ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты проблемного обучения на уроках русского языка в 9
начальной школе
1.1 Понятие «словообразование» в русском языке 9
1.2 Сравнительная характеристика УМК по использованию проблемных задач 13
на уроках русского языка при изучении раздела «Словообразование»
1.3 Проблемное обучение как средство повышения эффективности обучения в 18
начальных классах при изучении раздела «Словообразование»
2 Методика проблемного обучения на уроках русского языка в начальной 28
школе
2.1 Выявление актуального уровня знаний учащихся начальной школы при 28
изучении раздела «Словообразование»
2.2 Использование проблемных задач на уроках русского языка в начальной 33
школе при изучении раздела «Словообразование»
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 41
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А 53
Приложение Б 55
Приложение В 56
Приложение Г 60
Приложение Д 76
1 Теоретические аспекты проблемного обучения на уроках русского языка в 9
начальной школе
1.1 Понятие «словообразование» в русском языке 9
1.2 Сравнительная характеристика УМК по использованию проблемных задач 13
на уроках русского языка при изучении раздела «Словообразование»
1.3 Проблемное обучение как средство повышения эффективности обучения в 18
начальных классах при изучении раздела «Словообразование»
2 Методика проблемного обучения на уроках русского языка в начальной 28
школе
2.1 Выявление актуального уровня знаний учащихся начальной школы при 28
изучении раздела «Словообразование»
2.2 Использование проблемных задач на уроках русского языка в начальной 33
школе при изучении раздела «Словообразование»
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 41
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение А 53
Приложение Б 55
Приложение В 56
Приложение Г 60
Приложение Д 76
Современные образовательные стандарты основаны на современных требованиях к процессу образования. Изучая предметные и метапредметные результаты федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) мы видим, собственно, что русский язык является одним из основных предметов в начальной школе, как последующей ступени обучения.
Одной из задач изучения русского языка является формирование ее грамматической стороны, то есть правильное построение значимых речевых отрезков в письменной и в устной форме (слов, высказываний, текстов). Для этого необходима достаточная сформированность понимания и употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей.
Овладение грамматической стороной речи включает в себя усвоение навыков словообразования и словоизменения.
По итогам наблюдений ученых и методистов (Бунаков Н.Ф., Срезневский И.И.), изучение, а в последующем усвоение раздела "Словообразование" представляет собой особую трудность для учеников начальных классов. При выделении главных частей слова учащиеся опираются прежде всего на внешние признаки морфемы, не учитывая ее семантику и функциональность. Происходит это потому, что при выделении морфемы упускается то конкретное значение морфемы, которым она обладает в русском языке.
Исследованиями в области изучения словообразование занимались такие методисты, как Д. И. Тихомиров И. И. Срезневский, К. Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков и другие [34]. Лингвистические способности и их развитие является актуальной методической проблемой последних десятилетий и изучается такими методистами как: Т. Г. Рамзаева, М. А. Рыбникова, С. И. Львова, М. Р. Львов, М. С. Соловейчик, Е. А. Земская и другие [39].
Процесс достижения ученика ачальных классов предметных и метапредметных результатов будет более успешным при комплексном использовании современных методов обучения в русле ФГОС НОО, при использовании системы специальных словообразовательных упражнений, дополнительного словообразовательного материала. Можно сделать вывод о том, что эффективность процесса формирования знаний и умений детей в области морфологии будет определяться регулярной поэтапной работой над морфемно-словообразовательными понятиями.
В частности, мы обращаемся к анализу проблемных задач, которые представляют собой понятие, раскрывающее закономерности усвоения знаний, умений и навыков. Проблемная задача обозначает учебную проблему с четкими условиями, которые задает учитель или которая выявлена и сформулирована обучающимися. В содержании проблемной задачи можно наблюдать столкновение известных знаний (уже имеющихся) и неизвестных. Поиск неизвестных представляет собой систему познавательных, умозаключительных действий, которые подводят к выявлению скрытых в условии проблемной задачи связей и отношений. Знания, приобретенные детьми в процессе решения проблемных задач, отличаются более высоким уровнем качества, нежели знания, которые дети получают традиционным преподаванием. Происходит это потому, что процесс поиска решения проблемной ситуации сопровождается личностным переживанием затруднения и удивления от неготовности решить такую ситуацию из-за нехватки знаний или несформированности умений по решаемому проблемному вопросу. В ходе решения проблемной ситуации ученик не просто получает новые знания от учителя, а открывает их в процессе собственной поисковой деятельности, что соответствует требованиям ФГОС НОО. В этом и заключается актуальность исследования.
Вопросы теории и практики проблемного обучения рассматривали: С. Г. Коротков, М. И. Махмутов, Е. Л. Мельникова, А. В. Тимиркаева, Л. Н. Левченко и другие.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования.
Объектом исследования является процесс развития умения анализировать морфемную структуру слова. Предметом исследования служит использование проблемных ситуаций при изучении раздела «Словообразование» на уроках русского языка.
Целью работы является выявление эффективности использования проблемных заданий в процессе работы над разделом «Словообразование».
Поставленная цель определяет решение ряда следующих задач:
1. Рассмотреть понятие «словообразование» в русском языке.
2. Провести сравнительную характеристику УМК (УМК «Начальная школа 21 века», УМК «Перспектива», УМК «Перспективная начальная школа») по использованию проблемных задач на уроках русского языка при изучении раздела «Словообразование».
3. Исследовать проблемное обучение как средство повышения эффективности обучения в начальных классах при изучении раздела «Словообразование».
4. Выявить актуальный уровень знаний учащихся начальной школы при изучении раздела «Словообразование».
5. Проанализировать использование проблемных задач на уроках русского языка в начальной школе при изучении раздела «Словообразование».
6. Провести анализ результатов формирующего эксперимента.
Гипотеза исследования: процесс совершенствования умения младших школьников анализировать морфемную структуру слова будет проходить более эффективно, если в процессе работы над разделом «Словообразование» использовать проблемные задачи, направленные на умение выявлять морфемные элементы в слове, осуществлять интегративные словообразовательные операции.
Методы исследования: сравнительный анализ (сопоставление характеристик и свойств предметов, с последующим выявлением сходств и различий); описательный и эмпирический (сбор фактического материала и его анализ, описание), дедуктивный (определение основных характеристик и свойств предмета, его важность и актуальность), аналитический (разделение объекта на составляющие и изучение этих частей).
Практическая ценность настоящей работы состоит в том, что ее материал, наблюдения и выводы, полученные в результате исследования, могут быть использованы в образовательном процессе.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска. В эксперименте принимали участие учащиеся 3 "Г" класса в количестве 26 человек.
Структура работы. Работа включает введение, теоретическую главу, которая состоит из трех параграфов, практическую главу, состоящую из трех параграфов, а также заключение и список использованных источников.
Одной из задач изучения русского языка является формирование ее грамматической стороны, то есть правильное построение значимых речевых отрезков в письменной и в устной форме (слов, высказываний, текстов). Для этого необходима достаточная сформированность понимания и употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей.
Овладение грамматической стороной речи включает в себя усвоение навыков словообразования и словоизменения.
По итогам наблюдений ученых и методистов (Бунаков Н.Ф., Срезневский И.И.), изучение, а в последующем усвоение раздела "Словообразование" представляет собой особую трудность для учеников начальных классов. При выделении главных частей слова учащиеся опираются прежде всего на внешние признаки морфемы, не учитывая ее семантику и функциональность. Происходит это потому, что при выделении морфемы упускается то конкретное значение морфемы, которым она обладает в русском языке.
Исследованиями в области изучения словообразование занимались такие методисты, как Д. И. Тихомиров И. И. Срезневский, К. Д. Ушинский, Н. Ф. Бунаков и другие [34]. Лингвистические способности и их развитие является актуальной методической проблемой последних десятилетий и изучается такими методистами как: Т. Г. Рамзаева, М. А. Рыбникова, С. И. Львова, М. Р. Львов, М. С. Соловейчик, Е. А. Земская и другие [39].
Процесс достижения ученика ачальных классов предметных и метапредметных результатов будет более успешным при комплексном использовании современных методов обучения в русле ФГОС НОО, при использовании системы специальных словообразовательных упражнений, дополнительного словообразовательного материала. Можно сделать вывод о том, что эффективность процесса формирования знаний и умений детей в области морфологии будет определяться регулярной поэтапной работой над морфемно-словообразовательными понятиями.
В частности, мы обращаемся к анализу проблемных задач, которые представляют собой понятие, раскрывающее закономерности усвоения знаний, умений и навыков. Проблемная задача обозначает учебную проблему с четкими условиями, которые задает учитель или которая выявлена и сформулирована обучающимися. В содержании проблемной задачи можно наблюдать столкновение известных знаний (уже имеющихся) и неизвестных. Поиск неизвестных представляет собой систему познавательных, умозаключительных действий, которые подводят к выявлению скрытых в условии проблемной задачи связей и отношений. Знания, приобретенные детьми в процессе решения проблемных задач, отличаются более высоким уровнем качества, нежели знания, которые дети получают традиционным преподаванием. Происходит это потому, что процесс поиска решения проблемной ситуации сопровождается личностным переживанием затруднения и удивления от неготовности решить такую ситуацию из-за нехватки знаний или несформированности умений по решаемому проблемному вопросу. В ходе решения проблемной ситуации ученик не просто получает новые знания от учителя, а открывает их в процессе собственной поисковой деятельности, что соответствует требованиям ФГОС НОО. В этом и заключается актуальность исследования.
Вопросы теории и практики проблемного обучения рассматривали: С. Г. Коротков, М. И. Махмутов, Е. Л. Мельникова, А. В. Тимиркаева, Л. Н. Левченко и другие.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования.
Объектом исследования является процесс развития умения анализировать морфемную структуру слова. Предметом исследования служит использование проблемных ситуаций при изучении раздела «Словообразование» на уроках русского языка.
Целью работы является выявление эффективности использования проблемных заданий в процессе работы над разделом «Словообразование».
Поставленная цель определяет решение ряда следующих задач:
1. Рассмотреть понятие «словообразование» в русском языке.
2. Провести сравнительную характеристику УМК (УМК «Начальная школа 21 века», УМК «Перспектива», УМК «Перспективная начальная школа») по использованию проблемных задач на уроках русского языка при изучении раздела «Словообразование».
3. Исследовать проблемное обучение как средство повышения эффективности обучения в начальных классах при изучении раздела «Словообразование».
4. Выявить актуальный уровень знаний учащихся начальной школы при изучении раздела «Словообразование».
5. Проанализировать использование проблемных задач на уроках русского языка в начальной школе при изучении раздела «Словообразование».
6. Провести анализ результатов формирующего эксперимента.
Гипотеза исследования: процесс совершенствования умения младших школьников анализировать морфемную структуру слова будет проходить более эффективно, если в процессе работы над разделом «Словообразование» использовать проблемные задачи, направленные на умение выявлять морфемные элементы в слове, осуществлять интегративные словообразовательные операции.
Методы исследования: сравнительный анализ (сопоставление характеристик и свойств предметов, с последующим выявлением сходств и различий); описательный и эмпирический (сбор фактического материала и его анализ, описание), дедуктивный (определение основных характеристик и свойств предмета, его важность и актуальность), аналитический (разделение объекта на составляющие и изучение этих частей).
Практическая ценность настоящей работы состоит в том, что ее материал, наблюдения и выводы, полученные в результате исследования, могут быть использованы в образовательном процессе.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска. В эксперименте принимали участие учащиеся 3 "Г" класса в количестве 26 человек.
Структура работы. Работа включает введение, теоретическую главу, которая состоит из трех параграфов, практическую главу, состоящую из трех параграфов, а также заключение и список использованных источников.
Анализ литературы по проблеме использования проблемных задач на уроках русского языка при изучении раздела «Словообразование» в начальных классах позволил нам сделать следующие выводы:
Элементарные знания об образовании слов необходимы для понимания учениками основного источника пополнения нашего языка новыми словами. Как отмечается в трудах известных лингвистов, новые слова создаются из тех морфем, которые уже имеются в языке; по тем моделям, которые исторически сформировались, закрепились в системе русского словообразования. Наблюдения над образованием слов содействует пониманию младшими школьниками значений слов, их правильному написанию.
Нами были рассмотрены УМК по использованию проблемных технологий, и сделан вывод о том, что к проблемному обучению каждое УМК подходит по-своему при изучении раздела «Словообразование». Сложно сказать, точнее, выделить какой-либо УМК, поскольку каждый учебно¬методический комплекс обладает чем-то своим уникальным и неповторимым. В целом, каждый УМК направлено на то, чтобы ребенок развивался всесторонне и творчески, был целеустремленным и стремился к открытиям не только в учебе, но и в жизни.
На сегодняшний день проблемное обучение представляет собой средство вырабатывания творческих способностей учеников лишь в случае предельно высокого внимания к общему умственному развитию детей, к развитию, в первую очередь, их общих способностей на уроках по учебным предметам. Наряду с этим непременным условием, которое делает проблемное обучение средством успешного формирования творческих способностей детей, должно быть единство учебно-воспитательного процесса в школе и целенаправленное развитие мировоззрения детей. Особенность проблемного обучения состоит в том, что проблемное обучение специально исследует, в первую очередь, характерные черты овладения тем учебным материалом, который может быть усвоен творчески, т.е. посредством поиска нового знания в проблемной ситуации.
Эффективность технологии проблемного обучения состоит в том, что она позволяет развить у учеников познавательную, коммуникативную, практическую, творческую деятельность. Кроме того, можно говорить о становлении личности учащегося, его готовности применять освоенные знания и умения в реальной жизни для решения тех или иных практических задач.
По результатам проведенного констатирующего эксперимента нами были систематизированы и апробированы примеры проблемных задач при изучении раздела «Словообразование». После проведения формирующего этапа эксперимента была проведена повторная диагностика уровня знаний младших школьников о морфемном составе слова. На основании полученных данных мы пришли к выводу о том, что если в процессе работы над темой «Словообразование» использовать упражнения, которые направлены на умения вычленять морфемный элемент в слове, производить интегративные словообразовательные операции, реализовывать семантическую интерпретацию слова, то качество развития лингвистических способностей школьников повысится.
Учителю следует четко представлять, как систематически и последовательно подготовить детей к сознательному восприятию теоретического материала по составу слова, как наиболее разумно применять практические знания с целью эффективного изучения теоретических сведений, какие упражнения привлечь для успешного формирования понятий, умений и навыков при изучении раздела «Словообразование».
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
Элементарные знания об образовании слов необходимы для понимания учениками основного источника пополнения нашего языка новыми словами. Как отмечается в трудах известных лингвистов, новые слова создаются из тех морфем, которые уже имеются в языке; по тем моделям, которые исторически сформировались, закрепились в системе русского словообразования. Наблюдения над образованием слов содействует пониманию младшими школьниками значений слов, их правильному написанию.
Нами были рассмотрены УМК по использованию проблемных технологий, и сделан вывод о том, что к проблемному обучению каждое УМК подходит по-своему при изучении раздела «Словообразование». Сложно сказать, точнее, выделить какой-либо УМК, поскольку каждый учебно¬методический комплекс обладает чем-то своим уникальным и неповторимым. В целом, каждый УМК направлено на то, чтобы ребенок развивался всесторонне и творчески, был целеустремленным и стремился к открытиям не только в учебе, но и в жизни.
На сегодняшний день проблемное обучение представляет собой средство вырабатывания творческих способностей учеников лишь в случае предельно высокого внимания к общему умственному развитию детей, к развитию, в первую очередь, их общих способностей на уроках по учебным предметам. Наряду с этим непременным условием, которое делает проблемное обучение средством успешного формирования творческих способностей детей, должно быть единство учебно-воспитательного процесса в школе и целенаправленное развитие мировоззрения детей. Особенность проблемного обучения состоит в том, что проблемное обучение специально исследует, в первую очередь, характерные черты овладения тем учебным материалом, который может быть усвоен творчески, т.е. посредством поиска нового знания в проблемной ситуации.
Эффективность технологии проблемного обучения состоит в том, что она позволяет развить у учеников познавательную, коммуникативную, практическую, творческую деятельность. Кроме того, можно говорить о становлении личности учащегося, его готовности применять освоенные знания и умения в реальной жизни для решения тех или иных практических задач.
По результатам проведенного констатирующего эксперимента нами были систематизированы и апробированы примеры проблемных задач при изучении раздела «Словообразование». После проведения формирующего этапа эксперимента была проведена повторная диагностика уровня знаний младших школьников о морфемном составе слова. На основании полученных данных мы пришли к выводу о том, что если в процессе работы над темой «Словообразование» использовать упражнения, которые направлены на умения вычленять морфемный элемент в слове, производить интегративные словообразовательные операции, реализовывать семантическую интерпретацию слова, то качество развития лингвистических способностей школьников повысится.
Учителю следует четко представлять, как систематически и последовательно подготовить детей к сознательному восприятию теоретического материала по составу слова, как наиболее разумно применять практические знания с целью эффективного изучения теоретических сведений, какие упражнения привлечь для успешного формирования понятий, умений и навыков при изучении раздела «Словообразование».
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
Подобные работы
- ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Использование проблемного метода обучения в процессе формирования морфемных и словообразовательных понятий в начальной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПУНКТУАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОНЯТИЯ «АНТОНИМЫ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫК
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 5 - 6 - X КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Речевое развитие младших школьников в процессе изучения имен прилагательных (Рязанский государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021



