Уголовно правовая характеристика преступления предусмотренного ст. 285 УК РФ
|
Введение 3
1 Уголовно-правовая характеристика объективных признаков состава
преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ 7
1.1 Объект преступления, предусмотренный ст. 285 УК РФ 7
1.2 Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285 УК
РФ 15
2 Уголовно-правовая характеристика субъективных признаков состава
преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ 29
2.1 Субъект преступления, предусмотренный ст. 285 УК РФ 29
2.2 Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285 УК
РФ 45
3 Особенности квалификации преступления, предусмотренного ст. 285
УК РФ 54
3.1 Квалификация злоупотребления должностными полномочиями при
конкуренции правовых норм 54
3.2 Разграничение от смежных составов 57
Заключение 65
Список использованных источников 68
1 Уголовно-правовая характеристика объективных признаков состава
преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ 7
1.1 Объект преступления, предусмотренный ст. 285 УК РФ 7
1.2 Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285 УК
РФ 15
2 Уголовно-правовая характеристика субъективных признаков состава
преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ 29
2.1 Субъект преступления, предусмотренный ст. 285 УК РФ 29
2.2 Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 285 УК
РФ 45
3 Особенности квалификации преступления, предусмотренного ст. 285
УК РФ 54
3.1 Квалификация злоупотребления должностными полномочиями при
конкуренции правовых норм 54
3.2 Разграничение от смежных составов 57
Заключение 65
Список использованных источников 68
Актуальность выбранной темы обусловлена целым рядом особенностей, присущих деянию, предусмотренному ст. 285 УК РФ. В первую очередь это связано с тем, что такие преступления несут за собой высокую общественную опасность, которая выражается в совершении преступления должностным лицом, задачи и цели деятельности которого были направлены на поддержания и развитие нормального функционирования государственного аппарата и государства в целом. Иными словами, механизмы, в лице должностных лиц, с помощью которых государство выполняет свои функции, не работают, а наоборот своими преступными деяниями тормозят развитие государства и подрывают его авторитет перед обществом, что в современном мире является очень значимым.
Следующей особенностью является статистика по преступлениям, предусмотренным ст. 285 УК РФ. Для наглядного примера в сравнении была проанализирована официальная статистика зарегистрированных преступлений за 2010 год и 2019 год. Таким образом, в 2010 году было зарегистрировано 4687 преступлений по всей России , а в 2019 году 2297 преступлений также по всей России, что вдвое меньше . Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что это очень распространенный состав преступления. Государство борется с данными преступниками, формирует политику, направленную на ужесточение санкций и на повышение эффективности выявления преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ.
Также, при обзоре судебной практики по преступлениям, предусмотренным ст. 285 УК РФ, была выявлена особенность, которая заключается в сложности квалификации злоупотребления должностными полномочиями органами предварительного следствия. Сложность заключается в разграничение злоупотребления должностных полномочий от превышения должностных полномочий. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем разъяснении от 16.10. 2009 № 19 « О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий» решил имеющуюся сложность, но не до конца, таким образом, данная особенность остается актуальной .
Не стоит забывать о том, что проявление злоупотребления должностными полномочиями известно с древних времен. Ещё при формировании Руси, когда существовали отдельные княжества, а сбором дани занималась дружина, княгиня Ольга провела реформу, в которой урегулировала размер и порядок сбора дани. Тем самым, по мнению некоторых авторов, положила начало в борьбе с произволом должностных лиц .
В современном обществе должностные лица наделены большим объемом полномочий, причем во всех сферах общественной жизни. Тем самым злоупотребления этими полномочиями наносит значительный ущерб как государственной власти, интересам государственной службы и службы в органах местного самоуправления, так и обществу в целом.
Таким образом, анализируя отечественную и мировую историю можно говорить о том, что злоупотребление должностными полномочиями, как преступление не зависит от формы государственного устройства формы правления и политического режима.
Следовательно, изучение и совершенствование уголовно правовых норм, связанных с злоупотреблением должностных полномочий оставалось и будет оставаться актуальным в настоящее и будущее время...
Следующей особенностью является статистика по преступлениям, предусмотренным ст. 285 УК РФ. Для наглядного примера в сравнении была проанализирована официальная статистика зарегистрированных преступлений за 2010 год и 2019 год. Таким образом, в 2010 году было зарегистрировано 4687 преступлений по всей России , а в 2019 году 2297 преступлений также по всей России, что вдвое меньше . Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что это очень распространенный состав преступления. Государство борется с данными преступниками, формирует политику, направленную на ужесточение санкций и на повышение эффективности выявления преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ.
Также, при обзоре судебной практики по преступлениям, предусмотренным ст. 285 УК РФ, была выявлена особенность, которая заключается в сложности квалификации злоупотребления должностными полномочиями органами предварительного следствия. Сложность заключается в разграничение злоупотребления должностных полномочий от превышения должностных полномочий. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем разъяснении от 16.10. 2009 № 19 « О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий» решил имеющуюся сложность, но не до конца, таким образом, данная особенность остается актуальной .
Не стоит забывать о том, что проявление злоупотребления должностными полномочиями известно с древних времен. Ещё при формировании Руси, когда существовали отдельные княжества, а сбором дани занималась дружина, княгиня Ольга провела реформу, в которой урегулировала размер и порядок сбора дани. Тем самым, по мнению некоторых авторов, положила начало в борьбе с произволом должностных лиц .
В современном обществе должностные лица наделены большим объемом полномочий, причем во всех сферах общественной жизни. Тем самым злоупотребления этими полномочиями наносит значительный ущерб как государственной власти, интересам государственной службы и службы в органах местного самоуправления, так и обществу в целом.
Таким образом, анализируя отечественную и мировую историю можно говорить о том, что злоупотребление должностными полномочиями, как преступление не зависит от формы государственного устройства формы правления и политического режима.
Следовательно, изучение и совершенствование уголовно правовых норм, связанных с злоупотреблением должностных полномочий оставалось и будет оставаться актуальным в настоящее и будущее время...
Проделанная работа позволили прийти нам к следующим выводам:
Объектом злоупотребления должностными полномочиями является совокупность общественных отношений, возникающих в ходе законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, отдельного звена публичного аппарата управления, в лице государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ; а также на права и законные интересы граждан, организаций и общества. Непосредственным объектом злоупотребления должностными полномочиями выступает нормальная деятельность определенного звена системы государственной или муниципальной службы, а также организационно распорядительные и административно-хозяйственные направления деятельности в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Преступление, предусмотренное ст. 285 УК РФ, имеет материальный состав и характеризуется тремя обязательными признаками (общественно опасное деяние, общественно - опасные последствия, причинно - следственная связь). Злоупотребление должностными полномочиями может реализовываться путем совершения, как активных действий, так и бездействия.
В диспозиции ст. 285 УК РФ предусматривается такой обязательный признак, как действие «вопреки интересам службы», то есть деяние, не вызываемое служебной необходимостью. К интересам службы относятся основные направления деятельности, задачи и функции, как любого конкретного органа, так и государственной власти в целом, которые, как правило, закреплены в федеральных законах о службе в данных органах.
Уголовную ответственность по статье 285 УК РФ несет специальный субъект - должностное лицо. Органам предварительного следствия и судам для определения указанного специального субъекта обязательно установление ряда признаков. Эти признаки закреплены в Уголовном Кодексе Российской Федерации и Постановлении Пленума Верховного Суда №19 от 16.10.2009 г., а именно: характер выполняемых лицом функций, основания для их выполнения и орган или организация, в котором лицо обязано исполнять свои полномочия. Только при условии наличия всех трех признаков можно признавать лицо должностным, а значит привлечь к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ за противоправные действия, совершенные вопреки интересам службы.
Субъективная сторона анализируемого состава преступления заключается в форме прямого и косвенного умысла. Иными словами, лицо осознавало и желало наступления общественно-опасных последствий, либо относилась к ним безразлично. Особенностью является то, что даже искаженное понимание своих служебных обязанностей не является основанием для освобождения от уголовной ответственности. Субъективная сторона злоупотребления должностными полномочиями содержит еще один обязательный признак - корыстная или иная личная заинтересованность. Под корыстной заинтересованностью понимается стремление лица путем совершения незаконных действий извлечь для себя материальную выгоду имущественного характера, а под иной личной заинтересованностью понимается стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера...
Объектом злоупотребления должностными полномочиями является совокупность общественных отношений, возникающих в ходе законной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, отдельного звена публичного аппарата управления, в лице государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ; а также на права и законные интересы граждан, организаций и общества. Непосредственным объектом злоупотребления должностными полномочиями выступает нормальная деятельность определенного звена системы государственной или муниципальной службы, а также организационно распорядительные и административно-хозяйственные направления деятельности в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Преступление, предусмотренное ст. 285 УК РФ, имеет материальный состав и характеризуется тремя обязательными признаками (общественно опасное деяние, общественно - опасные последствия, причинно - следственная связь). Злоупотребление должностными полномочиями может реализовываться путем совершения, как активных действий, так и бездействия.
В диспозиции ст. 285 УК РФ предусматривается такой обязательный признак, как действие «вопреки интересам службы», то есть деяние, не вызываемое служебной необходимостью. К интересам службы относятся основные направления деятельности, задачи и функции, как любого конкретного органа, так и государственной власти в целом, которые, как правило, закреплены в федеральных законах о службе в данных органах.
Уголовную ответственность по статье 285 УК РФ несет специальный субъект - должностное лицо. Органам предварительного следствия и судам для определения указанного специального субъекта обязательно установление ряда признаков. Эти признаки закреплены в Уголовном Кодексе Российской Федерации и Постановлении Пленума Верховного Суда №19 от 16.10.2009 г., а именно: характер выполняемых лицом функций, основания для их выполнения и орган или организация, в котором лицо обязано исполнять свои полномочия. Только при условии наличия всех трех признаков можно признавать лицо должностным, а значит привлечь к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ за противоправные действия, совершенные вопреки интересам службы.
Субъективная сторона анализируемого состава преступления заключается в форме прямого и косвенного умысла. Иными словами, лицо осознавало и желало наступления общественно-опасных последствий, либо относилась к ним безразлично. Особенностью является то, что даже искаженное понимание своих служебных обязанностей не является основанием для освобождения от уголовной ответственности. Субъективная сторона злоупотребления должностными полномочиями содержит еще один обязательный признак - корыстная или иная личная заинтересованность. Под корыстной заинтересованностью понимается стремление лица путем совершения незаконных действий извлечь для себя материальную выгоду имущественного характера, а под иной личной заинтересованностью понимается стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера...
Подобные работы
- Уголовно - правовая характеристика преступлений предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕВЫШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Уголовно-правовая характеристика халатности (ст. 293 УК РФ) (Сибирский Федеральный Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Злоупотребление должностными полномочиями статья 285 УК РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - Уголовно-правовой анализ состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021 - Уголовно - правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2020 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ
ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Уголовная ответственность за доведение до самоубийства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



