Введение 3
Глава 1. Теоретические основы межмуниципального сотрудничества в российской федерации 7
1.1. Понятие и сущность межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации 7
1.2. Нормативно-правовые основы межмуниципального сотрудничества в
Российской Федерации 13
Глава 2. Анализ межмуниципального сотрудничества в субъектах российской федерации 18
2.1. Организационно-правовые формы межмуниципального сотрудничества 18
2.2. Проблемы развития межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации 27
2.3. Перспективы развития, и направления совершенствования
межмуниципального сотрудничества в субъектах Российской Федерации... 34
2.4. Международное сотрудничество в Российской Федерации, на примере
Республики Тыва 48
Заключение 57
Список используемых источников и литературы 63
Приложения 66
Актуальность темы исследования. Конституцией Российской Федерации 1993 г. установлено, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Органы государственной власти России, органы государственной власти ее субъектов и органы местного самоуправления обладают своей компетенцией.
В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории. Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия. В то же время оно признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.
Таким образом, основное назначение и смысл местного самоуправления заключаются в обеспечении наиболее эффективного решения проблем местного характера с учетом интересов граждан. Вполне очевидно, что вопросы преимущественно хозяйственного характера, в частности электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, предоставление иных услуг ЖКХ, библиотечное обслуживание, создание условий для массового отдыха, присвоение наименований улицам, площадям и т. п. - более рационально решать посредством самоуправления, нежели усилиями государственных чиновников.
В то же время на местном уровне можно выделить определенный круг вопросов, которые, с одной стороны, являются по своей сути вопросами местного значения, а с другой - требуют для своего решения координирования усилий нескольких или даже многих муниципальных образований. Сотрудничество между муниципальными образованиями может осуществляться также и в целях совместной защиты общих интересов, обмена опытом и т.п. Оно может принимать формы советов, ассоциаций, хозяйственных обществ и др.
Европейская хартия местного самоуправления устанавливает, что право органов местного самоуправления вступать в ассоциацию для защиты и достижения общих интересов, а также в международную ассоциацию органов местного самоуправления должно быть признано в каждом государстве. Во многих европейских странах такие союзы существуют уже много лет.
Российские муниципальные образования имеют богатую историю межмуниципального сотрудничества, которая восходит к принятию Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Первым солидным объединением муниципальных образований стала созданная в 1990 г. Ассоциация сибирских и дальневосточных городов. Затем появились такие крупные организации, как Союз городов Центра и Северо¬Запада России, Ассоциация «Города Урала», Ассоциации городов Поволжья и Юга России, Союз российских городов и др.
Новый толчок к развитию межмуниципального сотрудничества дал Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Данный законодательный акт впервые четко обозначил экономическую составляющую межмуниципального сотрудничества, наделив муниципальные образования правом создавать межмуниципальные хозяйственные общества. Кроме того, в рамках его реализации в субъектах Российской Федерации были созданы новые организации межмуниципального сотрудничества - советы муниципальных образований.
Однако, несмотря на появление в этом Законе ряда новелл, посвященных регулированию межмуниципального сотрудничества, правовая база его в настоящее время выглядит явно недостаточной. Активность развития межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации отчасти сдерживается неясностью и пробелами в законодательных актах, касающимися организационно-правового положения советов муниципальных образований; учреждения, реорганизации и ликвидации межмуниципальных хозяйственных обществ; полномочий субъектов Российской Федерации по регулированию межмуниципального сотрудничества; делегирования полномочий на местном уровне и др.
Кроме того, необходимо отметить, что вопросы межмуниципального сотрудничества остаются практически неисследованными и в отечественной правовой науке.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение концепции межмуниципального сотрудничества, научных положений и практических рекомендаций по совершенствованию действующего муниципального законодательства. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- изучение сущности межмуниципального сотрудничества;
- выявление основных видов и форм межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации;
- выявление целей и задач межмуниципального сотрудничества;
- анализ основных форм межмуниципального сотрудничества;
- анализ перспектив и тенденций развития законодательства о межмуниципальном сотрудничестве в Российской Федерации;
- выработка предложений по его развитию и совершенствованию.
Объектом выпускной квалификационной работы стали общественные отношения, возникающие в сфере осуществления межмуниципального сотрудничества.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормативно-правовые акты, регламентирующие межмуниципальное сотрудничество и правоприменительная практика в указанной сфере.
Степень научной разработанности темы характеризуется определенным количеством научных трудов по ней, имеющих важное методологическое значение.
Правовое регулирование межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации, как уже отмечалось, недостаточно исследовано в отечественной правовой науке. Среди немногих ученых, которые затрагивали этот вопрос, можно назвать: Бабичева И.В., Валентей С.Д., Зинченко М.В., Петроградскую А.А., Савельеву А.А.
Методологическую основу исследования составили апробированные общенаучные и специальные методы познания: общенаучный диалектический метод, методы формальной логики - описание, сравнение, классификация, анализ, синтез и другие, сравнительный и системно-структурный методы.
Нормативную базу исследования составили международно-правовые нормы, Конституция Российской Федерации, федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, объединяющих шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Межмуниципальное сотрудничество в России - это одно из основных направлений функционирования органов местного самоуправления смежных территорий, призванное способствовать выражению и защите общих интересов муниципальных образований, эффективному решению задач местного значения и осуществлению прав граждан на местное самоуправление, обеспечению взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти, требующее наличия собственной финансовой и организационной основ, проявляющееся в создании специальных структур публично- и частноправового характера и использовании особых методов взаимодействия, выражающегося в заключении соглашений о сотрудничестве, разработке и реализации совместных проектов социально-экономического, политического, правового, научного и кадрового характера, в изучении, обобщении и распространении позитивного опыта других муниципальных и межмуниципальных единиц.
В первой главе, было рассмотрено понятие и сущность межмуниципального сотрудничества, а также правовые основы и формы осуществления межмуниципального сотрудничества и там говорилось, что в действующем законодательстве было установлено, что «муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащих регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления».
Во второй главе, рассматривались проблемы межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации. Экономические проблемы практически всегда являются ведущими, вследствие этого Съезды региональных советов в основном обсуждают вопросы, инициируемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и дружно голосуют за подготовленные решения. Собираемые от муниципальных образований членские взносы не в состоянии обеспечить работу советов, поэтому они экономически зависят от отношения к ним со стороны региональных администраций. Также во второй главе рассмотрен вопрос об организационно-правовой форме межмуниципального сотрудничества. Там говорилось, по действующей ныне Конституции Российской Федерации граждане являются единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации, осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти. И соответственно, народ решает вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Но определенная часть муниципальных образований в настоящее время не обладает достаточными средствами и материальными ресурсами, необходимыми для разработки и реализации планов и программ социально-экономического развития, направленных на комплексное решение всех вопросов местного значения. Поэтому для оптимизации механизма решения этих вопросов, а также для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, все муниципальные образования в каждом субъекте Российской Федерации обязаны создать совет муниципальных образований. Почти во всех странах, где существует местное самоуправление, есть объединения муниципалитетов, выступающих с единых позиций в отношениях с органами государственной власти.
О перспективе развития, и направления совершенствования межмуниципального сотрудничества в субъектах Российской Федерации говорится о том, что в России межмуниципальное сотрудничество в основном развивается в форме союзов и ассоциаций муниципальных образований, построенных как на территориальной (существуют ассоциации, объединяющие города крупных регионов: Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация муниципальных образований «Города Урала», Ассоциация городов Поволжья и др.; кроме того, практический каждый субъект Российской Федерации имеет региональную ассоциацию муниципальных образований), так и на функциональной (Союз развития наукоградов России, Ассоциация шахтерских городов России) или видовой основе (Ассоциация малых и средних городов России).
Однако в последнее время все большее внимание уделяется более компактным формам межмуниципального взаимодействия, объединяющим ограниченное количество муниципальных образований для решения конкретных задач. Среди множества видов подобных межмуниципальных отношений можно выделить несколько форм, такие как межмуниципальные контракты на оказание услуг, совместные соглашения, советы местных органов власти и др.
Достаточно специфичной формой межмуниципального сотрудничества может стать формирование городских агломераций на новых организационных принципах. Развитие агломераций является одним из ключевых элементов стратегии развития ряда субъектов Российской Федерации, сформированных с учетом общероссийских задач. Развитие агломераций становится частью стратегии ряда субъектов Российской Федерации: Самарской, Ростовской, Челябинской, Иркутской областей. Развитие города в контексте агломерации стало частью стратегического плана развития г. Екатеринбурга и ряда других крупных и крупнейших городов (Перми, Челябинска, Владивостока и др.).
Признается, что именно формирование мощных урбанизированных территорий, являющихся центрами притяжения капиталов, предпринимательских проектов и людей, должно стать приоритетом регионального развития.
Задача в том, чтобы объединить ресурсы городов и прилегающих территорий и рационально их использовать (например, вместо двух мусороперерабатывающих заводов - один). Преимуществами агломераций является единая транспортная система, возможность совместного решения проблем рекреации, энергоснабжения, водоотведения и т.п. Кроме того, агломерационное пространство дает возможность интенсифицировать и оптимизировать связи между населенными пунктами.
Одной из основных проблем в настоящее время является организационное оформление агломерации как сложного и многокомпонентного явления. Существует несколько организационных моделей взаимодействия - от гипотетического объединения в одно муниципальное образование до формирования советов агломерации, союзов и ассоциаций самостоятельных муниципальных образований, входящих в агломерацию. По-видимому, наиболее рациональным и оптимальным вариантом является именно формирование союзов, установление совместных партнерских отношений и механизмов экономического, градостроительного и иного межмуниципального взаимодействия, способствующего формированию единого целостного агломерационного пространства. Это предусматривает координацию деятельности органов местного самоуправления МО, принятие взаимоувязанных и экономически обоснованных нормативных решений, обсуждение общих проблем, обмен мнениями.
Важным моментом является разработка правовых механизмов регулирования экономической и градостроительной деятельности агломерации. Создание системы градостроительной документации - основы развития планировочной структуры и подсистем: транспорта, инженерной и социальной инфраструктуры, промышленного комплекса, рекреации, охраны окружающей среды. На первом этапе может идти установление территорий (зон) совместных интересов, связанных сбалансированным развитием социальной, природоохранной, транспортной, информационной и иной инфраструктуры. Впоследствии необходимо создавать механизмы, позволяющие эффективно использовать и маневрировать природными,трудовыми, финансовыми и иными ресурсами и способствующие созданию единого пространственного организма.
Задачей развития агломерации является форсированное развитие транспортных и коммуникационных инфраструктур, создание общих логистических центров. Критически важным моментом является доступный скоростной общественный транспорт, соединяющий между собой ядра (ядро) агломерации с городами-спутниками. В качестве вариантов может рассматриваться создание рельсовой системы скоростного железнодорожного транспорта, скоростного трамвая. Кроме того, необходимо строительство скоростных автодорог. Важным моментом является разработка и реализация проектов, направленных на расширение «узких мест» в ресурсном обеспечении агломерации (обеспечение стройматериалами, электроэнергией, водой и др.).
Таким образом, эффективное развитие межмуниципального сотрудничества в различных его проявлениях даст дополнительный шанс многим муниципальным образованиям стабилизировать социально-экономическую ситуацию за счет объединения потенциалов соседствующих территорий, снизить зависимость от внешних экономических и социальных угроз.
В четвертом параграфе второй главы выпускной квалификационной работы, рассматривалось направление совершенствования межмуниципального сотрудничества в субъектах Российской Федерации, на примере Республики Тыва, которое показало, что межмуниципальное сотрудничество может быть направлено на решение самых разных проблем.
Немаловажными направлениями межмуниципального сотрудничества является разработка совместных инвестиционных проектов; создание мест отдыха и рекреации, развитие туризма, прежде всего, туризма и отдыха выходного дня; утилизация и переработка промышленных и бытовых отходов; интеграция процессов подготовки, переподготовки, повышения квалификации муниципальных служащих и многое другое.
В целом, решение изложенных в выпускной квалификационной работе задач позволило бы создать надежную базу в области межмуниципального сотрудничества, как на уровне субъектов федерации, так и на международном уровне.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014) // «Собрание законодательства РФ», 2004. № 13. Ст. 1110;
2. Европейский договор местного самоуправления от 15.10.1985г. (ратифицирована ФЗ от 11.04.1998 № 55-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 1998. - № 15. - Ст. 1695;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // «Собрание законодательства РФ», 1994. - № 32;
4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 02.04.2014,) // «Российская газета», № 14, 24.01.1996;
5. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об акционерных обществах» // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, № 1, ст. 1
6. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // «Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, № 7, ст. 785
7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Парламентская газета», № 186,08.10.2003;
2. Учебная и научная литература
1. Алешкова Н.П. Конституционно-правовые основы муниципального правотворчества в Российской Федерации: монография. Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2012, 260 с.;
2. Алешкова Н. Проблемы в сфере муниципального правотворчества и пути их решения //Глава местной администрации. 2012. № 3, 16 - 25 с.;
3. Бабичев И.В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических конструкций. М.: Норма, Инфра-М, 2010. 336 с.;
4. Бабун Р.В. Земельно-имущественные отношения в муниципалитетах // Бюджет. 2011. № 2., 52 - 56 с.;
5. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2012. 680 с.;
6. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К., 2014 - 556 с.;
7. Зинченко М.В. Межмуниципальная интеграция как фактор управления развитием экономической системы территории. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Хабаровск, 2008;
8. Кожевников О.А., Проблемы законодательного регулирования организационных форм межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации // «Государственная власть и местное самоуправление», 2006, № 5;
9. Методические рекомендации по организации межрегионального и межмуниципального сотрудничества в сфере реализации расходных полномочий и вопросов местного значения (разработаны Министерством регионального развития РФ , 2010 г.);
10. Муниципальное право России: учебник для бакалавров / под. ред. А.Н. Кокотова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 559 с.;
11. Невинский В.В., Казанцева О.Л. Местное самоуправление в России: проблемы и перспективы правового регулирования // Российская юстиция. 2010. №11;
19. Негодуйко А.В. Управление межмуниципальным экономическим сотрудничеством в регионе// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иркутск, 2008;
20. Петроградская А.А. Муниципальное сотрудничество: к вопросу об определении дефиниции // Административное и муниципальное право. 2011. № 2, 34 - 37 с.;
21. Пономарева И.П. Муниципальные территории - основа государства // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 62 - 66 с.;
22. Попов Д.А. Сотрудничество муниципальных образований в сфереуправления: реалии и перспективы развития // Конституционное имуниципальное право. 2011. № 1, 54 - 59 с.
23. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник. 2-е год., перераб. и доп. М.: Юстицинформ,
24. Негодуйко А.В. Управление межмуниципальным экономическим сотрудничеством в регионе// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иркутск, 2008.
25. Зинченко М.В. Межмуниципальная интеграция как фактор управления развитием экономической системы территории. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Хабаровск, 2008.
26. Петроградская А.А. Муниципальное сотрудничество: к вопросу об определении дефиниции // Административное и муниципальное право. 2011. № 2. С. 34 - 37.