ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ
КАК ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 6
1.1. Сущность процесса внимания 6
1.2. Особенности внимания в онтогенезе и в младшем школьном возрасте ..17
1.3. Обоснование использования дидактических игр в процессе развития
внимания 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 35
2.1. Организация и методика изучения особенностей внимания у детей
младшего школьного возраста 35
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40
2.3. Программа развития произвольного внимания у младших школьников .51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Актуальность исследования. Проблема изучения развития внимания в настоящее время становится злободневной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день увеличивается число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся.
Внимание осуществляет значимые действия в регуляции интеллектуальной активности. Оно сосредотачивает, направляет сознание человека в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте - предмете, явлении, события, образе, мысли. Внимание занимает особое место среди психических явлений, выступая неотъемлемой частью познания, чувства и воли.
Значимое место в данной работе отводится вниманию детей младшего школьного возраста. Многие проблемы, возникающие в обучении у младших школьников, непосредственно связаны с недостатком развития внимания.
Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.
Наличие хорошо развитого уровня внимания в деятельности младшего школьника делает ее продуктивной, организованной активной. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка. Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и учить счету, чтению и письму.
Внимание имеет большое значение в жизни человека. Оно - необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; лишь только внимание даёт возможность человеку воспринимать окружающий мир.
Среди отечественных ученых, занимавшихся изучением внимания, были такие исследователи как Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынин, В.А Крутецкий., С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперин, О.Ю. Ермолаев и другие.
Внимание, как писал К.Д. Ушинский - «есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка». Внимание среди познавательных процессов занимает значимое место, поскольку оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания (устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, во многом зависит и успешность любой деятельности ребенка в целом.
Внимание - важная сторона познавательной деятельности. Педагогу начальных классов необходимо знать особенности его формирования.
Таким образом, изучение развития внимания у детей младшего школьного возраста - это одно из актуальнейших направлений современной отечественной и западной психологии.
Цель работы: выявить актуальный уровень развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте и разработать программу по его развитию у детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования - когнитивная сфера ребенка младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте
Гипотеза: мы полагаем, что процесс внимания представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике. Так же объем, переключение, устойчивость и концентрация внимания у учащихся 89 лет находится на низком и среднем уровне.
Для достижения данной цели мы в нашей работе решаем ряд задач:
1. Рассмотреть состояние проблемы изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности формирования внимания в онтогенезе.
3. Изучить характеристику и особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать диагностическую программу изучения особенностей внимания у детей школьного возраста.
5. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
6. Разработать программу по развитию произвольного внимания в младшем школьном возрасте.
База исследования - МБОУ СШ № 45, 3 «Е» класс.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В результате исследования теоретической части была сформулирована цель «Выявить актуальный уровень развития произвольного внимания в младшем школьном возрасте и разработать программу по его развитию у детей младшего школьного возраста». Для решения поставленной цели были сформулированы задачи:
1. Рассмотреть состояние проблемы изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности формирования внимания в онтогенезе.
3. Изучить характеристику и особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.
4. Разработать диагностическую программу изучения особенностей внимания у детей школьного возраста.
5. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его
результаты.
6. Разработать программу по развитию произвольного внимания в младшем школьном возрасте.
Изучение литературы по проблеме исследования позволило выдвинуть предположение о необходимости систематической работы, направленной на развитие произвольного внимания младших школьников, от которого в первую очередь, зависит успешность обучения детей.
Существует множество определений понятия внимания, и все они правильные, выделить какое-то одно нельзя. Изучением процесса внимания занимались многие зарубежные (Д.Н. Узнадзе, Л.М. Веккер, Т. Рибо), а также отечественные (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн).
Нами было выбрано рабочее определение произвольного внимания данное Л.С. Выготским - «Обращенный внутрь процесс опосредованного внимания, подчиненный общим законам культурного развития».
Выделяют три вида внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.
А также внимание имеет ряд свойств: устойчивость, переключаемость, отвлекаемость, объем, концентрацию и распределение.
Следует отметить, что развитие внимания может идти параллельно по разным направлениям, включая одновременное совершенствование всех видов внимания, а может касаться только отдельных его направлений.
Младший школьный возраст охватывает период жизни ребёнка с 7 до 10 лет. Данный период является сложным и очень важным для школьников. В младшем школьном возрасте, по мере того как расширяется круг интересов ребенка и приучается к систематическому учебному труду, развивается его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - продолжает развиваться. Однако сначала в школе приходится еще сталкиваться с значительной отвлекаемостью детей.
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение.
Основные изменения в развитии ребенка в младшем школьном возрасте возникают в памяти, восприятии, воли и мышлении.
Основным психологическим новообразованием младшего школьного возраста составляют произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.
По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, потому что ему необходимо научиться внимательно, слушать учителя, следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия, находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность планировать, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.
У младшего школьника в начальной школе формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане.
Рассеянность и отвлекаемость являются наиболее распространенными видами нарушения произвольного внимания у младших школьников.
При изучении развития произвольного внимания выделяют множество способов. В нашей работе мы рассмотрели один из способов развития внимания, дидактическую игру. Дидактическая игра - это вид занятий, организуемых в виде учебных игр, направленных на методы активного обучения.
В ходе работы над констатирующим экспериментом были определены критерии и уровни развития произвольного внимания. Критериями развития произвольного внимания младших школьников выступают:
1. Переключение
2. Устойчивость
3. Объем внимания
4. Концентрация.
В ходе исследования так же нами были подобранны диагностические методики:
Объем внимания «Запомни и расставь точки» (Е.В. Доценко) Переключение внимания «Таблица Горбова-Шульте»
Устойчивость внимания. Модификация метода Пьерона-Рузера Концентрация внимания. Методика «Интеллектуальная лабильность» Комплексная методика «Тест Тулуз-Пьерона».к
По результатам методик можно сделать вывод о том, что большинство детей имеют низкий уровень развития таких свойств внимания, как объём и концентрацию. На среднем уровне развития находятся такие свойства внимания, как переключение и устойчивость. Комплексная методика подтверждает результаты исследования внимания младших школьников. Тем самым доказывая низкий и средний уровень развития произвольного внимания.
Так же стоит отметить, что детей с патологией по результатам методик не обнаружено. Учебная деятельность таких детей характеризуется отсутствием понимания того, что от них требуется. Неумение проанализировать образец, непонимание его внутренней структуры, а иногда и смысла самого задания. Требуют постоянной поддержки и помощи на начальном этапе обучения.
Таким образом, мы считаем, что если учитель на уроках в третьем классе будет включать в программу урока упражнения на развитие произвольного внимания младших школьников, то внимание будет на высоком и очень высоком уровне развития.
С целью развития свойств произвольного внимания была разработана программа, которая поможет обучающимся развивать и совершенствовать своё внимание.
Программа занятий рассчитана на учеников 3 класса в возрасте 8-9 лет. Количество занятий - 12. Форма проведения - групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность занятий 30-45 минут. Периодичность занятий - один раза в неделю.
Занятия программы распределены на четыре блока. Каждый блок направлен на развитие одного из свойств произвольного внимания: концентрация, устойчивость, объем, распределение, переключение.
1. Агеносова Н.Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста. В сб.: «Развитие познавательных процессов»/ - Москва : «Просвещение», 1964.
2. Алферов А. Д. Психология развития школьника / - Ростов на Дону, 2000. - 384 с.
3. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М.: Академия,
1999. - 320 с.
4. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника / - 2-е издание. - Москва: АПН РСФСР, 1946. - 50 с.
5. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника/ И.Л. Баскакова. - Методы его изучения и развития: Методические рекомендации. - Москва:, 2002.
6. Блонский, П.П. Память и мышление/ П.П. Блонский - СПб.:, 2001. 288с.
7. Божович, Л.И. Очерки психологии детей: младший школьный возраст / Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Д.Б. Эльконин. - Москва : АПН РСФСР, 1950. - 192 с.
8. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст)/ Л.А. Венгер. - Москва, 1999. 72с.
9. Викторов, И.В. Произвольное внимание младших школьников// Известия. Серия педагогическая/ И.В.Викторов// 2001.- № 6. 34с.
10. Внимание в повседневной жизни и деятельности человека. Феноменология внимания. [Электронный документ]. (http://helpiks.org/3- 45376.html). Дата обращения 17.05.19.
11. Волокитина, М. Н. Очерки психологии младшего школьника/ М.Н. Волокина// М.: Изд-во АМН РСФСР, 1955
12. Волков, Б. С. Детская психология: от рождения до школы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова // СПб., 2009. 113 с.
13. Волкова, Т.Н. Развитие памяти и внимания / Т.Н. Волкова. - М.: Просвещение, 2006. - 123 с.
14. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: материалы всероссийской конференции / ред. О.С. Газман. - М.: Инноватор, 1996. - 72 с.
15. Вундт, В. Введение в психологию: Einfuhrung in die Psychologie. (Из наследия мировой психологии). - М.: КомКнига, 2007. - 168 с....69