ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ РФ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
|
Введение 3
1. Теоретические основы исследования экономической безопасности
региона 6
1.1 Экономическая безопасность региона: понятие, роль,
структурные элементы 6
1.2 Угрозы экономической безопасности региона 12
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности
региона 18
2. Методические аспекты оценки экономической безопасности
региона 26
2.1 Обзор методик оценки уровня экономической безопасности
региона 26
2.2 Совершенствование интегральной методики оценки уровня
экономической безопасности региона 35
Заключение 66
Список использованных источников 70
Приложения А - Е 78
1. Теоретические основы исследования экономической безопасности
региона 6
1.1 Экономическая безопасность региона: понятие, роль,
структурные элементы 6
1.2 Угрозы экономической безопасности региона 12
1.3 Механизм обеспечения экономической безопасности
региона 18
2. Методические аспекты оценки экономической безопасности
региона 26
2.1 Обзор методик оценки уровня экономической безопасности
региона 26
2.2 Совершенствование интегральной методики оценки уровня
экономической безопасности региона 35
Заключение 66
Список использованных источников 70
Приложения А - Е 78
Обеспечение экономической безопасности государства необходимо для эффективного удовлетворения экономических потребностей, увеличения благосостояния населения, а также защиты экономических интересов страны на национальном и международном уровнях. Экономическая безопасность Российской Федерации складывается из экономической безопасности ее субъектов. При этом в современной экономической литературе обеспечение экономической безопасности на уровне регионов исследовано в меньшей степени, а в имеющихся исследованиях отсутствует единое направление. На государственном уровне также не существует общепринятого подхода к определению региональной экономической безопасности, методике ее осуществления и оценке. Кроме того, существует дифференциация субъектов в зависимости от территориального расположения, наличия природных ресурсов, климатических условий, демографической ситуации, качества человеческого капитала, инновационного потенциала, инвестиционной привлекательности региона и многих других факторов. Данные факторы необходимо учитывать при анализе регионов с точки зрения экономической безопасности.
Также следует отметить, что в обеспечении экономической безопасности региона значимую роль играет проведение количественной и качественной оценки ее показателей. Оценка необходима для определения уровня экономической безопасности региона и дальнейшей разработки непосредственных рекомендаций. В зависимости от итоговой оценки рекомендации будут направлены на повышение уровня экономической безопасности субъекта федерации или его сохранение.
Вышесказанное свидетельствует об актуальности исследования экономической безопасности на региональном уровне как с теоретической, так и с практической стороны.
Цель дипломной работы состоит в совершенствовании методики оценки уровня экономической безопасности субъектов РФ, а также в ее апробации и написании рекомендаций по повышению уровня экономической безопасности на примере регионов Сибирского федерального округа.
Эта цель определила следующие задачи:
- рассмотреть понятие, роль и структурные элементы экономической безопасности региона;
- изучить угрозы экономической безопасности региона;
- исследовать механизм обеспечения экономической безопасности региона;
- провести обзор методик оценки уровня экономической
безопасности региона;
- совершенствовать интегральную методику оценки уровня
экономической безопасности региона;
- дать общую характеристику регионов СФО;
- оценить уровень экономической безопасности регионов СФО;
- разработать рекомендации по повышению уровня экономической безопасности регионов СФО.
Объектом исследования является система экономической безопасности регионов Сибирского федерального округа.
Предметом исследования выступают методики оценки уровня экономической безопасности региона.
В методологическую базу работы входят такие методы, как анализ, синтез, наблюдение, сравнение, индукция, дедукция и расчетные методы.
Ключевыми источниками, использованными при написании теоретической части дипломной работы, явились работы Бухаровой Е.Б., Васильева С.Л., Денежкиной И.Е., Зименковой Е.Н., Маркова А.В., Пивень А.Д., Потокиной С.А., Тамакчи А.С., Феофиловой Т.Ю., Цветкова В.А., Шох М.А. и других отечественных ученых-экономистов. Источниками разработки методической части исследования послужили Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», а также работы Бондаренко Н.А., Казанцева С.В., Митякова С.Н. и Сюповой М.С. Для оценки уровня экономической безопасности регионов Сибирского федерального округа использованы данные Федеральной службы государственной статистики, а также Портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Значимость исследования состоит в определении наиболее оптимального методического подхода к оценке уровня экономической безопасности регионов Сибирского федерального округа и путей повышения уровня экономической безопасности данных субъектов РФ.
Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования экономической безопасности региона: понятие, роль, структурные элементы, угрозы и механизм обеспечения экономической безопасности региона.
Во второй главе проводится обзор методик оценки уровня экономической безопасности региона, а также производится совершенствование интегральной методики оценки уровня экономической безопасности региона.
В третьей главе дается общая характеристика регионов Сибирского федерального округа, производится непосредственная апробация предложенной методики и определяются рекомендации по повышению уровня экономической безопасности рассматриваемых регионов.
В заключении представлены выводы обобщающего характера по итогам исследования.
Также следует отметить, что в обеспечении экономической безопасности региона значимую роль играет проведение количественной и качественной оценки ее показателей. Оценка необходима для определения уровня экономической безопасности региона и дальнейшей разработки непосредственных рекомендаций. В зависимости от итоговой оценки рекомендации будут направлены на повышение уровня экономической безопасности субъекта федерации или его сохранение.
Вышесказанное свидетельствует об актуальности исследования экономической безопасности на региональном уровне как с теоретической, так и с практической стороны.
Цель дипломной работы состоит в совершенствовании методики оценки уровня экономической безопасности субъектов РФ, а также в ее апробации и написании рекомендаций по повышению уровня экономической безопасности на примере регионов Сибирского федерального округа.
Эта цель определила следующие задачи:
- рассмотреть понятие, роль и структурные элементы экономической безопасности региона;
- изучить угрозы экономической безопасности региона;
- исследовать механизм обеспечения экономической безопасности региона;
- провести обзор методик оценки уровня экономической
безопасности региона;
- совершенствовать интегральную методику оценки уровня
экономической безопасности региона;
- дать общую характеристику регионов СФО;
- оценить уровень экономической безопасности регионов СФО;
- разработать рекомендации по повышению уровня экономической безопасности регионов СФО.
Объектом исследования является система экономической безопасности регионов Сибирского федерального округа.
Предметом исследования выступают методики оценки уровня экономической безопасности региона.
В методологическую базу работы входят такие методы, как анализ, синтез, наблюдение, сравнение, индукция, дедукция и расчетные методы.
Ключевыми источниками, использованными при написании теоретической части дипломной работы, явились работы Бухаровой Е.Б., Васильева С.Л., Денежкиной И.Е., Зименковой Е.Н., Маркова А.В., Пивень А.Д., Потокиной С.А., Тамакчи А.С., Феофиловой Т.Ю., Цветкова В.А., Шох М.А. и других отечественных ученых-экономистов. Источниками разработки методической части исследования послужили Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», а также работы Бондаренко Н.А., Казанцева С.В., Митякова С.Н. и Сюповой М.С. Для оценки уровня экономической безопасности регионов Сибирского федерального округа использованы данные Федеральной службы государственной статистики, а также Портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Значимость исследования состоит в определении наиболее оптимального методического подхода к оценке уровня экономической безопасности регионов Сибирского федерального округа и путей повышения уровня экономической безопасности данных субъектов РФ.
Структура дипломной работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы исследования экономической безопасности региона: понятие, роль, структурные элементы, угрозы и механизм обеспечения экономической безопасности региона.
Во второй главе проводится обзор методик оценки уровня экономической безопасности региона, а также производится совершенствование интегральной методики оценки уровня экономической безопасности региона.
В третьей главе дается общая характеристика регионов Сибирского федерального округа, производится непосредственная апробация предложенной методики и определяются рекомендации по повышению уровня экономической безопасности рассматриваемых регионов.
В заключении представлены выводы обобщающего характера по итогам исследования.
Экономическая безопасность региона является составной частью экономической и, следовательно, национальной безопасности государства. Существует множество подходов к определению данного термина. Региональная экономическая безопасность проявляется в интенсивном экономическом росте, эффективном использовании ресурсного потенциала, повышении уровня жизни населения, самостоятельном решении возникающих региональных проблем, наличии отлаженной системы защиты от возможных угроз и основывается на мероприятиях по противодействию угрозам региональной экономике, а также содействию ее эффективного развития. Функционирование системы региональной безопасности непосредственно определяет возможности стабильного функционирования субъектов РФ и всего государства в целом. Данная система основывается на таких структурных элементах как стабильность, устойчивость, экономическая независимость, самообеспеченность и восприимчивость к инновациям. Угрозы экономической безопасности носят комплексный характер и оказывают одновременное воздействие на различные сферы деятельности. Следовательно, проведение полноценного предварительного анализа угроз позволит сформировать эффективную структуру обеспечения экономической безопасности, которая даст возможность предотвратить воздействие угроз и нивелировать негативные последствия. Механизм обеспечения экономической безопасности региона представляет собой систему элементов, управленческих отношений между ними и организационно-экономических инструментов, а также мер по предотвращению, нейтрализации и устранению угроз, включая экономическую преступность, и состоит из трех взаимосвязанных компонентов: правового, организационного и финансового механизма. На сегодняшний день фактически нет четкого организационного механизма обеспечения экономической безопасности Российской Федерации как на национальном, так и на региональном уровне. При этом в целях исключения возможных угроз региональной экономической безопасности становится необходимым формирование устойчивого механизма обеспечения экономической безопасности.
Существует множество методик оценки уровня экономической безопасности региона, среди которых выделяют динамический, эконометрический, макроэкономический, экспертно-рейтинговый, экономико¬математический и комплексный подходы. Данные группы методов имеют свои достоинства и недостатки. Так, например, применение макроэкономического подхода связано с проблематичностью определения тех показателей, сопоставление которых с пороговым значением даст комплексную картину состояния экономики региона. Для более оперативного выявления наиболее существенных угроз социально-экономического развития региона, а также принятия региональными органами власти решений, которые будут четко нацелены на устранение существующих угроз экономической безопасности, необходимо основываться на системе индикаторов.
В рамках дипломной работы произведено совершенствование интегральной методики оценки уровня экономической безопасности субъектов РФ. На первом этапе данной методики производится сбор статистических данных и нормирование индикаторов экономической безопасности региона путем сложного нормирования по пороговому значению по таким направлениям, как состояние реального сектора экономики, инновации, финансовая безопасность, уровень развития человеческого потенциала, демографическая стабильность и сырьевая и продовольственная независимость региона. На основании полученных данных рассчитывается интегральный показатель, характеризующий уровень экономической безопасности в целом. Заключительным этапом методики является оценка и интерпретация полученных результатов, а также написание рекомендаций по повышению и сохранению уровня экономической безопасности региона.
Апробация интегральной методики осуществлена на примере регионов СФО (Красноярский край, Иркутская область, Новосибирская область и Кемеровская область — Кузбасс). Для исследования был выбран временной диапазон с 2015 по 2019 годы.
По результатам интегральной оценки выявлено, что уровень экономической безопасности Красноярского края, Иркутской области, Новосибирской области и Кемеровской области — Кузбасс находится в зоне умеренного риска. Это свидетельствует о том, что существуют угрозы экономической безопасности в отдельных сферах экономики. Следовательно, для своевременного устранения проблемных зон, влияющих на состояние защищенности от внешних и внутренних угроз необходим мониторинг экономической безопасности регионов. Одним из важных условий осуществления данного процесса является закрепление системы оценки уровня экономической безопасности субъектов РФ.
Наиболее уязвимой зоной каждого из рассматриваемых субъектов является сфера инноваций. Для повышения инновационного потенциала рекомендуется следующее:
- согласование организационного, информационного, правового, кадрового и социально-психологического обеспечения инновационной деятельности по срокам, источникам финансирования и исполнителям в целях принятия согласованных мер, направленных на стимулирование инновационного развития регионов;
- мониторинг и оценка эффективности реализуемых инвестиционных проектов;
- формирование условий взаимодействия образовательных организаций, научных организаций и реального сектора экономики;
- создание информационных ресурсов, содействующих научно-исследовательским организациям и инновационным компаниям Красноярского края, Иркутской области и Кемеровской области — Кузбасс в продвижении региональной инновационной продукции на общероссийские и международные рынки;
- реализация инновационного мотивационного механизма в государственных (муниципальных) учреждениях и предприятиях путем сочетания материальных и нематериальных методов повышения мотивации инновационного поведения работников;
- повышение инновационного потенциала регионов путем проведения мероприятий, направленных на популяризацию науки среди детей дошкольного и школьного возраста, определения механизмов выявления и продвижения талантливых детей, создание условий для развития научных школ при вузах;
- формирование образовательных программ, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных специалистов в соответствии с приоритетами научно-технологического развития, а также организация обучения по указанным программам;
- создание стимулирующих условий для осуществления инновационной деятельности региональных предприятий путем информирования о конкурсах на предоставление субсидий инновационной инфраструктуре, программах поддержки инновационных проектов, возможности предоставления государственных (муниципальных) гарантий, инвестиционных налоговых кредитов т.д.
Кроме того, анализируемым субъектам РФ необходимо предпринимать меры, направленные на снижение уровня бедности населения. Проблема бедности содержит в себе опасность социального взрыва и крушения общественных устоев. При этом борьба с ней нередко отходит на второй план в погоне за модернизацией экономики, форсированием экономического роста и научно-технического прогресса.
Существует множество методик оценки уровня экономической безопасности региона, среди которых выделяют динамический, эконометрический, макроэкономический, экспертно-рейтинговый, экономико¬математический и комплексный подходы. Данные группы методов имеют свои достоинства и недостатки. Так, например, применение макроэкономического подхода связано с проблематичностью определения тех показателей, сопоставление которых с пороговым значением даст комплексную картину состояния экономики региона. Для более оперативного выявления наиболее существенных угроз социально-экономического развития региона, а также принятия региональными органами власти решений, которые будут четко нацелены на устранение существующих угроз экономической безопасности, необходимо основываться на системе индикаторов.
В рамках дипломной работы произведено совершенствование интегральной методики оценки уровня экономической безопасности субъектов РФ. На первом этапе данной методики производится сбор статистических данных и нормирование индикаторов экономической безопасности региона путем сложного нормирования по пороговому значению по таким направлениям, как состояние реального сектора экономики, инновации, финансовая безопасность, уровень развития человеческого потенциала, демографическая стабильность и сырьевая и продовольственная независимость региона. На основании полученных данных рассчитывается интегральный показатель, характеризующий уровень экономической безопасности в целом. Заключительным этапом методики является оценка и интерпретация полученных результатов, а также написание рекомендаций по повышению и сохранению уровня экономической безопасности региона.
Апробация интегральной методики осуществлена на примере регионов СФО (Красноярский край, Иркутская область, Новосибирская область и Кемеровская область — Кузбасс). Для исследования был выбран временной диапазон с 2015 по 2019 годы.
По результатам интегральной оценки выявлено, что уровень экономической безопасности Красноярского края, Иркутской области, Новосибирской области и Кемеровской области — Кузбасс находится в зоне умеренного риска. Это свидетельствует о том, что существуют угрозы экономической безопасности в отдельных сферах экономики. Следовательно, для своевременного устранения проблемных зон, влияющих на состояние защищенности от внешних и внутренних угроз необходим мониторинг экономической безопасности регионов. Одним из важных условий осуществления данного процесса является закрепление системы оценки уровня экономической безопасности субъектов РФ.
Наиболее уязвимой зоной каждого из рассматриваемых субъектов является сфера инноваций. Для повышения инновационного потенциала рекомендуется следующее:
- согласование организационного, информационного, правового, кадрового и социально-психологического обеспечения инновационной деятельности по срокам, источникам финансирования и исполнителям в целях принятия согласованных мер, направленных на стимулирование инновационного развития регионов;
- мониторинг и оценка эффективности реализуемых инвестиционных проектов;
- формирование условий взаимодействия образовательных организаций, научных организаций и реального сектора экономики;
- создание информационных ресурсов, содействующих научно-исследовательским организациям и инновационным компаниям Красноярского края, Иркутской области и Кемеровской области — Кузбасс в продвижении региональной инновационной продукции на общероссийские и международные рынки;
- реализация инновационного мотивационного механизма в государственных (муниципальных) учреждениях и предприятиях путем сочетания материальных и нематериальных методов повышения мотивации инновационного поведения работников;
- повышение инновационного потенциала регионов путем проведения мероприятий, направленных на популяризацию науки среди детей дошкольного и школьного возраста, определения механизмов выявления и продвижения талантливых детей, создание условий для развития научных школ при вузах;
- формирование образовательных программ, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных специалистов в соответствии с приоритетами научно-технологического развития, а также организация обучения по указанным программам;
- создание стимулирующих условий для осуществления инновационной деятельности региональных предприятий путем информирования о конкурсах на предоставление субсидий инновационной инфраструктуре, программах поддержки инновационных проектов, возможности предоставления государственных (муниципальных) гарантий, инвестиционных налоговых кредитов т.д.
Кроме того, анализируемым субъектам РФ необходимо предпринимать меры, направленные на снижение уровня бедности населения. Проблема бедности содержит в себе опасность социального взрыва и крушения общественных устоев. При этом борьба с ней нередко отходит на второй план в погоне за модернизацией экономики, форсированием экономического роста и научно-технического прогресса.
Подобные работы
- Направления укрепления экономической безопасности региона
Курсовые работы, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Разработка и реализация системообразующих инфраструктурных проектов в региональной экономике (на примере объектов транспортной инфраструктуры)
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ САНКЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА В
ПОЛИТИЧЕССКОМ ПРОЦЕССЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОКРУГА
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - РОЛЬ ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА В
ПОЛИТИЧЕССКОМ ПРОЦЕССЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОКРУГА
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



