Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ ДРАМАТИЗАЦИИ

Работа №165637

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования проблемы выразительности чтения у младших школьников 7
§1. Понятие и сущность выразительности чтения 7
§2. Драматизация как средство формирования выразительности речи у младших школьников 23
§3. Особенности организации деятельности в начальной школе в процессе формирования выразительности чтения 28
Выводы по Главе 1 37
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования выразительности чтения у младших школьников на уроках литературного чтения 39
§1. Актуальный уровень сформированности выразительности чтения у младших школьников 39
§2. Опытно-экспериментальная работа по формированию выразительности чтения 42
§3. Комплекс упражнений повышения выразительной речи посредством драматизации на уроках литературного чтения в начальной школе 47
Выводы по Главе 2 60
Заключение 61
Список литературы 63
Приложения 68

Сегодня, когда ключевым моментом в усовершенствовании российских школ стал федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС), который реализуется совместно с новым Законом «Образовании РФ», возникает необходимость сделать упор на развитие у учащихся культурных норм, знание ценностей, которые они будут использовать в дальнейшей жизни.
При анализе статей о ФГОС второго поколения, таких как «Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО» кандидата педагогических наук Ахтырской Е.Н., можно отметить, что введение стандарта второго поколения способствует изменению школьной жизни ребенка [3].
Современное общество предъявляет высокие требования к уровню интеллекта и научных знаний. Литературное чтение играет значительную роль в образовании, воспитании и развитии человека, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыком чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС.
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов.
Основой исследования путей формирования навыков выразительного чтения у детей в начальных классах стала теория методики работы над выразительным чтением, разработанная в трудах К.Д. Ушинского, Р.Р. Маймана, М.Р. Львова, Т.Ф. Завадской, О.В. Кубасовой, Н.М. Соловьевой, Т.И. Кондратиной. Данная тема разрабатывается и в наше время, но какова сущность самого процесса выразительного чтения и что в это понятие включено разными источниками, трактуется по-разному.
В связи с этим данная проблема является актуальной. Она обусловлена с одной стороны тем, что необходимость обучения детей правильному, осознанному, выразительному чтению - одна из главных задач школьного обучения, а с другой стороны, выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения. Современная методика литературного чтения направлена на поиски решения проблемы формирования навыка чтения, в том числе критерия выразительности. На уроках литературного чтения используются различные методические приемы, направленные на совершенствование детской речи, обогащение словарного запаса, на формирование умения выразительно передавать свои мысли и чувства.
Так же важно отметить, что в обширной научно-педагогической и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над выразительным чтением.
По словам К.С. Станиславского, выразительное чтение - это умение действовать словами, то есть воздействовать своей волей на волю слушающего, заставлять видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий [17].
В своем учении «Современное языкознание и литературоведение - научная основа искусства звучащего слова» Константин Сергеевич Станиславский пишет: «Решающая роль в действенности выразительного чтения принадлежит видению. Чем ярче картины, нарисованные исполнителем в его собственном воображении, тем глубже его взволнованность при описании этих картин, тем проще для него выполнения задачи - «нарисовать» словами текста эти картины слушателям» [17].
Основные методики выразительного чтения разработаны так же К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали» [20].
Таким образом, формирование навыков выразительного чтения у младших школьников - очень важная часть работы учителя начальных классов. Для того, чтобы правильно понять текст, его нужно правильно прочитать, а для того, чтобы выразительно прочитать, текст нужно понять. Выразительное чтение невозможно без полного, комплексного анализа произведения, а также без умения пользоваться интонационными средствами выразительности.
Исходя из выше сказанного тема нашей курсовой работы: Формирование выразительности речи у младших школьников на уроках литературного чтения с использованием приемов драматизации.
Цель исследования: выявить особенности развития выразительности чтения у обучающихся начальной школы и разработать комплекс упражнений с использованием приемов драматизации направленных на развитие выразительности
Объект исследования: процесс развития выразительности чтения у обучающихся младших классов.
Предмет исследования: актуальное состояние сформированности выразительности речи у младших школьников.
Гипотеза: выразительность чтения характеризуется такими критериями, как: логическое ударение; паузы; сила голоса; и потенциально сформирована у обучающихся 4 класса преимущественно на среднем уровне.
Исходя из поставленной цели исследования можно выделить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать учебную, методическую и психолого - педагогическую литературу по данной теме
2. Проанализировать эффективность использования элементов драматизации на развитие творческих способностей учащихся;
3. Провести статическую обработку результатов исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм;
4. Объяснить полученные результаты и убедиться, что гипотеза верна (или не верна);
5. Разработать приемы использования элементов драматизации на уроках литературного чтения.
6. Разработать виды упражнений на некоторых этапах введения приема драматизации на уроках литературного чтения;
7. Разработать рекомендации для использования приема драматизации на уроках литературного чтения в начальном общем образовании.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной и методической литературы.
2. Систематизация и обобщение изученной информации.
3. Анализ ответов учащихся.
4. Синтез.
5. Индукция.
6. Описание.
Экспериментальная база: МБОУ«Вознесенская СОШ» с.Вознесенка, Березовского района, Красноярского края. В качестве экспериментального класса был выбран 4 класс, в составе 12 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников - очень важная часть работы учителя начальных классов. Для того, чтобы правильно понять текст, его нужно правильно прочитать, а для того, чтобы выразительно прочитать, текст нужно понять. Выразительное чтение невозможно без полного, комплексного анализа произведения, а также без умения пользоваться интонационными средствами выразительности.
Главной целью обучения детей выразительному чтению является формирование умения определять задачу чтения вслух: передать слушателям свое понимание произведения при помощи правильно выбранных средств устной речи. Такое сложное умение возникает как результат кропотливой работы учителя над выработкой, во-первых, умений, помогающих проникнуть в смысл произведения, а во-вторых, умений целесообразно пользоваться своим голосом.
В ходе работы нами была проанализирована учебная, методическая и психолого-педагогическая литература по данной теме. Благодаря чему мы смогли дать определения следующим понятиям: выразительное чтение, драма,
драматизация, эксперимент, педагогический эксперимент и констатирующий эксперимент. Изучили условия, которые должен соблюдать учитель при работе над выразительностью чтения учащихся.
После изучения необходимого материала по теме исследования нами был проведен констатирующий эксперимент на основе методики М.И.Омароковой. По результатам диагностики выявили, что уровень сформированности выразительности чтения в целом находится на преимущественно среднем уровне, так как у 42% обучающихся класса наблюдается низкий уровень сформированности речи; 33% обучающихся на среднем уровне, и только у 25% обучающихся класса выразительность речи на высоком уровне.
Такие данные свидетельствуют о том, что нужно работать над овладением выразительной речью, а именно над тоном и силой голоса, тембром высказывания, ритмом и темпом речи, паузами, мелодикой тона, логическим ударением, развивая правильное речевое дыхание, умение регулировать силу голоса, темп речи и хорошую артикуляцию звуков и слов.
На этапе эксперимента нами был разработан комплекс упражнений, направленный на формирование выразительности чтения у младших школьников путем формирования навыков выразительного чтения с использованием приемов драматизации на уроках литературного чтения в 4-х классах. Он состоит из 12 занятий.У каждого занятия мы определили: цель, структуру и содержание.
Далее был проведен комплекс занятий литературного чтения, которые включали использование разных приемов драматизации.
Таким образом, задачи поставленные в начале эксперимента были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.


1. Абрамов, Н. Словарь синонимов и сходных по смыслу выражений. - М.: Русские словари, 1999. С. 365.
2. Адамович, Е.А. Чтение в начальных классах / Е.А. Адамович.,В.И.Яковлева - М - 2012 - С. 222.
3. Русский язык и культура речи. Учебное пособие [Элекстронный ресурс]: Алмазова А.А. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/6321013/page:24/ (Дата посещения 15.12.2017)
4. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды том 1. - М.: Педагогика, 1980.
5. Аркадьева, А.В. Из опыта работы по книге для чтения «В океане света»/Под ред. Бунеевой Е.В. //Серия «Свободный ум». Метод.рекомендации для учителя. - М., «БАЛЛАС», «С-ИНФО», 1996. - С. 144.
6. Ахтырская, Е.Н. Особенности уроков литературного чтения в рамках
реализации ФГОС НОО // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIXмеждунор.науч-практ. конф. № 12(57). -
Новосибирск: СибАК, 2015
7. Балашова, А. И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий /
А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5.
8. Басина, Н. Гуманитарный центр «Театр»: О том, почему мы - «театр»//Управление школой: прил. к газете «1 сентября». - 2000. - Окт. (№39). - С. 1-5.
9. Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В. «В океане света». Книга для чтения в 4-м классе. Пособие для учащихся в 2 частях. Ч. 1,2. М., «С-ИНФО», «БАЛЛАС», 1994, С. 288.
10. Волков, И.Ф. Общая типология художественной литературы. // Волков И. Ф. Теория литературы: учеб.пособие для студентов и преподавателей. - М., 1985.-С. 86-110.
11. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - С. 142.
12. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах/ Гл. ред. А.В. Граник Г.Г. Драматурги, драматургия, театр/ Г.Г. Граник, Л.А. Концевая. - М.: ВЛАДОС, 2001.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2011.
14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах/ Гл. ред. А.В. Граник Г.Г. Драматурги, драматургия, театр/ Л.С. Выготский, Г.Г. Граник, Л.А. Концевая. - М.: ВЛАДОС, 2001.
15. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка] / П. Я. Гальперин. - М.: Издательство МГУ, 1985....62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ