ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ 6
ЕЕ Социально-педагогические технологии социальной работы 6
Е2. Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной
работы 11
ЕЗ. Психолого-педагогические технологии сопровождения замещающих
семей 16
1.4. Нормативно-правовая база технологий воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей 24
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 41
2.1. Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения
родителей на примере Центра социальной помощи семье и детям Чеди- Хольского кожууна 41
2.2. Характеристика, (содержание и методы) программы реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей в специализированном учреждении...52
2.3. Анализ эффективности социально-педагогической программы 57
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ 6
ЕЕ Социально-педагогические технологии социальной работы 6
Е2. Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория социальной
работы 11
ЕЗ. Психолого-педагогические технологии сопровождения замещающих
семей 16
1.4. Нормативно-правовая база технологий воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей 24
Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА 41
2.1. Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения
родителей на примере Центра социальной помощи семье и детям Чеди- Хольского кожууна 41
2.2. Характеристика, (содержание и методы) программы реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей в специализированном учреждении...52
2.3. Анализ эффективности социально-педагогической программы 57
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение
В России социальная работа в целом и система социального обслуживания в частности развиваются весьма интенсивно, с использованием различных технологий, на основе научно разработанного базиса. Вероятно, только при таких условиях новая область деятельности могла возникнуть, получить развитие и внести весомый вклад в оказание социальной поддержки населению.
Сегодня проблема детей, в частности детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране достигла предельной остроты, и ее безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Забота о таких детях - стержень новой социальной политики.
Выделяется категория детей - «дети, оставшиеся без попечения родителей», которая подлежит передаче на воспитание в семью (на усыновление или удочерение, под опеку или попечительство, в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в соответствующие органы для детей, оставшихся без попечения родителей [5,с.85].
Для решения этих проблем необходим социально - педагогический подход и он должен быть положен в основу разработки социально - педагогических технологий. Дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к группе детей, нуждающихся в помощи и у которых есть свои потребности: в пище, жилье, защите, образовании, в досуговой деятельности, в общении с родителями, другими родственниками, ровесниками, в медицинском обслуживании и т.д.
Комплексность проблем данной категории детей требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу. Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально - педагогическими технологиями, которые могут быть представлены в виде
модели, проекта, программы или определенного алгоритма. Алгоритм работы социального педагога по уточнению статуса детей, родители которых ограничены в родительских правах в соответствии с п. 1. ст.73 СК. РФ: « Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них без лишения) их родительских прав (ограничении родительских прав)» [9, с.34]:
Актуальность исследования состоит в том, что в России сегодня постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, т.е. ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются без попечения родителей, и объективное сопровождение таких детей является главной задачей социального работника.
Объект исследования: дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: особенности технологий социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей в России и Республике Тыва.
В настоящей работе использовались нормативные документы, статьи, учебная литература по социологии, технологии и теории социальной работы, психолого-педагогическая литература.
Цель исследования: изучение технологий социальной работы с детьми, оставшиеся без попечения родителей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать социально-педагогические технологии
социальной работы, с детьми, оставшиеся без попечения родителей;
- рассмотреть вопрос о детях, оставшихся без попечения родителей, как категориюсоциальной работы;
- изучить психолого-педагогические технологии сопровождения замещающей семьи;
- показать нормативно-правовую базу технологий воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- выделить технологии социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей в Республике Тыва и Центра социальной
Гипотеза исследования: содержит предположение о том, что психосоциальное здоровье детей, оставшихся без попечения родителей, будет нормальным, если правильно организована система социально-педагогической реабилитации.
В работе применены следующие методы исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение научной, исторической, философской, социально-педагогической, психологической, методической и публицистической литературы.
Теоретико-методологическая основа исследования.В качестве теоретических предпосылок курсового исследования выступили труды Дементьева И., Михеева Л.Ю., Васильева А.Ю.,Холостова Е.И., Варывдина В.А., Клемантович И.П., Кабышев О.А. и др.
Практическая значимость заключается в обобщении междисциплинарных разработок в сфере адаптации детей оставшихся без попечения родителей и разработке социально - педагогической программы адаптации детей оставшихся без попечения родителей в детских центрах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Сегодня проблема детей, в частности детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране достигла предельной остроты, и ее безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Забота о таких детях - стержень новой социальной политики.
Выделяется категория детей - «дети, оставшиеся без попечения родителей», которая подлежит передаче на воспитание в семью (на усыновление или удочерение, под опеку или попечительство, в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в соответствующие органы для детей, оставшихся без попечения родителей [5,с.85].
Для решения этих проблем необходим социально - педагогический подход и он должен быть положен в основу разработки социально - педагогических технологий. Дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к группе детей, нуждающихся в помощи и у которых есть свои потребности: в пище, жилье, защите, образовании, в досуговой деятельности, в общении с родителями, другими родственниками, ровесниками, в медицинском обслуживании и т.д.
Комплексность проблем данной категории детей требует участия в этой деятельности разных специалистов. Однако ведущая роль принадлежит социальному педагогу. Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально - педагогическими технологиями, которые могут быть представлены в виде
модели, проекта, программы или определенного алгоритма. Алгоритм работы социального педагога по уточнению статуса детей, родители которых ограничены в родительских правах в соответствии с п. 1. ст.73 СК. РФ: « Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них без лишения) их родительских прав (ограничении родительских прав)» [9, с.34]:
Актуальность исследования состоит в том, что в России сегодня постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, т.е. ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных им функций, оказываются без попечения родителей, и объективное сопровождение таких детей является главной задачей социального работника.
Объект исследования: дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: особенности технологий социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей в России и Республике Тыва.
В настоящей работе использовались нормативные документы, статьи, учебная литература по социологии, технологии и теории социальной работы, психолого-педагогическая литература.
Цель исследования: изучение технологий социальной работы с детьми, оставшиеся без попечения родителей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать социально-педагогические технологии
социальной работы, с детьми, оставшиеся без попечения родителей;
- рассмотреть вопрос о детях, оставшихся без попечения родителей, как категориюсоциальной работы;
- изучить психолого-педагогические технологии сопровождения замещающей семьи;
- показать нормативно-правовую базу технологий воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- выделить технологии социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей в Республике Тыва и Центра социальной
Гипотеза исследования: содержит предположение о том, что психосоциальное здоровье детей, оставшихся без попечения родителей, будет нормальным, если правильно организована система социально-педагогической реабилитации.
В работе применены следующие методы исследования: теоретический анализ, синтез и обобщение научной, исторической, философской, социально-педагогической, психологической, методической и публицистической литературы.
Теоретико-методологическая основа исследования.В качестве теоретических предпосылок курсового исследования выступили труды Дементьева И., Михеева Л.Ю., Васильева А.Ю.,Холостова Е.И., Варывдина В.А., Клемантович И.П., Кабышев О.А. и др.
Практическая значимость заключается в обобщении междисциплинарных разработок в сфере адаптации детей оставшихся без попечения родителей и разработке социально - педагогической программы адаптации детей оставшихся без попечения родителей в детских центрах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество - это виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями.
Технологии социальной работы можно условно разделить на три группы: технологии диагностики (на основе изучения социальных проектов и вероятных прогнозов их развития); технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов; технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций.
К основным функциям технологии работы с детьми, оставшимися без попечения родителей относятся:аналитико-прогнозная, анализ существующих проблем и установление их причин, оказание различных видов помощи, социально-педагогическое сопровождение и т.д.
Ребенок, оставшийся без надлежащего родительского контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел не тогда, когда его жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок должен оказаться в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше.
В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
(социальные приюты, социально-реабилитационные центры для 59
несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).
Эксперты считают, что приоритетным направлением устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является помещение их в семью.
В Туве в 2014 году передано на усыновление и под опеку 684 ребенка. Создано 17 приемных семей, в которые переданы 92 ребенка. В то же время не уменьшается количество детей, по тем или иным причинам оставшихся без попечения родителей. Только за 11 месяцев 2014 г. выявлено 812 детей. Для сравнения, в 2013 году таковых было - 382.
Нами был рассмотрен также опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере Республиканских центров социальной реабилитации несовершеннолетних, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва и Центр социальной помощи семье и детям Чеди- Хольскогокожууна.
Основное содержание деятельности данных организаций заключается в реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ими ведется работа по восстановлению социального статуса, определению дальнейшей формы жизнеустройства воспитанников. Во всех социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних заведены карты реабилитации семьи, работа с семьей строится на основе индивидуальной реабилитационной программы. Специалисты помогают восстановить детско-родительские отношения, повышают педагогическую компетенцию родителей, развивают способности к эмпатии, пониманию состояния ребенка, его интересов.
Деятельность социального педагога «Центра социальной помощи семье и детям Чеди-Хольскогокожууна» для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей очень разнообразна:
- Социальный педагог в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, использует большой арсенал форм работы. К ним относятся: беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребёнка,
анализ собранных данных о ребёнке, наблюдение, игра, упражнения, тренинги, поощрение, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с службами и учреждениями, убеждение, занятие и другие;
- Социальный педагог сопровождает детей, оставшихся без попечения родителей с самого поступления их в учреждение. Осуществляет их правовую защиту, помощь в адаптации и социализации, ведёт их личные дела, а так же большая работа осуществляется по профессиональной ориентации воспитанников.
Анализ адаптированости детей к новым условиям приюта показал, что большинство -40 % воспитанников не прошли реабилитацию и нуждаются в дополнительной работе. В связи, с чем была разработана программа социально - педагогической реабилитации детей оставшихся без попечения родителей.
Повторная диагностика выявила адаптацию детей на уровне 75 %, а так же снижении рецидивов возврат в приют, показало увеличение возвращения детей родителям, отказа от бродяжничества.
Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что программа социально - педагогической реабилитации детей оставшихся без попечения родителей эффективна и может быть использована в других учреждения подобного типа.
Технологии социальной работы можно условно разделить на три группы: технологии диагностики (на основе изучения социальных проектов и вероятных прогнозов их развития); технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов; технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций.
К основным функциям технологии работы с детьми, оставшимися без попечения родителей относятся:аналитико-прогнозная, анализ существующих проблем и установление их причин, оказание различных видов помощи, социально-педагогическое сопровождение и т.д.
Ребенок, оставшийся без надлежащего родительского контроля, должен привлекать внимание социальных служб или органов внутренних дел не тогда, когда его жизнь в семье становится опасной, а его поведение отличается противозаконными действиями или тяжелыми преступлениями. Такой ребенок должен оказаться в поле зрения социальных работников (службы) на несколько лет раньше.
В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
(социальные приюты, социально-реабилитационные центры для 59
несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).
Эксперты считают, что приоритетным направлением устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является помещение их в семью.
В Туве в 2014 году передано на усыновление и под опеку 684 ребенка. Создано 17 приемных семей, в которые переданы 92 ребенка. В то же время не уменьшается количество детей, по тем или иным причинам оставшихся без попечения родителей. Только за 11 месяцев 2014 г. выявлено 812 детей. Для сравнения, в 2013 году таковых было - 382.
Нами был рассмотрен также опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере Республиканских центров социальной реабилитации несовершеннолетних, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва и Центр социальной помощи семье и детям Чеди- Хольскогокожууна.
Основное содержание деятельности данных организаций заключается в реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ими ведется работа по восстановлению социального статуса, определению дальнейшей формы жизнеустройства воспитанников. Во всех социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних заведены карты реабилитации семьи, работа с семьей строится на основе индивидуальной реабилитационной программы. Специалисты помогают восстановить детско-родительские отношения, повышают педагогическую компетенцию родителей, развивают способности к эмпатии, пониманию состояния ребенка, его интересов.
Деятельность социального педагога «Центра социальной помощи семье и детям Чеди-Хольскогокожууна» для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей очень разнообразна:
- Социальный педагог в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, использует большой арсенал форм работы. К ним относятся: беседа, анкетирование, тестирование, интервью, анализ документов ребёнка,
анализ собранных данных о ребёнке, наблюдение, игра, упражнения, тренинги, поощрение, ведение личных дел воспитанника, взаимодействие с службами и учреждениями, убеждение, занятие и другие;
- Социальный педагог сопровождает детей, оставшихся без попечения родителей с самого поступления их в учреждение. Осуществляет их правовую защиту, помощь в адаптации и социализации, ведёт их личные дела, а так же большая работа осуществляется по профессиональной ориентации воспитанников.
Анализ адаптированости детей к новым условиям приюта показал, что большинство -40 % воспитанников не прошли реабилитацию и нуждаются в дополнительной работе. В связи, с чем была разработана программа социально - педагогической реабилитации детей оставшихся без попечения родителей.
Повторная диагностика выявила адаптацию детей на уровне 75 %, а так же снижении рецидивов возврат в приют, показало увеличение возвращения детей родителям, отказа от бродяжничества.
Таким образом, представленные данные свидетельствуют о том, что программа социально - педагогической реабилитации детей оставшихся без попечения родителей эффективна и может быть использована в других учреждения подобного типа.
Подобные работы
- Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей (Открытый Социально-Экономический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА
ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ, В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПРАКТИКУ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ОПЕКУНСКИХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование социального обеспечения граждан, принявших под опеку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Забайкальский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2025 - Социальная работа с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ. ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Социальная работа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к постинтернатному периоду
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2019



