Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы подготовки старшеклассников к семейной жизни 7
1.1. Сущность основных понятий исследования 7
1.2. Психолого-педагогические особенности старшеклассников 12
1.3. Особенности подготовки старшеклассников к семейной жизни 19
Вывод 24
Глава II. Содержание и технология подготовки старшеклассников к семейной жизни 25
2.1. Организация и проведение исследования 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 25
2.3. Рекомендации по подготовке старшеклассников к семейной жизни 42
Вывод 46
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение 1 . Тест-карта оценки готовности старшеклассников к семейной жизни 56
Приложение 2. Опросник 60
Приложение 3 . Анкета «Семейные ориентиры» 61
Актуальность исследования. В системе духовно-нравственных воздействий современной общеобразовательной школы все большее внимание уделяется воспитанию у школьников уважения и ответственного отношения к семье, пониманию ценности семьи для личностной самореализации человека, значения семьи как основы любого общества и государства. На современном этапе социального развития в условиях культурной глобализации, открытости общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают и сферу семейных отношений, семейных духовно-нравственных ценностей. Тем не менее, семья сохраняет ведущую роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их воспитании и развитии. Социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций. Благополучие и здоровье семьи рассматривается и как непременное условие национальной безопасности государства.
В исследованиях современных отечественных и зарубежных ученых (Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревской, В. А. Караковского и др.) установлено, что ценность семьи и семейных отношений у молодежи падает в связи с формированием системы ценностей, основанной на приоритете индивидуалистического «Я», утрате семейных традиций и обычаев, разрушении семейного уклада, низкого уровня представлений о базовой социально-психологической функции человека - родительстве (материнстве или отцовстве). Особенно сенситивным в формировании готовности к семейной жизни является возраст старшего школьника, стоящего на пороге жизненного самоопределения..
Формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни предполагает формирование у них ответственного родительства. Ответственное родительство понимается как духовно-нравственная и социальная потребность личности, ее ориентация на сознательное и добровольное принятие ответственности за свое поведение в семье и за членов семьи, готовность к обеспечению и воспитанию детей; позитивным когнитивным, эмоциональным и поведенческим отношениям в семье; субъективное ощущение себя родителем и осознанное формирование ценностных установок родительства.
Философский аспект о подготовке старшеклассников к семейной жизни раскрывается в исследованиях^ Гегель, А. Камю, И. Кант, К. Ясперс) и отечественных (К.С. Аксаков, В.С.Библер, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, И.А.Ильин, М.С. Каган, И.В.Киреевский, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов, Г.Н. Филонов, А.С.Хомяков и др.
Психологические подходы о подготовке старшеклассников к семейной жизни раскрывается в исследованиях Е.П. Арнаутовой,А.А.Бодалева, J1.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Г. Лидерса, B.C. Мухиной,В.И. Слободчикова, Д.И. Фельдштейна, В.К. Шабельникова, В.Д. Шадрикова, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юститскиса и др.
Педагогический аспект о подготовке старшеклассников к семейной жизни раскрывается в исследованиях Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, H.H. Верницкой, В.Н. Гурова, Т.П. Деусовой, P.M. Капраловой, П.Ф. Каптерева, В.А. Караковского, Н.К. Крупской, Т.А. Куликовой, Б.Т. Лихачева, Т.В. Лодкиной, A.C. Макаренко, Л.И. Маленковой, И.С. Марьенко, И.В. Метлика, A.B. Мудрика, М.Н. Недвецкой, Н.Д. Никандрова, В.В. Николиной, A.C. Спиваковской, С.Л. Соловейчика, В.А. Сухомлинского, А.Г. Харчева, А.Г. Хрипковой, С.Т. Шацкого, Н.Е. Щурковой.
В этнопедагогике тувинского народа о роли семейного воспитания в подготовке подрастающего поколения к семейной жизни посвящены работы М.Б. Кенин-Лопсан, К.Б. Салчак,Т.Т. Мунзук.
Исследование современной педагогической практики свидетельствует о том, что большинство родителей и педагогов в настоящее время испытывают затруднения в поиске эффективных путей взаимодействия
школы и семьи для решения проблемы формирования у детей устойчивых семейных духовно-нравственных ценностей, обеспечивающих культурное наследование и демографическое воспроизводство российского общества.
Объект исследования: подготовка подрастающего поколения к семейной жизни.
Предмет исследования: готовность старшеклассников к семейной жизни.
Цель исследования - выявить уровень подготовленности старшеклассников к семейной жизни.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению готовности старшеклассников к семейной жизни;
3. Разработать рекомендации по подготовке старшеклассников к семейной жизни;
4. Обобщать и описать результаты исследования.
Гипотеза исследования: уровень подготовленности учащихся старших классов к семейной жизни может быть достаточным, так как их ориентирами представлений о семье служат социально-педагогические источники, их семья родителей, средства массовой информации и др.
Методологическая основа: явились идеи, концепции, взгляды, раскрывающие сущность педагогического процесса в подготовке старшеклассников к семейной жизни А.С.Макаренко.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез), эмпирические (тестирование и анкетирование), количественная обработка результатов методик.
Практическая значимость: результаты выпускной квалификационной работы могут быть полезны педагогам, учителям, школьным психологам,родителям, а также студентам при освоении ими таких дисциплин как:«Психология семьи», «Педагогическая психология», «Психология детей старшего школьного возраста», «Возрастная психология», «Теория обучения и воспитания», «Этнопедагогика».
Апробация результатов исследования: научный доклад на тему: «Взаимосвязь семейных ценностей и представлений о семье» на секции «Педагогика. Этнопедагогика» на ежегодной научно-практической конференции студентов ТувГУ, посвященной 20-летнему юбилею ТувГУ и в рамках мероприятий Всероссийского фестиваля науки (18 апреля 2015 г.).
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения..
В данной дипломной работе проводилось исследование подготовки старшеклассников к семейной жизни на базе МБОУ СОШ №2 г. Кызыла
Следовательно, были рассмотрены основные понятия «семья», «родительство» и «супружество». Семья - это форма общности людей, связанных кровным родством и общим бытом, образующих круг взаимной привязанности и ответственности, также рассмотрены основные функции и типы семей. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для неё характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными формами, традициями.
Особенности представления старшеклассников о семейной жизни состоят в том, что семья все больше для них становится в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении. Подготовка к семейной жизни - это и забота о своем здоровье, и о здоровье полюбившегося человека. Основная сфера контактов молодых людей - это школа, вуз, где учатся люди примерно одного возраста, следовательно, нет ничего удивительного, что современный брак стал браком ровесников. Именно в старших классах школы складываются первые привязанности, которые довольно часто перерастают в более близкие отношения, возникает любовь, которая и ведет молодых людей к браку. Ориентирами представлений старшеклассников о семье служат следующие социально-педагогические источники: семья родителей (прародителей), семья знакомых или друзей, художественная и публицистическая литература, семья популярного человека, мнение друзей. Семья старшего поколения, в целом, является для современных старшеклассников и студентов приоритетным ориентиром в становлении представлений о будущей семье.
Диагностические методики, проводимые на базе 2 школы дал следующие результаты: тест-карта оценки готовности к семейной жизни выявила, что у 45% опрошенных - достаточный уровень, а у 55% учащихся - удовлетворительный уровень готовности к семейной жизни. По ответам большинства учащихся можно сделать вывод о том, что семья являются ячейкой общества, ценность «семьи» для них является наиболее важным, по их предположению в брак можно вступать с 18 лет по любви, в браке для них наиболее важным является - теплые, искренние отношения, взаимоотношение в семье, при принятии решения о совместной жизни необходимым считают получить согласие родителей. На решение не вступать в брак влияет вредные привычки, относительно планов создания собственной семьи они не спешат с таким серьезным делом как брак, и не считают необходимым для себя какое-либо оформление отношений, по их предположению карьера жены также важна, как и карьера мужа. В настоящее время значимо для них учеба, в рамках изучения разных школьных предметов: литература, общество и родная литература очень часто касались вопросов семейной жизни, очень большое влияние на представление о семейной жизни оказали отношение в родительской семье, знания, полученные в школе при изучении некоторых предметов, популярные журналы и художественная литература. Большинство учащихся полностью согласны с высказываниями - «Мне нравится, когда вся наша семья идет в гости, отмечает какой-нибудь праздник или просто собирается за общим столом», «Я горжусь своей фамилией», «Меня огорчает то, что я не делаю для своих родителей всего, что мог бы». И все старшеклассники считают своих родителей авторитетом в семье.
В связи с этим были разработаны рекомендации учителям и родителям в подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Таким образом, гипотеза подтвердилась
1. Акутина, С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы: авт. дисс. на соиск. учен.степ. доктора пед. наук. 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) : защищена 22 апреля 2010 года. / С. П. Акутина. Нижний Новгород 2010.
2. Александрова, В. В. Книга молодой семьи / В. В. Александрова. М.: Изд. центр «Академия», 2006. — 252 с.
3. Антонов, А. И. Микросоциология семьи. Методология исследования структур и процессов [Текст] / А. И. Антонов ;рец. В. Г. Виноградский. - М. : Издательский дом NOTA BENE, 1998. - 360 с.
4. Артамонова, Е. В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред.Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192 с.
5. Афанасьева, Т. М. Семья / Т. М. Афанасьева. — М.: Изд. центр «Просвещение»,2004. — 169с.
6. Бестужев, С. Семья в нашей стране: историческая правда // Воспитание школьников. - М. : 2008. - № 10. - С. 6-15.
7. Биче-оол, С. М. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве : 07.00.07 - этнография : автореферат дис. на соиск. ученой степ.канд. ист. наук [Текст] / С. М. Биче-оол. - Ленинград : [б. и.], 1974. - 20 с. - Б. ц.
8. Брынцева, О. С. Роль личности педагога в формировании у старшеклассников ценностного отношения к семье [Текст] / О. С. Брынцева // Воспитание школьников. - 2012. - №3. - С. 62-66.
9. Бурнацева, З. М. Нравственное воспитание современных трудных подростков. / З.М. Бурнацева : автореферат диссертации.к. пед. Н. : 13.00.01. Владикавказ. 2005 - 189 с.
10. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. / А. Я. Варга СПб. : 2002. - 144 с.
11. Волков, Г.Н. Этнопедагогика тувинского народа [Текст] / Г.Н. Волков, К.Б. Салчак, А.С. Шаалы. - Кызыл: Изд.-полиграф. отдел «Билиг», 2009. - 212 с.
12. Гаспарян, Ю. А. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) / Ю. А. Гаспарян Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999. - 320 с.
13. Голод, С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ [Текст] / С. И. Голод. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с.
14. Гончарова, Г. С. Студенческая семья и отношение учащейся молодёжи к семейным ценностям (на материалах социологического исследования в Республике Саха (Якутия)) [Текст] / Г. С. Гончарова // Гуманитарные науки в Сибири. - 2009. - №3. - С. 61-67
15. Гуляева, Е. П. Педагогические условия подготовки старшеклассников к семейной жизни на традициях народа саха : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Якутск, 2005 - 199 с.
16. Дементьева, И. Ф. Семейное воспитание в современном мире [Текст] / И. Ф. Дементьева // Социальная педагогика. - 2012. - №3. - С. 5-11
17. Дубровина, И. В. Семья и социализация ребенка. / И. В. Дубровина. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М. : «Академия», 2001. - 368 с.
18. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под. ред. В. Е. Клочко. О. Б. Дарвиш. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
19. Зритнева Е. И. Семьеведение. / Е.И. Зритнева, Н. П. Клушина - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. - 246 с.
20. Запесоцкий, А.С. Молодежь в современном мире [Текст] /А.С. Запесоцкий. - СПб. : Питер, 2009. - 120 с.
21. Иргит, Е.Л. Роль отца в формировании личности / Е.Л. Иргит // Вестник Тывинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. Выпуск I. - Кызыл, 2013. - С. 53-58.
22. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и семейное консультирование [Текст] / О. А. Карабанова. - М.: Просвещение, 2005. - 320с.
23. Кенин-Лопсан, М. Б. Традиционная культура тувинцев [Текст] : научное издание / М. Б. Кенин-Лопсан ; пер. с тув.: А. А. Дугержаа, А. С. Дембирель. - Кызыл : Тувинское кн. изд-во, 2006. - 232 с.
24. Крайг, Г. Психология развития [Текст] : учебное пособие / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 940 с.
25. Ковалев, С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни [Текст] / С. В. Ковалев. - М. : Просвещение, 1991. - 442 с.
26. Ковалев, С. В. Психология семейных отношений [Текст] / С. В. Ковалев. - М. : Педагогика, 1987. - 160 с.
27. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник / Г. М. Коджаспирова. - М. : КНОРУС, 2010. - 744 с.
28. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: / Т.А. Куликова. Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия». 2000. - 232 с.
29. Кучмаева, О. В. Ценностные ориентации современной российской молодежи: особенности и перспективы [Текст] / О. В. Кучмаева // Социальная педагогика. - 2014. - №1. - С. 73-83.
30. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П. Ф. Лесгафт. - М. : Педагогика, 1991. - 176 с.
31. Личность и проблемы развития [Текст] : сб. работ молодых ученых / Рос.акад. наук, Ин-т психологии ; отв. ред. Е.А. Чудина. - М. : Изд-во "Ин¬т психологии РАН", 2003. - 124 с.
32. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т, Лихачев ; под.ред.В.А.Сластенина. - М.ж :Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 647 с.
33. Малейчук, Г. И.Исследование личностной идентичности в старшем школьном возрасте [Текст] / Г. И. Малейчук // Психология обучения. - 2008. - №3. - С. 47-56
34. Маленкова, Н. Л. Социально-педагогические условия подготовки к семейной жизни подростков из дисфункциональных семей [Текст] / Н. Л. Маленкова // Воспитание школьников. - 2011. - №8. - С. 45-49.
35. Мавлянова, Р. М. Педагогические основы подготовки старшеклассниц к семейной жизни (на примере Согдийской области Республики Таджикистан) 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) / Р. М. Мавлянова. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ.канд. пед. наук. Курган-Тюбе - 2011.
36. Мжельская, Е. В. Современные подходы к сущности понятия «семейные ценности» / Е. В. Мжельская // Самарский научный вестник. 2013. № 4.
37. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учебник студ. высш. учеб.заведений / А. В. Мудрик. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 224 с.
38. Мунзук, Т. Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании [Текст] : автореф. дис. на соиск .учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.01-теория и история педагогики : защищена 20.03.90 / Т. Т. Мунзук. - Казань : Б.и., 1990. - 16 с. - (КГПИ).
39. Овчарова, Р.В. Психология родительства [Текст] : учебное пособие / Р. В. Овчарова. - М. : Академия, 2005. - 368 с.
40. Ондар, Л. М. Возрастная психология [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов ТывГУ, обучающихся по спец."05070-Педагогика и психология", "050711-Социальная педагогика". Ч.4. Психология молодости, зрелости, старости / Л. М. Ондар. - Кызыл : РИО ТывГУ, 2010. - 227 с.
41. Педагогика. Учебное пособие / Под.ред. П. И. Пидкасистого. - М. : высшее образование, 2007. - 430 с. С. 321.
42. Потапова, О. В. Семейное воспитание как ценность в педагогическом наследии М. И. Демкова [Текст] / О. В. Потапова // Воспитание школьников. - 2011. - №6. - С. 70-73
43. Подросток и семья: Хрестоматия [Текст] : учеб.пособие / ред. Д. Я. Райгородский. - Самара : БАХРАХ-М, 2002. - 656 с.
44. Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов. // Тезисы докладов к конференции "Психология и практика" - Саранск, октябрь 2001. - 3 с.
45. Психология развития [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / [Т. Д. Марцинковская и др.] ; под ред. Т. Д. Марцинковской. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 527, [1] с.
46. Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Авт. - сост. В. Н. Копоррулина, М. Н. Смирнова., Н. О. Гордеева. - Ростов нд: Феникс, 2004. - 640 с.
47. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс. СПб. : «Питер» 2000. - 814 с
48. Рахимзода, Х. Влияние социальных институтов воспитания на подготовку старшеклассников к семейной жизни :дис. ... д - рапед. наук : 13.00.01 : / Х. Рахимзода. Душанбе, 2002. - 324 с.
49. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. / Х. Ремшмидт. - М., 1994.
50. Сагина, 3. Инь и Ян. Большая психологическая игра для подростков [Текст] / 3. Сагина // Школьный психолог. Первое сентября. - 2011. - №13. - С. 18-23
51. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин - Минск: Харвест, 1997. - 800 с.
52. Станева, Н. Б. Подготовка молодежи к семейной жизни в условиях улучшенной социальной среды [Текст] / Н. Б. Станева. - Курск: Курский государственный педагогический университет, 2008. - 122 с.
53. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Учеб.пособие для вузов. / В. И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М. , 2001.
54. Товуу, Н. О. Психология семьи Тыва в условиях социально-экономических изменений [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен.степ. д- ра психолог. наук: 19.00.05 - социальная психология / Н. О. Товуу ; Государственный университет управления. - М. : [б. и.], 2001. - 55 с.
55. Урбанович, Л. Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье [Текст] / Л. Урбанович // Воспитание школьников. - 2008. - №1. - С. 45-49
56. Филатова, А. Ф. Половые различия в становлении характера подростка : диссертация ... д. психол. н. : 19.00.07. / А. Ф. Филатова [Место защиты:Моск. гос. обл. ун-т]. Москва, 2009. - 519 с.
57. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст] : учебник для бакалавров / И. В. Шаповаленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮРАЙТ, 2012. - 567 с.
58. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология [Текст] : учебное пособие для студентов ВУЗ / Л. Б. Шнейдер. - 4-е изд. - М. : Академический проект:Трикста, 2008. - 736 с.
59. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. / Э. Эриксон. М. Издательская группа «Прогресс». 1996. - 344 с.
60. Интернет - ресурс [Ш1р://токгое-8с11оо1.рги7Напу.Советь1
психологаКислякова Ирина Васильевна - «Подготовка подростков к семейной жизни»]
61. Интернет - ресурс [http://rudocs.exdat.com/notion]