gov.ru, 23.12.2014.
3. Семейный кодекс Российской Федерациис изменениями на 4 ноября
2014 г. действующая редакция от 1 января 2015 г.
http://docs.cntd.ru/document/9015517
4. Закон Республики Тыва от 29.12.2004 г. № 1153 ВХ-1 «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан» от 27.12.2004 г., в ред. от 20.11.2007 г.
5. Актуальные проблемы теории и практики социальной педагогики: в 2 ч., материалы 9-х социально-пед. чтений РГСУ, 25 марта 2006 г. Ч. II / под ред. Л.В. Мардахаева; М-во образования и науки РФ, РГСУ. - М.: Перспектива, 2006. - 132 с.
6. Алексеева, Л.С. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие. - М, 2001. - 208 с.
7. Бобылева, И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. - М., 2007. - 187 с.
8. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 456 с.
9. Бреева Е.Б. Социальное сиротство: опыт социологического обследования И Социус. - 2006. - № 5. - С. 44-50.
10. Бреева, Е.Б. Дети в современном обществе. - М., 2009. - 302 с.
11. Брускова, Е. Если вместе...: Детские деревни - SOS (история и современность, благотворительность) //Смена.-2000.- №2.-с.54-62. 
12. Буянова, М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. - М.: Проспект, 2012. - 240 с.
13. Варывдин, В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192с.
14. Васильев, А.Ю. Защита прав детей-сирот в современном российском обществе. // Современное право. - М., 2007. - №9 (1). - С. 54-57.
15. Васильев, А.Ю. Истоки возникновения социального сиротства в России. // Современные проблемы науки и образования. - М., 2006. - №2. - С. 108-118.
16. Дементьева, И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.- 2003. №3. - С.69-72.
17. Инновационные модели семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Сборник. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2007. - 198 с.
18. Кабышев, О.А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 254 с.
19. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М.Шипицкой и Е.И.Козаковой. - СПД., 2000. - 108 с.
20. Корнеева, И.Л. Семейное право Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2005. - 172 с.
21. Костюнина, М. Из опыта работы педагога-психолога школы-интерната с социальными сиротами // Воспитание школьников,- 2003. - №6. -с. 44-46.
22. Красницкая, Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика//ОБЖ.- 2002.- №11.-е. 57-58.
23. Манукян, Э.А. Территориальные центры социальной помощи семье и детям: опыт, тенденции, перспективы // Российский журнал социальной работы. - 2011. - № 2/4. - С. 40.
24. Михеева, Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие/ Под ред проф., докт. юрид. наук Р.И.
Мананковой. - М.: Издательство «Палеотип»: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К», 2002. - 248 с.
25. Прихожан, А. М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М.: Педагогика, 2007. - 240 с.
26. Прихожан, А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
27. Проблемы социального сиротства / Под ред. Л.П. Смагиной. - Минск: ГДП «Спектр - Диалог», 1999. - 104 с.
28. Программы психолого-педагогической реабилитации
несовершеннолетних: в помощь сотрудникам специализированных
учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации / отв. Ред. Г.М. Иващенко. - М., 2012.
29. Психологические аспекты адаптации детей, оставшихся без попечения родителей: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. В. В. Константинов, Д. М. Каденков,- Пенза: ПГПУ имени В.Г. Белинского, 2010. - 200 с.
30. Психологическое обеспечение развития личности в учреждениях интернатного типа // авторы сост. Шелина Т.Т., Нелидов А.Л., Беганцов И.С. Щенников С.В. - Арзамас, 2003. - 303 с.
31. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России. - М., 2004. - 688 с.
32. Рейн, В.А. Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа: проблемы и пути их решений. - Самара, 2003. - 179 с.
33. Сафонова, Т.Я.Реабилитация детей в приюте. - М., 2010. - 140 с.
34. Семин, Г.В. Дети-сироты в России. - М.., 2006. - 164 с.
35. Система предотвращения социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних: Научно-методическое пособие. - М.: Изд-во Полиграф- сервис, 2005.- 128 с. 
36. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб.-метод, пособ. / Под ред. Г.И. Климантовой. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 192 с.
37. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу. - М.: Изд-во «Академический проект», 2000. - 496 с.
38. Технология социальной работы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений / под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 240 с.
39. Технология социальной работы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений / под ред. Холостова Е.И., Кононова Л.И.. - М.: «Дашков и К», 2013.- 478 с.
40. Харичкин, Е.А. Социальные приюты и пути решения проблемы социального сиротства // Работник социально службы. - 2001. - № 2. - С. 55.
41. Холостова, Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб.пособие / Е.И. Холостова. - 2-е изд. - М. : «Дашков и К», 2008. - 279 с.
42. Холостова, Е.И. Социальная работа. - М., 2006.- 340 с.
43. Холостова, Е.И. Теория социальной работы. - М., 2006. - 236 с.
44. Шапарь, О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс. - М.: Владос, 2011.
45. Шибутани, Т. Социальная психология / Пер. с англ. В.Б.Ольшанского. - Ростов-на/Д: 2008
46. Шипицина, Л.М. Психология детей-сирот. - СПб., 2005. - 628 с.
47. Эльконин, Д.Б.Психология игры / Д.Б. Эльклнин. - М., 2014.
48. Южанинов К. Социальное сиротство в зеркале общественного мнения // Вопросы социального обеспечения. - 2013. - №11. - 23-27.
49. Юнг, К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / К.Г. Юнг; Пер. снем. - М.: Канон, 2007, с. 336.
50. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. - Самара, 2006. 


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ