ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОМЫСЛА
1.1. История и развитие, оценка современного состояния традиционного
тувинского промысла 6
1.2. Виды художественной обработки дерева 12
1.3. Виды резьбы: искусство резьбы по дереву в современных условиях 18
ГЛАВА 2 . РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СИМВОЛИКИ РОССИИ И ТУВЫ ИЗ ДЕРЕВА С ЭЛЕМЕНТАМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБЫ
2.1. Изучение символики России и Тувы в образовательной школе 33
2.2. Технология изготовления символики России и Тувы (материалы,инструменты) 36
2.3. Техника безопасности при изготовлении символик России и Тувы 44
ГЛАВА З. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ.
3.1 Резьба по дереву . Контурная резьба 46
3.2. Методическая разработка по воспитательной работе учащихся 7 классов на тему: «Я - гражданин России» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Желание своими руками создать из древесины красивую вещь и украсить ее неповторимыми узорами бывает практически у каждого из нас. Особенно сильно оно ощущается после посещения выставок декоративно-прикладного искусства, музеев деревянного зодчества под открытым небом, встреч с профессиональными резчиками по дереву.
В России искусство резьбы по дереву имеет многовековую историю и по праву занимает достойное место в декоративно-прикладном творчестве. Многонациональная Россия всегда славилась самобытными, талантливыми мастерами-резчиками, работы которых стали достоянием национальной культуры. Во многих музеях страны представлены уникальные изделия из древесины, созданные мастерами прошлых лет. Талант народа, его любовь к украшению жилища, бытовых предметов и орудий груда позволили создать самобытные произведения.
Среди многочисленных ремёсел, связанных с обработкой древесины, ведущее место занимает резьба по дереву.
Обучение школьников художественной обработке древесины владеет значительными образовательными и воспитательными возможностями: развивает технологическую культуру, способствует эстетическому и творческому развитию личности, более удачной самореализации, социализации в среде сверстников, профессиональному самоопределению. Овладение технологией художественной обработки древесины учителем технологии и предпринимательства и методикой обучения ей школьников обеспечивает нужную социальную защищенность педагога, его конкурентоспособность на рынке труда.
Современное производство требует людей творческих, наука давно доказала, что подростки имеют огромные возможности, и от их раскрытия во многом зависит будущее и каждого человека, и общества в целом. В каждом ученике живет свой исследователь, свой изобретатель, который ждет, когда создадутся условия для творческой деятельности. Выполнение творческих проектов способствует раскрытию всех задатков личности, позволяет достичь вершин творчества и проявить себя. Создание проекта от зарождения и до получения готового изделия развивает память, мышление, волю, настойчивость, целеустремленность; приучает к порядку, точности, аккуратности, находчивости и предприимчивости; создает возможности самостоятельных открытий. Для того чтоб обучение школьников обработке древесины было эффективным, нужна особая подготовка будущего учителя технологии и предпринимательства к таковой деятельности. Причем указанная подготовка обязана носить интегративный характер и включать не лишь формирование общепедагогических и методических умений, но и высокий уровень овладения технологией обработки древесины, эстетическое развитие будущих профессионалов. В этом заключается актуальность выбранной темы.
Объектом выпускной квалификационной работы является художественная резьба по дереву.
Предмет - разработка дизайна и технологии изготовления символики России и Тувы из дерева с элементами геометрической резьбы.
Цель - разработать технологии изготовления символики России и Тувы из дерева с элементами геометрической резьбы
Задачи - ознакомление с историей художественной обработки по дереву, изучение технологии изготовления соответствующего изделия, изучение литературы по данному вопросу, показать существующие виды резьбы по дереву и подробно осветить технологию геометрической резьбы, которой декорировано изделие.
Методы исследования
1. Изучение и анализ учебно-методической литературы .
2. метод наблюдения;
3. метод проектирования;
Гипотеза — резьба по дереву как одна то наиболее распространенных и доступных форм народного орнамента, является прекрасным украшением
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении описывается искусство резьбы по дереву имеет многовековую историю. Художественная обработка древесины занимает достойное место в декоративно-прикладном творчестве. Многонациональная Россия всегда славилась самобытными, талантливыми мастерами-резчиками, работы которых стали достоянием национальной культуры. Во многих музеях страны представлены уникальные изделия из древесины, созданные мастерами прошлых лет. Талант народа, его любовь к украшению жилища, бытовых предметов и орудий груда позволили создать самобытные произведения, определяются цели и задачи, объясняется научная новизна.
В первой главе освещается история развития художественного промысла; изучены оценки современного состояния тувинского промысла; также рассмотрены основные виды художественной обработки дерева.
Во второй главе дается: техническая часть, где описывается последовательность работы изготовления символики России и Тувы, также включены техническая карта изделий
В третьей главе дается методическая разработка урока по теме.
В заключении даются основные выводы и результаты работы.
Дерево издавна было одним из самых распространенных поделочных материалов, доступных для домашнего умельца. Изделия из дерева ценятся за экологичность, красивый вид, легкость обработки, «теплоту» и даже приятный запах. Природный рисунок и окраска древесины многих пород деревьев столь привлекательны, что они сами по себе определяют ценность изделий из древесины в зависимости от сохранности их естественного внешнего вида. Древесина - материал, получаемый из срубленного и очищенного от коры и ветвей ствола дерева. Ее свойства во много зависят как от породы дерева, так и от строения древесины, а также от того, к какой части ствола она относится: вершинной, средней, или нижней (комлевой). Чтобы вещь получилась красивой, необходимо иметь хотя бы самые общие представления о строении древесины и её пороках. При выборе древесины учитывается твердость, свилеватость, способность легко колоться, устойчивость к влаге, короблению. Поэтому выбор сорта древесины должен обдумываться одновременно с сюжетом резьбы и технологией выполнения. В резьбе по дереву используют древесину мягких (осина, тополь, липа) и твердых (бук, клен, береза, дуб) пород.
Нами определены, древесина должна быть без дефектов. Дефекты затрудняют резание древесины, портят общий вид изделия, в местах дефектов древесина чаще всего ломается, скалывается, трескается.
Мы выявили, что для качества резьбы имеет значение срез древесины,который получается при распиливании бревна на заготовке. На любом разрезе наблюдается рисунок, получившийся в результате перерезания волокон годичных слоев и сердцевинных лучей. Такой рисунок называется текстурой. Каждой породе древесины присуща своя текстура. Например, у липы рисунок незаметен, у ореха четко выражен. Рисунок древесины можно усилить травлением, лакированием, обжиганием. Большое влияние на рисунок оказывает красящий пигмент, находящийся в волокнах. Текстура влияет на декоративную ценность древесины, что важно при изготовлении символики России и Тувы из дерева с элементами геометрической резьбы.
Так, учащиеся изучают историю становления герба и флага в курсе средневековой и новой истории России, а также при работе над темой «Государство» в курсе обществознания. Вопросы, связанные с изучением региональной и муниципальной символики включены в программы курсов исторического и географического краеведения. В учебных пособиях по истории родного края значительное внимание уделяется вопросам становления символики Рязанщины.
Таким образом, в рамках классно- урочной системы все учащиеся школ имеют возможность познакомиться с государственной, региональной и муниципальной символикой. Причем знакомство с символикой осуществляется по концентрической системе: от первоначального представления об атрибутах современной российской государственности (в начальной школе) до изучения их истории и правовых аспектов их использования (в основной и полной средней школе). Следующим звеном можно назвать изучение символики в рамках внеурочной системы. Так, в целом ряде муниципальных образований Республики Тыва педагоги ведут факультативные и элективные курсы (наиболее активно работают в этом направлении учителя районов Республики Тыва, городов России). Третьим элементом складывающейся системы изучения государственных символов является воспитательная работа. Одним из видов внеурочной работы считаются классные часы. Они традиционно рассматриваются как одна из важных форм воспитательной работы, проводимой классным руководителем.
В Республике Тыва проводятся циклы бесед, посвященных истории возникновения Флага и Герба Российской Федерации, флагов и гербов республик в составе Российской Федерации, текста и музыки Гимна Российской Федерации. Разбирается сам текст гимна, он заучивается наизусть. Дети могут петь его в одноголосном исполнении. Традицией становится и проведение тематических классных часов - уроков правовых знаний, уроков гражданина. Большое значение имеют общешкольные мероприятия. Обычной практикой стало проведение акций по вручению паспортов «Я - гражданин России», устных журналов, конкурсов сочинений, рисунков и других творческих работ школьников по теме «Овеянные славой флаг наш и герб», викторин по символике, а также общешкольных праздников, посвященных Дню Конституции России, Дню независимости, Дню согласия и примирения, Дню Победы.
В учебном процессе работы у школьников развиваются художественный вкус, понимание ритма, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Особое внимание уделено вопросам электробезопасности и санитарной гигиены. Учащиеся должны выполнять работу в специальной одежде.
Художественная обработка материалов должна помочь школьнику практически познакомиться с содержанием труда в тех или иных профессиях, раскрыть ему творческие и другие стороны рабочих профессий. Предметом творческой разработки кружка являются различные уголки, стенды, поделки. Ученики выполняют работы по ремонту мебели. При выборе своего изделия у обучающихся формируется интерес, устремленность разрабатывать и изготовлять нужные вещи. Учитываются индивидуальные и возрастные особенности, уровень практической готовности к выполнению предлагаемой работы в условиях школьной мастерской. С первого занятия вводится самообслуживание по уборке рабочего места, ремонта имущества, находящегося в пользовании на занятиях. Одним из важнейших условий является соблюдение правил техники безопасности.
Таким образом, изучение изготовление символик России и Тувы дает детям чувства патриотизма, духовно-нравственное воспитание, особенно когда в Туве объявлен 2015 г годом народных традиций.
1. Конституция РФ от 25 декабря 1993г, с изменениями от 30 декабря 2008г.
2. Закон 273-Ф3 «Об образовании в РФ» 2015 новый 273-Ф3. РФ
3. №124 ФЗ. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ 24 июля 1998 года «в ред. Федеральных Законов» от 17.12.2009 № 326 - ФЗ»
4. ФГОС. Технология. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2010. - 96с
5. Арефьев И.П. Занимательные уроки по технологии для мальчиков. 5 класс. 6 класс. 7 класс.- М.: «Школьная пресса», 2004
6. Афанасьева Т.В. Резьба по дереву
7. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 1985.
8. Барадулин В. А Основы художественного ремесла./ В. А., Барадулин - М., 1978.
9. Гончаров, Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского [Текст] / Н.Н. Гончаров-М., 1974.
10. Григальчик, Е.К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения [Текст] / Е.К. Григальчик. - Минск: ^вр^ово, 2003.
11. Давыдов, В.В. Проблемы развивающегося обучения [Текст] / В.Н. Давыдоо-М, 1986.
12. для учащихся профессиональных училищ. Изд 2-е доп. И пере - Ростов- на - Дону: издательство «феникс». 2003.
13. Жуков, Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики/ Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан - М.: ГАРДАРИКИ, 2005.
14. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука [Текст] / В.И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень: 1990.
15. Интернет ресурсы: Сайт «Домашние ремесла».
16. Каплан Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего
Севера и Дальнего Востока./ Н. И. Каплан - М., 1980.62
17. Коноплева Н. П. Сделай сам. /Н. П. Коноплева Москва - 1991. Издательство «Знание»
18. Кругликов Г. И. Методика преподования технологии с практикумом: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер / Г. И. Кругликов - М : Издательский центр «Академия», 2004.
19. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2005.
20. Кругликов, Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2006.
21. Крючков В.И. Словарь основных терминов производственного обучения/ В.И. Крючков Челябинск, 1998
22. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения, Дидактика средней школы [Текст] / И.Я. Лернер // Под ред. М.Н. Скаткина. [Текст] - М.: 1982.
23. Лернер, И.Я. Проблема методов обучения и пути её исследования [Текст] И.Я. Лернер // Вопросы методов педагогических исследований. Сб. научных трудов. Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1973.
24. Мельников И. В. Прохоров Е. Б. столяр - плотник: учебное пособие
25. Мельников И.В., Прохорова Е.Б. Столяр-плотник. / И.В. Мельникова, Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2003-35с.
26. Милова М.Ф. Красота и удобство своими руками. - М.: 1999
27. Минина В. И. Материаловедение для столяров и плотников. Учебное пособие для учащихся учебных заведений начального профессионального образования. / В.И. Минина - М., 2001 г.
28. Муравьев Е.М. Практикум в учебных мастерских / Е.М. Муравьёв, - Москва: 1997-272с.
29. Основы композиции и дизайна мебели. Феникс - 2004 г.
30. Основы столярного и токарного искусства. Уроки старого мастера. М.: РУДН, 1994.
31. Пашкова М.Ю., М.Ю. Стаценко, Технологический профиль в общеобразовательном учреждении, ШиП №1, 2008.
32. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим - Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
33. Петровский, Е.П. Проблема методов в обучении [Текст] / Е.П. Перовский - Советская педагогика, 1956. - №12.
34. Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учеб, пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006.
35. Пичугина Г.В. Школьное производство: рентабельность плюс педагогическая эффективность, ШиП № 8, 2005.
36. Подбор материалов из журнала «Школа и производство».
37. Практические советы. Столярные работы. -М.: Харвест, 2000.
38. Программы образовательного обучения Технология, трудовое обучение, 1-4, 5-11 классы, Просвещение, 2012.
39. Прозоровский И. Н технология отделки солярных изделий Н. И Прозоровский. - М.: Высшая школа, 2003.
40. Райков, Б.Е. Общая методика естествознания [Текст] / Б.Е. Райков - М., 1947.
41. Резьба по дереву, составитель Круковер В.И., Лада 2004г.
42. Рихвк Э.В. «Мастерим из древесины» / Э.В. Рихвк, Москва- Просвещение, 2005г.;
43. Розов В.И. Справочник мастера мебельного производства / В.И. Розов. М.: Лесная промышленность, 2001.
44. Рукоделие: Популярная энциклопедия / гл. ред. ИА Андреева. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
45. Рыженко В.И. и др. Работа по дереву. Резьба. Мозаика. Столярка. Лобзик. - М.: 1998
46. Савченко В.Ф. Материалы для облицовывания и отделки столярно-мебельных изделий. / В.Ф. Савченко - М., 2003.
47. Сасова И.А., От трудового обучения - к технологическому, ШиП № 3. 2008 г.
48. Сафрсвенкс В. М. Декор и защита древесины. / В.М. Сафроненко - М.: Хэлтон, 2001.
49. Сафасвенко В. М. Секреты древесины. / В.М. Сафроненко - М., 2004.
50. Семенцов А.Ю. «Резьба по дереву в современном интерьере».
51. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву./ А.Ю. Семениов - Минск, Современное слово, 1998.
52. Сердюков О. Отец, слышишь, рубит, а я отвожу Изобретатель и
рационализатор. - N 1, 2004.
53. Серебренников JI.H. Состояние и перспективы! технологического Самородокий П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология.образования на современном этапе развития школы, ШиП № 4, 2006 г.
54. Симоненко В.Д. ТехнологилА^^ класс. - М.: ВентанГраф. 1999
55. Скакун, В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения/ В.А. Скакун 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа. 1958.
56. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пел . учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин. И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под рел. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
57. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] В.А. Сластенин. - М.: Школа - Пресс, 2000.
58. Советский энциклопедический словарь гл. ред. AM. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1988.
59. Соколов, Г.К. Технология и организация строительства: Учебник / Г.К. Соколов. - М.: Академия, 2002.
60. Сокольников Н.М. Основы композиции, 2000 г.
61. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 кл. Основы композиции. / Н.М. Сокольникова— Обнинск: Титул, 2000.
62. Сомов Ю.С. Композиция в технике. / Ю.С. Сомов - М.,«Машиностроение», 1972
63. Степанов А. А., Малыгин В.И., Иванова Г.И. Объемно¬пространственная композиция, 1993 г.
64. Федотов Г.А. Волшебный мир дерева. - М.: Просвещение. 1994
65. Хворостов А.С. «Резьба по дереву» / А.С. Хворостов. Москва- Просвещение, 2006г.
66. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение.- М.: Просвещение, 2006
67. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов [Текст] / А.В. Хуторсой. СПб: Питер, 2001.
68. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н.Е. Эрганова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Интернет ресурсы:
69. 64. historymania.info>view_post.php?id=275
70. 65. knowledge.allbest.ru>Pa3Hoe>..._0.html
71. 66. multrip.ru>ppbl/sSati/istorija...zerkkla__ka...5-l ...602
72. 67. nsportal.ru>. ..sad. ..istoriya-voeniknoveniya-eerkala
73. 68. desert-man.org.ba>post259047990/
74. 69. http://www.google.ru
1. Конституция РФ от 25 декабря 1993г, с изменениями от 30 декабря 2008г.
2. Закон 273-Ф3 «Об образовании в РФ» 2015 новый 273-Ф3. РФ
3. №124 ФЗ. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ 24 июля 1998 года «в ред. Федеральных Законов» от 17.12.2009 № 326 - ФЗ»
4. ФГОС. Технология. 5-9 классы: - М.: Просвещение, 2010. - 96с
5. Арефьев И.П. Занимательные уроки по технологии для мальчиков. 5 класс. 6 класс. 7 класс.- М.: «Школьная пресса», 2004
6. Афанасьева Т.В. Резьба по дереву
7. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе [Текст] / Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 1985.
8. Барадулин В. А Основы художественного ремесла./ В. А., Барадулин - М., 1978.
9. Гончаров, Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского [Текст] / Н.Н. Гончаров-М., 1974.
10. Григальчик, Е.К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения [Текст] / Е.К. Григальчик. - Минск: ^вр^ово, 2003.
11. Давыдов, В.В. Проблемы развивающегося обучения [Текст] / В.Н. Давыдоо-М, 1986.
12. для учащихся профессиональных училищ. Изд 2-е доп. И пере - Ростов- на - Дону: издательство «феникс». 2003.
13. Жуков, Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики/ Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан - М.: ГАРДАРИКИ, 2005.
14. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука [Текст] / В.И. Загвязинский // Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. - Тюмень: 1990.
15. Интернет ресурсы: Сайт «Домашние ремесла».
16. Каплан Н. И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока./ Н. И. Каплан - М., 1980.62
17. Коноплева Н. П. Сделай сам. /Н. П. Коноплева Москва - 1991. Издательство «Знание»
18. Кругликов Г. И. Методика преподования технологии с практикумом: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер / Г. И. Кругликов - М : Издательский центр «Академия», 2004.
19. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2005.
20. Кругликов, Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2006.
21. Крючков В.И. Словарь основных терминов производственного обучения/ В.И. Крючков Челябинск, 1998
22. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения, Дидактика средней школы [Текст] / И.Я. Лернер // Под ред. М.Н. Скаткина. [Текст] - М.: 1982.
23. Лернер, И.Я. Проблема методов обучения и пути её исследования [Текст] И.Я. Лернер // Вопросы методов педагогических исследований. Сб. научных трудов. Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1973.
24. Мельников И. В. Прохоров Е. Б. столяр - плотник: учебное пособие
25. Мельников И.В., Прохорова Е.Б. Столяр-плотник. / И.В. Мельникова, Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 2003-35с.
26. Милова М.Ф. Красота и удобство своими руками. - М.: 1999
27. Минина В. И. Материаловедение для столяров и плотников. Учебное пособие для учащихся учебных заведений начального профессионального образования. / В.И. Минина - М., 2001 г.
28. Муравьев Е.М. Практикум в учебных мастерских / Е.М. Муравьёв, - Москва: 1997-272с.
29. Основы композиции и дизайна мебели. Феникс - 2004 г.
30. Основы столярного и токарного искусства. Уроки старого мастера. М.: РУДН, 1994.
31. Пашкова М.Ю., М.Ю. Стаценко, Технологический профиль в общеобразовательном учреждении, ШиП №1, 2008.
32. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим - Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
33. Петровский, Е.П. Проблема методов в обучении [Текст] / Е.П. Перовский - Советская педагогика, 1956. - №12.
34. Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учеб, пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2006.
35. Пичугина Г.В. Школьное производство: рентабельность плюс педагогическая эффективность, ШиП № 8, 2005.
36. Подбор материалов из журнала «Школа и производство».
37. Практические советы. Столярные работы. -М.: Харвест, 2000.
38. Программы образовательного обучения Технология, трудовое обучение, 1-4, 5-11 классы, Просвещение, 2012.
39. Прозоровский И. Н технология отделки солярных изделий Н. И Прозоровский. - М.: Высшая школа, 2003.
40. Райков, Б.Е. Общая методика естествознания [Текст] / Б.Е. Райков - М., 1947.
41. Резьба по дереву, составитель Круковер В.И., Лада 2004г.
42. Рихвк Э.В. «Мастерим из древесины» / Э.В. Рихвк, Москва- Просвещение, 2005г.;
43. Розов В.И. Справочник мастера мебельного производства / В.И. Розов. М.: Лесная промышленность, 2001.
44. Рукоделие: Популярная энциклопедия / гл. ред. ИА Андреева. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
45. Рыженко В.И. и др. Работа по дереву. Резьба. Мозаика. Столярка. Лобзик. - М.: 1998
46. Савченко В.Ф. Материалы для облицовывания и отделки столярно-мебельных изделий. / В.Ф. Савченко - М., 2003.
47. Сасова И.А., От трудового обучения - к технологическому, ШиП № 3. 2008 г.
48. Сафрсвенкс В. М. Декор и защита древесины. / В.М. Сафроненко - М.: Хэлтон, 2001.
49. Сафасвенко В. М. Секреты древесины. / В.М. Сафроненко - М., 2004.
50. Семенцов А.Ю. «Резьба по дереву в современном интерьере».
51. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву./ А.Ю. Семениов - Минск, Современное слово, 1998.
52. Сердюков О. Отец, слышишь, рубит, а я отвожу Изобретатель и рационализатор. - N 1, 2004.
53. Серебренников JI.H. Состояние и перспективы! технологического Самородокий П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технолсгмя.оПразования на современном этапе развития школы, ШиП № 4, 2006 г.
54. Симоненко В.Д. ТехнологилА^^ класс. - М.: ВентанГраф. 1999
55. Скакун, В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения/ В.А. Скакун 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа. 1958.
56. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пел . учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин. И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под рел. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
57. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] В.А. Сластенин. - М.: Школа - Пресс, 2000.
58. Советский энциклопедический словарь гл. ред. AM. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1988.
59. Соколов, Г.К. Технология и организация строительства: Учебник / Г.К. Соколов. - М.: Академия, 2002.
60. Сокольников Н.М. Основы композиции, 2000 г.
61. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 кл. Основы композиции. / Н.М. Сокольникова— Обнинск: Титул, 2000.
62. Сомов Ю.С. Композиция в технике. / Ю.С. Сомов - М.,«Машиностроение», 1972
63. Степанов А. А., Малыгин В.И., Иванова Г.И. Объемно¬ пространственная композиция, 1993 г.
64. Федотов Г.А. Волшебный мир дерева. - М.: Просвещение. 1994
65. Хворостов А.С. «Резьба по дереву» / А.С. Хворостов. Москва- Просвещение, 2006г.
66. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение.- М.: Просвещение, 2006
67. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов [Текст] / А.В. Хуторсой. СПб: Питер, 2001.
68. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Н.Е. Эрганова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Интернет ресурсы:
69. 64. historymania.info>view_post.php?id=275
70. 65. knowledge.allbest.ru>Pa3Hoe>..._0.html
71. 66. multrip.ru>ppbl/sSati/istorija...zerkkla__ka...5-l ...602
72. 67. nsportal.ru>. ..sad. ..istoriya-voeniknoveniya-eerkala
73. 68. desert-man.org.ba>post259047990/
74. 69. http://www.google.ru