Социально-педагогическое сопровождение развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ярковская СОШ №3 с кадетскими классами (дошкольные группы) Новосибирского района Новосибирской области.
Выборка: 30 детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
1.1 Социально - педагогическое сопровождение как технология развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
1.2 Особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
2.1 Диагностический этап социально - педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
2.2 Технологии педагогической работы социально - педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
2.3 Результативный этап социально - педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования сформирована современными требованиями к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 и национального проекта «Образование».
Социальное развитие личности ребенка является одной из важнейших проблем образовательных областей. Система дошкольного образования ориентирована на позитивную социальную адаптацию к детскому саду и формирования у детей навыков социального поведения, основой которого является социальный интеллект. Социальный интеллект дошкольников — это способность детей взаимодействовать с окружающими, понимать социальные ситуации и регулировать свои эмоции и поведение в социальном контексте.
Приоритетность в решении задач развития социального интеллекта у старших дошкольников возрастает в настоящее время в связи с особенностями социально-экономического развития мира в целом, негативом которого является разобщенность современных детей, погруженных в виртуальную реальность.
В связи с этим актуальной становится проблема поиска новых педагогических ресурсов, направленных на разработку моделей развития социального интеллекта детей.
Степень разработанности проблемы исследования. Впервые понятие «социальный интеллект» ввел Э. Торндайк. Частично проблему социального интеллекта изучали исследователи наряду с логическим и эмоциональным интеллектом такие исследователи, как: Г. Айзенк, Ф. Вернон, Дж.Гилфорд, Э. Клапаред, О. Конт, М. Салливан, В. Штерн и другие [47. с. 45].
Различные аспекты этой проблемы изучали отечественные исследователи в области психологии и педагогики: Л. С. Выготский, Ю. Б. Гиппенрейтер, Э. Ильенков, Я. Л. Коломинский, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и прочие авторы [28. с. 106].
В современной науке социальный интеллект дифференцируется от других видов интеллекта, исследователями установлена тесная его связь с эмоциональным интеллектом, это подчеркивается в исследованиях: И. Ф. Бережной, В. Д. Беспаленко, Е. М. Беспаленко, Г. Гарднера, Л. И. Ларионовой, О. В. Луневой, М. А. Холодной, Д. В. Ушакова, В. Д. Шадрикова, В. С. Юркевича и других исследователей [37. с. 178].
Также на данный момент доказано, что социальный интеллект лежит в основе социальной компетентности и является важнейшим фактором позитивной социализации личности ребенка. Данную взаимосвязь доказали: Т. В. Волосовец, И. Е. Емельянова, М. Б. Заценина, С. И. Карпова, В. А. Кривова, Т. А, Павленко, П. В. Смирнова, О. В. Шилова, А. А. Хаисова [55. с. 21].
Анализ теоретических основ проблемы и практики дошкольного образования позволил выявить противоречие между признанным в психологии и педагогике значением старшего дошкольного возраста в личностном развитии, между требованиями ФГОС ДО относительно развития социального интеллекта в содержании социально - педагогического направления и преобладанием стихийного подхода в решении данной задачи в массовой практике дошкольных образовательных организаций.
В этой связи возникает проблема исследования: какова сущность, структура и психолого-педагогические условия развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Противоречия. В результате анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы, изучения современного опыта социально-педагогического сопровождение развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении и нами выявлено противоречие:
между объективно существующей потребностью современного дошкольного образовательного учреждения в обновлении технологий социально-педагогического сопровождение развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и низким уровнем педагогической компетентности педагогов в дошкольном образовательном учреждении, что препятствует эффективному формированию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Социально-педагогическое сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
- создана поддерживающая и развивающая образовательная среда
- обеспечено вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс
- определены психолого-педагогические условия развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования состоит в определении и обосновании психолого-педагогических условий социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Объект исследования: сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: сопровождение развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью данного исследования поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;
2. Обосновать педагогические условия организации социально-педагогического сопровождения.
3. Разработать, внедрить и апробировать программу развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и психолого-педагогических условий её успешной реализации
Методологическая и теоретическая база
Идея социального интеллекта рассматривалась многими Э. Торндайк, П. Вернон, Г. Олпорт, Дж. Гилфорд, Ю.И. Емельянов, И.М. Бобнева, В.Н. Куницына, Е.С. Михайлова, А.И. Савенков, Д.В. Ушаков, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др. [60.]
Проблеме социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении посвящены работы О.В. Волынкина, Л.А. Соколова, Н.А. Третьякова и других ученых. [16.]
Роль и место социально-педагогического сопровождения развития
социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении показаны Афанасьевым В.В., Домбровской К.А., Куницыной С. М. [11.]
Изучением особенностей социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении Е.В. Александрова, Н.В. Бондарева, А.Ф. Соколова. [10.]
В настоящее время проблема социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении исследуется в рамках социальной психологии статьи «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста» О.В. Волынкина, Л.А. Соколова, Н.А. Третьякова, [16.] возрастной психологии, статьи «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся» Е.В. Александрова, Н.В. Бондарева, А.Ф. Соколова. [10.]
В этих работах представлены подходы к изучению методов социального сопровождения, взглядов на влияние социокультурной среды на развитие социальных навыков и интеллекта в современном мире. Они явились методологической и информационной базой для исследования.
Методы исследования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Методы теоретического анализа (теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме).
2. Эмпирические методы исследования (наблюдение, беседы, опрос, анкетирование).
3. Методы психодиагностического исследования.
База исследования. МБОУ Ярковская средняя общеобразовательная школа № 3 с кадетскими классами Новосибирского района, Новосибирской области (дошкольные группы).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем представлены и апробированы психолого-педагогические условия эффективного социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нём результаты и рекомендации позволят руководителям дошкольных учреждений определить основные направления деятельности в социально-педагогическом сопровождении развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Работа может быть полезна преподавателям, ведущим занятия со студентами педагогических вузов; руководителям и воспитателям дошкольных учреждений.
Актуальность нашего исследования связана с тем, что в указе Президента РФ от 07.05.2024 г. № 309 одной из задач ставится необходимость формирования у детей навыков общения, сотрудничества и активной социальной позиции. Это подчёркивает важность социального интеллекта как ключевого компонента развития личности, который значительно влияет на успешность социализации детей в будущем.
Опираясь на научные идеи многих исследователей (Г. Айзенка, Ф. Вернон, Дж. Гилфорда, Э. Клапареда, О. Конта, М. Салливана, В. Штерна и других), можно отметить, что социальный интеллект тесно связан с логическим эмоциональным интеллектом. Способность распознавать свои эмоции и эмоции других, а также управлять ими, способствует более успешному взаимодействию. Научные исследования подчеркивают важность интеграции эмоциональных и социальных навыков для общего развития личности.
Была конкретизирована сущность и содержание социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Теоретические положения междисциплинарного, деятельностного и системного подхода стали основанием для определения критериев и показателей успешности социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Показателями социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении Селиверстова Т. Н. Андрющенко Л. А., Кретинина С. М., Меркулова Т. В. [54.] являются развитие коммуникативных навыков: умение детей поддерживать диалог, беседу; навыков сотрудничества: способность к совместной деятельности, принятие коллективных решений; способность к критическому мышлению: умение оценивать и анализировать ситуации, разрабатывать собственное мнение.
Мы обратились к научным идеям Логачева Л.Р., Черникова Т.А. [34.] и пришли к выводу, что предпосылки развития социального интеллекта связаны с необходимым аспектом дошкольного образования: «Оно предполагает обучение детей социальному взаимодействию, формирование начальных основ социальной компетентности. Для этого в организациях дошкольного образования необходимо создание развивающего пространства формирования социального опыта ребенка» [34.] Основные факторы развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте: социальное окружение, индивидуальные характеристики ребёнка, образовательные методики и подходы, игровая деятельность, обучение навыкам общения. Развитие социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте во многом зависит от взаимодействия различных факторов, как внешних, так и внутренних. Важно создать условия, в которых дети смогут развивать свои социальные навыки, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, что в конечном итоге подготовит их к успешной социализации и обучению в школе.
Таким образом, на основании анализа научной литературы можно сделать вывод о том, что социальный интеллект играет ключевую роль в оценке собственных достоинств и недостатков индивида. Он является необходимым условием для эффективного межличностного взаимодействия, позволяя не только лучше понимать свои эмоции, но и адекватно интерпретировать действия и мотивы других людей. Развитие социального интеллекта способствует улучшению коммуникативных навыков, формированию устойчивых межличностных связей и созданию гармоничной социальной среды. Это особенно важно в контексте дошкольного возраста, где навыки общения закладывают фундамент для будущей социализации, успеха в учебе и способности строить здоровые отношения.
При решении первой задачи, описанной в теоретическом аппарате работы, были выявлены особенности социально-педагогического сопровождения развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста
Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений. Под развитием социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста мы понимаем целостную систему по накоплению, систематизации, анализу собственного опыта, опыта других людей, способность взаимодействия, служащей качественной основой развития успешной личности.
Решая вторую задачу, для исследования уровня развития социального интеллекта старших дошкольников была проведена опытно-экспериментальная работа, базой исследования является муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ярковская средняя общеобразовательная школа № 3 с кадетскими классами Новосибирского района, Новосибирской области (дошкольные группы).
Всего на различных этапах исследования приняли участие дети старшего возраста две группы: экспериментальная «Почемучки» и контрольная «Ромашки». В этих двух группах обучается по 15 детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Для решения третьей задачи была разработана, внедрена и апробирована программа развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста и психолого-педагогических условий её успешной реализации; была поставлена цель изучить уровень развития социального интеллекта старших дошкольников, что было изучено при помощи методик:
- методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке», авторы: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина и Методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур);
- методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС);
- методика «Не поделили игрушку» автор (О.В. Дыбина).
На основании полученных диагностических данных был сделан вывод, что в экспериментальной группе «Почемучки» социальный интеллект сформирован менее выражено, чем в контрольной группе «Ромашка».
В связи с этим можно отметить, что цель исследования достигнута —созданы эффективные психолого-педагогические условия для реализации нашей программы, направленной формирование и развитие уровня социального интеллекта у детей. Программа обеспечивает активное вовлечение детей в социальные взаимодействия, способствует развитию их эмоциональной осведомленности и коммуникативных навыков. Воспитатели и педагоги получили необходимую подготовку и смогли эффективно поддерживать детей в процессе и развития социального интеллекта. Созданы психолого-педагогические условия для взаимодействия с родителями, что дало возможность создания единого образовательного пространства между домом и детским садом, способствует более полному формированию социального интеллекта дошкольников.
Таким образом, успешная реализация программы потребовала скоординированных усилий всех участников образовательного процесса с целью создания активной, творческой и поддерживающей среды и дети смогли развивать свой социальный интеллект.
В связи с этим можно отметить, что созданы психолого-педагогические условия для реализации программы, направленной на развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Разработанная программа позволила составить не только целостное представление о теоретических предпосылках, методологических основаниях, содержании и критериально-результативных показателях развития социального интеллекта детей дошкольного возраста, но и обеспечила на базе созданных психолого-педагогических условий эффективное развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена, цель и задачи исследования выполнены.
1. Министерство образования и науки Российской Федерации. Письмо от 10.01.2014 № 08-5 «О соблюдении требований организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований, установленных ФГОС ДО» Электронный ресурс. — URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-10012014-n08-5/ (дата обращения: 22.04.2024).
2. Министерство просвещения Российской Федерации. Приказ от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». — Зарегистрирован в Минюсте России 28.12.2022 № 71847.
3. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ № 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 21.10.2024).
4. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 216 с.
5. Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 29 мая 2015 г. № 996-р, г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Электронный ресурс. — URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 21.11.2024).
6. Президент Российской Федерации. Указ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 г.» Электронный ресурс. — URL: https://www.consultant.ru/document/consdocLAW475991/ (дата обращения: 21.11.2024).
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/consdocLAW140174/ (дата обращения: 21.10.2024).
8. Адамова П.А., Винникова В.В., Газарова Т.А., Борохович Л.Ю. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста: способы реализации // Образование и воспитание. — 2017. — № 2. — С. 21-24. — EDN: YJMXQF.
9. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: новый взгляд/ Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. №1. — ¬ 1995. — С. 111-131
10. Александрова Е.В., Бондарева Н.В., Соколова А.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся: теория и практика. — М.: Просвещение, 2019. — 280 с.
11. Афанасьев В.В., Домбровская К.А., Куницына С.М. Совместная деятельность как средство развития социального интеллекта старших дошкольников // Bulletin ofthe International Centre of Art and Education. — 2020. — № 1. — С. 9. — EDN: AYAJSJ.
12. Вачков И. В. Полусубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2018. — Т. 11, № 2. — С. 36–50.
13. Венедиктова А. А. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников в рамках реализации ФГОС образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 2. — С. 86-90.
14. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: для работы с детьми 4–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2018. — 80 с.
15. Войтко В. Т. Социальный интеллект как психологический феномен Текст: электронный ресурс / В. Т. Войтко // Психология, социология и педагогика. — 2018. — № 2 (77). — URL: https://psychology.snauka.ru/2018/02/8520 (дата обращения: 20.08.2023).
16. Волынкина О.В., Соколова Л.А., Третьякова Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2018.
17. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1997. — 222 с.
18. Герасимова П. С. Основные направления исследования социального интеллекта // Развитие человека в современном мире: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 16-18 апреля 2013 г.) / под ред. Н. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2020. — С. 165-168.
19. Гуляевская Н. В. Методологические основы системы социально-педиатрической подготовки в медицинском вузе: автореф. дис. … д-ра социол. наук. — Новосибирск, 2009. — 38 с. — EDN: NLEZWJ.
20. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. — М., 1965. — 456 с.
21. Емельянов Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. — М.: Просвещение, 2020. — 183 с.
22. Закарян М. А. Социальный интеллект в системе личностного развития современного дошкольника // Человек. Социум. Общество. — 2020. — № 6. — С. 21-27. — EDN KFODKF.
23. Зверева Н. Г., Паршенкова Е. Н. Готовность педагогов ДОУ к развитию эмоционального интеллекта у дошкольников // Научный поиск: личность, образование, культура. — 2022. — № 3(45). — С. 25-30. — DOI 10.54348/SciS.2022.3.6. — EDN ZSLSEG.
24. Исаева И. Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства: дис. ... канд. пед. наук: 13.01.01. — Ростов-на-Дону, 2021. — 196 с.
25. Карташова Ю. А. Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста средствами интеллектуальной игры // Новые решения в образовании в эпоху перемен: материалы научно-практической конференции, Москва, 20 ноября 2020 года / Научный редактор: С. В. Лихачев. — Москва: Известия Института педагогики и психологии образования, 2020. — С. 61-65. — EDN UNHYMO.
26. Килстром Дж. Ф., Кантор Н. Социальный интеллект // Справочник по интеллекту. 2-е изд. — Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2000. — С. 359-379.
27. Колесникова В.Г. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). Вып.7.//(серия «Психодиагностика и психокоррекция» М.: 1994. https://quick.apkpro.ru/q/IrwzgW4C
28. Коломийченко Л. В. Основные подходы к социальному воспитанию в культурологической парадигме образования // Казанский педагогический журнал. — 2008. — № 5 (59). — С. 105-111.
29. Коломийченко Л. В. Теоретическое обоснование научных исследований по проблемам социального развития и воспитания детей дошкольного возраста в культурологической парадигме образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. — 2013. — № 2. — С. 31-39.
30. Кузьмина Н. В., Староверова О. В. Психолого-педагогическое сопровождение в образовательной организации. — М.: Просвещение, 2015.
31. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. — 1995. — С. 48-61.
32. Крулехт М. В., Гергокова Е. В. Культурно-досуговая деятельность как средство интеллектуального развития современного ребенка // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. — Великий Новгород: Вестник НовГУ, 2014. — С. 45-47. — EDN: SHQIAZ.
33. Лаврентьева З. И. Социальное развитие личности ребенка в процессе реабилитации // Философия образования. — 2003. — № 9. — С. 103-108. — EDN YFHLNJ.
34. Логачева Л.Р., Черникова Т.А. Особенности реализации социального развития дошкольников Электронный ресурс // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2021. — URL: https://quick.apkpro.ru/q/h1G3dOdA (дата обращения: 01.11.2024). — EDN: LMIXLJ.
35. Лужбина Н. А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Барнаул: Изд. БПГУ, 2002. — 23 с.
36. Лошкарева О. Н. О значении семейного досуга в развитии социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста // Человек. Социум. Общество. — 2022. — № 14. — С. 61-66. — EDN RDJDZY.
37. Лунева О. В. История исследования социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — № 4. — С. 177-182.
38. Масягина, О. Ю. Развитие социального интеллекта дошкольников: методологический подход; психологические механизмы; модель развития / О. Ю. Масягина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 106-110. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1697/ (дата обращения: 17.11.2022).
39. Массарская Ю. Р. Развитие социального интеллекта у детей подготовительной группы детского сада // Молодой ученый. — 2023. — № 11(458). — С. 159-161. — EDN OYTTQS.
40. Михайлова Е. С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2021. — 266 с.
41. Михайлова Т. А. Особенности социального интеллекта ребенка дошкольного возраста // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы XII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 01–03 ноября 2023 года. — Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2024. — С. 31-33. — EDN OOBEWP.
42. Михайлова Т. А. Особенности социального интеллекта ребенка дошкольного возраста // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы XII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 01–03 ноября 2023 года. — Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2024. — С. 208-210. — EDN FDNFDG.
43. Мудрик А.В. Социальная педагогика.: Учебник для студентов
вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 1999 – 194 с.
44. Олпорт Г. Личность в психологии: Теории личности. — М.: ЮВЕНТА, 2020. — 345 с.
45. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. — М.: Эребус, 2018. — 266 с.
46. Психологические условия становления социального интеллекта: история и современность. Монография. — М-во образования и науки РФ, СахГУ. — Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2018. — С. 54-85.
47. Развитие социального интеллекта дошкольников как средство их успешной социализации: методическое пособие / под общ. ред. Т.В. Поштаревой. — Ставрополь, 2018. — 122 с.
48. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. — М.: Национальный книжный центр, 2020. — 128 с.
49. Рубцова Е.В., Лебедева Т.В., Сергеева Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов в учебном процессе. — М.: Просвещение, 2018.
50. Савенкова Т. Д., Карпова С. И. Основные факторы развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Известия института педагогики и психологии образования. — 2019. — № 1. — С. 16-26. — EDN EZJEMA.
51. Савенков А. И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. — 2021. — Т. 7, № 2. — С. 7-15.
52. Савенкова Т. Д. Развитие социального интеллекта дошкольников: учебное пособие. — 1-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 1 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13640-1. — EDN ZFFPOK.
53. Сейтенов А. C., Аубакирова Р. Ж. Развитие "социального интеллекта" детей дошкольного возраста средствами игровых и арт-технологий // Педагогическое искусство. — 2021. — № 1. — С. 12-20. — EDN CCZXFH.
54. Селиверстова Т. Н., Андрющенко Л. А., Кретинина С. М., Меркулова Т. В. Опыт организации образовательной деятельности по развитию социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 28-30.
55. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2021. — 158 с.
56. Смирнова В. В. Психологическое сопровождение ребенка в ДОУ Электронный ресурс. — URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/141/Action141-10447.pdf (дата обращения: 13.02.2021).
57. Социальный интеллект детей и подростков. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. — 181 с.
58. Сысолятина И. А. Социальный интеллект детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования // Актуальные проблемы дошкольного образования: традиции и инновации: сборник статей XVI Международной научно-практической конференции, Челябинск, 19–20 апреля 2018 года. Том Часть 2. — Челябинск: ЗАО "Библиотека А. Миллера", 2018. — С. 249-254. — EDN XYVGDJ.
59. Теоретические и методические основы развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами физической культуры: учебное пособие. — Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2020. — 62 с.
60. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии / пер. с англ. Е. В. Герье. С предисловием Л. С. Выготского (с. 5-23). — М.; Работник просвещения (7-я тип. "Искра революции" Мосполиграфа), 1930. — 235 с.
61. Убасева О. С. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами театра масок // Вклад психологии и педагогики в социокультурное развитие общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2017. — С. 122-124.
62. Ушаков Д. В. (ред.) Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям (197–208). — М.: Изд-во Института психологии РАН.
63. Фатихова Л. Ф., Харисова А. А. Практикум по психодиагностике социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие. — Уфа: Уфимский филиал ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова», 2018. — 69 с.
64. Федорович М. Ф., Шавшаева Л. Ю. Формирование социального интеллекта старших дошкольников: методическое пособие. — Оренбург: без издательства, 2020. — 63 с. — EDN ZDBEFM.
65. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004. — 175 с.
66. Чеснокова О. Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопросы психологии. — 2015. — № 6. — С. 35-36.
67. Чеснокова О. Б. Изучение социального познания в детском возрасте// Познание. Общество. Развитие. — М.: ИПРАН, 1996. — С. 54-76.
68. Шатунова С. В. Условия развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста // Студенческий вестник. — 2021. — № 45-2(190). — С. 16-17. — EDN CFTCTJ.
69. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б.Эльконин чл.-кор. АПН СССР // – М.; Знание, 1974. — С. 63.
70. Andreou, E. Social preference, perceived popularity and social
intelligence relations to overt and relational aggression. School Psychology
International, 2006. 27, Р. 339-351.
71. Bar-On R. Emotional intelligence and self-actualization // Emotional Intelligence in Everyday Life: A Scientific Inquiry / eds. JosephCiarrochi, JoeForgas, John D. Mayer. — New York: Psychology Press, 2001. — P. 82-97.