Исследование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАРУШЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ПУТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЕЕ ОСОБЕННОСТЕЙ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ 9
1.1. Понятие связной речи и значение для развития ребенка 9
1.2. Онтогенез формирования связной речи 16
1.3. Характеристика общего недоразвития речи как системного речевого нарушения 20
ГЛАВА 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 27
2.1. Организация диагностического обследования особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 27
2.2. Определение диагностического инструментария для исследования особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 30
2.3. Анализ результатов обследования особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 36
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 45
3.1. Коррекционная работа по формированиюсвязной речи у детей с ОНР III уровня 45
3.2. Проведение контрольного эксперимента и анализ результатов исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. НАРУШЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ПУТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЕЕ ОСОБЕННОСТЕЙ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ 9
1.1. Понятие связной речи и значение для развития ребенка 9
1.2. Онтогенез формирования связной речи 16
1.3. Характеристика общего недоразвития речи как системного речевого нарушения 20
ГЛАВА 2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 27
2.1. Организация диагностического обследования особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 27
2.2. Определение диагностического инструментария для исследования особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 30
2.3. Анализ результатов обследования особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 36
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 45
3.1. Коррекционная работа по формированиюсвязной речи у детей с ОНР III уровня 45
3.2. Проведение контрольного эксперимента и анализ результатов исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования заключается в том, что в связи с ухудшением экологической обстановки, увеличением психической травматизации в нашей стране отмечается значительный рост такой речевой патологии как общее недоразвитие речи.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, то есть называть предмет, описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий.
Типичным проявлением недостатка речевого развития у детей с ОНР являются значительные трудности во владении навыками связной контекстной речи, обусловленные недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Анализ современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы показал, что в настоящее время проблема развития связной речи в дошкольников с ОНР III уровня занимает важное место в коррекционно-логопедической работе с ними, а, следовательно, важно владеть эффективными методиками выявления особенностей связной речи.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
Речевая деятельность включает в себя три компонента: лексику, грамматику, фонетику. Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
Иная картина наблюдается при ОНР. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта - общее недоразвитие речи.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР
3 уровня,относится формирование у них связной речи.Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Изучением общего недоразвития речи как системного нарушения и выявлением особенностей связной речи у детей с ОНР занимались В.П. Глухов, О.Е. Левина, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко, Е.И. Тихеева, А.М. Бородич, Ф.А. Сохин, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев. К данной проблеме
обращались Р.Н. Лалаева, Н.С. Жукова, В.И. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Объект исследования - связная речь у дошкольников с ОНР III уровня.
ПреДмет исследования -исследование особенностей связной речи у дошкольников с ОНР III уровня.
ЦельисслеДования- изучитьособенности связной речи и разработать методику ее развития и коррекции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
В связи с этим выдвигаются следующие заДачи:
1. Раскрыть понятие речь и дать характеристику связной речи у детей дошкольного возраста.
2. На основе изучения теоретической литературы дать характеристику общему недоразвитию речи как системному нарушению.
3. Провести диагностическое изучение состояния связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня и выявить ее особенности.
4. На основе полученных данных разработать коррекционную программу развития связной речи и провести формирующий эксперимент.
5. Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные данные.
Гипотеза исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет развиваться более успешно при использовании предложенной нами коррекционной программы.
Методы, использованные в исследовании: теоретический анализ научно-педагогической литературы по теме исследования; сбор и анализ анамнестических данных; наблюдение и беседа; сравнительный анализ данных описанных в литературе экспериментов; педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, то есть называть предмет, описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий.
Типичным проявлением недостатка речевого развития у детей с ОНР являются значительные трудности во владении навыками связной контекстной речи, обусловленные недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Анализ современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы показал, что в настоящее время проблема развития связной речи в дошкольников с ОНР III уровня занимает важное место в коррекционно-логопедической работе с ними, а, следовательно, важно владеть эффективными методиками выявления особенностей связной речи.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
Речевая деятельность включает в себя три компонента: лексику, грамматику, фонетику. Современный ребенок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
Иная картина наблюдается при ОНР. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта - общее недоразвитие речи.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР
3 уровня,относится формирование у них связной речи.Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Изучением общего недоразвития речи как системного нарушения и выявлением особенностей связной речи у детей с ОНР занимались В.П. Глухов, О.Е. Левина, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Ткаченко, Е.И. Тихеева, А.М. Бородич, Ф.А. Сохин, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев. К данной проблеме
обращались Р.Н. Лалаева, Н.С. Жукова, В.И. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
Объект исследования - связная речь у дошкольников с ОНР III уровня.
ПреДмет исследования -исследование особенностей связной речи у дошкольников с ОНР III уровня.
ЦельисслеДования- изучитьособенности связной речи и разработать методику ее развития и коррекции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.
В связи с этим выдвигаются следующие заДачи:
1. Раскрыть понятие речь и дать характеристику связной речи у детей дошкольного возраста.
2. На основе изучения теоретической литературы дать характеристику общему недоразвитию речи как системному нарушению.
3. Провести диагностическое изучение состояния связной речи у дошкольников с ОНР 3 уровня и выявить ее особенности.
4. На основе полученных данных разработать коррекционную программу развития связной речи и провести формирующий эксперимент.
5. Провести контрольный эксперимент и проанализировать полученные данные.
Гипотеза исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет развиваться более успешно при использовании предложенной нами коррекционной программы.
Методы, использованные в исследовании: теоретический анализ научно-педагогической литературы по теме исследования; сбор и анализ анамнестических данных; наблюдение и беседа; сравнительный анализ данных описанных в литературе экспериментов; педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный.
На основе анализа теоретической литературы было определено понятие «связная речь», обозначено ее значение для развития детей; описан онтогенез формирования связной речи; представлено определение общему недоразвитию речи и его характеристика.
Критериями связной речи считаются: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложения и законченность выражения мысли говорящего. Кроме этого ряд авторов (Л.И.Лосева, Т.А.Ладыженская) выделяют такие факторы связности сообщения, как последовательное раскрытие темы, взаимосвязь элементов внутри и в смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными единицами текста.
В целях комплексного исследования связной речи детей мы использовали методики, предложенные И.Н. Лебедевой «Рассказывание «по следам» изобразительной деятельности»; задания из методики, предложенной В.П. Глуховым; и задания из методики, предложенной Л.Н. Ефименковой.
В результате проведенного диагностического обследования были получены следующие результаты -13% детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня имеют хороший уровень развития связной речи, 25% удовлетворительный, 25% недостаточный и 37% низкий.
На основе этого сделаны выводы: старшие дошкольники, имеющие третий уровень речевого развития, пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. В овладении же навыками связной монологической речи дети с ОНР данного уровня речевого развития значительно отстают от нормально развивающихся сверстников. У них
отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.
Основная особенность высказываний дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) - нарушения связности, которые проявляются в разной степени: от пропуска отдельных слов, фраз, отсутствия смысловой и синтаксической межфразовой речи до пропуска целых отдельных частей текста, нарушения смысловой организации между фрагментами текста и незавершенности высказывания.
Следующей особенностью детских высказываний является - недостатки их грамматического оформления, проявляющиеся в бедности и однообразии используемых средств фразовой речи, что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения.У детей с ОНР в большинстве случаев нарушена и последовательность изложения, что значительно затрудняет восприятие их речи.Дети с ОНР мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности.
Данные рекомендации мы учитывали для достижения положительных результатов логопедической помощи детям с ОНР 3 уровня в ходе обучения связной монологической речи.
При разработке методических рекомендаций по развитию связной речи мы уделяли особое внимание овладению детьми навыка планирования связных развернутых высказываний различного типа. В ходе разработки методики формирующего эксперимента опирались на дифференцированный и индивидуальный подход. Так же было выявлено, что эффективно использовать коллективную работу на занятиях, при которой дети вносят дополнения в рассказ другого ребенка, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний.
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом
других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Результаты контрольного эксперимента - 37% детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня имеют хороший уровень развития связной речи, 25% удовлетворительный, 25% недостаточный и 13% низкий. Из этого можно сделать следующий вывод - детей с низким уровнем развития связной речи уменьшилось в 3 раза, а детей с хорошим уровнем развития связной речи увеличилось в 3 раза.
Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия педагогов и родителей.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с ОНР.
Контрольный этап исследования показал, что разработанная коррекционная программа позволяет развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. А это в свою очередь доказывает выдвинутую нами гипотезу.
Критериями связной речи считаются: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями предложения и законченность выражения мысли говорящего. Кроме этого ряд авторов (Л.И.Лосева, Т.А.Ладыженская) выделяют такие факторы связности сообщения, как последовательное раскрытие темы, взаимосвязь элементов внутри и в смежных предложениях, наличие синтаксической связи между структурными единицами текста.
В целях комплексного исследования связной речи детей мы использовали методики, предложенные И.Н. Лебедевой «Рассказывание «по следам» изобразительной деятельности»; задания из методики, предложенной В.П. Глуховым; и задания из методики, предложенной Л.Н. Ефименковой.
В результате проведенного диагностического обследования были получены следующие результаты -13% детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня имеют хороший уровень развития связной речи, 25% удовлетворительный, 25% недостаточный и 37% низкий.
На основе этого сделаны выводы: старшие дошкольники, имеющие третий уровень речевого развития, пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. В овладении же навыками связной монологической речи дети с ОНР данного уровня речевого развития значительно отстают от нормально развивающихся сверстников. У них
отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.
Основная особенность высказываний дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) - нарушения связности, которые проявляются в разной степени: от пропуска отдельных слов, фраз, отсутствия смысловой и синтаксической межфразовой речи до пропуска целых отдельных частей текста, нарушения смысловой организации между фрагментами текста и незавершенности высказывания.
Следующей особенностью детских высказываний является - недостатки их грамматического оформления, проявляющиеся в бедности и однообразии используемых средств фразовой речи, что ограничивает возможности детей в составлении информативно полноценного сообщения.У детей с ОНР в большинстве случаев нарушена и последовательность изложения, что значительно затрудняет восприятие их речи.Дети с ОНР мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности.
Данные рекомендации мы учитывали для достижения положительных результатов логопедической помощи детям с ОНР 3 уровня в ходе обучения связной монологической речи.
При разработке методических рекомендаций по развитию связной речи мы уделяли особое внимание овладению детьми навыка планирования связных развернутых высказываний различного типа. В ходе разработки методики формирующего эксперимента опирались на дифференцированный и индивидуальный подход. Так же было выявлено, что эффективно использовать коллективную работу на занятиях, при которой дети вносят дополнения в рассказ другого ребенка, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний.
Благодаря связной речи, как средству общения, индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом
других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Результаты контрольного эксперимента - 37% детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня имеют хороший уровень развития связной речи, 25% удовлетворительный, 25% недостаточный и 13% низкий. Из этого можно сделать следующий вывод - детей с низким уровнем развития связной речи уменьшилось в 3 раза, а детей с хорошим уровнем развития связной речи увеличилось в 3 раза.
Качественная реализация задач развития речи детей возможна только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия педагогов и родителей.
Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с ОНР.
Контрольный этап исследования показал, что разработанная коррекционная программа позволяет развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. А это в свою очередь доказывает выдвинутую нами гипотезу.



