Введение 7
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития уважительного отношения к старшим как семейной ценности у младших школьников 10
1.1 Сущность понятий «семейные ценности», «уважительное отношение к старшим как семейные
ценности» 10
1.2 Критерии развития уважительного отношения к старшим у младших школьников 17
1.3 Развитие уважительного отношения к старшим, как семейная ценность посредством
внеурочной деятельности 25
Вывод по первой главе 34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по определению особенностей развития уважительного отношения к старшим как семейная ценность у младших школьников 35
2.1. Этапы организации опытно-экспериментальной работы по определению особенностей
развития уважительного отношения и выявление актуального уровня развития уважительного отношения к старшим как семейная ценность у младших школьников 35
2.2. Программа развития уважительного отношения к старшим как семейная ценность у младших
школьников посредством внеурочной деятельности 51
Вывод по 2 главе 56
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение А 71
Модернизация образования на всех его уровнях в настоящее время выступает как одно из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является основным нормативным актом, координирующим изменения в организации образовательного процесса, основная задача которого — обеспечение условий для всестороннего развития личности ребенка и создание атмосферы, способствующей его максимальной самореализации. Выполнение данной задачи невозможно без участия семьи. В связи с этим институт семьи становится важным социальным компонентом развития личности.
Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России, заложенная в основу ФГОС начального общего образования, определяет направленность содержания образования на формирование национальных базовых ценностей как главной составляющей культурного, духовного и нравственного богатства российского народа.
Сегодня российское общество вплотную подошло к такому периоду своего развития, когда увеличение доли пожилых людей в составе населения серьезно влияет на экономическое, политическое, социальное и духовно - нравственное развитие нации, актуализируя необходимость подготовки к жизни в «обществе пожилых людей». При этом укрепление взаимопонимания между различными поколениями приобретает особую значимость в связи с изменением демографической структуры общества, отдаленностью различных возрастов.
Решение задач по развитию у детей уважительного отношения к страшим не только актуально, но и чрезвычайно сложно. Причем в каждой возрастной группе, например, среди учащихся общеобразовательных учреждений разных классов, имеются свои особенности в содержании и построении методики воспитательной работы. Целенаправленное воспитание детей необходимо начинать с самого раннего возраста, что позволяет добиваться планируемых результатов в педагогической деятельности.
Цель исследования: изучить особенности развития и определить актуальный уровень уважительного отношения к старшим у учащихся начальной школы, разработать программу занятий, направленную на воспитание уважительного отношения к старшим у учащихся начальной школы.
Объект исследования: процесс воспитания младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития у младших школьников уважительного отношения к старшим как семейная ценность.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уважительное
отношение к старшим находится на среднем уровне и характеризуется представлением об основных проявлениях по отношению к взрослому, проявлением чуткости и сопереживания к взрослому, готовностью помочь взрослому в конкретной ситуации (уступить место, помочь перейти дорогу)
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности развития уважительного отношения к старшим как семейная ценность у младших школьников.
3. Проанализировать приемы и подходы по развитию у младших школьников уважительного отношения к старшим как семейная ценность во внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и методической литературы; наблюдение педагогического процесса; проведение диагностического наблюдения; анализ данных исследования.
Констатирующий этап эксперимента состоял из трех методик: «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой), «Закончи историю» (Р.М. Калининой), рассказ «Сыновья» В. Осеевой (беседа)
База исследования: МБОУ «Орджоникидзевская СОШ» п.
Орджоникидзе. В исследовании приняло участие 13 учеников 3 класса.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было конкретизировано определение «уважительное отношение к старшим», выделены критерии развития уважительного отношения к старшим у младшего школьника: Образно-содержательный; эмоциональномотивационный; действенно-практический.
Развитие уважительного отношения к старшим - это процесс, который включает в себя осознание ребенком нравственных ценностей - любви, дружбы, верности, уважения - как основы семьи и понимание сопричастности к своей семье и роду, выражаемое через почитание родителей и предков.
Младший школьный возраст - благоприятная пора для развития уважительного отношения к старшим. В этот период у ребенка возрастает желание походить на взрослых. Он начинает осознавать себя личностью, которая должна придерживаться определенных норм и правил, которые обозначает современное общество. В данный период значимую роль приобретает отношение младшего школьника со своими родителями.
Развитие уважительного отношения ребенка к старшим - основа воспитания, определяющаяся духовно-нравственное развитие младшего школьника. Это многогранный процесс, основанный на диалоге, сотрудничестве всех субъектов данного процесса. Эффективным для младших школьников он становится, если учитель соблюдает следующие условия: основывается на возрастных потребностях и интересах ребенка; организует совместную, коллективную деятельность; создает атмосферу эмоционального, волевого напряжения и обеспечивает атмосферу доброжелательного взаимопонимания.
Содержание процесса развития уважения к старшему поколению предусматривает совокупность отношений, которая определяется значимыми для человека ценностными отношениями. Развитие у детей ценностного отношения к человеку как таковому является фундаментом программы формирования уважения к взрослым. Ценностная ориентация на человека способна порождать установление правильных устойчивых отношений. В ходе подобных отношений проявляются такие качества личности, как дисциплинированность, доброжелательность, внимательность, вежливость, честность, великодушие, самоотверженность, совестливость, которые и являются составляющими понятия «уважение».
Выбор способов и методов развития во многом зависит от возрастных особенностей ребёнка и жизненного опыта. Характер методов развития изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Важно в своих требованиях опираться на мнение школьников, советоваться с ними.
Формы организации и методы развития изменяются от
индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом - воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.
Экспериментальная часть исследования осуществлялась с целью изучения эффективности психолого-педагогических условий развития уважительного отношения к старшим у младшего школьника во внеурочной деятельности.
Эксперимент предполагал проведение диагностирующих методик, целью которых являлось определение уровня развития уважительного отношения к старшим у младших школьников.
Эксперимент показал, что уважительное отношение к старшим у младших школьников достаточно сформировано. У школьников 3 класса преобладает средний и высокий уровень развития уважительного отношения к старшим. У 6 участников исследования (50%) выявился высокий уровень осознанности нравственных норм. Несколько сниженный уровень (средний уровень) осознанности нравственных норм имеют 5 детей (41,5%). Два ребенка (8,5%) имеют низкий уровень.
Сформирована программа по развитию уважительного отношении к старшим у младших школьников. На занятиях предполагается осмысление школьниками понятий, связанных с темой уважения к старшим, осознание своей роли в семье, осмысление представлений о доме и семье, как мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди. Также предполагается осваивать способ выражение позитивного отношения к семье и старшим и знакомство с позитивными способами взаимодействия в семье и в обществе.
1. Абрамовских Н. В. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников // Педагогическое образование в России. - 2016. - №5. - С. 131-136
2. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно — нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2010. — № 3. — С. 38-42.
3. Алиханова Р. А. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников на этнопедагогических ценностях / Р.А. Алиханова, А.Р. Алиханова // МНКО. - 2018. - №3 (70). - С. 76-79.
4. Ачасова, Л. Ю. Толерантность в деятельности современного педагога / Л.Ю. Ачасова // Педагогическое образование и наука. 2009. № 11. 24 - 25 с.
5. Баргаева Г. А. Особенности формирования нравственных качеств личности школьника на современном этапе развития общества [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 1-3.
6. Бидюк Д. О. Влияние телевидения на формирование духовно - нравственных ценностей младших школьников // Проблемы педагогики. - 2016. - №1 (12). - С. 35-38
7. Богус М. Б. Интеллектуальные игры в нравственном воспитании младших школьников // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2017. - №2-1. - С. 37-41
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. — 257 с.
9. Боликова Л.Ю. Формирование духовно-нравственных установок у младших школьников / Л. Ю. Боликова, Ю.А. Сильнова // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2015. - №2 (34). - С. 121-125
10. Бородина Е. Н. Дидактическая игра в нравственно-патриотическом воспитании детей // Педагогическое образование в России. - 2018. - №1. - С. 154-159
11. Бугаева А.П. Влияние детской якутской литературы на развитие духовно-нравственной культуры младших школьников / А. П. Бугаева, Л. В. Сокорутова // ПНиО. - 2018. - №4 (34). - С. 189-194
12. Бугаева А.П. Литературно-художественное чтение как фактор духовноличностного развития учеников младших классов / А. П. Бугаева, Л. В. Сокорутова // ПНиО. - 2018. - №2 (32). - С. 164-188
13. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2007. - 159 с.
14. Водзинский Д.И. Научные основы нравственного воспитания
школьников. - Минск: Вышэйшая школа, 2002. - 176 с.
15. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. Вузов/Сост. и науч. Ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: «Академия», 2009. - 894 с.....81