Введение 3
Глава 1 Особенности восприятия учебной информации учащимися основной школы 6
1.1 Способы восприятия и представления информации 6
1.2 Виды и способы представления учебной информации 13
1.3 Функции компьютерных технологий в обучении 19
1.4 Основные понятия темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» и
требования к усвоению информации 26
Вывод к Главе 1 47
Глава 2 Структура и содержание компьютерной среды 48
2.1 Назначение и функции компьютерной среды 48
2.2 Организация обучения в компьютерной среде 58
2.3 Результаты исследования 65
Вывод к Главе 2 69
Заключение 70
Библиографический список 71
Результативный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим качество образования. Очевидно, что использование информационных ресурсов увеличивает заинтересованность предметом обучения, способствует оптимальному усвоению предложенного для изучения материала, сокращая потери времени при помощи в самостоятельной работе учащихся. В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
Очень часто в области образования возникает проблема обучения детей запоминанию учебной информации в той или иной учебной области. Внедрение в образовательный процесс ФГОС нового поколения акцентирует внимание на способности обучающихся решать задачи в изменяющихся условиях. Но зачастую такое решение требует овладения понятийным аппаратом предметной области. При этом изучение учебной информации требует колоссальных затрат времени, напряжения внимания, памяти и представляет собой монотонный процесс, не вызывающий интерес обучающихся. Поэтому, в основу активации деятельности обучающихся на уроке (активизация разнообразных форм и методов обучения и стимуляция творческой самостоятельности обучающихся) были положены принципы в основу организации самостоятельной работы обучающихся на уроке.
Помимо обычного просматривания материала (заучивания), педагоги предпринимают ряд мер для решения данной проблемы, среди которых методы ассоциаций, взаимопроверки и самооценки, приёмы пространственного представления и т.п. Но как показывает опыт, материал, запоминаемый данным образом, не обеспечивает эффективное восприятие учебной информации, сопровождающееся формированием оптимального функционального состояния - функционального комфорта.
В связи с этим возникает противоречие: внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер, мы пользуемся такими современными средствами, как компьютеры с инновационным программным обеспечением, но при этом не используем их для изучения информации.
Актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью создания комфортных условий восприятия информации, как важного фактора обучения в школе, и отсутствием систем диагностики приоритетов обучающегося в осуществлении этой деятельности.
Цель - работы заключается в создании компьютерной системы, позволяющей определить приоритетный способ восприятия учебной информации.
Объект исследования - учебная деятельность обучающихся в компьютерной среде.
Предмет исследования - способы восприятия учебной информации обучающимися в компьютерных средах.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по теме исследования.
2. Изучить психолого-физиологические особенности детей - подростков по способу восприятия учебной информации.
3. Провести анализ способов представления учебной информации с использованием компьютерных технологий.
4. Разработать программное обеспечение для организации и диагностики успешного освоения учащимися учебной информации по физике.
5. Провести апробацию разработанного метода.
Представленная работа состоит из двух глав, введения, заключения, библиографического списка и одного приложения.
В ходе проведенного исследования была использована специально разработанная экспериментальная компьютерная среда, и оказалось, что действительно с помощью этого инструмента можно узнать как обучающийся усвоил изученную тему, так и определить приоритетный для него способ предоставления учебной информации либо в виде звукового, либо текстового сообщения. Большинство испытуемых выбрали визуальный способ предоставления информации и меньшая часть аудиальный способ. В данном эксперименте присутствуют и такие обучающиеся, которые так и не смогли определиться с выбором способа предоставления информации, их тип остался не неопределенным.
Были разработаны методика и компьютерная программа, которая позволяет определить приоритетный способ восприятия учебной информации. Его простота и наглядность позволит легко интегрироваться в любые обучающие курсы, а эффективность данной программы позволит настроить интерфейс среды под конкретного человека.
1. Аванесов, В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / В.С. Аванесов. - М.: ИЦВШ, 1988. - С. 172.
2. Атанов, Г.А. Деятельностный подход в обучении / Г.А. Атанов. - Донецк: ЕАИ-пресс, 2001.
3. Берингова Е.А. // Типы и способы восприятия информации.
4. Винер, Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. - М.: Советское радио, 1968. - 314 с.
5. Грановская Р.М. // Элементы практической психологии - С.6
6. Дьячук П.П., Бортновский С. В, Шадрин И.В. // Система автоматического управления целенаправленной деятельностью «Тг@сК» // Научно-практический журнал «Открытое образование», №3, 2010. С. 10-18
7. Карпова, И.П. Исследование и разработка подсистемы контроля знаний в распределенных автоматизированных обучающих системах: дис. ... канд. тех. наук. - М., 2002.
8. Олпорт Ф.Х. // Феномены восприятия. Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М., 1975. - С. 47-57.
9. Порошенко О.В. // Визуалы, аудиалы, кинестетики - типы восприятия.
10. Рассел С. и Норвиг П. Искусственный интеллект. Современный подход.
11. Тьюринг А.М. // Вычислительные машины и разум
12. Чхартишвили, А.Г. Теоретико-игровые модели информационного управления в активных системах [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра физ.-мат. наук: 05.13.01. - М.: РГБ, 2006.
13. Шадрин И.В. // Рисуночные компьютерные динамические тесты- тренажеры.
14. Шадрин И.В. // Системы управления и диагностики учебной деятельности по конструированию пространственных объектов.
15. Шадрин И.В., Верещагина Т.Д., Туранова Л.М., Дьячук П.П. // Динамические компьютерные тесты-тренажеры как средство освоения обучающимися деятельности по идентификации объектов....36