ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И 9 РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ
1.1 Самооценка как психологическое свойство личности 9
1.2 К вопросу классификации видов самооценки 24
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ И 28 РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
2.1 Способы и приемы корректировки самооценки учащихся на 28 уроках биологии
2.2 Развитие самооценки при изучении биологии 35
ВЫВОДЫ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Проблема оценки и оценивания в разных своих аспектах получила отражение в трудах зарубежных и отечественных психологов, методистов и педагогов (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Ю.К. Бабанский, Дж. Брунер, Л.С. Выгодский, Л.И. Божович, Э.А. Голубева, И.Я. Лернер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, М.Н. Скаткин, А.И. Липкина).
Оценочная деятельность, согласно теории учебной деятельности, порождает потребность учителя или ученика получить о том информацию, соответствует или нет качество умений и знаний учащихся по предмету и требованиям программы. Таким образом, цель оценочной деятельности является, контроль за успеваемостью учащихся и формирования у них адекватной самооценки. Как отмечает А.И. Липкина в процессе учебновоспитательном у обучающегося формируется на оценку установка своих возможностей - одного из основных компонентов самооценки.
Самооценка является одним из основных свойств личности. В ней отображается то, что человек узнает о себе, его собственная деятельность и активность. Самооценка ребенка оказывает большое влияние на его внутреннее состояние, поведение, деятельность и взаимоотношение в коллективе.
Одной из ведущих целей современного школьного образования становится развитие способности школьника самостоятельно ставить себе цели, определять задачи, искать пути их реализации, способности контролировать и оценивать свои достижения другими словами — формирование умение учиться.
Достижение этой цели возможно благодаря формированию универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия, согласно ФГОС второго поколения, обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять учебную деятельность, самостоятельно ставить цели и задачи, искать способы их решения, контролировать и оценивать учебную деятельность.
Самооценка как одна из наиболее важных составляющих личности входит в состав метапредметных регулятивных УУД, при которых обучающиеся должны владеть основами самоконтроля, самооценки принятия решения в осознанном выборе учебной и познавательной деятельности.
Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи, но новые образовательные стандарты еще раз подчеркивают актуальность данной проблемы. Если раньше основной целью обучения было формирование предметов знаний, умений и навыков, то сейчас на первый план выходит формирование комплекса предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Исходя из выше изложенного нами была определена тема исследования «Особенности самооценки учебной деятельности школьников в процессе обучения биологии»
Объект исследования: учебно — воспитательный процесс по биологии в школе, включающий формирование и развитие самооценки личности учащегося.
Предмет исследования: самооценка, как свойство личности учащихся 6 классов.
Гипотеза исследования: самооценка учащихся как свойство развития личности будет формироваться и развиваться адекватно, если в процессе учебно-воспитательной деятельности по предметам школьной программы, в том числе и биологии, будут применяться задания по корректировке их самооценки.
Цель исследования: Организовать обучение учащихся по биологии способствующее коррекции их самооценки.
Задачи исследования:
• Изучить в психолого-педагогической литературе проблему развития самооценки школьников в процессе их учебной деятельности.
• Установить уровень самооценки учащихся 6 класса.
• Разработать и применить задания по корректировке самооценки учащихся в процессе изучения биологии.
В выпускной квалификационной работе использовались различные методы исследования: беседы с учителем биологии, наблюдение, анализ методической, психолого-педагогической и специальной литературы по психологии, а так же методы математической обработки данных.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов и списка литературы. В работе представлены: 3 рисунка, 2 диаграммы, список литературы включает в себя 43 источника. Общий объем работы составляет 48 страниц.
1. Подростковый возраст - это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытия «Я», обретения новой социальной позиции. Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности. Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой.
2. Проблема успеваемости чрезвычайно трудна, ее исследование подразумевает большое количество разных подходов, хотя все они группируются вокруг 2 ключевых аспектов рассмотрения проблемы. В ходе исследования был определен уровень самооценки учащихся 6 класса. Анализ диагностики показал, что 17 из 23 учеников имеют адекватную самооценку, а 6 человек нуждаются в коррекции.
3. В ходе исследования были разработаны приемы коррекции самооценки учащихся, способствующие формированию и развитию правильной самооценки у обучающихся в 6 классе при проведении уроков биологии. Такая систематическая и целенаправленная деятельность позволяет учащимся владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
1. Абдрахманова В.Б. Зависимость самооценки от интраличностного и интерличностного сравнения детей/ В.Б. Абдразманова// Вопросы психологии. - № 5, 1975. с. 138-141.
2. Авдеева Л.И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа: Дис...канд.психолог. наук. 19.00.13/ Л.И. Авдеева. м.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 251 с.
3. Архиреева Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография/ Т.В. Архиреева - Великий Новгород.: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2008. 158 с.
4. Ахмедпашаева К.А. Уровень сформированности аспектов самосознания, связанных с гендерной идентификацией [Элекронный ресурс]/ К.А. Ахмедпашаева// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - № 1-2, 2014. - Режим доступа. - http: //cyberleninka.ru/article/n/uroven- sformirovannosti-aspektov-samosoznaniya-svyazannyh-s-gendernoy- identifikatsiey (дата обращения 02.03.2017)
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - 2-е изд./ Б.Г. Ананьев. Спб.: Питер, 2001. 272 с. (Серия «Мастера психологии»)
6. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология Учебное пособие/ А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. М.: ЧеРо, 2005. 524 с.
7. Бороздина Л.В. Что такое самооценка?/ Л.В. Бороздина // Психологический журнал. - № 4. Т.13,1992. С. 99 100.
8. Габелия Т.К. Формирование адекватной самооценки у младших школьников [Электронный ресурс]/ Т.К. Габелия. - Краснодар, КРУ Режим доступа. - http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/1807.pdf (дата обращения 15.03.2017)
9. Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход/ Т.В. Галкина- М.: Изд.-во «ИП РАН», 2011. 401с.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А. Возрастная и педагогическая психология. -
М.: Педагогическое общество России, 2008. 512 с.
11. Горбацевич О.А., Горбацевич Н.В. Цели и задачи совершенствования системы образования в России в условиях современного общества/ О.А. Горбацевич, Н.В. Горбацевич// Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. С. 29-30.
12. Да-Круш С.А. Роль самооценки в составе интеллектуального
потенциала: автореф. канд.психолог. наук. СПб.: 1995. 116с.
13. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки //
Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 5-14.
14. Иванова Т.Л. Самооценка в структуре деятельности/ Т.Л. Иванова // Качество жизни в трансформирующемся обществе. Материалы региональной научно-практической конференции. Набережные Челны, 2001. с. 17-19.
15. Иванова Т.Л. Психологические и социальные аспекты, формирующие и реализующие самооценку. Депонирование в ИНИОН РАН. М., 2002. № 57 706.-26 с....43