ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОРФОГ РАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития орфографической зоркости у младших школьников 6
1.1. Сущность орфографии и ее основные принципы 6
1.2. Психолого - педагогические основы формирования орфографической
зоркости в начальных классах 22
1.3. Методические особенности организации деятельности обучающихся
при формировании орфографической зоркости 29
Выводы по Главе 1 41
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка.42
2.1. Диагностика уровня сформированности орфографической зоркости у
младших школьников 50
2.2. Результаты исследования уровня сформированности орфографической
зорксти у обучающихся начальных классов 50
2.3. Опытно - экспериментальная работа по развитию орфографической
зоркости у младших школьников на уроках русского языка 62
Выводы по Главе 2 73
Заключение 75
Список литературы 77
Приложение А
Приложение Б
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития орфографической зоркости у младших школьников 6
1.1. Сущность орфографии и ее основные принципы 6
1.2. Психолого - педагогические основы формирования орфографической
зоркости в начальных классах 22
1.3. Методические особенности организации деятельности обучающихся
при формировании орфографической зоркости 29
Выводы по Главе 1 41
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка.42
2.1. Диагностика уровня сформированности орфографической зоркости у
младших школьников 50
2.2. Результаты исследования уровня сформированности орфографической
зорксти у обучающихся начальных классов 50
2.3. Опытно - экспериментальная работа по развитию орфографической
зоркости у младших школьников на уроках русского языка 62
Выводы по Главе 2 73
Заключение 75
Список литературы 77
Приложение А
Приложение Б
Формирование орфографической грамотности в современной школе в условиях ФГОС одна из главнейших задач обучения русскому языку младших школьников.
Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.
По признанию ведущих психологов и методистов (Л.И.Айдарова, Н.Н.Алгазина, М.Т.Баранов, Д.Н.Богоявленский, М.Р.Львов, Н.С. Рожденственский, М.М. Разумовская и др.), главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно. Правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают[23].
Актуальность данной темы обусловлена сохранением
орфографических ошибок в работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального общего образования, где в содержательной линии раздела «Орфография и пунктуация» говорится, чему должен и может научиться выпускник начальной школы:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Одной из главных задач учителя является научить ребенка видеть «опасные места» при письме[50].
Поэтому, проблема развития орфографической зоркости является актуальной, что и определило выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: выявить особенности развития орфографической зоркости младших школьников и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости младших школьников.
Объект исследования: процесс развития орфографической зоркости младшего школьника.
Предмет исследования: актуальное состояние сформированности орфографической зоркости младшего школьника и условия повышения эффективности процесса развития орфографической зоркости младшего школьника.
Гипотеза: орфографическая зоркость характеризуется такими
критериями, как: умение определить ошибкоопасное место в слове; тип орфограммы; осуществлять самопроверку и потенциально сформирована у обучающихся 3 класса преимущественно на среднем уровне.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую, методическую
литературу по теме исследования;
2) определить актуальный уровень сформированности орфографической зоркости у обучающихся 3 классов;
3) провести статическую обработку результатов исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм;
4) объяснить полученные результаты и убедиться, что гипотеза верна (или не верна;
5) определить условия, которые позволят повысить уровень орфографической зоркости у младших школьников;
6) разработать комплекс заданий для повышения уровня орфографической зоркости у младших школьников с учетом выявленных условий и способов улучшения орфографической зоркости у младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались теоретические методы:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• работа с информационными источниками (книгами, журналами, документами, Интернетом);
• сравнение и обобщение результатов исследования.
А также эмпирические методы: эксперимент
Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ ООШ №3 г. Сосновоборска.
Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.
По признанию ведущих психологов и методистов (Л.И.Айдарова, Н.Н.Алгазина, М.Т.Баранов, Д.Н.Богоявленский, М.Р.Львов, Н.С. Рожденственский, М.М. Разумовская и др.), главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно. Правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают[23].
Актуальность данной темы обусловлена сохранением
орфографических ошибок в работах учащихся, а также требованиями ФГОС начального общего образования, где в содержательной линии раздела «Орфография и пунктуация» говорится, чему должен и может научиться выпускник начальной школы:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Одной из главных задач учителя является научить ребенка видеть «опасные места» при письме[50].
Поэтому, проблема развития орфографической зоркости является актуальной, что и определило выбор темы нашего исследования.
Цель исследования: выявить особенности развития орфографической зоркости младших школьников и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости младших школьников.
Объект исследования: процесс развития орфографической зоркости младшего школьника.
Предмет исследования: актуальное состояние сформированности орфографической зоркости младшего школьника и условия повышения эффективности процесса развития орфографической зоркости младшего школьника.
Гипотеза: орфографическая зоркость характеризуется такими
критериями, как: умение определить ошибкоопасное место в слове; тип орфограммы; осуществлять самопроверку и потенциально сформирована у обучающихся 3 класса преимущественно на среднем уровне.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую, методическую
литературу по теме исследования;
2) определить актуальный уровень сформированности орфографической зоркости у обучающихся 3 классов;
3) провести статическую обработку результатов исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм;
4) объяснить полученные результаты и убедиться, что гипотеза верна (или не верна;
5) определить условия, которые позволят повысить уровень орфографической зоркости у младших школьников;
6) разработать комплекс заданий для повышения уровня орфографической зоркости у младших школьников с учетом выявленных условий и способов улучшения орфографической зоркости у младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались теоретические методы:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• работа с информационными источниками (книгами, журналами, документами, Интернетом);
• сравнение и обобщение результатов исследования.
А также эмпирические методы: эксперимент
Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ ООШ №3 г. Сосновоборска.
Проблема развития орфографической зоркости является актуальной, потому что ФГОС начального общего образования, выдвигает такие требования к выпукникам начальной школы, как:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах. Одной из главных задач учителя является научить ребенка видеть «опасные места» при письме. [50].
А в работах учеников постоянно сохраняются орфографические ошибки. Поэтому, мы решили более подробно изучить проблему развития орфографической зоркости и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка.
Чтобы достичь поставленной в работе цели, были реализованы следующие задачи:
1) проанализирована психолого - педагогическая, методическая литература по теме исследования;
2) определен актуальный уровень сформированности орфографической зоркости у обучающихся 3 класса;
3) проведена статическая обработка результов исследования и представлены в виде таблиц и орфограмм;
орфографической зоркости младших школьников;
5) разработан комплекс заданий для повышения уровня орфографической зоркости младших школьников с учетом выявленных условий и способов улучшения орфографической зоркости у младших школьников.
Полная система заданий представлена в Приложении В.
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах. Одной из главных задач учителя является научить ребенка видеть «опасные места» при письме. [50].
А в работах учеников постоянно сохраняются орфографические ошибки. Поэтому, мы решили более подробно изучить проблему развития орфографической зоркости и разработать комплекс упражнений, направленный на формирование орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка.
Чтобы достичь поставленной в работе цели, были реализованы следующие задачи:
1) проанализирована психолого - педагогическая, методическая литература по теме исследования;
2) определен актуальный уровень сформированности орфографической зоркости у обучающихся 3 класса;
3) проведена статическая обработка результов исследования и представлены в виде таблиц и орфограмм;
орфографической зоркости младших школьников;
5) разработан комплекс заданий для повышения уровня орфографической зоркости младших школьников с учетом выявленных условий и способов улучшения орфографической зоркости у младших школьников.
Полная система заданий представлена в Приложении В.





