Особенности проявления буллинга среди старших подростков в школе
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА СРЕДИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ 6
1.1. Буллинг как социальная проблема 6
1.2.Особенности проявления буллинга среди старших подростков 11
1.3.Условия профилактики буллинга среди старших подростков вшколе 18
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА СРЕДИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ 25
2.1 Диагностика проявления буллинга среди старших подростковв школе 25
2.2. Программа профилактики буллинга среди старших подростковв школе 29
Выводы по 2 главе 36
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение А 45
Приложение Б 59
Приложение В 62
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА СРЕДИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ 6
1.1. Буллинг как социальная проблема 6
1.2.Особенности проявления буллинга среди старших подростков 11
1.3.Условия профилактики буллинга среди старших подростков вшколе 18
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА СРЕДИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ 25
2.1 Диагностика проявления буллинга среди старших подростковв школе 25
2.2. Программа профилактики буллинга среди старших подростковв школе 29
Выводы по 2 главе 36
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение А 45
Приложение Б 59
Приложение В 62
В современном мире проблема буллинга является одной из самых сложных и актуальных. Особенно опасно данное явление среди подростков. Подростковый возраст является переломным в жизни детей, меняются установки, меняется самооценка, происходит становление личности. И здесь, если ребенок стал «обидчиком» или «жертвой», то это, вероятнее всего станетих моделью поведения на всю жизнь.
Дети в последние годы становятся более агрессивными и жестокими, им нужно самоутверждение за счет других, власть. Данные черты в них сформировываются под воздействием социального окружения, в первую очередь - семьи. Буллинг накладывает отпечаток на жизнь детей. Они становятся изолированными от общества, не могут зачастую завести семью и друзей, в большинстве случаев имеются проблемы с работой и законом.
В образовательных организациях должны уделять выявлению проявлений буллинга особое внимание и проводить профилактическую работу, поскольку значительное количество времени подростки находятся именно в школе, где собирается большое количество ребят, которые могут быть в роли «обидчика» или «жертвы».
На образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга, что позволит создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, а также гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
В российской науке системное изучение буллинга как явления только начинается, и занимаются ими такие исследователи как И.С. Кон, О.Л. Глазман, И. Бердышев, А.А. Бочавер и К.Д. Хломов.
Исходя из актуальности выдвинутой проблемы, мы выбрали тему нашего исследования: «Особенности проявления буллинга среди старших подростков в школе».
Цель: теоретически обосновать и выявить особенности проявления буллинга среди старших подростков в школе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику проявления буллинга среди старшихподростков, анализ и интерпретацию полученных данных.
3. Разработать программу профилактики буллинга среди подростков в школе.
Объект: буллинг.
Предмет: особенности проявления буллинга среди старших подростковв школе.
Гипотеза исследования: проявление буллинга среди старшихподростков в школе характеризуется следующими особенностями:
• физический буллинг проявляется в таких действиях как толчки, пинки,удары;
• психологический буллинг проявляется в сплетнях, обидных словах,вымогательстве, запугивании, изоляции.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ литературы о буллинге и особенностях его проявления.
2. Практические: Опросник «Ситуация буллинга в школе» С. Дж. Ким (S. J. Kim «The situation of bullying in school»). Адаптация В.Р. Петросянц; карта наблюдения Д. Скотта.
База экспериментального исследования: МБОУ СОШ №29 г.
Абакана. В исследовании приняли участие учащиеся 8 классов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования специалистами в работе с программы профилактики по предотвращению буллинга в образовательном учреждении среди подростков.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и четырёх приложений.
Дети в последние годы становятся более агрессивными и жестокими, им нужно самоутверждение за счет других, власть. Данные черты в них сформировываются под воздействием социального окружения, в первую очередь - семьи. Буллинг накладывает отпечаток на жизнь детей. Они становятся изолированными от общества, не могут зачастую завести семью и друзей, в большинстве случаев имеются проблемы с работой и законом.
В образовательных организациях должны уделять выявлению проявлений буллинга особое внимание и проводить профилактическую работу, поскольку значительное количество времени подростки находятся именно в школе, где собирается большое количество ребят, которые могут быть в роли «обидчика» или «жертвы».
На образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга, что позволит создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, а также гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
В российской науке системное изучение буллинга как явления только начинается, и занимаются ими такие исследователи как И.С. Кон, О.Л. Глазман, И. Бердышев, А.А. Бочавер и К.Д. Хломов.
Исходя из актуальности выдвинутой проблемы, мы выбрали тему нашего исследования: «Особенности проявления буллинга среди старших подростков в школе».
Цель: теоретически обосновать и выявить особенности проявления буллинга среди старших подростков в школе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику проявления буллинга среди старшихподростков, анализ и интерпретацию полученных данных.
3. Разработать программу профилактики буллинга среди подростков в школе.
Объект: буллинг.
Предмет: особенности проявления буллинга среди старших подростковв школе.
Гипотеза исследования: проявление буллинга среди старшихподростков в школе характеризуется следующими особенностями:
• физический буллинг проявляется в таких действиях как толчки, пинки,удары;
• психологический буллинг проявляется в сплетнях, обидных словах,вымогательстве, запугивании, изоляции.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение и анализ литературы о буллинге и особенностях его проявления.
2. Практические: Опросник «Ситуация буллинга в школе» С. Дж. Ким (S. J. Kim «The situation of bullying in school»). Адаптация В.Р. Петросянц; карта наблюдения Д. Скотта.
База экспериментального исследования: МБОУ СОШ №29 г.
Абакана. В исследовании приняли участие учащиеся 8 классов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования специалистами в работе с программы профилактики по предотвращению буллинга в образовательном учреждении среди подростков.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и четырёх приложений.
Под буллингом в научных исследованиях понимается постоянно повторяющееся физическое и психологическое насилие со стороны одного или группы людей по отношению к человеку, который не может защититься от насилия, с желанием причинить боль и страдания, а также достигнуть удовлетворения. Последствия буллинга очень страшны для подростков, для их дальнейшей взрослой жизни, социального и физического развития.
Особенности подросткового буллинга проявляются в форме агрессии и физического или психического насилия, желания показать себя лидером в классе или в группе. Агрессия у подростков формируется под влиянием негативных факторов: наличие комплексов, низкая самооценка, насилие и агрессивные отношения в семье, смена родителя (отчим, мачеха), появление второго ребенка в семье, семейное насилие, плохое воспитание.
Профилактика травли может реализовываться за счет коррекции социальных отклонений уже имеющихся в коллективе и воспитании в подростках таких черт как: умение выстраивать взаимовыгодных отношений в группе, формирование правильного видения учащимися здорового и безопасного образа жизни, формирование коммуникативных навыков при реализации общественно значимой деятельности. На классных часах должны рассматриваться темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Во внеурочной деятельности можно просматривать документальные и художественные фильмы, телепередачи соответствующего содержания с дальнейшим обсуждением. Средствами могут служить ролевые игры, сочинения и беседы, творческие задания, сочинения на тему о буллинге. Важным условием является соблюдение работы как на личностном, так и на групповом уровнях и социальная работа с родителями ребенка.
Для проверки гипотезы нами была проведена экспериментальная работа,
направленная на изучение проявления буллинга в школе МБОУ «СОШ № 29» г. Абакан. На первом этапе был проведен опросник «Ситуация буллинга в школе» (автор В.Р. Петросяц, адаптированная) результаты которой показали, что большая часть подростков в классах являются наблюдателями, поскольку боятся вмешиваться в акты насилия, чтобы не стать такими же жертвами.
Далее было проведено наблюдение (автор Д. Скотт, адаптированная). Результаты проведения диагностических методик показали, что в данной школе проявляется как физический буллинг (толчки, пинки, удары), так и психологический (сплетни, обидные прозвища, унижения, вымогательство), но психологический буллинг преобладает, что подтверждает положение гипотезы.
Исходя из результатов проведенного исследования была разработана профилактическая программа для педагогов данной школы с целью дальнейшей профилактики буллинга среди старших подростков. Программа профилактики буллинга содержит в себе 11 занятий, длительность одного занятия от 60 до 90 минут. Занятия должны проводиться не реже 1 раза в неделю для улучшения ситуации. Данная программа подразумевает под собой преимущественно групповую работу. Индивидуальная работа безусловно проводится отдельно от данных занятий.
Также были разработаны методические рекомендации для педагогов данной школы с целью дальнейшей профилактики буллинга среди старших подростков: уделять время профилактике буллинга; установить и поддерживать правила класса, нацеленные на профилактику травли; уделять внимание социальному климату класса; регулярно проводить тематические классные часы; проводить организацию просмотров фильмов, чтение отрывков из книг, создать пространство для театральных постановок; проводить родительские встречи; повышать знания и навыки по вопросам профилактики буллинга в образовательной среде; вовремя оказывать адресную социальною помощь.
Особенности подросткового буллинга проявляются в форме агрессии и физического или психического насилия, желания показать себя лидером в классе или в группе. Агрессия у подростков формируется под влиянием негативных факторов: наличие комплексов, низкая самооценка, насилие и агрессивные отношения в семье, смена родителя (отчим, мачеха), появление второго ребенка в семье, семейное насилие, плохое воспитание.
Профилактика травли может реализовываться за счет коррекции социальных отклонений уже имеющихся в коллективе и воспитании в подростках таких черт как: умение выстраивать взаимовыгодных отношений в группе, формирование правильного видения учащимися здорового и безопасного образа жизни, формирование коммуникативных навыков при реализации общественно значимой деятельности. На классных часах должны рассматриваться темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Во внеурочной деятельности можно просматривать документальные и художественные фильмы, телепередачи соответствующего содержания с дальнейшим обсуждением. Средствами могут служить ролевые игры, сочинения и беседы, творческие задания, сочинения на тему о буллинге. Важным условием является соблюдение работы как на личностном, так и на групповом уровнях и социальная работа с родителями ребенка.
Для проверки гипотезы нами была проведена экспериментальная работа,
направленная на изучение проявления буллинга в школе МБОУ «СОШ № 29» г. Абакан. На первом этапе был проведен опросник «Ситуация буллинга в школе» (автор В.Р. Петросяц, адаптированная) результаты которой показали, что большая часть подростков в классах являются наблюдателями, поскольку боятся вмешиваться в акты насилия, чтобы не стать такими же жертвами.
Далее было проведено наблюдение (автор Д. Скотт, адаптированная). Результаты проведения диагностических методик показали, что в данной школе проявляется как физический буллинг (толчки, пинки, удары), так и психологический (сплетни, обидные прозвища, унижения, вымогательство), но психологический буллинг преобладает, что подтверждает положение гипотезы.
Исходя из результатов проведенного исследования была разработана профилактическая программа для педагогов данной школы с целью дальнейшей профилактики буллинга среди старших подростков. Программа профилактики буллинга содержит в себе 11 занятий, длительность одного занятия от 60 до 90 минут. Занятия должны проводиться не реже 1 раза в неделю для улучшения ситуации. Данная программа подразумевает под собой преимущественно групповую работу. Индивидуальная работа безусловно проводится отдельно от данных занятий.
Также были разработаны методические рекомендации для педагогов данной школы с целью дальнейшей профилактики буллинга среди старших подростков: уделять время профилактике буллинга; установить и поддерживать правила класса, нацеленные на профилактику травли; уделять внимание социальному климату класса; регулярно проводить тематические классные часы; проводить организацию просмотров фильмов, чтение отрывков из книг, создать пространство для театральных постановок; проводить родительские встречи; повышать знания и навыки по вопросам профилактики буллинга в образовательной среде; вовремя оказывать адресную социальною помощь.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ БУЛЛИНГА В ШКОЛАХ
КАЗАХСТАНА И РОССИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Деятельность педагога-психолога по профилактике буллинга в начальной школе с особыми образовательными потребностями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА У ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Формы проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Взаимосвязь буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая программа коррекции агрессивного поведения подростков
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2022





