ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОСТАВЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО ПОРТРЕТА МОЛОДОГО УЧЕНОГО 7
1.1. Речевой портрет в современных лингвистических исследованиях 7
1.1.1. Понятие речевого портрета 7
1.1.2. Речевой портрет в ряду смежных лингвистических понятий 10
1.2. Особенности составления речевого портрета молодого ученого 16
1.2.1. Методологические подходы создания речевого портрета 16
1.2.2. Речевой портрет героя литературного произведения 21
1.3. Молодой ученый как объект лингвистических исследований 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ МОЛОДОГО УЧЕНОГО В
2.1. Молодые ученые в романах Лорана Бине и Антонии Сьюзен Байетт 29
2.2. Речевой портрет молодого ученого романа Л. Бине 31
2.2.1. Лексико-семантические особенности речевого портрета Симона Херцога 31
2.2.2. Грамматические особенности речевого портрета Симона Херцога 37
2.2.3. Стилистические особенности речевого портрета Симона Херцога 44
2.3. Речевой портрет молодого ученого романа А.С. Байетт 49
2.3.1. Лексико-семантические особенности речевого портрета молодого ученого Роланда Митчелла 49
2.3.2. Грамматические особенности речевого портрета молодого ученого Роланда Митчелла 56
2.3.3. Стилистические особенности речевого портрета молодого ученого Роланда Митчелла 62
2.4. Кросскультурное сравнение речевых портретов молодых ученых 68
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И СЛОВАРЕЙ 82
С изменением научной парадигмы на антропоцентрическую человек становится центральным объектом лингвистического исследования, что приводит в том числе к расширению понятия речевой портрет, ставшего объектом многочисленных научных работ и позволяющего составить образ говорящего и сформировать целостное представление как об отдельном человеке, так и о целой социальной группе, которую он представляет.
Образ молодого ученого, несомненно, привлекает сегодня все больший интерес социальных институций, исследователей и писателей: многочисленные премии, гранты и государственная поддержка делают роль молодого ученого заметнее, авторитетнее и престижнее - тем важнее целостное рассмотрение его речевого портрета и его репрезентации в художественной литературе как части культуры, оказывающей большое влияние на современную действительность. Художественный образ, который создается в том числе с помощью речевых особенностей, невербальных средств и компонентов риторической ситуаций, это многоаспектный образ личности персонажа как представителя конкретного социума, где происходит взаимодействие. В нашей работе сделана попытка реконструкции многоаспектного речевого портрета молодого ученого на материале двух произведений современной художественный литературы, в котором учтены способы презентации и особенности речевого выражения.
Обращаясь к речевому портрету в нашей работе, мы сфокусировались именно на образах молодых ученых лингвистов и филологов. В целом, ученые лингвисты и филологи имеют широкий круг задач и обязанностей, и их работа важна для понимания языка и того, как он формирует наш мир. Ученые - лингвисты и филологи внесли свой вклад в понимание того, как язык используется для выражения культурной самобытности. Они также работают над обеспечением социальной справедливости, отстаивая языковые права, 3
борясь с языковой дискриминацией. Важно отметить, что ученые расширяют свою область знания, обращаясь к проблеме взаимодействия языка и мышления, роли человека в языке и роли языка для человека [Кубрякова, 2004]. В настоящее время лингвисты формируют важнейшие категории и выводят важнейшие закономерности, приближающие нас к пониманию «реального языка субъекта в реальных условиях деятельности» [Ван Дейк, 1989].
Актуальность данного исследования обусловлена антропологическим поворотом в лингвистике и возрастающей ролью молодого ученого в современном мире, чему способствует и государственная поддержка: увеличение количества грантов, социальных программ повышение престижа данного статуса - в этом ключе интересным кажется рассмотреть, как представлен образ молодого ученого в культуре, в произведениях, также влияющих на восприятие. Наше исследование посвящено анализу и описанию специфики речевых портретов героев романа на французском языке «La Septieme Fonction du langage» и романа на английском языке «Possession». Художественные произведения английской писательницы Антонии Сьюзен Байетт и французского писателя Лорана Бине были опубликованы в 1990 г. и в 2015 г. соответственно и привлекли к себе внимание не только рядовых читателей, но и представителей лингвистического сообщества. Данные художественные произведения послужили материалом для целого ряда исследований лингвистов и филологов.
Объектом исследования является речевой портрет молодого ученого.
Предметом исследования являются лингвистические и экстралингвистические средства, формирующие речевой портрет молодого ученого в рассматриваемых романах.
Целью работы являются выявление и описание лингвистических и экстралингвистических средств, формирующих речевые портреты молодых ученых на материале художественных произведений Л. Бине «La Septieme Fonction du langage» и А.С. Байетт «Possession»....
Настоящее исследование посвящено анализу и сопоставлению речевых портретов молодых ученых на материале романов «La Septieme Fonction du langage» (2015) французского писателя Лорана Бине и «Possession» (1990) английской писательницы Антонии Байетт.
В теоретической части работы приводятся разные подходы к пониманию понятия «речевой портрет» и уточняется место термина в кругу смежных - «коммуникативная личность», «языковая личность».
Речевой портрет состоит из многокомпонентного набора речевых особенностей и умений личности и является многоаспектным способом описания уникальных черт речи человека с позиции заданного социального типа.
Сопоставительный анализ понятий речевой портрет и языковая личность разграничил эти два понятия, полученные данные помогают сделать вывод, что они не являются взаимозаменяемыми и эквивалентами.
Речевое портретирование позволяет рассмотреть проявление человека в определенных коммуникативных ситуациях. При моделировании речевого портрета анализируются яркие проявления личности в процессе общения. Речевой портрет может характеризовать одну личность и целый коллектив.
В практической части мы сфокусировались на лексических, грамматических, стилистических и некоторых экстралингвистических характеристиках речевых портретов героев романов, молодых ученых. Фонетические характеристики речи героев фактически отсутствует в тексте художественных произведений. Поскольку оба героя являются представителями интеллектуальной элиты, филологом и лингвистом, они являются носителями нормативного произношения (в рамках фонетических норм каждого из языков).
Герой книги «Possession» Антонии Байетт, молодой ученый Роланд Митчелл, говорит о себе: «некий перекресток, как место пересечения целого
ряда не слишком тесно связанных явлений <...> соединение разнородных частей, между которыми по невидимым проволочкам летают сообщения и команды, конгломерат, где правят противоречивые желания, системы идеологии, языковые формы, гормоны, феромоны» [Байетт, 2017: 634-635]. И действительно, речевые портреты молодого ученого Роланда Митчелла и его вымышленного коллеги из романа Лорана Бине «La Septieme Fonction du langage» Симона Херцога предоставляют подтверждение этой разнородности и противоречивости на материале фактов речи данных персонажей. Общие черты речевых портретов обоих молодых ученых - высокая выразительность речи языка: в случае с французским романом выразительность может достигаться и с помощью обсценной лексики, английский же ученый не выходит за пределы нормативной лексики и поясняет это следующим размышлением: «области словаря - пересекающиеся круги, или окружности. Мы себя определяем тем, в каких границах обитаем и какие переходим» [Байетт, 2017: 647].
На лексическом уровне были выделены группы глаголов интеллектуальной деятельности deduire, reflechir, penser, considerer, analyser, decoder, critiquer в речи молодого ученого романа Л. Бине. Лексическая группа с семантическим значением научной деятельности scholarship, discovery, theory, work, study, article в речи молодого ученого романа А.С. Байетт. Наличие в речи профессионализмов, научных терминов, имен ученых и писателей объединяют лексические характеристики речевых портретов обоих молодых ученых. Экспрессивность речи молодого ученого романа «Possession» выражается путем вербализации лексического ряда наречий образа действия (amazing, exiting, surprisingly, terribly, horribly). Использование эмфатических конструкций с ce que на морфологическом уровне подчеркивает эмотивность речи молодого ученого «La Septieme Fonction du langage»....
1. Автономова Н.С., Шумилова Е.П. Свой путь в науке: Коллективный портрет ИВГИ. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2004. 147 с.
2. Акимова Г.Н. Экспрессивные свойства синтаксических структур // Предложение и текст: семантика, прагматика и синтаксис. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988. С. 15-20.
3. Алышева Ю.С. Речевой портрет современного политического лидера: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Волгоград, 2013. 22 с.
4. Андреева В.Ю. Стратегии и тактики коммуникативного саботажа: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Курск, 2009. 214 с.
5. Арнольд И.В. Читательское восприятие интертекстуальности и герменевтика // Интертекстуальные связи в художественном тексте: межвуз. сб. науч. тр. СПб., 1993. С. 4-12.
6. Афанасьева О.Ю., Федотова М.Г. Понятие коммуникативной личности и его сущность в контексте коммуникативного образования // Вестник ЮУрГГПУ. 2016. Вып. 5. С. 14-19.
7. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. М.: Флинта: Наука, 2005. 496 с.
8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. 616 с.
9. Белоусова А.Е. Речевой портрет через призму теории полифонии М.М. Бахтина // Вестник Московского гос. лингв. ун-та. Вып. 14. 2010. С. 9-4.
10. Борисова Г.В. Речевая характеристика персонажа как средство создания образа (на материале романа Р. Пилчер «Сентябрь») // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: мат. науч. практ. конф. Самара: СГПУ, 2008. С. 44-47.
11. Борисова Е.Б. Художественный образ в английской литературе XX века: типология-лингвопоэтика-перевод: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.04. Самара, 2010. 43 с.
12. Виноградов В.В. К теории построения поэтического языка: Учение о системах речи литературных произведении” // Поэтика: Сб. статен. Временник отдела словесных искусств. Л., 1927. Т. 3. С. 5-24.
13. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М. Гослитиздат, 1959. 656 с.
14. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. 239 с.
15. Винокур Т.Г. Речевой портрет современного человека // Человек в системе наук / под ред. И.Т. Фролова. Москва: Наука, 1989. С. 361-369....(82)