Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования языковой компетенции младших школьников
1.1. Сущность и содержание понятия «языковая
компетенция» 6
1.2. Психолого-педагогические основы формирования языковой
компетенции младших школьников 12
1.3. Методы исследования языковой компетенции младших
школьников 19
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Актуальное состояние развития языковой компетенции младших
школьников
2.1. Диагностическая программа определения актуального состояния
развития языковой компетенции младших школьников 23
2.2. Анализ результатов исследования актуального состояния развития
языковой компетенции младших школьников 32
2.3. Возможности нетрадиционной формы урока в развитии лексикограмматического компонента языковой компетенции 35
Выводы по 2 главе 41
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение А - Индивидуальный бланк исследования методики «Звуковые прятки» 48
Приложение Б - Индивидуальный бланк исследования методики «Говорят дети» 50
Приложение В - Индивидуальный бланк исследования методики «Крылатые слова» 52
Приложение Г - Результаты диагностики фонематического слуха 54
Приложение Д - Результаты диагностики лексико-грамматической готовности 55
Приложение Е - Результаты диагностики знания и понимания идиоматики языка 56
Приложение Ж - Результаты статистической обработки фактических данных исследования 57
Приложение И - Конспекты уроков по развитию лексико-грамматического компонента языковой компетенции младшего школьника 58
Современный Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предполагает освоение программ Начального Общего Образования на основе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего успешное усвоение обучающимися не только новых знаний и умений, но и формирование компетенций, видов и способов деятельности [23]. Необходимость развития компетенций в образовании основана на готовности учащихся использовать полученные знания и способы работы в реальной жизни для решения практических задач.
Ведущая роль в реализации компетентностного подхода в начальной школе принадлежит такому базовому предмету, как русский язык. Задача обучения русскому языку в начальной школе с точки зрения развития компетенций определена включением в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требования к достижению такого результата, как «сформированность у младших школьников первоначальных научных представлений о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи» [23]. Для решения данной задачи возникает необходимость формирования у младших школьников языковой компетенции.
Формирование языковой компетенции связано с овладением школьниками основными нормами русского языка и с приобретением ими навыков речевого общения.
Актуальность формирования языковой компетенции заключается в том, что данная компетенция лежит в основе общей успешности младшего школьника в обучении, а также играет значительную роль в развитии его как компетентной и социально-активной личности.
Среди отечественных ученых, занимающихся исследованием языковой компетенции как способности владеть языком, известны Е.Д. Божович, Л.Н. Булыгина, Е.А. Быстрова, О.А. Каплун, С.Г. Макеева, Г.А. Орлова. В их исследованиях доказано, что языковой компетенции придается важное значение, так как она может помочь школьнику стать функционально грамотной языковой личностью, способной в различных жизненных ситуациях свободно использовать умения всех видов речевой деятельности и осознавать себя носителем языка как социокультурного феномена.
Исходя из вышесказанного, объектом работы является процесс формирования языковой компетенции у младших школьников.
Предмет исследования - актуальное состояние и особенности развития языковой компетенции младших школьников.
Цель работы - выявить особенности развития языковой компетенции младших школьников и сформировать предложения по ее развитию с учетом выявленного актуального состояния.
Гипотеза исследования: учащиеся младших классов находятся преимущественно на среднем уровне сформированности языковой компетенции, которая характеризуется такими критериями как развитый фонематический слух, лексико-грамматическая способность, знание и понимание идиоматики русского языка.
Задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогические особенности формирования языковой компетенции у младших школьников;
2. Провести диагностику состояния развития языковой компетенции учащихся 1 класса на фонетическом и лексическом уровнях;
3. На основе результатов исследования выявить возможности нетрадиционных форм урока для развития языковой компетенции обучающихся 2 классов;
4. Разработать серию нетрадиционных уроков, направленных на развитие языковой компетенции обучающихся 2 классов.
Реализация системно-деятельностного подхода и формирование у школьников ключевых компетенций - одна из важнейших задач современного образования. Значимость формирования компетенций заключается в получении школьниками практико-ориентированных знаний и развитии у них важных социальных и профессиональных качеств, которые помогут им стать успешными в современном постоянно меняющемся мире.
В начальной школе приоритетное значение отдается формированию языковой компетенции, поскольку она является основой общей успешности школьника в обучении, а также развивает в нем функционально-грамотную личность, способную свободно использовать знания и умения всех видов речевой деятельности в различных жизненных ситуациях.
В широком смысле языковая компетенция - это представления человека о языковой системе и основных правилах речевого поведения. Под языковой компетенцией младшего школьника понимается совокупность конкретных знаний и умений, необходимых школьнику для речевых контактов и овладения языком как учебной дисциплиной.
К особенностям процесса формирования языковой компетенции младшего школьника относится следующее.
Языковая компетенция начинает складываться в дошкольном возрасте как единство прагматических умений и самостоятельно открытых знаний ребенка в результате спонтанно накопленного им речевого опыта. Затем в школе ребенок получает строгие научные знания о языке. Взаимодействие речевого опыта и знаний о языке постепенно приводят к развитию у младшего школьника чувства языка - языковой интуиции. Таким образом, речевой опыт, знания о языке и языковая интуиция формируют языковую компетенцию как сложную психологическую систему.
Другая особенность процесса формирования языковой компетенции заключается в том, что школьник овладевает разными подсистемами языка неодновременно и неравномерно. Развитие какого-либо компонента 43
языковой компетенции может «западать» и тормозить становление других компонентов.
В результате диагностического исследования актуального состояния языковой компетенции младших школьников, было обнаружено, что на этапе первого года обучения в школе у школьников наименее сформирован лексико-грамматический компонент языковой компетенции.
В целях своевременной коррекционной работы и повышения уровня развития лексико-грамматического компонента языковой компетенции у учащихся 2 классов предлагается проводить уроки с использованием нетрадиционных форм. Нетрадиционные формы уроков выбраны с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также с учетом сложности и абстрактности лексико-грамматических тем, изучаемых во втором классе.
Считаем, что включение в образовательный процесс нетрадиционных форм уроков будет эффективно способствовать развитию языковой компетенции младших школьников.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. С. 362.
2. Бобырев А.В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения // Известия Южного федерального университета. 2017. №9. С.10-14
3. Божович Е.Д. Диагностика компетенций старших дошкольников и первоклассников: учебное пособие для вузов. М: Юрайт, 2019. 106с.
4. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 33-44.
5. Божович Е.Д. Структура, динамика и механизмы развития языковой компетенции школьников // Психолого-педагогические исследования. 2013. №5. С.42-52.
6. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. М.; Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2002. 288с.
7. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции
школьников // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 14-19.
8. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую
компетенцию мы формируем на уроках // Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. М.: Дрофа, 2004. С. 20-39.
9. Василевич А. П. Проблемы измерения языковой компетенции // Лингвистические основы преподавания языка. М., 1999. С. 113—136.
10. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избр. психол. произв. М. 1956. С. 426-427.
11. Выготский, Л.С. О психологических системах // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 109-131.
12. Жесткова Е.А. Грамматические игры на уроках русского языка как средство активизации познавательной деятельности младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -
№ 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25374 (дата
обращения: 24.10.2021)
13.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. 38 с.
14.Зиновьева Т.И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 468с.
15. Иванова А. Е. Языковая компетентность испытуемых в психологическом эксперименте // Язык и личность / под ред. Д. Н. Шмелева. М.: Наука, 1989. С. 127—131....32