Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Работа №16592

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73 стр.
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
993
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАРУШЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ПУТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЕЕ ОСОБЕННОСТЕЙ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ 9
1.1. Понятие связной речи и значение для развития ребенка 9
1.2. Онтогенез формирования связной речи 16
1.3. Характеристика общего недоразвития речи как системного речевого нарушения 20
ГЛАВА 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 27
2.1. Организация диагностического обследования особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 27
2.2. Определение диагностического инструментария для исследования особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 30
2.3. Анализ результатов обследования особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 36
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 45
3.1. Коррекционная работа по формированиюсвязной речи у детей с ОНР III уровня 45
3.2. Проведение контрольного эксперимента и анализ результатов исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования заключается в том, что в связи с ухудшением экологической обстановки, увеличением психической травматизации в нашей стране отмечается значительный рост такой речевой патологии как общее недоразвитие речи.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, то есть называть предмет, описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий.
Типичным проявлением недостатка речевого развития у детей с ОНР являются значительные трудности во владении навыками связной контекстной речи, обусловленные недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Анализ современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы показал, что в настоящее время проблема развития связной речи в дошкольников с ОНР III уровня занимает важное место в коррекционно-логопедической работе с ними, а, следовательно, важно владеть эффективными методиками выявления особенностей связной речи.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
Речевая деятельность включает в себя три компонента: лексику, грамматику, фонетику. Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
Иная картина наблюдается при ОНР. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта - общее недоразвитие речи.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР
3 уровня,относится формирование у них связной речи.Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Изучением общего недоразвития речи как системного нарушения и выявлением особенностей связной речи у детей с ОНР занимались В.П. Глухов, О.Е. Левина, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко, Е.И. Тихеева, А.М. Бородич, Ф.А. Сохин, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев. К данной проблеме
обращались Р.Н. Лалаева, Н.С. Жукова, В.И. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Объект исследования - связная речь у дошкольников с ОНР III уровня.
ПреДмет исследования -исследование особенностей связной речи у дошкольников с ОНР III уровня.
ЦельисслеДования- изучитьособенности связной речи и разработать методику ее развития и коррекции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
В связи с этим выдвигаются следующие заДачи:
1. Раскрыть понятие речь и дать характеристику связной речи у детей дошкольного возраста.
2. На основе изучения теоретической литературы дать характеристику общему недоразвитию речи как системному нарушению.
3. Провести диагностическое изучение состояния связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня и выявить ее особенности.
4. На основе полученных данных разработать коррекционную программу развития связной речи и провести формирующий эксперимент.
5. Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные данные.
Гипотеза исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет развиваться более успешно при использовании предложенной нами коррекционной программы.
Методы, использованные в исследовании: теоретический анализ научно-педагогической литературы по теме исследования; сбор и анализ анамнестических данных; наблюдение и беседа; сравнительный анализ данных описанных в литературе экспериментов; педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа теоретической литературы было определено понятие «связная речь», обозначено ее значение для развития детей; описан онтогенез формирования связной речи; представлено определение общему недоразвитию речи и его характеристика.
Критериями связной речи считаются: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложения и законченность выражения мысли говорящего. Кроме этого ряд авторов (Л.И.Лосева, Т.А.Ладыженская) выделяют такие факторы связности сообщения, как последовательное раскрытие темы, взаимосвязь элементов внутри и в смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными единицами текста.
В целях комплексного исследования связной речи детей мы использовали методики, предложенные И.Н. Лебедевой «Рассказывание «по следам» изобразительной деятельности»; задания из методики, предложенной В.П. Глуховым; и задания из методики, предложенной Л.Н. Ефименковой.
В результате проведенного диагностического обследования были получены следующие результаты -13% детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня имеют хороший уровень развития связной речи, 25% удовлетворительный, 25% недостаточный и 37% низкий.
На основе этого сделаны выводы: старшие дошкольники, имеющие третий уровень речевого развития, пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. В овладении же навыками связной монологической речи дети с ОНР данного уровня речевого развития значительно отстают от нормально развивающихся сверстников. У них
отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.
Основная особенность высказываний дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) - нарушения связности, которые проявляются в разной степени: от пропуска отдельных слов, фраз, отсутствия смысловой и синтаксической межфразовой речи до пропуска целых отдельных частей текста, нарушения смысловой организации между фрагментами текста и незавершенности высказывания.
Следующей особенностью детских высказываний является - недостатки их грамматического оформления, проявляющиеся в бедности и однообразии используемых средств фразовой речи, что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения.У детей с ОНР в большинстве случаев нарушена и последовательность изложения, что значительно затрудняет восприятие их речи.Дети с ОНР мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности.
Данные рекомендации мы учитывали для достижения положительных результатов логопедической помощи детям с ОНР 3 уровня в ходе обучения связной монологической речи.
При разработке методических рекомендаций по развитию связной речи мы уделяли особое внимание овладению детьми навыка планирования связных развернутых высказываний различного типа. В ходе разработки методики формирующего эксперимента опирались на дифференцированный и индивидуальный подход. Так же было выявлено, что эффективно использовать коллективную работу на занятиях, при которой дети вносят дополнения в рассказ другого ребенка, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний.
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом
других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Результаты контрольного эксперимента - 37% детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня имеют хороший уровень развития связной речи, 25% удовлетворительный, 25% недостаточный и 13% низкий. Из этого можно сделать следующий вывод - детей с низким уровнем развития связной речи уменьшилось в 3 раза, а детей с хорошим уровнем развития связной речи увеличилось в 3 раза.
Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия педагогов и родителей.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с ОНР.
Контрольный этап исследования показал, что разработанная коррекционная программа позволяет развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. А это в свою очередь доказывает выдвинутую нами гипотезу.



1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям / З.Е. Агранович. - С¬Пб.: Детство-пресс, 2004. - 236 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997. - 328 с.
3. Арушанова, А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9. - С. 12-15.
4. Ахунджанова, С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности / С. Ахунджанова // Дошкольное воспитание. - 1983. - № 6.
- С. 8-12.
5. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2002. - 250 с.
6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.- метод. пособие / Г.А. Волкова. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 144 с.
7. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - 3-е изд. - М.: Владос, 1999. - 491 с.
8. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 238 с.
9. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1996.
- 420 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собр. соч. / Л. С. Выготский. - М., 1982. - т.2. - 448 с.
11. Галкина С. Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед. - 2010. - № 5. - С. 19-27.
12. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. - М.: Академия, 1991. - 211 с.
13. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - 2-е изд, испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с.
14. Долгова, Л.А. Материалы к эксперименту по теме "Методика измерения и оценки уровня сформированности умений в монологической устной речи учащихся V-VII классов" / Л. А. Долгова. - М.: Просвещение, 1984. - 343 с.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. - М.: Медицина, 1990. - 266 с.
16. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - 2-е издание / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 316 с.
17. Жукова, Н.С. Формирование устной речи / Н.С.Жукова. - М.: Просвещение, 1994. -328 с.
18.Зарубина, Н.Д. Методика обучения связной речи / Н.Д. Зарубина. -М.: Русский язык, 1997. - 308 с.
19.Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
20. Карнаухова Я. Б. Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. — 2011. — № 1 (янв.-март). — С. 63-65.
21. Коноваленко, В.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Зима», «Весна, «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002. - 382 с.
22. Ладыженская, Т.А. Живое слово / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1988. - 191 с.
23. Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников: обучение рассказыванию по картине / И. Н. Лебедева. - С-Пб., 2009. - С. 54-57.
24. Левина, Р.Е. Опыт изучения не говорящих детей-алаликов / Р.Е. Левина. - М.: Просвещение, 1991. - 234 с.
25. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968. - С. 67¬85.
26. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2008. - 368 с.
27. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А.Леонтьев. -М.: Просвещение, 1985. -214 с.
28. Лисицина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисицина. - С-Пб: Питер, 2009, - 320 с.
29. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод.реком. - С-Пб., М.: САГА: Форум, 2006,—272 с.
30. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2008. - 384 с.
31. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи. Учебное пособие / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2004. - 182 с.
32. Миронова Н. Как учить дошкольника связной монологической речи // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 9. — С. 111-116.
33. Немов, Р.С. Психология. Том 2 / Р.С. Немов. - М.: АРКТИ, 1998. - 387 с.
34. Нищева, Н.В. Развивающие сказки / Н.В. Нищева. - СПб: Детство-пресс, 2004. - 139 с.
35. Новотворцева, Н.В. Энциклопедия речевого развития / Н.В. Новотворцева. - Росмэн, 2008. - 192 с.
36. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников / Л.П. Носкова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 401с.
37. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2001. - 448 с.
38. Синцова, А.А. Занятия по развитию речи / А.А.Синцова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 359 с.
39. Смирнова, А.А. Психология / А.А.Смирнова, А.Н.Леонтьева,
С.Л.Рубинштейн. - М.: Просвещение 1962. - 412 с.
40. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду / Л.Н. Смирнова. - М.: Эксмо Пресс, 2004. - 214 с.
41. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс Стиль, 2003. - 124 с.
42. Строгова С. Ю. Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования // Логопед. — 2010. — № 8. — С. 10-16.
43. Толмачева, Г. А. Результаты исследовательской деятельности будущих логопедов в условиях школьного логопедического пункта / Г. А. Толмачева, А. С. Федотова // Коррекционная педагогика. - 2010. - № 6 (42). - С. 77-84.
44. Усова, А.П. Занятия в детском саду (по русскому языку) / А.П. Усова, Л.А.Пеньевская. - М.: Учпедизд, 1954. - 184 с.
45. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С.Ушакова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 277 с.
46. Федоренко, Л.П. Принципы обучения русскому языку: пособие для учителей / Л. П. Федоренко. - М. : Просвещение, 1973. - 160 с.
47. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
48. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Знание, 1991. - 365 с.
49. Фомичева, Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах / Г.А. Фомичева. - М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
50. Цветкова, Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста - учебное пособие/ Л.С. Цветкова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 296 с.
51.Чиркина, Г.Ф. Методы обследования речи детей: пособ. по диагностике речевых нарушений / под ред. проф. Г.Ф.Чиркиной. 3-е изд. доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
52.Чумакова И. Настольный театр как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / И. Чумакова, М. Галявич // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 8. — С. 84-94.
53 .Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г.Р.Шашкина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
54. Шведова, Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи / Н.Ю.Шведова. - Изд-во: М.: Азбуковник, 2003. - 378 с.
55. Щербакова, Т.Ю. Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативно-деятельностного взаимодействия дошкольников с ОНР в игре :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Щербакова Т.Ю. ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. - Ростов н/Д, 2006. - 18 с.
56.Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. -М.: Тривола, 1994. - 324 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ