Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования интегрированного подхода в изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе
1.1. Психолого-педагогические основы обучения младших
школьников 7
1.2. Методические основы построения интегрированных
уроков в начальной школе 13
1.3. Интегрированный подход в изучении курса «Окружающий мир» 17
Выводы по 1 главе 19
Глава 2 . Опытно-исследовательская работа при использовании интегрированного подхода в изучении курса «Окружающий мир»
2.1. Выявление уровня результативности учащихся при изучении
курса «Окружающий мир» 20
2.2. Работа по совершенствованию результативности изучения
курса «Окружающий мир» с использованием интегрированного подхода 22
2.3. Определение эффективности использoвания интегрированного
подхода в изучении курса «Окружающий мир» 50
Выводы по 2 главе
Список литературы 52
Приложения 518
Актуальность исследования В современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной и информационной интеграции. Но, для общего образования традиционно продолжается обучение учащихся на множестве учебных дисциплин, которое весьма удачно был охарактеризован А. Я. Данилюком как «предметоцентризм», т. е. функционирование учебных предметов как автономных образовательных систем. Такая система образования, безусловно, имеет свои положительные стороны: возможность повысить научный уровень изучения каждого предмета, наилучшим образом подготовить ученика к получению высшего образования по избранной им специальности.
Однако, предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы. Выпускнику школы приходится фактически переучиваться при «столкновении» с такими предметами, как биофизика, биохимия, химическая физика, физическая химия, глобальная экономика, микробиология. Кроме того, многопредметность увеличивает недельную учебную нагрузку учащихся.
Многие ученые считают, что исследование взаимоотношения интеграционных процессов и процессов дифференциации предметов преподавания в школе, в частности, интегрированное обучение или межпредметная интеграция в начальной школе, является особо актуальным.
Межпредметная интеграция — это процесс сближения, взаимосвязи, взаимодополнения различных учебных дисциплин с целью создания у обучающихся единой картины рассматриваемого явления.
Обычно в межпредметной интеграции различаются слабая, средняя и высокая степени.
Слабой (-низкой) степенью интеграции обычно считаются межпредметные связи, когда при изучении материала одного предмета эпизодически включается материал другого предмета (факты, иллюстрации, понятия, музыкальные фрагменты и т. д.). При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями и задачами.
Средней степенью интеграции считается интегрированный урок, когда какой-то чрезвычайно сложный для учащихся объект изучается с разных сторон средствами нескольких учебных предметов, но при этом опять же сохраняется в целом самостоятельность каждого предмета.
Высокая степень — это создание интегрированных курсов. В нашем исследовании рассматриваться только вопросы средней степени межпредметной интеграции, т. е. вопросы методики использования интегрированного подхода в изучении «Окружающего мира», так как эти вопросы наиболее востребованы практическими учителями с целью создания у учащихся единой картины рассматриваемого явления средствами нескольких учебных предметов.
Облегчает использование интегрированного подхода и то, что учитель начальных классов ведет в классе все предметы или основную их часть.
Более того, интегрированной является программа изучения математики (арифметика + алгебра + геометрия), разработанная авторским коллективом под руководством М. И. Моро и давно реализуемая в школе.
Интегрированными являются и программа «Художественно¬конструкторская деятельность» Н. М. Конышевой, и программа по изобразительному искусству В. С. Кузина.
Хорошо разработан вопрос об интеграции изучения литературных произведений со сведениями по лексике и фонетике при работе над языком художественных произведений.
В основном межпредметная интеграция в начальных классах понимается как объединение сведений из различных учебных предметов в единый информационный блок на основе определенной темы (например, «Осень в лесу», «Осень на полях», «Зимний лес», «Александр Невский», «Берегите лес», «Берегите птиц» и т. д.).
Кроме целостных программ, в методической литературе (монографиях, сборниках статей, методических пособиях, в статьях журналов «Начальная школа», «Педагогика») содержатся многочисленные разработки вопросов интеграции уже между этими сформированными комплексами.
Практика показывает, что интегрированный подход в начальной школе положительно влияют на развитие познавательной активности и интересов, способствуют активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
Несмотря на достаточную разработанность в научной литературе и работу учителя по интегрированным учебникам, идеи интеграции слабо воплощаются в жизнь.
В результате в курсе «Окружающий мир» уроки, содержащие сведения по физической географии, зачастую проводятся как уроки географии, уроки, содержащие исторические сведения, — как уроки истории без интеграции друг с другом, и тем более редко используется интеграция естественно-научных и гуманитарных дисциплин.
Проблема исследования- интегрированные уроки способствуют ли эффективному достижению результативности изучения «Окружающего мира»?
Цель исследования - выяснить роль использования интегрированного подхода в изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе.
Область исследования методика преподавания «Окружающего мира» в начальной школе
Объектом исследования является Методика обучения курса «Окружающего мира».
Предмет исследования - педагогическое условие использования интегративного подхода в изучении курса «Окружающий мир».
Гипотеза: по нашему мнению интегрированный подход способствует эффективному изучению курса «Окружающий мир» в начальной школе.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
— выявить исходный уровень освоения сезонных изменений в природе у учащихся 2 класса;
— разработать и провести апробацию пробных уроков и внеурочных мероприятий с использованием интегрированного подхода, направленных на изучение сезонных изменений в природе во втором классе;
— проверить эффективность использования пнтегрированного подхода в изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе. Основные методы исследования: анализ использованной литературы,
наблюдение, тестирование, беседа, эксперимент, статистическая и графическая обработка, обобщение.
Методическую основу исследования составили работы по теории и методике интегрированного курса «Окружающий мир» автора А.А.Птешакова, соответствующие по образовательной линии к учебно-методическому комплексу «Школа России» и психологические исследования Д.Б.Эльконина, О.Б.Дарвиша.
Организация исследования: Экспериментальной базой исследования является 3 класс МБОУ СОШ с.Эрзин Эрзинского кожууна.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб, для средн. спец. учеб, заведений. / Г.Н. Аквилева, З.К. Клепинина. - М.: «Владос», 2007-240 с.
2. Астафьева, Л. С. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. С. Астафьева, Л. М. Астафьев. - М.: Российский университет дружбы народов, 2010. - 123 с. // Университетская библнотека онлайн. Режим доступа: НйрУ/ЫЫюсШЬ.ги.
3. Белянкова, Н. М. Интегрированный подход в обучении младших школьников : пособие для учителя [Тест] / Н. М. Белянгава. — М. : Просвещение, 2008. — 128 с.
4. Бондарева, Т. В. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику О. Т. Поглазовой, В. Д. Шилина / Т.В. Бондарева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 223 с.
2. Брыкина, Н. Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1—4 кл. [Тест] / Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко, JI. П. Ларылкина. — М.: ВАКО, 2004.
6. Буланова- Топоркова, М.В. Педагогические технологии/ М.В. Буланова- Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков. - М.,2006.
7. Булатова, O.C. Искусство современного урока/O.C. Булатова.- М.,2006
8. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир [Текст]: Методика обучения: 1-4 классы / Н.Ф.Виноградова. — М.: Вентана-Граф, 2002. - 240 с.
9. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания [Электронный
ресурс] / Е. В. Григорьева. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 226 с. // Университетская библиотека онлайн. Режим
доступа: http://biblioclub.ru/mdex.php?page=book&id=28277.
10. Гриценко, Л.И. Теория и практика обучения: интегративный подход/ Л.И. Гриценко. - М., 2008
11 Дарвиш О. Б. Возрастння ясихология [Текст]: учеб.пособии иля студ.дузов, обучающихся по специальности 031999 «Педагогика и психология / О. Б. Дарвиш; под ред. В. Е. Клочко.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-264с.
12.Землянская, Е. Н. Педагогические технологии начального образования [Текст] : учебное пособие / Землянская Е.Н. - М.: РУДН, 2009.
13. Ильченко, В. Р. Образовательная модель «Логика природы»: технология интеграции содержания естественно-научного образования [Тест] / В. Р. Ильченко, К. Ж. Гуз. — М.: Народное образование, 2003.
14. Интернет-ренурсы УМК «сЛкола К осени» — H^0t]^:O'sc—>ol-rnssia.prose.гн/.
12. Казакова, О.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».
Универсальное планирование.3 класс/ О.В. Казакова, Н.А. Сбоева, Н.Г. Гаврилкина -М.: «ВАКО», 2002.
16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной шгале. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / под ред.А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.
17. Каландарова, Е.В Интегрированный урок (окружающий мир + русский язык)// Первое сентября. - 2008.-№7.
18. Клепинина, З.А. МетодикЗ прeпадoвания в нaчaльнoй школе [Текст]: учеб, пocобие для студ. пед. вузов / З.А.Клепинина, Г. Н. Аквилева. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 288 с.
10.Козниа. Е. Ф. Методика преподавания естествознания / Е. Ф. Коиина, Е.Н.Степанян. - М., 2004.
20. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в
предшкольном возрасте. Учебное пособие для студентов вузов [Электронный ресурс] / Е. Ф. Коиина. - М.: Прометей, 2011. - 488 с. // Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http; //Ь1Ь11ос1иЬ . cixindex.рйр?ра»е book&id 105797.
21. Кукушкин, В. С. КвеаемeннеIе педагогические технологии в начальной школе/В.С.Кукушкин.- Ростов-на-Дону., - 2003.
22. Кульневич, С. В. Нетрадицпонные уроки в начальной школе [Тест] / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. В 2 ч. — Ростов-на-Дону: Учитель, 2002.
23. Кульневич, С. В. Нетрадиционные уроки в начальной шкале: практич. пособие для учителей начальных класть, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. (Вып. 1.Математика, природоведение) / С.С.Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2002.
24. Кульневич, С. В. Современный урок. Инновaциoнный урок [Текст]: науТек- практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич, К.П.Лакоцниина. Часть I. - Ростов.: «Учитель», 2004.- 288 с.
25. Кульневич, С. В. Анализ урока в начальной шкoлe[Tвкcт] : С. В.Кульневич , Т. П. Ла^цетта. - Ростов-н/Д: Изддк «Учитель», 2006.-254с.
26. Лаконецина К.П, Современнаш урок ИННОВ£ЩИОИНЫЙ рвoк. ы^аст^ к.-
[Текст]: научно-практическое пособие для учителей, методистов,руководителей учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК. Часть 4/ Т. П. Лаконецина, Е.Е. Алимова , Л.М. Оганезова. Ростов.: «Учитель», 2007.- 256 с.
27. Лаконецина, Т.П. Современный урок. Альтернативные уроки [Текст] / Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК. Часть 4 / Т. П. Лаконецина, Е.Е. Алимова , Л.М. Оганезова. - Ростов.: «Учитель», 2007.¬240 с.
28. Ляшова, Н. Н. Paзнoyсoвсeвыe пpoвсpoчdыe и 'геттотые рабаты по естествознанию. 1-4 классы [Текст] / Н.Н. Ляшова. - Ростов.: Феникс, 2003. - 448 с.
29. Мельник, Э.Л. Интегрированное обучение в начальной школе: Теория и практика/ Л.А. Корожнева, Э.Л. Мельник - СПб.: КАРО, 2003.
30. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах [Текст]: учеб, пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов / А.В.Миронов. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 360 с.
31. Муковникова, О. Г. Природоведение [Тест]: поурочное планирование по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 2 класс./ О. Г. Муковникова О.Г.-Волгоград: Издательство «Учитель-АСТ», 2001- С.54-56.
32. Мухина, В.С. Boгpaстбао психологая: феноменологоя рЕввраия, детсдет, отрочество [Текст]: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. -М.: «Академия» , 2003. - 456 с.
33. Мылова, И.Б. Использование программных средств на уроках естествознания в начальной школе [Текст] / И.Б. Мылова // Информатика и образование. - 2007. - №4. - С. 74-81.
34. Никитишина,И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов [Текст] / И. В. Никитишина,- Волгоград: Учитель, 2007.- 91 с.
35. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологического воспитания в начальной школе [Текст]: учеб, пособие для студентов средних пед. учеб, заведений / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглааов. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
36. Плешаков, ПЛ. ш. Оо з емли ДО б еЖм [Тсдот]: балас- стр сделас-соп: З^ОЗ^С^И^^^Д^ЛП учащихся общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков. — М.: Просвещение, 2010.
37. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 3 класс [Текст] / А.А.Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2010.
38. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабоч^1 2 класс [Текст]:
пособие, для учащихся общеобрааоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. / А.А Плешаков. —М.: Просвещение, 2013. —100 с.
39. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, А.А. Румянцева. — М.: Просвещение, 2010.
40. Плешаков, А. А. От земли до неба: Атлас- определитель [Текст]: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков. — М.: Просвещение 2010.
41. Плешаков, А. Ш. Зллёиыe странный: |’Гекст|; и сип дтя унииас для аачалиаых классов / А.А.Плешаков. — М.: Просвещение, 2010.
42. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс ^^1]: учеб, для
общеобрааоват. организаций с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1. / А.А.Плешаков. —М.: Просвещение, 2013. —175 с.
43. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс [Текст. : yуаЖ. для
общеобрааоват. организаций с прил.на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1. / А.А. Плешаков. —М.: Просвещение, 2013. —175с.
44. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс [Текст] : учеб, для
общеобразоват. организаций с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч.2. / А. А. Плешакав. —М.: Просвещение, 2013. —175с.
45. Плешагав, А. А. Окружающий мир 3 класс [Текст]: тесты: / А. А. А.А.Плешаков, Н. Н Гара, 3. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2013.
46. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3 класс [Текст] : нособие. для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. / А.А. Плешагав. — М.: Просвещение, 2013. —100с.
47. Плешаков, А. А.. Окружающий мир 3 класс [Электронный ресурс].—М.: Просвещение, 2013.— электрон, опт. диск. (СО-КОМ).
48. Повода, О.В. Мы в ответе за тех, кого приручили [текст] /О.В.Повода//Начальная школа, 2012.—№6.—С.82-85
49. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] : учеб, погобие для студ. / И. П. Подоасый.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 368 с.
50. Практикум то методике преподавания природоведения: организационные формы обучения. Материальное обеспечение преподавания природоведения. Природоохранительная работа с младшими школьниками [Текст]: учебно-методическое пособие / тост. Филоненко-Алексеева. - Вып.4.- М.: Просвещение, 2010.
51. Российская Федерация. Закон Об образовании [Текст] : федер. заган:
[принят Гос. думой 21 декабря 2012г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2012 № 273].
52. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шияпюв. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
53. Сухаревская, Е. Ю. Интегрированное обучение младших школьников [Тест] / Е. Ю. Сухаревская. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
54. Сухаревская Е. Ю. ТКОНОЛОГИЯ интегрированного урокам Ростов-к/Д: Изт- во «Учитель», 2003.-128с.
55. Сухаревская, Е. Ю. Технология интегрированного урока[Текст] / Е. Ю. Сухаревская Е.Ю..- Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2003.-128с.
56. Тихомирова, Е.М. Поурочные разработки шо предмету «Окружающий мир» к учебншму комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» [Текст] / Е.М.Тихомирова //3 класс.- М.: Просвещение, 2005.- С. 234-249
57. Сухаревскав, Е. Ю. Технология интегрированного урока/ Е. Ю.Сухаревскав. — Ростов-на-Дону: Учитель, 2003.
58. ФГОС НОО [Электронный дecеьс!: портал /Mинoбpиоyеу РФ.—Электрон, дан.—М., 2013.— Режим доступа: Ейр://ш1поЬгпаик1.ги.
59. Федотова, О.Н. НОШ мир знакомый и загадочный [Текст]: хрестоматия. 3 кл. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова. - М.: Академкнига, 2005. -с.133 -138.
60. Фефилова, Е.П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. [Текст] / Е.А. Поторочина, О.И. Дмитриева. - М.: «ВАКО», 2007.
бЕЧерншва, Г.А., Методика преоoдaвония обществознания в началь^й шгале [Текст]: учебное пособие для СПО /Чертова Г.А., Жукова Л.Г. МИТЮКОВО И.В.- М.: Академия, 2008.- 240с.- 268р.40к.
62. Шишлянникова, Н . П . Интеграция искусств на уроках/ Н . П. Шишлянникуво// Начальная школа. — 1999. — № 10. — С. 25—30.
63.Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» , 3 класс [Электронный ресурс]: А.А.Плешаков. — М.: Просвещение, 2013.