ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта у младших школьников 5
1.1. Основные подходы понимания эмоционального интеллекта в
психологической науке 5
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта детей младшего
школьного возраста 15
1.3. Способы развития эмоционального интеллекта младших школьников ... 25
Выводы по Главе I 32
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование развитие эмоционального интеллекта у младших школьников 34
2.1. Методическая организация исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 39
2.3. Программа классных часов по развитию эмоционального интеллекта у
младших школьников 47
Выводы по Главе II 53
Заключение 55
Список используемых источников 58
Приложение 64
Глава 1. Теоретические аспекты изучения эмоционального интеллекта у младших школьников 5
1.1. Основные подходы понимания эмоционального интеллекта в
психологической науке 5
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта детей младшего
школьного возраста 15
1.3. Способы развития эмоционального интеллекта младших школьников ... 25
Выводы по Главе I 32
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование развитие эмоционального интеллекта у младших школьников 34
2.1. Методическая организация исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 39
2.3. Программа классных часов по развитию эмоционального интеллекта у
младших школьников 47
Выводы по Главе II 53
Заключение 55
Список используемых источников 58
Приложение 64
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет значение развития этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей [1]. Умение анализировать собственные эмоциональные переживания, понимать эмоции окружающих, использовать полученную информацию является качествами сформированного эмоционального интеллекта. Для успешной реализации личности в различных сферах жизнедеятельности необходимо с детских лет развивать социальный и эмоциональный интеллект, так как именно это, по мнению ряда исследователей, обеспечивает наиболее успешное вхождение ребенка в социальную среду. Играя, занимаясь, обучаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, дети учатся жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становятся социально компетентными.
Исследователи И.Н. Андреева, Р. Бар-Он, Д. Гоулман, Д.В. Люсин, Дж. Мейер, А.И. Савенков, П. Сэловей, О.В. Хухлаева и др. полагают, что высокий уровень эмоционального интеллекта может способствовать физическому, психическому, нравственному, социальному благополучию человека, предоставляет возможность успешно взаимодействовать с окружающими, решать поставленные задачи, выстраивая позитивные взаимоотношения, принимать взвешенные и осознанные решения. Согласно исследованиям И.Н. Андреевой, Т.О. Бабаевой, М.И. Грязновой, Л.М. Новиковой для формирования эмоционального интеллекта более благоприятным периодом является младший школьный возраст, т.к. естественная потребность в эмоциональном восприятии окружающего мира в это время дополняется у ребенка активным интеллектуальным развитием.
Цель - на основе изучения особенностей развития эмоционального интеллекта разработать программу по развитию у младших школьников эмоционального интеллекта в процессе участия в играх.
Объект исследования - эмоциональный интеллект.
Предмет исследования - особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эмоциональный интеллект в младшем школьном возрасте:
1) характеризуется сформированностью понимания своих эмоций и эмоций других людей;
2) проявляется в осознанном сопереживании текущему эмоциональному состоянию другого человека;
3) может быть развит с помощью игры.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения развития эмоционального интеллекта у младших школьников.
3. Описать актуальный уровень развития эмоционального интеллекта у младших школьников.
4. Составить программу классных часов, направленную на развитие эмоционального интеллекта у младших школьников.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого -педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Наблюдение.
4. Качественный и количественный анализ.
5. Методы математической обработки данных.
Исследование проводилось на базе МАОУ Лицей №11 г. Красноярска. В исследовании приняли участие 26 обучающихся 2 «Е» класса. Мальчиков - 13, девочек - 13 в возрасте 8-9 лет.
Исследователи И.Н. Андреева, Р. Бар-Он, Д. Гоулман, Д.В. Люсин, Дж. Мейер, А.И. Савенков, П. Сэловей, О.В. Хухлаева и др. полагают, что высокий уровень эмоционального интеллекта может способствовать физическому, психическому, нравственному, социальному благополучию человека, предоставляет возможность успешно взаимодействовать с окружающими, решать поставленные задачи, выстраивая позитивные взаимоотношения, принимать взвешенные и осознанные решения. Согласно исследованиям И.Н. Андреевой, Т.О. Бабаевой, М.И. Грязновой, Л.М. Новиковой для формирования эмоционального интеллекта более благоприятным периодом является младший школьный возраст, т.к. естественная потребность в эмоциональном восприятии окружающего мира в это время дополняется у ребенка активным интеллектуальным развитием.
Цель - на основе изучения особенностей развития эмоционального интеллекта разработать программу по развитию у младших школьников эмоционального интеллекта в процессе участия в играх.
Объект исследования - эмоциональный интеллект.
Предмет исследования - особенности развития эмоционального интеллекта младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эмоциональный интеллект в младшем школьном возрасте:
1) характеризуется сформированностью понимания своих эмоций и эмоций других людей;
2) проявляется в осознанном сопереживании текущему эмоциональному состоянию другого человека;
3) может быть развит с помощью игры.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения развития эмоционального интеллекта у младших школьников.
3. Описать актуальный уровень развития эмоционального интеллекта у младших школьников.
4. Составить программу классных часов, направленную на развитие эмоционального интеллекта у младших школьников.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого -педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Наблюдение.
4. Качественный и количественный анализ.
5. Методы математической обработки данных.
Исследование проводилось на базе МАОУ Лицей №11 г. Красноярска. В исследовании приняли участие 26 обучающихся 2 «Е» класса. Мальчиков - 13, девочек - 13 в возрасте 8-9 лет.
Для изучения и теоретического обоснование подходов и аспектов развития эмоционального интеллекта младших школьников в своем исследовании мы рассмотрели существующие особенности и способы развития ЭИ, которые отражают многообразие направлений в исследовании этого явления. Эмоциональный интеллект - это группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Факторами, влияющими на формирование эмоционального интеллекта, можно считать всевозможные жизненные ситуации, которые могут приносить ребенку чувство тревоги, беспокойства и т.д., а также ситуации, вызывающие положительные эмоции. Их роль заключается в том, что они закладывают основу для понимания ребенком своих эмоций и эмоций окружающих, на основе чего он делает заключение об окружающей его ситуации и готовится к соответствующей эмоциональной реакции.
В ходе анализа научной литературы мы выяснили, что в младшем школьном возрасте эмоциональный интеллект представляет собой готовность ребенка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми.
Именно младший школьный возраст с его эмоциональной отзывчивостью на происходящие события, непосредственностью и откровенностью выражения своих чувственных переживаний, чувственной окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности, является сензитивным для оказания влияния на формирование эмоционального интеллекта. Факторы могут быть биологически и социально обусловлены. Под биологически обусловленными принято понимать особенности пола, возраста ребенка; под социальными факторами - влияние
социальной среды, окружающей ребенка, детско -родительские отношения, отношения со сверстниками, а также отношения ребенка в школе. Развитие понимания эмоций можно охарактеризовать как постепенный переход от «внешней» ориентации, когда ребенок представляет эмоцию как реакцию на ту или иную ситуацию, к «внутренней», когда он принимает во внимание, как наличную ситуацию, так и желания и намерения человека, его прошлый опыт. Это позволяет ребенку понимать более сложные эмоциональные проявления. Уровень развития ЭИ у младших школьников зависит от проявления знакомых/незнакомых эмоций.
Для проведения эмпирического исследования был подобран диагностический комплекс. Анализ результатов показал, что у 42% обучающихся данного класса развитие эмоционального интеллекта находится на низком уровне. Эти дети не стараются учесть настроение и состояния своего одноклассника, равнодушно относятся к состоянию друг друга, не учитывают настроение сверстника, не интересуются причинами его появления. Могут не реагировать на других при взаимодействие в группе, говорить, что мнение товарища не верно, при этом не выслушав его. Средний уровень развития эмоционального интеллекта сформирован у 50% младших школьников. Обучающиеся могут выслушивать мнение одноклассника, но при этом с ним не считаться и продолжать наставить на правильности своего решения. Они не всегда учитывают настроение своего товарища и меняют стиль своего общения по отношению к нему. И только 8% от всего класса обладают высоким уровнем развития эмоционального интеллекта.
Для того чтобы способствовать развитию эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте была разработана программу классных часов на основе игр. Благодаря программе обучающиеся познакомятся с понятиями «эмоция» и «эмпатия», смогут различать и назвать свои эмоции и эмоции других людей, научатся контролировать негативные эмоции. В процессе игры будут применять свои знания на практике, тем самым эта 56
деятельность будет способствовать развитию эмоционального интеллекта младшего школьника.
Практическая значимость исследования заключается в изучении особенностей эмоционального интеллекта у младших школьников. Разработанные на основе этих особенностей рекомендации могут способствовать развитию эмоционального интеллекта у обучающихся.
Результаты исследования могут быть полезны учителям, родителям, студентам, интересующимся этой проблемой.
В ходе анализа научной литературы мы выяснили, что в младшем школьном возрасте эмоциональный интеллект представляет собой готовность ребенка ориентироваться на другого человека и учитывать его эмоциональное состояние в своей деятельности, способность управлять собой и способность управлять отношениями с людьми.
Именно младший школьный возраст с его эмоциональной отзывчивостью на происходящие события, непосредственностью и откровенностью выражения своих чувственных переживаний, чувственной окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности, является сензитивным для оказания влияния на формирование эмоционального интеллекта. Факторы могут быть биологически и социально обусловлены. Под биологически обусловленными принято понимать особенности пола, возраста ребенка; под социальными факторами - влияние
социальной среды, окружающей ребенка, детско -родительские отношения, отношения со сверстниками, а также отношения ребенка в школе. Развитие понимания эмоций можно охарактеризовать как постепенный переход от «внешней» ориентации, когда ребенок представляет эмоцию как реакцию на ту или иную ситуацию, к «внутренней», когда он принимает во внимание, как наличную ситуацию, так и желания и намерения человека, его прошлый опыт. Это позволяет ребенку понимать более сложные эмоциональные проявления. Уровень развития ЭИ у младших школьников зависит от проявления знакомых/незнакомых эмоций.
Для проведения эмпирического исследования был подобран диагностический комплекс. Анализ результатов показал, что у 42% обучающихся данного класса развитие эмоционального интеллекта находится на низком уровне. Эти дети не стараются учесть настроение и состояния своего одноклассника, равнодушно относятся к состоянию друг друга, не учитывают настроение сверстника, не интересуются причинами его появления. Могут не реагировать на других при взаимодействие в группе, говорить, что мнение товарища не верно, при этом не выслушав его. Средний уровень развития эмоционального интеллекта сформирован у 50% младших школьников. Обучающиеся могут выслушивать мнение одноклассника, но при этом с ним не считаться и продолжать наставить на правильности своего решения. Они не всегда учитывают настроение своего товарища и меняют стиль своего общения по отношению к нему. И только 8% от всего класса обладают высоким уровнем развития эмоционального интеллекта.
Для того чтобы способствовать развитию эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте была разработана программу классных часов на основе игр. Благодаря программе обучающиеся познакомятся с понятиями «эмоция» и «эмпатия», смогут различать и назвать свои эмоции и эмоции других людей, научатся контролировать негативные эмоции. В процессе игры будут применять свои знания на практике, тем самым эта 56
деятельность будет способствовать развитию эмоционального интеллекта младшего школьника.
Практическая значимость исследования заключается в изучении особенностей эмоционального интеллекта у младших школьников. Разработанные на основе этих особенностей рекомендации могут способствовать развитию эмоционального интеллекта у обучающихся.
Результаты исследования могут быть полезны учителям, родителям, студентам, интересующимся этой проблемой.
Подобные работы
- Коррекция недостатков развития эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРСТА С ПОМОЩЬЮ ПСИХОГИМНАСТИКИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства (Читинский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2025 - Особенности развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста (Институт государственного администрирования)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2023 - Развитие творческих способностей у детей младшего школьного
возраста на материале декоративно-прикладного искусства Урала
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Работа специального психолога по гармонизации эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - Развитие эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020





