Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития гибкости в начальных классах специальными упражнениями на уроках физической культуры

Работа №165724

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ развития гибкости у обучающихся начальных классов 8
1.1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
обучающихся в младших классах 8
1.2. Гибкость как физическое качество в начальной школе 14
1.3. Особенности средств и методов развития гибкости 21
Выводы по первой главе 33
Глава II. Методы и организация исследования 35
2.1. Методы исследования 35
2.2. Организация исследования 38
Выводы по второй главе 40
Глава III. Обоснование и разработка комплекса специальных физических упражнений, и проверка его эффективности в педагогическом эксперименте школьников начальных классов 41
3.1. Обоснование применения специальных физических упражнений, на
основе выявления их особенностей для развития гибкости школьников начальных классов 41
3.2. Разработка комплекса специальных физических упражнений,
направленных на развития гибкости школьников начальных классов 51
Выводы по третьей главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 5

Актуальность. Одним из важнейших направлений социальной политики государства является обеспечение здоровья нации. В последние десятилетия наблюдается неуклонная тенденция к ухудшению показателей физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья подрастающего поколения, наиболее выраженная в школьный период жизни. Существенное негативное влияние на эту ситуацию оказывает образовательный процесс, который, по сути, становится фактором риска - самым значимым по продолжительности и силе воздействия. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число хронически больных - увеличивается в 2 раза, в итоге школу оканчивают около 90% школьников, имеющих различные нарушения в состоянии физического и психического здоровья, причём наиболее значимый прирост этих нарушений отмечается в начальной школе. Во многом это связывают с резким снижением двигательной активности в режиме дня детей 7-10 лет и сидячим образом жизни. Уровень развития основных двигательных способностей у 20-40% учащихся 1-4 классов характеризуется как низкий, что также непосредственно сказывается на состоянии их здоровья и физическом развитии [16].
Исследования С.Н. Блинкова [13], В.В. Зайцевой [22], С.П. Левушкина [29] доказывают, что у младших школьников существуют предпосылки для успешного развития всех двигательных способностей, однако возраст 7-8 лет является наиболее благоприятным периодом для развития гибкости.
Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой, обуславливающее степень подвижности его звеньев относительно друг друга, под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно­двигательного аппарата [1, 2, 12, 15-17, 20, 25, 26, 37, 49, 51-55]. Гибкость дает свободу действий, легкость, непринужденность движений, а также придает изящность, грациозность, выразительность движениям, пластичность. За последние годы проведено значительное количество исследований, 3
посвященных изучению закономерностей развития гибкости и её проявления в разных условиях двигательной деятельности. Были рассмотрены различные аспекты данной проблемы: 1) определялось влияние функционального состояния отдельных структурных элементов (мышц, связок, формы суставов и др.) на степень подвижности в суставах; 2) возрастные изменения свойств рабочих структур и их влияние на амплитуду движения в суставах; 3) сравнение эффективности различных методов «растягивания» занимающихся разного возраста и подготовленности; 4) возможности использования различного рода технических средств в системе акцентированного или комплексного воздействия на степень подвижности в суставах и другие [1, 2, 4, 12, 14, 19, 24, 25, 36, 48, 49, 50, 51, 52]. При этом в научных исследованиях, посвященных проблеме развития гибкости, большое внимание уделяется этапу начальной подготовки и спортивного совершенствования тренировочного процесса, и практически отсутствуют сведения о развитии гибкости у обучающихся начальных классов.
В связи с этим к уроку физической культуры предъявляются определенные требования. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» [38] в объем недельной учебной нагрузки образовательных организаций всех видов и типов добавился третий час физической культуры.
Это нововведение обусловлено необходимостью увеличить двигательную активность обучающихся, укрепить состояние их здоровья, развить физические качества, а далее продолжить работать над совершенствованием физического развития. Мы предлагаем на третьем уроке физической культуры уделять больше внимания на развитие гибкости, ведь именно в этом возрасте это физическое качество развивается почти в 2 раза результативнее, чем у старших школьников.
Объект исследования: процесс физического воспитания в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования: комплекс специальных упражнений,
направленный на развитие гибкости у обучающихся 7-8 лет.
Цель исследования: Разработать наиболее эффективный комплекс физических упражнений направленный на развитие гибкости у обучающихся 7-8 лет на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать комплекс наиболее эффективных упражнений, направленный на развитие гибкости у обучающихся начальных классов, и реализовать его в образовательном процессе.
3. Проверить эффективность комплекса физических упражнений на уроках физической культуры в педагогическом эксперименте.
Гипотеза исследования: развитие гибкости у обучающихся 7-8 лет будет происходить эффективнее, если:
1. Выявлены наиболее эффективные возрастные, физиологические и анатомические особенности учащихся начальных классов;
2. разработан и реализован в опытно-экспериментальной работе комплекс упражнений, направленных на эффективное развитие гибкости у обучающихся начальных классов.
3. данный комплекс проводится с постепенным увеличением количества упражнений и числа их повторений под специально подобранную музыку, соответствующую требованиям к упражнениям.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы;
наблюдение; тестирование; эксперимент; методы математической обработки данных.
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2019г.) анализировалась научно-методическая литература с целью определения общей концепции исследования. Были определены основные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методология и методы. На этом же этапе проводилась разработка отдельных элементов комплекса упражнений, направленных на развитие гибкости у обучающихся начальных классов.
Второй этап исследования (сентябрь 2019г. - середина марта 2020г.) был освящен реализации методики в опытно-экспериментальной работе. Осуществлен констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (середина марта - май 2020г.) анализировались результаты опытно-экспериментальной работы, проводилась обработка, систематизация и обобщение результатов исследования; уточнялись теоретические положения и выводы, полученные на первом и втором этапах работы; завершено оформление выпускной квалификационной работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическая часть исследования проводилась на базе МБОУ СОШ № 163 (Красноярский край, г. Зеленогорск). В исследовании было задействовано 40 обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дана характеристика гибкости обучающихся начальных классов, рассмотрены и проанализированы виды упражнений, направленных на развитие гибкости у младших школьников, и из данных упражнений составлен комплекс.
Практическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и практической апробации комплекса упражнений, направленных на развитие гибкости у обучающихся начальных классов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ СОШ № 163 (Красноярский край, г. Зеленогорск).
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, семи параграфов, заключения, практических рекомендаций, списка использованных источников (55 источников), 64 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. После того, как мы провели анализ литературных источников, были выявлены основные методы развития гибкости: метод совмещенного развития силы и гибкости; метод многократного растягивания; статический метод.
Основными средствами развития гибкости являются: активные
упражнения (махи руками и ногами, рывки, наклоны и круговые движения туловищем), при этом наибольший эффект достигается с помощью выполнения этих упражнений с отягощениями; пассивные упражнения, выполняемые в большинстве случаев с помощью партнера и статические упражнения, которые требуют обязательного сохранения неподвижного положения с максимальной амплитудой в течение определенного времени.
2. Был разработан комплекс с использованием специализированных физических упражнений для развития гибкости у обучающихся младших классов, включающий 42 специальных упражнения.
3. Проведенное исследование доказало эффективность разработанного комплекса упражнений на развитие гибкости по итогам тестирования. Обучающиеся экспериментальной группы показали по всем тестам лучшие результаты по сравнению со школьниками контрольной группы. Наибольший прирост отмечен у экспериментальной группы в контрольном тесте «наклон вперед из положения сидя на полу» - 53%.
4. В экспериментальной группе выявлены достоверные различия (р < 0,05) по всем полученным результатам после педагогического эксперимента.
Таким образом, разработанный комплекс позволяет значительно повысить эффективность развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста, что и подтверждает гипотезу нашего исследования.


1. Алисов Н.Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики её развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Я. Алисов. - Л., 1971. - 18 с.
2. Андреева В.Е. Сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике: дис. ... канд. пед. наук / В.Е. Андреева. - СПб., 2010. - 170 с.
3. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы «Здоровый школьник» // Обруч. - 2016. - №1. - С. 5-6.
4. Анцыперов В.В. Система начального обучения юных гимнастов технике двигательных действий: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Анцыперов. - Волгоград, 2008. - 53 с.
5. Аршавский И.А. Очерки по возрастной физиологии. - М.: Медицина, 2017. - С. 440-446.
6. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - С.42-168.
7. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
8. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.:
Физкультура и спорт, 2000. - 223 с.
9. Байбородова Л.В. Методика обучения физической культуре. - М.: Владос,
2015. - 248 с.
10. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: КноРус, 2019. - 368 с.
11. Барчуков И.С. Физическая культура: методики практического обучения. - М.: КноРус, 2015. - 304 с.
12. Безматерных Н.Г. Начальная техническая подготовка девочек 7-9 лет с применением специальных упражнений и тренажерных устройств в спортивной аэробике: дис. ... канд. пед. наук / Н. Г. Безматерных. - Омск, 2006. - 135 с.
13. Блинков С.Н. Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы в сельской школе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2015. - № 10 (68). - С. 13-17.
14. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 2016. - 65 с.
15. Ветошкина Э.В. Совершенствование технического мастерства в прыжковых упражнениях художественной гимнастики: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э. В. Ветошкина. - М., 1981. - 23 с....55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ
Loading...