Введение 3
1. Основные направления экономического сотрудничества РФ и КНР 7
1.1. Становление и развитие экономического сотрудничества РФ и КНР
1.2. Сотрудничество России и Китая в рамках инициативы «Один пояс -
один путь»: проблемы и перспективы
2. Форматы гуманитарного сотрудничества между РФ и КНР
2.1. Основы гуманитарного сотрудничества между РФ и КНР
2.2. Сотрудничество в области культуры, науки и образования 2010-2021
годы
Заключение 41
Список использованных источников 44
Актуальность. В настоящее время модель сотрудничества Россия- Китай является уникальным примером партнерства, форматом «отношений великих держав нового типа», соответствующим международному порядку XXI века, который еще не удалось реализовать другим странам. Стороны в полном объеме сохраняют национальный суверенитет, они готовы проявлять гибкость и терпимость к расхождению позиций, а также взаимодействовать комплексно, охватывая широкий спектр областей - от геополитики до гуманитарных контактов.
Диалог между государствами осуществляется как в рамках двустороннего сотрудничества, так и в аспекте многосторонних связей. Особое место во взаимоотношениях государств занимает экономическое и гуманитарное сотрудничество.
На данный момент существует множество проектов, которые затрагивают экономическую сферу, для большинства государств мира данная сфера является приоритетным направлением. Одним из наиболее интересных и обсуждаемых проектов в данной области можно назвать «Один пояс - один путь», интеграционный мегапроект КНР.
Гуманитарное сотрудничество является направлением, по которому осуществляется тесное сотрудничество между РФ и КНР, проекты реализуются в образовательной, культурной и научной сферах, а также в области СМИ и туризма.
Форматы сотрудничества с 2010 года значительно расширились: реализуются проекты, мероприятия, выставки, форумы, научные парки, более того, традиционный формат взаимодействия был заменен на дистанционный формат, в связи с пандемией COVID-19, без ущерба для отношений двух стран.
Объектом исследования является сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Предметом исследования являются форматы сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в экономической и гуманитарной сфере с 2010 по 2021 годы.
Целью работы является анализ основных направлений экономического и гуманитарного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Задачи:
1. изучить становление и развитие экономического сотрудничества РФ и КНР;
2. проанализировать сотрудничество РФ и КНР в рамках инициативы «Один пояс - один путь», а также проблемы и перспективы проекта;
3. рассмотреть основы гуманитарного сотрудничества РФ и КНР;
4. проанализировать перспективы и проблемы сотрудничества в области культуры, науки и образования с 2010 по 2021 годы.
Данная тема обладает достаточной степенью разработанности. Сфера объекта данного исследования нашла свое частичное отражение в трудах ведущих китайских ученых, изучающих различные аспекты экономического и гуманитарного диалога между РФ и КНР. Особо стоит отметить труды Фань Юнпэна, Вэй Синьлуна, Чжан Дяньцзюна, Цзи Чжие и Фэи Юйцзюня. Стоит выделить группу исследователей Академии общественных наук Китая (CASS), которые изучают различные аспекты гуманитарного взаимодействия, а также анализируют потенциал китайских экономических и инфраструктурных инициатив в процессе укрепления связей между народами двух стран.
Особое значение для настоящей работы представляют труды российских исследователей внешней политики Китая и китайско-российских отношений, в том числе А.Д. Воскресенского, В.Л. Ларина, С.Г. Лузянина, С.В. Кривохиж, О.В. Лебедевой, Г.В. Куликовой, Р.С. Положевич, А.С. Исаева, К.А. Вотинцевой, Г.И. Цвык и других. В западном академическом сообществе, несмотря на глубокую проработанность гуманитарного компонента межгосударственных отношений, а также его значения в качестве «несилового элемента» внешней политики, исследование гуманитарного взаимодействия на двустороннем китайско-российском треке нашло отражение в сравнительно небольшом количестве работ. Среди них особую значимость представляют труды Дж. Вильсона, М. Г амса и П. Болта.
...
В данной работе был проведен анализ основных направлений экономического и гуманитарного сотрудничества РФ и КНР. В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы.
Для того, чтобы анализ был тщательным и объективным, сначала было изучено становление и развитие экономического сотрудничества России и Китая, которое происходило в 3 последовательных этапа, результатом которых стало заключение ряда основополагающих договоров. Страны сотрудничают в торговле, атомной, тяжелой промышленности, сельском хозяйстве, а также имеют большой потенциал в совместных инвестиционных проектах. Государства являются стратегическими партнерами, соглашения между ними являются гарантом постепенного развития их экономик в настоящем и будущем.
Также, в связи с введением антироссийских санкций Западом и переориентацией России на восток, она становится менее зависима от европейского рынка и прикладывает больше усилий для сотрудничества с Китаем.
В работе была проанализировано сотрудничество РФ и КНР в рамках инициативы «Один пояс - один путь», а также проблемы и перспективы проекта. После всестороннего рассмотрения экономического сотрудничества России и Китая в рамках инициативы «Один пояс - один путь», можно сделать вывод о том, что многие положения проекта нуждаются в пересмотре для того, чтобы вернуть отношения на высокий уровень. Проект, в действительности, является перспективным, но для того, чтобы каждый участник смог реализовать свой потенциал в полной мере, необходимы совместные консультации и решения ряда проблем и вопросов, таких как: урегулирование процесса сопряжения ЕАЭС и «Одного пояса - одного пути» и проработка договорно-правовой базы такого сотрудничества, несоответствие заявленного и фактического количества договоров и соглашений в рамках инициативы, остается открытым вопрос логистического характера, то есть использование Транссиба и БАМа, данные магистрали используются в рамках сотрудничества, но не в полную силу, таким образом не принося тех выгод и доходов для России, которые предполагались.
Также в работе были рассмотрены основы сотрудничества в гуманитарной сфере, которое осуществляется по ряду направлений. Нормативно-правовая база гуманитарного сотрудничества была заложена именно в 90-е годы XX века, что позволило определить векторы для дальнейшего сотрудничества в этой сфере. Следует отметить, что более активно, в плане разработки и внедрения проектов ведет себя Китай, Россия же, зачастую, присоединяется к ним. Тем не менее, за все годы сотрудничества в этой сфере были подписаны ряд соглашений, проведены сотни форумов и мероприятий, реализованы проекты в гуманитарной сфере, что говорит о качественном и долгосрочном характере отношений между Россией и Китаем. Для обоих государств гуманитарные связи играют большую роль в формировании позитивного имиджа, а также являются проводником для увеличения культурного влияния на международной арене. К тому же, гуманитарное сотрудничество способствует развитию экономического взаимодействия двух стран, так как появляются новые проекты, в которые можно инвестировать средства, и, в целом, создается благоприятная среда для двусторонних отношений. Также, хотелось бы отметить, что потенциал гуманитарного сотрудничества напрямую зависит от экономического развития государств. Создание международных проектов, продвижение гуманитарных инициатив государств невозможно без финансового обеспечения таковых.
В настоящий момент существует ряд механизмов и инструментов, созданных для проведения гуманитарной политики: межправительственные организации, фонды (Россотрудничество), перекрестные года (Год Китая в России, Год России в Китае), приграничное и межрегиональное сотрудничество, межвузовские соглашения, а также мероприятия, выставки, форумы и другие. Государства сотрудничают во областях гуманитарного сотрудничества: образование, культура, наука, спорт, туризм, СМИ, молодежная политика.
1. Адамян, А. С. Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая: выгоды и перспективы/ А. С. Адамян, О. И. Макарова, Т. Н. Афанасьева // Современные проблемы экономической теории и регионалистики. - 2015. - С. 526-527.
2. Более 150 государств и организаций заявили об участии в инициативе «Один пояс - один путь // ТАСС: [сайт]. - 2019. - 26 аир. - URL: https://tass.ru/ekonomika/6379293 (дата обращения: 16.05.2022).
3. Воркунова, О. А. Российско-китайские-отношения - связующее звено трансформации Евразии / О. А. Воркунова, К. П. Курылев // Вестник РУДН. - 2019. - №4. - С. 828-844.
4. Воробьева, Е. В. Перспективы сотрудничества России и Китая в сфере науки и образования / Е. В. Воробьева // Россия и Китая: история и перспективы сотрудничества: материалы IV международной научнопрактической конференции / Благовещенский государственный педагогический университет, Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова. - Благовещенск-Хэйхэ-Харбин, 2014. - С. 300-303.
5. Ганьшина, Е. И. Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в 90-е годы XX века / Е. И. Ганьшина // Вестник РУДН. - 2015. - №1. - С. 88-97.
6. Давыденко, Е. В. «Один пояс - один путь» как катализатор инвестиционного сотрудничества России и Китая / Е. В. Давыденко, Т.В. Колесникова // Вестник Евразийской науки. - 2018. - С. 1-7.
7. Ершов, В.Ф. Россия и Китай в XXI веке: стратегическое партнерство в условиях цивилизационной глобализации / В.Ф. Ершов // Вестник РУДН. - 2019. - №4. - С. 804-827.
8. Залесская, О. В. Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в области молодежных культурно-образовательных проектов между Амурской областью и провинцией Хэйлунцзян (начало XXI века) / О.
В. Залесская, Мейвей Янь // Genesis: исторические исследования. - 2020. - №10. - С. 91-104.
9. Импорт нефти из России в Китай за январь-август вырос до $25,1
млрд // ТАСС: [сайт]. - 2021. - 20 сен. - URL:
https://tass.ru/ekonomika/12450881 (дата обращения: 04.05.2022).
10. Ипатова, А. С. История российско-китайских отношений в документах и материалах / А. С. Ипатова // Новая и новейшая история. - 2013. - №2. - С. 70-93.
11. Китай опубликовал план действий по реализации инициатив о строительстве «экономического пояса Шелкового пути» и «морского Шелкового пути 21-го века» // russian.people.cn: [сайт]. - 2015. - 29 мар. - URL: http://russian.people.com.Cn/n/2015/0329/c31521-8870617.html (дата обращения: 09.05.2022).
12. Краткая история российско-китайских отношений //
Коммерсантъ: [сайт]. - 2014. - 13 окт. - URL:
https://www.kommersant.ru/doc/2587637 (дата обращения: 14.05.2022).
13. Ли, На Инициатива «Один пояс - один путь» как новая модель сотрудничества КНР с Россией и странами Центральной Азии / Ли На // Вестник РУДН. - 2018. - № 4. - С. 382-392.
14. Мировой финансовый кризис 2008 года // РИА Новости: [сайт]. - 2018. - 15 сент. - URL: https://ria.ru/20180915/1528469064.html (дата обращения: 16.05.2022).
15. Названы российские регионы-лидеры по объему китайских инвестиций // RG.RU: [сайт]. - 2021. - 8 июль. - URL: https://rg.ru/2021/07/08/nazvany-rossijskie-regiony-lidery-po-obemu-kitajskih- investicij.html (дата обращения: 06.05.2022).
... всего 47 источников