Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ОРФОЭПИЧЕСКИМ НОРМАМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №165605

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы54
Год сдачи2020
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические основы изучения орфоэпии 8
1.1 Орфоэпия и орфоэпическая норма в лингвистике и методике
преподавания русского языка 8
1.2 Орфоэпические навыки как составляющая коммуникативной
компетентности 14
1.3 Методы и приемы обучения орфоэпическим нормам 18
Глава 2. Методика обучения орфоэпии на уроках русского языка в среднем звене 24
2.1 Анализ учебников по русскому языку в аспекте изучения орфоэпии 24
2.2 Орфоэпические упражнения на уроках русского языка 29
Заключение 46
Список использованных источников 48

Русский литературный язык существует в двух формах - письменной и устной. Для каждой из этих форм существуют общие языковые нормы - лексические, грамматические и стилистические. Нормы орфографии и пунктуации относятся к письменной речи, акцентологические и произносительные нормы - к устной.
Устная речь имеет важное значение в современном обществе, следовательно, требования к ее правильности повышаются. Это происходит для того, чтобы избежать ошибок и недопонимания в процессе коммуникации.
Усвоение норм современного русского литературного языка происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Следует отметить, что школа играет важную роль в развитии у обучающихся орфоэпической грамотности, т.к. обучение языковым нормам русского языка осуществляется на протяжении всего обучения русскому языку. Современные учебные программы и пособия показывают, что методика обучения орфоэпии является одним из неразработанных разделов методики преподавания русского языка.
Актуальность данной работы. Современное общество нуждается в личности, владеющей коммуникативной компетентностью, в состав которой орфоэпическая грамотность. Усвоение обучающимися акцентологических и произносительных норм происходит не на должном уровне. Это объясняется трудностями при выборе вариативных форм в устной речи. Данная проблема связана не только со слабой разработкой методики преподавания, но и с развитием русского литературного языка, влиянием других языков (заимствования слов), разноместным ударением, динамикой норм произношения.
Научная новизна данной работы заключается в представлении системы упражнений, направленных на формирование орфоэпических навыков у обучающихся на уроках русского языка для среднего школьного звена.
Объектом работы являются орфоэпические нормы.
Предмет - методы и приемы обучения орфоэпическим нормам на уроках русского языка в среднем школьном звене.
Цель работы - изучить и описать эффективные методы и приемы обучения орфоэпическим нормам на уроках русского языка в среднем звене.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую и научную литературу по проблеме исследования;
2. рассмотреть теоретические аспекты обучения орфоэпическим нормам;
3. рассмотреть орфоэпическую норму как составляющую коммуникативной компетентности;
4. изучить методы и приемы обучения орфоэпии;
5. проанализировать учебники 5-9 классов по русскому языку, представленные в школе, соответствующие ФГОС, разных авторов;
6. подобрать и описать упражнения по орфоэпическим нормам для среднего школьного звена.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. общенаучные методы (анализ научной и методической литературы по теме исследования, синтез, обобщение и др.);
2. метод количественной и качественной обработки информации;
3. описательный метод;
4. метод моделирования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов практической главы в деятельности учителей на уроках русского языка.
Основу теоретической части составили труды отечественных лингвистов - Р.И. Аванесова, КС. Горбачевича и методистов - Р.Б. Сабаткоева, В.В. Львова, А.А. Бондаренко и др.
Нами была осуществлена апробация отдельных материалов практической главы выпускной квалификационной работы в виде выступления на 6
внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» в секции «Актуальные проблемы теории и методики русского языка» с докладом по теме «Изучение орфоэпических норм на уроках русского языка». Кроме того, имеется публикация: Мастеренко А. Орфоэпические навыки как составляющая коммуникативной компетентности // Педагогика, психология в условиях непрерывности образования: сборник статей Международной практической конференции (1 марта 2020 г., Самара). - Уфа: Аэтерна, 2020. - С. 103-106.
Выпускное исследование состоит из введения, двух глав (первая глава состоит из трех параграфов, вторая - из двух), заключения и списка использованных источников. Объем работы составляет 52 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Процесс усвоения орфоэпических норм языка происходит в основном в дошкольном и младшем школьном возрасте. Обучающиеся, переходящие в среднее звено в школе, должны обладать определенным уровнем орфоэпических знаний, благодаря которым речевая коммуникация будет осуществляться свободно.
Орфоэпия является важной стороной русского литературного языка. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы сделать язык универсальным средством общения, несмотря на специфические особенности речи. Устная речь вырабатывает практический навык правильного произношения у носителя языка и способствует поднятию уровня культуры речи в современном обществе.
Задания по орфоэпии включены в экзамены по русскому языку (ЕГЭ). Проверка знаний выпускников по правильной расстановке ударений осуществляется в четвертом задании (выбрать слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения). Обычно орфоэпическая норма сходна с привычным произношением, но знания орфоэпического минимума помогут дать максимально правильный ответ.
В ходе проведенного исследования мы выяснили, что:
1) однозначного понимания орфоэпии нет. Разные ученые трактуют данное понятие по-разному. От объема понятия зависит содержание и цели, которые устанавливаются для обучения школьников орфоэпии;
2) в методике преподавания русского языка разделу «Орфоэпия» не уделяется должного внимания. Методика обучения орфоэпии до сих пор остается плохо разработанной, поэтому усвоение орфоэпических норм затрудняется;
3) знания орфоэпических норм и умение использовать их в своей речи являются показателем сформированной коммуникативной личности. Обладание коммуникативной компетентностью, в состав которой входит орфоэпическая грамотность, способствует конструктивному диалогу, в котором каждый из слушающих понимает говорящего без трудностей, при этом затрачивая усилия только для понимания получаемой информации;
4) анализ учебников показал, что раздел «Орфоэпия» представлен в 5 и 6 классах - в качестве повторения пройденного материала в начальной школе и углубления знаний, в 7 классе - повторение пройденного в 5 и 6 классах. В 8 и 9 классах раздел «Орфоэпия» не изучается;
5) для формирования орфоэпических навыков мы подобрали упражнения для среднего школьного звена с предложенными рекомендациями по выполнению.
Усвоение орфоэпических норм - важный процесс, которому следует уделять больше внимания при обучении русскому языку.


1. Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение : учебное пособие для студентов педагогических институтов / Р. И. Аванесов. - Москва : Просвещение, 1984. - 383 с.
2. Антонова, Е. С. Методика обучения русскому языку : учебник для студ. учреждений высш. образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. - Москва : Издательский центр «Академия», 2015. - 400 с.
3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская / А.Г. Асмолова. - Москва : Просвещение, 2010. - С. 42
4. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. - Москва : Академия, 2001. - 368 с.
5. Бондаренко, А. А. Каленчук, М.Л. // Формирование навыков литературного произношения у младших школьников : учебное пособие / А. А. Бондаренко, М. Л. Каленчук. - Москва : Просвещение, 2000. - 143 с.
6. Быстрова, Е. А. Обучение русскому языку в школе : учебное пособие / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос. - Москва : Дрофа, 2004. - 240 с.
7. Валгина, Н. С. Современный русский язык: учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина; под ред. Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Логос, 2002. - 528 с.
8. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. - Изд. 11-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 380 с..
9. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка : пособие для учителей / К. С. Горбачеви. - 3-е изд., испр. - Москва : Просвещение, 1989. - 208 с.
10. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. - Ленинград. - 1985. - 166 с.
11. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянникова. - Москва : издательство МГУ. - 1990. - 104 с.
12. Ладыженская, Т. А. Овладение нормами литературного языка // Методика преподавания русского языка в школе. / Т. А. Ладыженская. - Москва : ACADEMIA, 2001. - 256 с.
13. Львов, В. В. Орфоэпия на уроках русского языка: 5 - 9 классы / В. В. Львов. - Москва : Экзамен, 2011. - 191 с.
14. Мастеренко, А.С. Орфоэпические навыки как составляющая коммуникативной компетентности / А. С. Мастеренко // Педагогика, психология в условиях непрерывности образования: сборник статей Международной практической конференции. - Уфа: Аэтерна, 2020. - С. 103¬106.
15. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от
31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 110255/c2b2d8185c0a6e95fd5e5cbd2eec34b4445cf314/
16. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от
29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 131131/#dst0
17. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. Е. А. Быстровой. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2015. - 280 с.
18. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. Е. А. Быстровой. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2015. - 288 с.
19. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. Е. А. Быстровой. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 247 с.
20. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. Е. А. Быстровой. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2014. -
207 с.
21. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. Е. А. Быстровой. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2019. -
208 с.
22. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. Е. А. Быстровой. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2019. - 128 с.
23. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. Е. А. Быстровой. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2019. - 272 с.
24. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. Е. А. Быстровой. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2019. - 184 с.
25. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е. А. Быстрова, Л. В. Кибирева, Ю. Н. Гостева и др.; под ред. Е. А. Быстровой. - Москва : ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 384 с.
26. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростецова и др.; Науч. ред. Н. М. Шанский. - Москва : Просвещение, 2012. - 192 с.
27. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростецова и др.; Науч. ред. Н. М. Шанский. - Москва : Просвещение, 2012. - 176 с.
28. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростецова и др.; Науч. ред. Н. М. Шанский. - Москва : Просвещение, 2015. - 191 с.
29. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростецова и др.; Науч. ред. Н. М. Шанский. - Москва : Просвещение, 2015. - 175 с.
30. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростецова и др.; Науч. ред. Н. М. Шанский. - Москва : Просвещение, 2013. - 223 с.
31. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростецова и др.; Науч. ред. Н. М. Шанский. - Москва : Просвещение, 2012. - 223 с.
32. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростецова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; Науч. ред. Н. М. Шанский. - Москва : Просвещение, 2014. - 271 с.
33. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростецова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М.
Александрова; Науч. ред. Н. М. Шанский. - Москва : Просвещение, 2014. - 207 с.
34. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - Москва : Дрофа, 2012. - 317 с.
35. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - Москва : Дрофа, 2010. - 363 с.
36. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - Москва : Дрофа, 2009. - 316 с.
37. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - Москва : Дрофа, 2009. - 269 с.
38. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - Москва : Дрофа, 2011. - 286 с.
39. Сабаткоев, Р. Б. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - Москва : Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
40. Соловьёва, Н. Н. Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка. / Н. Н. Соловьёва. - Москва : ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и Образование», 2008, - 96 с.
41. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» [Электронный ресурс] : // «Грамота.ру» Режим доступа : http:// gramota.ru/
42. Толикина, Е. А. развитие коммуникативной компетентности на занятиях по русскому языку и литературе : учебно-методическая разработка для студентов среднего профессионального образования / Е. А. Толикина. - Ульяновск : Зебра. - 2015. - 50 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ