Социально-педагогическое сопровождение развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ярковская СОШ №3 с кадетскими классами (дошкольные группы) Новосибирского района Новосибирской области.
Выборка: 30 детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
1.1 Социально - педагогическое сопровождение как технология развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
1.2 Особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
2.1 Диагностический этап социально - педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
2.2 Технологии педагогической работы социально - педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
2.3 Результативный этап социально - педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ярковская СОШ №3 с кадетскими классами (дошкольные группы) Новосибирского района Новосибирской области.
Выборка: 30 детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
1.1 Социально - педагогическое сопровождение как технология развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
1.2 Особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
2.1 Диагностический этап социально - педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
2.2 Технологии педагогической работы социально - педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
2.3 Результативный этап социально - педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования сформирована современными требованиями к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 и национального проекта «Образование».
Социальное развитие личности ребенка является одной из важнейших проблем образовательных областей. Система дошкольного образования ориентирована на позитивную социальную адаптацию к детскому саду и формирования у детей навыков социального поведения, основой которого является социальный интеллект. Социальный интеллект дошкольников — это способность детей взаимодействовать с окружающими, понимать социальные ситуации и регулировать свои эмоции и поведение в социальном контексте.
Приоритетность в решении задач развития социального интеллекта у старших дошкольников возрастает в настоящее время в связи с особенностями социально-экономического развития мира в целом, негативом которого является разобщенность современных детей, погруженных в виртуальную реальность.
В связи с этим актуальной становится проблема поиска новых педагогических ресурсов, направленных на разработку моделей развития социального интеллекта детей.
Степень разработанности проблемы исследования. Впервые понятие «социальный интеллект» ввел Э. Торндайк. Частично проблему социального интеллекта изучали исследователи наряду с логическим и эмоциональным интеллектом такие исследователи, как: Г. Айзенк, Ф. Вернон, Дж.Гилфорд, Э. Клапаред, О. Конт, М. Салливан, В. Штерн и другие [47. с. 45].
Различные аспекты этой проблемы изучали отечественные исследователи в области психологии и педагогики: Л. С. Выготский, Ю. Б. Гиппенрейтер, Э. Ильенков, Я. Л. Коломинский, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и прочие авторы [28. с. 106].
В современной науке социальный интеллект дифференцируется от других видов интеллекта, исследователями установлена тесная его связь с эмоциональным интеллектом, это подчеркивается в исследованиях: И. Ф. Бережной, В. Д. Беспаленко, Е. М. Беспаленко, Г. Гарднера, Л. И. Ларионовой, О. В. Луневой, М. А. Холодной, Д. В. Ушакова, В. Д. Шадрикова, В. С. Юркевича и других исследователей [37. с. 178].
Также на данный момент доказано, что социальный интеллект лежит в основе социальной компетентности и является важнейшим фактором позитивной социализации личности ребенка. Данную взаимосвязь доказали: Т. В. Волосовец, И. Е. Емельянова, М. Б. Заценина, С. И. Карпова, В. А. Кривова, Т. А, Павленко, П. В. Смирнова, О. В. Шилова, А. А. Хаисова [55. с. 21].
Анализ теоретических основ проблемы и практики дошкольного образования позволил выявить противоречие между признанным в психологии и педагогике значением старшего дошкольного возраста в личностном развитии, между требованиями ФГОС ДО относительно развития социального интеллекта в содержании социально - педагогического направления и преобладанием стихийного подхода в решении данной задачи в массовой практике дошкольных образовательных организаций.
В этой связи возникает проблема исследования: какова сущность, структура и психолого-педагогические условия развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Противоречия. В результате анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы, изучения современного опыта социально-педагогического сопровождение развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и нами выявлено противоречие:
между объективно существующей потребностью современного дошкольного образовательного учреждения в обновлении технологий социально-педагогического сопровождение развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и низким уровнем педагогической компетентности педагогов в дошкольном образовательном учреждении, что препятствует эффективному формированию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Социально-педагогическое сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
- создана поддерживающая и развивающая образовательная среда
- обеспечено вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс
- определены психолого-педагогические условия развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования состоит в определении и обосновании психолого-педагогических условий социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Объект исследования: сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: сопровождение развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью данного исследования поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;
2. Обосновать педагогические условия организации социально-педагогического сопровождения.
3. Разработать, внедрить и апробировать программу развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и психолого-педагогических условий её успешной реализации
Методологическая и теоретическая база
Идея социального интеллекта рассматривалась многими Э. Торндайк, П. Вернон, Г. Олпорт, Дж. Гилфорд, Ю.И. Емельянов, И.М. Бобнева, В.Н. Куницына, Е.С. Михайлова, А.И. Савенков, Д.В. Ушаков, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др. [60.]
Проблеме социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении посвящены работы О.В. Волынкина, Л.А. Соколова, Н.А. Третьякова и других ученых. [16.]
Роль и место социально-педагогического сопровождения развития
социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении показаны Афанасьевым В.В., Домбровской К.А., Куницыной С. М. [11.]
Изучением особенностей социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении Е.В. Александрова, Н.В. Бондарева, А.Ф. Соколова. [10.]
В настоящее время проблема социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении исследуется в рамках социальной психологии статьи «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста» О.В. Волынкина, Л.А. Соколова, Н.А. Третьякова, [16.] возрастной психологии, статьи «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся» Е.В. Александрова, Н.В. Бондарева, А.Ф. Соколова. [10.]
В этих работах представлены подходы к изучению методов социального сопровождения, взглядов на влияние социокультурной среды на развитие социальных навыков и интеллекта в современном мире. Они явились методологической и информационной базой для исследования.
Методы исследования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Методы теоретического анализа (теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме).
2. Эмпирические методы исследования (наблюдение, беседы, опрос, анкетирование).
3. Методы психодиагностического исследования.
База исследования. МБОУ Ярковская средняя общеобразовательная школа № 3 с кадетскими классами Новосибирского района, Новосибирской области (дошкольные группы).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем представлены и апробированы психолого-педагогические условия эффективного социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нём результаты и рекомендации позволят руководителям дошкольных учреждений определить основные направления деятельности в социально-педагогическом сопровождении развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Работа может быть полезна преподавателям, ведущим занятия со студентами педагогических вузов; руководителям и воспитателям дошкольных учреждений.
Социальное развитие личности ребенка является одной из важнейших проблем образовательных областей. Система дошкольного образования ориентирована на позитивную социальную адаптацию к детскому саду и формирования у детей навыков социального поведения, основой которого является социальный интеллект. Социальный интеллект дошкольников — это способность детей взаимодействовать с окружающими, понимать социальные ситуации и регулировать свои эмоции и поведение в социальном контексте.
Приоритетность в решении задач развития социального интеллекта у старших дошкольников возрастает в настоящее время в связи с особенностями социально-экономического развития мира в целом, негативом которого является разобщенность современных детей, погруженных в виртуальную реальность.
В связи с этим актуальной становится проблема поиска новых педагогических ресурсов, направленных на разработку моделей развития социального интеллекта детей.
Степень разработанности проблемы исследования. Впервые понятие «социальный интеллект» ввел Э. Торндайк. Частично проблему социального интеллекта изучали исследователи наряду с логическим и эмоциональным интеллектом такие исследователи, как: Г. Айзенк, Ф. Вернон, Дж.Гилфорд, Э. Клапаред, О. Конт, М. Салливан, В. Штерн и другие [47. с. 45].
Различные аспекты этой проблемы изучали отечественные исследователи в области психологии и педагогики: Л. С. Выготский, Ю. Б. Гиппенрейтер, Э. Ильенков, Я. Л. Коломинский, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и прочие авторы [28. с. 106].
В современной науке социальный интеллект дифференцируется от других видов интеллекта, исследователями установлена тесная его связь с эмоциональным интеллектом, это подчеркивается в исследованиях: И. Ф. Бережной, В. Д. Беспаленко, Е. М. Беспаленко, Г. Гарднера, Л. И. Ларионовой, О. В. Луневой, М. А. Холодной, Д. В. Ушакова, В. Д. Шадрикова, В. С. Юркевича и других исследователей [37. с. 178].
Также на данный момент доказано, что социальный интеллект лежит в основе социальной компетентности и является важнейшим фактором позитивной социализации личности ребенка. Данную взаимосвязь доказали: Т. В. Волосовец, И. Е. Емельянова, М. Б. Заценина, С. И. Карпова, В. А. Кривова, Т. А, Павленко, П. В. Смирнова, О. В. Шилова, А. А. Хаисова [55. с. 21].
Анализ теоретических основ проблемы и практики дошкольного образования позволил выявить противоречие между признанным в психологии и педагогике значением старшего дошкольного возраста в личностном развитии, между требованиями ФГОС ДО относительно развития социального интеллекта в содержании социально - педагогического направления и преобладанием стихийного подхода в решении данной задачи в массовой практике дошкольных образовательных организаций.
В этой связи возникает проблема исследования: какова сущность, структура и психолого-педагогические условия развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Противоречия. В результате анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы, изучения современного опыта социально-педагогического сопровождение развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и нами выявлено противоречие:
между объективно существующей потребностью современного дошкольного образовательного учреждения в обновлении технологий социально-педагогического сопровождение развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и низким уровнем педагогической компетентности педагогов в дошкольном образовательном учреждении, что препятствует эффективному формированию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Социально-педагогическое сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
- создана поддерживающая и развивающая образовательная среда
- обеспечено вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс
- определены психолого-педагогические условия развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования состоит в определении и обосновании психолого-педагогических условий социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Объект исследования: сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: сопровождение развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью данного исследования поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;
2. Обосновать педагогические условия организации социально-педагогического сопровождения.
3. Разработать, внедрить и апробировать программу развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и психолого-педагогических условий её успешной реализации
Методологическая и теоретическая база
Идея социального интеллекта рассматривалась многими Э. Торндайк, П. Вернон, Г. Олпорт, Дж. Гилфорд, Ю.И. Емельянов, И.М. Бобнева, В.Н. Куницына, Е.С. Михайлова, А.И. Савенков, Д.В. Ушаков, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др. [60.]
Проблеме социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении посвящены работы О.В. Волынкина, Л.А. Соколова, Н.А. Третьякова и других ученых. [16.]
Роль и место социально-педагогического сопровождения развития
социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении показаны Афанасьевым В.В., Домбровской К.А., Куницыной С. М. [11.]
Изучением особенностей социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении Е.В. Александрова, Н.В. Бондарева, А.Ф. Соколова. [10.]
В настоящее время проблема социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении исследуется в рамках социальной психологии статьи «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста» О.В. Волынкина, Л.А. Соколова, Н.А. Третьякова, [16.] возрастной психологии, статьи «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся» Е.В. Александрова, Н.В. Бондарева, А.Ф. Соколова. [10.]
В этих работах представлены подходы к изучению методов социального сопровождения, взглядов на влияние социокультурной среды на развитие социальных навыков и интеллекта в современном мире. Они явились методологической и информационной базой для исследования.
Методы исследования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Методы теоретического анализа (теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме).
2. Эмпирические методы исследования (наблюдение, беседы, опрос, анкетирование).
3. Методы психодиагностического исследования.
База исследования. МБОУ Ярковская средняя общеобразовательная школа № 3 с кадетскими классами Новосибирского района, Новосибирской области (дошкольные группы).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем представлены и апробированы психолого-педагогические условия эффективного социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нём результаты и рекомендации позволят руководителям дошкольных учреждений определить основные направления деятельности в социально-педагогическом сопровождении развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Работа может быть полезна преподавателям, ведущим занятия со студентами педагогических вузов; руководителям и воспитателям дошкольных учреждений.
Актуальность нашего исследования связана с тем, что в указе Президента РФ от 07.05.2024 г. № 309 одной из задач ставится необходимость формирования у детей навыков общения, сотрудничества и активной социальной позиции. Это подчёркивает важность социального интеллекта как ключевого компонента развития личности, который значительно влияет на успешность социализации детей в будущем.
Опираясь на научные идеи многих исследователей (Г. Айзенка, Ф. Вернон, Дж. Гилфорда, Э. Клапареда, О. Конта, М. Салливана, В. Штерна и других), можно отметить, что социальный интеллект тесно связан с логическим эмоциональным интеллектом. Способность распознавать свои эмоции и эмоции других, а также управлять ими, способствует более успешному взаимодействию. Научные исследования подчеркивают важность интеграции эмоциональных и социальных навыков для общего развития личности.
Была конкретизирована сущность и содержание социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Теоретические положения междисциплинарного, деятельностного и системного подхода стали основанием для определения критериев и показателей успешности социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Показателями социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении Селиверстова Т. Н. Андрющенко Л. А., Кретинина С. М., Меркулова Т. В. [54.] являются развитие коммуникативных навыков: умение детей поддерживать диалог, беседу; навыков сотрудничества: способность к совместной деятельности, принятие коллективных решений; способность к критическому мышлению: умение оценивать и анализировать ситуации, разрабатывать собственное мнение.
Мы обратились к научным идеям Логачева Л.Р., Черникова Т.А. [34.] и пришли к выводу, что предпосылки развития социального интеллекта связаны с необходимым аспектом дошкольного образования: «Оно предполагает обучение детей социальному взаимодействию, формирование начальных основ социальной компетентности. Для этого в организациях дошкольного образования необходимо создание развивающего пространства формирования социального опыта ребенка» [34.] Основные факторы развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте: социальное окружение, индивидуальные характеристики ребёнка, образовательные методики и подходы, игровая деятельность, обучение навыкам общения. Развитие социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте во многом зависит от взаимодействия различных факторов, как внешних, так и внутренних. Важно создать условия, в которых дети смогут развивать свои социальные навыки, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге подготовит их к успешной социализации и обучению в школе.
Таким образом, на основании анализа научной литературы можно сделать вывод о том, что социальный интеллект играет ключевую роль в оценке собственных достоинств и недостатков индивида. Он является необходимым условием для эффективного межличностного взаимодействия, позволяя не только лучше понимать свои эмоции, но и адекватно интерпретировать действия и мотивы других людей. Развитие социального интеллекта способствует улучшению коммуникативных навыков, формированию устойчивых межличностных связей и созданию гармоничной социальной среды. Это особенно важно в контексте дошкольного возраста, где навыки общения закладывают фундамент для будущей социализации, успеха в учебе и способности строить здоровые отношения.
При решении первой задачи, описанной в теоретическом аппарате работы, были выявлены особенности социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений. Под развитием социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста мы понимаем целостную систему по накоплению, систематизации, анализу собственного опыта, опыта других людей, способность взаимодействия, служащей качественной основой развития успешной личности.
Решая вторую задачу, для исследования уровня развития социального интеллекта старших дошкольников была проведена опытно-экспериментальная работа, базой исследования является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ярковская средняя общеобразовательная школа № 3 с кадетскими классами Новосибирского района, Новосибирской области (дошкольные группы).
Всего на различных этапах исследования приняли участие дети старшего возраста две группы: экспериментальная «Почемучки» и контрольная «Ромашки». В этих двух группах обучается по 15 детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Для решения третьей задачи была разработана, внедрена и апробирована программа развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и психолого-педагогических условий её успешной реализации; была поставлена цель изучить уровень развития социального интеллекта старших дошкольников, что было изучено при помощи методик:
- методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке», авторы: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина и Методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур);
- методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС);
- методика «Не поделили игрушку» автор (О.В. Дыбина).
На основании полученных диагностических данных был сделан вывод, что в экспериментальной группе «Почемучки» социальный интеллект сформирован менее выражено, чем в контрольной группе «Ромашка».
В связи с этим можно отметить, что цель исследования достигнута —созданы эффективные психолого-педагогические условия для реализации нашей программы, направленной формирование и развитие уровня социального интеллекта у детей. Программа обеспечивает активное вовлечение детей в социальные взаимодействия, способствует развитию их эмоциональной осведомленности и коммуникативных навыков. Воспитатели и педагоги получили необходимую подготовку и смогли эффективно поддерживать детей в процессе и развития социального интеллекта. Созданы психолого-педагогические условия для взаимодействия с родителями, что дало возможность создания единого образовательного пространства между домом и детским садом, способствует более полному формированию социального интеллекта дошкольников.
Таким образом, успешная реализация программы потребовала скоординированных усилий всех участников образовательного процесса с целью создания активной, творческой и поддерживающей среды и дети смогли развивать свой социальный интеллект.
В связи с этим можно отметить, что созданы психолого-педагогические условия для реализации программы, направленной на развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Разработанная программа позволила составить не только целостное представление о теоретических предпосылках, методологических основаниях, содержании и критериально-результативных показателях развития социального интеллекта детей дошкольного возраста, но и обеспечила на базе созданных психолого-педагогических условий эффективное развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена, цель и задачи исследования выполнены.
Опираясь на научные идеи многих исследователей (Г. Айзенка, Ф. Вернон, Дж. Гилфорда, Э. Клапареда, О. Конта, М. Салливана, В. Штерна и других), можно отметить, что социальный интеллект тесно связан с логическим эмоциональным интеллектом. Способность распознавать свои эмоции и эмоции других, а также управлять ими, способствует более успешному взаимодействию. Научные исследования подчеркивают важность интеграции эмоциональных и социальных навыков для общего развития личности.
Была конкретизирована сущность и содержание социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Теоретические положения междисциплинарного, деятельностного и системного подхода стали основанием для определения критериев и показателей успешности социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Показателями социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении Селиверстова Т. Н. Андрющенко Л. А., Кретинина С. М., Меркулова Т. В. [54.] являются развитие коммуникативных навыков: умение детей поддерживать диалог, беседу; навыков сотрудничества: способность к совместной деятельности, принятие коллективных решений; способность к критическому мышлению: умение оценивать и анализировать ситуации, разрабатывать собственное мнение.
Мы обратились к научным идеям Логачева Л.Р., Черникова Т.А. [34.] и пришли к выводу, что предпосылки развития социального интеллекта связаны с необходимым аспектом дошкольного образования: «Оно предполагает обучение детей социальному взаимодействию, формирование начальных основ социальной компетентности. Для этого в организациях дошкольного образования необходимо создание развивающего пространства формирования социального опыта ребенка» [34.] Основные факторы развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте: социальное окружение, индивидуальные характеристики ребёнка, образовательные методики и подходы, игровая деятельность, обучение навыкам общения. Развитие социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте во многом зависит от взаимодействия различных факторов, как внешних, так и внутренних. Важно создать условия, в которых дети смогут развивать свои социальные навыки, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге подготовит их к успешной социализации и обучению в школе.
Таким образом, на основании анализа научной литературы можно сделать вывод о том, что социальный интеллект играет ключевую роль в оценке собственных достоинств и недостатков индивида. Он является необходимым условием для эффективного межличностного взаимодействия, позволяя не только лучше понимать свои эмоции, но и адекватно интерпретировать действия и мотивы других людей. Развитие социального интеллекта способствует улучшению коммуникативных навыков, формированию устойчивых межличностных связей и созданию гармоничной социальной среды. Это особенно важно в контексте дошкольного возраста, где навыки общения закладывают фундамент для будущей социализации, успеха в учебе и способности строить здоровые отношения.
При решении первой задачи, описанной в теоретическом аппарате работы, были выявлены особенности социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений. Под развитием социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста мы понимаем целостную систему по накоплению, систематизации, анализу собственного опыта, опыта других людей, способность взаимодействия, служащей качественной основой развития успешной личности.
Решая вторую задачу, для исследования уровня развития социального интеллекта старших дошкольников была проведена опытно-экспериментальная работа, базой исследования является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ярковская средняя общеобразовательная школа № 3 с кадетскими классами Новосибирского района, Новосибирской области (дошкольные группы).
Всего на различных этапах исследования приняли участие дети старшего возраста две группы: экспериментальная «Почемучки» и контрольная «Ромашки». В этих двух группах обучается по 15 детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Для решения третьей задачи была разработана, внедрена и апробирована программа развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и психолого-педагогических условий её успешной реализации; была поставлена цель изучить уровень развития социального интеллекта старших дошкольников, что было изучено при помощи методик:
- методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке», авторы: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина и Методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур);
- методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС);
- методика «Не поделили игрушку» автор (О.В. Дыбина).
На основании полученных диагностических данных был сделан вывод, что в экспериментальной группе «Почемучки» социальный интеллект сформирован менее выражено, чем в контрольной группе «Ромашка».
В связи с этим можно отметить, что цель исследования достигнута —созданы эффективные психолого-педагогические условия для реализации нашей программы, направленной формирование и развитие уровня социального интеллекта у детей. Программа обеспечивает активное вовлечение детей в социальные взаимодействия, способствует развитию их эмоциональной осведомленности и коммуникативных навыков. Воспитатели и педагоги получили необходимую подготовку и смогли эффективно поддерживать детей в процессе и развития социального интеллекта. Созданы психолого-педагогические условия для взаимодействия с родителями, что дало возможность создания единого образовательного пространства между домом и детским садом, способствует более полному формированию социального интеллекта дошкольников.
Таким образом, успешная реализация программы потребовала скоординированных усилий всех участников образовательного процесса с целью создания активной, творческой и поддерживающей среды и дети смогли развивать свой социальный интеллект.
В связи с этим можно отметить, что созданы психолого-педагогические условия для реализации программы, направленной на развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Разработанная программа позволила составить не только целостное представление о теоретических предпосылках, методологических основаниях, содержании и критериально-результативных показателях развития социального интеллекта детей дошкольного возраста, но и обеспечила на базе созданных психолого-педагогических условий эффективное развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена, цель и задачи исследования выполнены.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение развития у детей 6-7 лет социального интеллекта
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - Развитие познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования (Управление дошкольным образованием, Алтайский Государственный Педагогический УнивРазвитие познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования ерситет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Организация процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования (Управление дошкольным образованием, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021 - Особенности межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - Педагогическая технология воспитания доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста (Шадринский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020



