Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие личности в процессе трудового воспитания младших школьников

Работа №16596

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
623
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития личности в процессе трудового воспитания у младших школьников 7
1.1 Развитие личности как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Особенности трудового воспитания младших школьников 18
1.3 Трудовое воспитание в развитии личности младших школьников 26
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по развитию личности в процессе трудового воспитания младших школьников 31
2.1 Констатирующий этап 31
2.2 Формирующий этап 37
2.3 Контрольный этап 40
Заключение 43
Список литературы 45


Актуальность. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Эффективными для развития дизайнерского сознания учащихся являются проблемные технологии. В условиях развивающего обучения деятельность школьников носит продуктивный характер, т. е. он самостоятельно ищет решение новой для него проблемы, применяет свои знания и умения в новой ситуации. Проблемные технологии способствуют активизации воображения детей, активизируют творческую деятельность.
Важным в проблемной технологии является умение педагога правильно поставить творческую проблему. Решение проблемы может быть связано с проведением анализа произведений искусства, установлением связей между ними, поиском метафор, созданием новых художественных образов. При этом необходимо учитывать модель зоны ближайшего развития.
Л. С. Выготский выделил два уровня развития ребенка — актуальный и возможный. Под уровнем актуального развития понимается уровень развития, которого ребенок достиг в настоящее время, решая поставленные задачи самостоятельно. Под уровнем возможного развития понимается уровень, который ребенок может достигнуть под руководством взрослых или в сотрудничестве с более развитыми учениками, решая совместно с ними задачи. Расстояние между уровнем актуального и возможного развития и является зоной ближайшего развития ребенка.
Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности. Решение проблемы развития творческих способностей младших школьников в учебном процессе как ведущего фактора гуманизации образования требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) с целью их индивидуализации.
Проблема исследования: каковы условия, обеспечивающие эффективное развитие личности младших школьников в процессе трудового воспитания.
Цель исследования: выявить и проверить опытно - педагогическим путем условия эффективного развития личности младших школьников в процессе трудового воспитания.
Объект исследования: развитие личности младших школьников.
Предмет исследования: развитие личности младших школьников в процессе трудового воспитания.
Гипотеза исследования: развитие личности младших школьников будет наиболее эффективным, если систематически и целенаправленно организовывать трудовое воспитание.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести опытно-экспериментальную работу, направленную на развитие личности в процессе трудового воспитания.
3. Определить эффективность трудового воспитания в развитии личности младших школьников.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого¬педагогической, методической и учебной литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения, проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.
Методологической основой исследования явились труды накопленные в отечественной педагогике В.Д. Симоненко, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский, Н.А. Цирулик, И.Д. Чернышенко, Ф.Ф. Абазова, А.Ф. Амирова, П.Р. Атутова,
К.Ш. Ахиярова, А.Ф. Ахматова, Н.И. Бабкина, Г.Н. Волкова, Т.М. Геронимуса, А.Г. Глущенко, СИ. Гореславского, Е.П. Кондратьевой, Н.М. Конышева, А.И. Кочетов, А.С. Макаренко, В.Г. Машинистова, А.Г. Пашкова, В.А. Полякова, Т.Н. Пресняковой, В.И. Романиной и др.
Базой исследования является МБОУ СОШ №11 г.Кызыла.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав,заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, подводя итог данной выпускной квалификационной работы, можно сделать следующий вывод, что трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.
Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Труд является равнозначным предметом программы обучения. Правда в последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума и цифровых технологий.
В связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее. В этом и состоит трудового воспитания.
На основании изученной психолого-педагогической литературы по проблеме развития личности в процессе трудового воспитания младших школьников нами была проведена экспериментальная работа, которая доказала поставленную нами гипотезу, т.е. если систематически и целенаправленно организовывать процесс трудового воспитания младших школьников, то развитие личности учащихся будет наиболее эффективным.



1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.-Воронеж, 1995. - 520 с.
2. Буре, Р.С. Учите детей трудиться / Р.С. Буре - М.: Просвещение, 1983. - 115 с.
3. Воспитание школьников в труде / Под ред. А.А. Шибанова. - М.: Педагогика, 1996. - 145 с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология / Д.Б. Эльконина - М.: Педагогика, 2004. - 432 с
5. Гордин, А.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде / А.Ю. Гордин - М.: Просвещение, 1987. - 167 с.
6. Глущенко, А.Г. Трудовое воспитание младших школьников / А.Г. Глущенко - М.: Просвещение, 1985. - 210 с.
7. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника / Ф.И. Иващенко М.: Аркти, 2000. - 162 с.
8. Кашин А.И. Особенности трудового воспитания людей, занимающихся физической культурой и спортом. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(45). URL: https://sibac.info/archive/guman/8(45).pdf (дата обращения: 15.06.2017)
9. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для студентов -образовательных учреждений среднего профессионального образования - М: 2004 - 352 с.
10. Кокорева Н.Н. Любить труд на родной земле / Н.Н. Кокорева.- М.: Сфера, 2003. - 85 с.
11. Кузина Т.Ф.Занимательная педагогика народов России / Т.Ф. Кузина - М.: Школа-пресс, 1998. - 144 с.
12. Костенко П.П. Воспитание интереса к труду / П.П. Костенко - М.:Аркти,2004. - 150 с.
13. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 8 т.:Т. 1 / А.С. Макаренко. - М. : Педагогика, 1983. - 366 с. : ил.
14. Пашков, А.Г. Труд как средство воспитания / А.Г. Пашков // Педагогика.- 2008. - № 4. - С.12-14.
15. Психологические основы трудового воспитания школьников / Под ред. Э.А. Фарапоновой. - М. : Педагогика, 1998. - 210 с.
16. Степаненков, Н.К. Педагогика / Н.К Степаненков. - М.: Сфера, 2003. - 340 с. Учитель по имени труд / Составитль Л.Н. Гущин. - М.: Аркти, 2006. - 115 с.
17. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2002. - 410 с.
18.Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде / И.Б.Черепанова - М.: Педагогика, 2000. - 60 с.
/^.Сухомлинский В. А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Политиздат, 1988. - 270 с.
20. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений / Составители М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева. - М.: Сфера, 2007. - 70 с.
21. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 220 с.
22. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст] : в 6 т. Т. 1 / К.Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1988. - 414 с. : ил.
23. Цейтлин, Н.Е. Справочник по трудовому обучению / Н.Е. Цейтлин. - М.: Владос, 2005. - 280 с.
24.Чернышенко, И.Д. Трудовое воспитание школьников / И.Д. Чернышенко - М.: Просвещение, 2006. - 232 с.
25.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Фельдштейна Д.И - М, 2005. - 143 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ