ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИТУАЦИЯХ ЗАТРУДНЕНИЯ 5
1.1. Эмоциональные переживания: суть, компоненты, типы 5
1.2. Характеристика детей младшего школьного возраста и их
эмоциональной сферы 13
1.3. Переживания младших школьников в ситуациях затруднения 17
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИТУАЦИЯХ ЗАТРУДНЕНИЯ 25
2.1. Организация исследования 25
2.2. Анализ полученных данных по методикам 28
2.3. Рекомендации по снижению риска возникновения негативных
переживаний у младших школьников 36
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Эмоции являются важнейшей сферой психики, поскольку они структурируют человеческий опыт, влияют на самопонимание, мироощущение, поведение. Эмоциональные реакции сопровождают человека в различных сферах его жизнедеятельности, все взаимодействие с окружающей средой вызывает ту или иную эмоциональную окраску.
Проблема эмоциональных переживаний является одной из важнейших проблем в психологической науке. Ее исследованию были посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов (Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Ф.Е. Василюк, Б.И. Додонов, С.Л. Рубинштейн, К. Изард и др.).
Немаловажным является изучение возникающих эмоциональных переживаний в затруднительных ситуациях у младших школьников, поскольку доминирующая эмоция в той или иной деятельности оказывает влияние на мотивацию, самочувствие ученика, процесс и результат выхода из затруднительной ситуации. Круг школьных ситуаций, вызывающих эмоциональные переживания ребенка широк. Это могут быть авторитарность преподавателей, проверка и оценка знаний, обвинения, опускающиеся до обсуждения личностных черт, ситуации неуспеха в деятельности, трудности в межличностном общении со сверстниками и другие.
Переход в начальную школу может обострить прежние проблемы детей, как явные, так и скрытые от внимания педагогов и родителей, а также спровоцировать появление новых, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, к учебе. Существование этих проблем у учащихся проявляется в переживании различных негативных эмоций и состояний, в том числе тревожности, страха и неуверенности в себе. Все сказанное говорит об актуальности изучения эмоциональных переживаний у учащихся и необходимости их психолого-педагогического сопровождения.
Цель исследования: изучить особенности эмоциональных переживаний младших школьников в ситуациях затруднения.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к особенностям переживаний детей младшего школьного возраста в ситуациях затруднения;
2. Подобрать методики и эмпирически исследовать проблему;
3. Проанализировать и проинтерпретировать результаты исследования;
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации по снижению риска возникновения негативных переживаний в школьной среде.
Объект исследования: эмоциональные переживания.
Предмет исследования: особенности эмоциональных переживаний младших школьников в ситуациях затруднения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности
переживаний младших школьников в ситуациях затруднения в отношениях со сверстниками и родителями, опосредованы отношением к учителю. При этом если обучающиеся второго класса, испытывая негативные переживания, видят источник разрешения затруднений в учителе, то обучающиеся четвертого класса, напротив, испытывают негативные переживания в ситуации получения помощи от педагога.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, сравнение, обобщение психолого
педагогической литературы;
• эмпирические: модифицированный фрустрационный тест Розенцвейга (детский вариант); опрос, направленный на выявление выраженности эмоций в ситуациях затруднения; методика измерения уровня самооценки Дембо- Рубинштейн.
• количественный и качественный анализ полученных данных:
коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
База исследования: 25 обучающихся второго класса (8-9 лет), 23 обучающихся четвертого класса (10-11 лет) в МБОУ СОШ №XX г. Красноярска.
Мы выяснили, что эмоции отражают субъективные отношения (переживания) индивида в различных ситуациях, и возникают как результат оценки человеком объекта как хорошего или плохого. Эта оценка зависит от индивидуальных особенностей воспринимающего.
В первом параграфе даны определения понятий «эмоции», «эмоциональное реагирование», «настроение», «аффект», «чувства». Определены компоненты эмоционального реагирования и место переживаний в системе эмоций. Рассмотрены классификации эмоций по К. Изард и Б.И. Додонову. Выделены основания для дифференциации эмоций. На основании этого можно говорить о том, что эмоциональные переживания разделяются на быстро проходящими и длительные, могут захватывать всю личность, а могут поддаваться контролю со стороны сознания. Эмоции проявляют себя на вегетативном уровне (изменение дыхания, частоты сердечных сокращений и др.), в изменениях мимики, пантомимики, двигательных реакциях, а также во внутренних переживаниях и ощущениях при участии сознания.
Второй параграф посвящен рассмотрению особенностей младшего школьного возраста. Установлено, что к младшему школьному возрасту ребенок уже имеет представления о себе и о мире, но если раньше эти представления зависели от (в основном позитивных) оценок его взрослыми, то теперь ребенок попадет в ситуации оценивания себя в зависимости от его успехов или неудач в деятельности. В этот период идет активное формирование конкретного оценочного отношения к себе, окрашенного в позитивные или негативные тона. Представления о себе и своих возможностях заставляют испытывать ребенка определенные эмоции, которыми он руководствуется при выборе способов действия в затруднительных ситуациях.
В третьем параграфе мы рассмотрели ситуации затруднения в общем виде и в отношении младших школьников, в частности. Даны определения понятиям «ситуация», «затруднения» и на основе двух понятий вычленено, что ситуации затруднения - это совокупность внешних условий, физических временных и психологических параметров, которые затрудняют реализацию планируемого общения или деятельности.
Можно говорить о том, что в школьной среде ученик сталкивается с различными ситуациями, которые вызываю затруднения. В младшем школьном возрасте эти ситуации могут быть связаны с учебной задачей, отношениями с педагогом или одноклассниками, сменой режима дня и др. Для успешного развития ребенок должен уметь разрешать эти ситуации, и немаловажную роль в этом играют эмоциональные реакции ребенка к ним, которые определяют его отношение к самому предмету затруднения и могут либо активизировать деятельность, либо тормозить ее.
Порой ситуации затруднения могут казаться ученику непреодолимыми, тогда он испытывает состояние фрустрации. В состоянии фрустрации возникают негативные эмоции, такие как гнев, обида, досада, разочарование, и это ведет к изменению поведения. Отличительная особенность фрустрированного поведения в том, что оно уже не сконцентрировано на разрешении затруднительной ситуации, а в большей степени направлено на выход из состояния фрустрации, способами, которые не решают затруднительную ситуацию, а могут спровоцировать даже появление новых. Изучение реакций в этом состоянии представляется весьма ценным в изучении эмоциональных переживаний в ситуациях затруднения в целом.
На основании исследования Н.Л. Белопольской мы установили, что внутренняя мотивированность ребенка к решению задачи, которая выражается в интересе к содержанию задания, представляется более успешной, чем внешняя мотивированность. Обучающиеся, которые руководствуются внутренней мотивацией, реже, чем обучающиеся, действующие под влиянием внешней мотивации, в ситуации неуспеха прекращают деятельность. Интерес 41 является стимулом к нахождению и устранению ошибок в задании, приобретению новых знаний, расширению кругозора, он служит одним из важнейших условий формирования творческого отношения к работе.
Самооценка также влияет на эффективность деятельности: обучающиеся с адекватной самооценкой охотнее включаются в деятельность, чем ученики с низкой самооценкой. Это связано с тем, что для людей с низкой самооценкой типична негативная эмоциональная нагрузка, их внимание сконцентрировано на негативном опыте и представлениях о себе, тогда как люди с высокой самооценкой в случае неудачи могут компенсировать это сосредоточением на своих сильных сторонах.
Таким образом, эмоциональные переживания младшего школьника в ситуациях затруднения определяются его психологическими особенностями, к которым относят темперамент, характер, способности, интересы и склонности. Важную роль в понимании своих личностных особенностей играет самооценка, которая формируется под влиянием оценок ребенка окружающими.
Поскольку эмоциональные реакции субъективны, их изучение дает возможность полнее изучить личность ребенка и, при необходимости, помочь ему выработать эффективные стратегии поведения в ситуациях затруднения для успешного протекания процесса обучения и развития.
Для изучения эмоциональных переживаний младших школьников (второй и четвертый класс) в ситуациях затруднения мы использовали:
• тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (детский вариант) в модифицированном варианте;
• опрос, направленный на выявление выраженности эмоций в ситуациях затруднения в отношениях с учителем, с родителями, со сверстниками;
• методику измерения самооценки Дембо-Рубинштейн.
По результатам методик было выявлено, что четвероклассники во фрустрирующих ситуациях в большей мере склонны к открытому проявлению агрессии, враждебности, обвинении других лиц, либо в отсутствии каких-либо 42 попыток устранить затруднение. Учащиеся обоих классов склонны к подчинению объективным требованиям и рассматривают ситуации затруднения как малозначащие. В меньшей мере ученики обоих классов в ситуациях затруднения винят себя или принимают ответственность в разрешении сложившейся ситуации. Кроме того, ученики четвертого класса чаще, чем ученики второго класса используют необходимо-упорствующие типы реакций, которые заключаются в том, что ребенок ищет конструктивные решения для выхода из затруднения. Тогда как ученики второго класса больше используют самозащитные типы реакций, направленные на защиту своего «Я».
Говоря о выраженности преобладающей эмоции в ситуациях затруднения в общении с учителем, можно заключить, что большинство учащихся четвертого класса испытывают эмоцию страха, в ситуациях затруднения в отношениях с родителями - эмоцию печали. Тогда как у учеников второго класса доминирующей эмоцией в ситуациях затруднения как в отношениях с учителем, так и в отношениях с родителями является эмоция печали. В ситуациях затруднения со сверстниками учащиеся обоих классов чаще всего испытывают эмоцию гнева.
Самооценка младших школьников в основном соответствует высокому уровню, однако в 4-ом классе она имеет тенденцию к снижению. В группе обучающихся второго класса отсутствуют показали низкой самооценки, тогда как в группе обучающихся четвертого класса выявлены ученики с низким уровнем самооценки.
На основании корреляционных связей по критерию Спирмена между возникающими эмоциями в ситуациях затруднения с педагогом, родителями и сверстниками выявлено, что в обоих исследуемых группах эмоции по отношению к учителю влияют на возникновение эмоций по отношению к родителям и сверстникам. Возникновение эмоций печали и страха второклассников по отношению к учителю прямо пропорционально возникновению страха по отношению к родителям. А возникновение радости 43
и гнева по отношению к учителю прямо пропорционально возникновению эмоции страха по отношению к сверстникам. У обучающихся четвертого класса возникновение переживаний печали и страха по отношению к учителю вызывает переживание страха, печали и гнева по отношению к родителям.
Был также проведен анализ связей между эмоциональными переживаниями обучающихся и составляющими реакций во фрустрирующих ситуациях (типы и направления реакции). На основании этого можно сделать вывод, что чем интенсивнее переживание страха по отношению к учителю со стороны обучающихся второго класса, тем более они рассматривают учителя как человека, способного разрешить их затруднения, поскольку их страх заключается в том, что учитель может не оказать помощь. Учащиеся четвертого класса, напротив, попадая в ситуации затруднения в большей степени надеются на себя, а не на помощь со стороны, и если эту помощь получают, то испытывают печаль по отношению к педагогу. Однако это справедливо для обучающихся, имеющие высокий уровень самооценки. Для обучающихся с низким уровнем самооценки характерно переживание радости при получении помощи от педагога.
Таким образом можно говорить о том, что особенности переживаний младших школьников в ситуациях затруднения в отношениях со сверстниками и родителями опосредованы отношением к учителю. Однако обучающиеся второго класса, переживая негативные эмоции, находят источник разрешения затруднений в учителе, тогда как обучающиеся четвертого класса в ситуациях затруднения склонны не искать помощи и поддержки от педагога, а либо разрешать затруднения самостоятельно, либо руководствоваться тем, что затруднение само собой разрешится. Это соответствует выдвинутой гипотезе исследования.
1. Белопольская Н.Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом // Вопросы психологии, 1992. №1-2. С. 3342.
2. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
3. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
4) Верхотурова Н.Ю. Эмоциональное реагирование: функции,
компоненты, характеристики, проблемы и перспективы исследования // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2012. №1. C. 94-99.
5) Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 373 с.
6) Глазунов Ю.Т. Эмоциональное переживание в системе целеполагания человека // Вестник МГТУ. 2011. №1. С. 126-140.
7) Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Флинта, 2015. 272 с.
8) Дементий Л.И. Фрустрация: Понятие и диагностика: учеб.-метод. пособие для студентов специальности 020400 «Психология». Омск: ОмГУ, 2004. 68 с.
9) Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М: Политиздат, 1999. 250 с.
10) Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2000. 384 с.
11) Изард К.Э. Психология эмоций. СПБ.: Питер, 2007. 464 с.
12) Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с.
13) Карелина И.О. Возрастная психология и психология развития: тексты лекций: учебно-методическое. Рыбинск: ЯГПУ, 2009. 87 с.
14) Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. Ростов н/Д: Феникс. 1998. 512 с.
15) Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. 5-е изд. М.: УРАО, 1999. 175 с....32