Введение 3
Глава 1. Общая характеристика кибертерроризма
1.1. Понятие и особенности кибертерроризма 5
1.2. Воздействие кибертерроризма на международную информационную
безопасность 15
Глава 2. Инициативы государств мира по борьбе с кибертерроризмом
2.1. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью .... 27
2.2. Нормативно-правовое регулирование сферы борьбы с
кибертерроризмом 38
Заключение 48
Список использованных источников 50
Актуальность темы исследуемой проблемы заключается в том, что в силу современных процессов глобализации и цифровизации мирового сообщества, в жизнь общества и государства все больше проникают компьютерные технологии, которые затронули экономическую, технологическую, транспортную и другие сферы жизнедеятельности. Новейшие компьютерные разработки призваны облегчить нагрузку оказываемую на человечество и сделать жизнь проще и мобильнее. Однако, проникновение технологий несет за собой и угрозу того, что персональные данные многих людей могут стать общественным достоянием, производство в некоторых организациях может быть саботировано, финансовые операции могут совершаться третьими лицами, оставляя в неведении реальных владельцев денежных средств. Данный список угроз не имеет конца и с течением времени количество новых видов преступлений в цифровом пространстве будет только увеличиваться. Поэтому важно обратить внимание мирового сообщества на данную проблему и не допустить ухудшения ситуации. Только посредством совместных усилий правительства многих стран смогут дать достойный отпор такому явлению, как кибертерроризм.
Объектом выпускной квалификационной работы является кибертерроризм и тенденции его развития и воздействия на информационную среду, а также роль международно-правовых инициатив государств в регулировании проблемы кибертерроризма.
Предметом выпускной квалификационной работы являются определенные международно-правовые нормы, уставы, резолюции, соглашения и другие нормативные акты международных организаций и национальных правительств, регулирующие область киберпреступности.
Степень научной разработанности. При исследовании темы выпускной квалификационной работы были использованы труды таких авторов, как: А. И. Диденко, Д. Деннинг, В. А. Мазурова, Д. Векино, М. Кенни и др. Также были использованы научно-практические журналы: “Правопорядок: история, теория, практика”; “Проблемы экономики и юридической практики”. Работа базируется на положениях Конвенции Совета Европы о киберпреступности от 23 ноября 2001 года; Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации от 05.10.2009; Стратегической концепции НАТО от 2010 года и др...
Подводя итог можно заключить, что на сегодняшний день существует немалое количество международно-правовых инициатив, международных площадок, форумов для противодействия кибертерроризму. Данные инструменты затрагивают большой спектр угроз исходящих из информационного пространства и, в какой-то мере, являются ограничительным фактором для распространения киберпреступности. Однако, как показывает практика, предпринимаемые действия не дают достичь должного результата. Это является следствием того, что инициативы предпринимаемые государствами по большей части ориентированы на укрепление внутреннего законодательства для борьбы с преступлениями в информационном пространстве. Тем не менее, стоит помнить, что кибертерроризм является проблемой не отдельно взятого государства, а всего мирового сообщества в целом и требует международного решения. Государства должны объединить общие усилия для унификации законодательства в сфере противодействия киберпреступности посредством международных соглашений или в рамках работы межправительственных, региональных объединений. Кроме того, государствам стоит обратить внимание на разработки и меры по противодействию данной проблеме предпринимаемыми крупнейшими IT-компаниями, так как на сегодняшний день основные инновации и инициативы по борьбе с кибертерроризмом исходят от негосударственных акторов. Безопасность в данной сфере сосредоточена в их руках.
Кибертерроризм является результатом глобализационных процессов в экономической, политической и культурной сферах происходящих во всем мире. Развитие современных информационных технологий является предпосылкой распространения кибертерроризма. Вследствие этого киберпространство становится все более привлекательным для террористов. Помешать данным последствиям научного-технического прогресса, на данный момент, не представляется возможным.
Преступления в киберпространстве несут в себе большую угрозу для общества. Органы правопорядка большинства государств, пока что не могут противостоять кибертерроризму в должной мере ввиду отсутствия хорошо проработанной нормативно-правовой базы. Также стоит отметить тот факт, что какая-то часть информации о методах борьбы с киберпреступностью и статистика преступлений не подлежит общественной огласке.
Подводя итог, можно заключить, что в международном сообществе на данный момент пока отсутствуют эффективные международно-правовые инициативы по противодействию кибертерроризму, что ставит перед ним задачу не только выработать единые международно-правовые стандарты, но и обеспечить их осуществление каждым государством.
1. Антитеррористический закон КНР [Электронный ресурс] : Закон КНР от 28.12.2015. - Режим доступа: http://news.mod.gov.cn/headlines/2015- 12/28/content_4634331.htm. (дата обращения: 25.04.2020).
2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации [Электронный ресурс] : концепция от 05.10.2009. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92779. (дата обращения: 25.04.2020).
3. Конвенция Совета Европы о киберпреступности [Электронный ресурс] : конвенция от 23.11.2001. // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: https://base.garant.ru/4089723/. (дата обращения: 23.04.2020).
4. Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма [Электронный ресурс] : конвенция от 16.05.2005. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901937508. (дата обращения: 23.04.2020).
5. О создании государственной системы обнаружения,
предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 15.01.2013 № 31с ред. от 22.12.2017. // Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=286045&fl d=134&dst=1000000001,0&rnd=0.6720959085752711#01785599082758227. (дата обращения: 25.04.2020).
6. Об информации, информационных технологиях и о защите
информации [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 27.07.2006 № 149- ФЗ ред. от 03.04.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=349433&fl d=134&dst=100008,0&rnd=0.46940131337595936#02575296435678198. (дата обращения: 25.04.2020).
7. Об утверждении Доктрины информационной безопасности
Российской Федерации [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 5.12.2016 № 646 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71456224. (дата
обращения: 25.04.2020).
8. Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года от 24.07.2013 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178634. (дата обращения: 24.04.2020).
9. О Стратегии развития информационного общества в Российской
Федерации на 2017 - 2030 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 9.05.2017 № 203 // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71570570. (дата
обращения: 24.04.2020).
10. О безопасности критической информационной инфраструктуры
Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 26.07.2017 № 187-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=220885&fl d= 134&dst=1000000001,0&rnd=0.42290954991783236#007164448036500382. (дата обращения: 23.04.2020).
11. Резолюция Совета Безопасности ООН № 2178 [Электронный ресурс] : резолюция от 24.09.2014 - Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/2178(2014). (дата обращения: 22.04.2020).
12. Резолюции Генеральной Ассамблеи № 73/266 [Электронный ресурс] : резолюция от 22.12.2018 - Режим доступа: https://undocs.org/ru/A/RES/73/266. (дата обращения: 22.04.2020).
13. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 [электронный ресурс] // Справочная правовая система «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/688504/. (дата обращения: 25.04.2020).
14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 2016 года // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420283259. (дата обращения: 26.04.2020).
15. Югорская Декларация Седьмого Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС [Электронный ресурс] : декларация от 7.07.2015. // Режим доступа: https://itforum.admhmao.ru/2015/ugradeclaration. (дата обращения: 26.04.2020)...48