ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПТА В
ИДИОСТИЛЕ СОВРЕМЕННОГО ПИСАТЕЛЯ 6
1.1. Познавательные процессы как основа формирования
концептуального знания 6
1.2. Проблема определения термина «концепт» в современной
лингвистике 8
1.3. Специфика структуры концепта в лингвистических исследованиях . 13
1.4. Проблема типологии концептов в современной лингвистике 17
1.5. Методы исследования и актуализации концептов 25
1.6. Понятие «идиостиль» в лингвистических исследованиях 29
1.7. Место Дэниела Хэндлера в истории детской литературы 31
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА 2. АКТУАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА MISFORTUNE В
ИДИОСТИЛЕ Д. ХЭНДЛЕРА 40
2.1. Особенности семантики имени концепта MISFORTUNE 40
2.2. Понятие «событие» и специфика его структуры 47
2.3. Репрезентация косвенного наблюдателя в “A Series of Unfortunate
Events” 55
2.4. Репрезентация пространственной локализации в “A Series of
Unfortunate Events” 57
2.5. Репрезентация субъекта и объекта события в “A Series of Unfortunate
Events” 60
2.6. Репрезентация результата события в “A Series of Unfortunate
Events” 65
2.7. Репрезентация оценочной составляющей события в “A Series of
Unfortunate Events” 69
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 84
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 85
Каждый носитель английского языка трактует абстрактное существительное misfortune по-своему. Пытаясь понять и объяснить его значение, человек может или философски осмыслить реалию, скрывающуюся за словом misfortune, или провести параллель между лексемой и конкретным жизненным явлением.
Понятия «счастье» и «несчастье» неоднократно становились предметом исследования психологов, философов и т.д. Особый интерес эти понятия вызывают у лингвистов. Во многих лингвистических исследованиях концепты СЧАСТЬЕ и НЕСЧАСТЬЕ, HAPPINESS и UNHAPPINES, синонимичные концепту MISFORTUNE и средства их репрезентации в языке, в т.ч. в текстах художественной литературы, ориентированной на взрослого читателя, рассматриваются в рамках бинарной оппозиции или синонимического ряда. Однако количество работ, посвященных исключительно концепту MISFORTUNE и его репрезентации в англоязычной детской литературе, ограничено, и именно этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Объектом исследования является концепт MISFORTUNE.
Предметом настоящего исследования выступают языковые средства актуализации концепта MISFORTUNE в идиостиле Д. Хэндлера.
Цель исследования заключается в комплексном описании концепта MISFORTUNE и языковых средств его актуализации в идиостиле Д. Хэндлера.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) ознакомиться с познавательными процессами человеческого сознания как с основой формирования концептуального знания;
2) рассмотреть термин «концепт» в современных лингвистических исследованиях;
3) выявить структурную специфику концептов;
4) изучить существующие типологии концептов, методы их исследования
и актуализации;
5) рассмотреть содержание термина «идиостиль» в современных лингвистических исследованиях;
6) ознакомиться с биографией Д. Хэндлера;
7) рассмотреть семантику имени концепта MISFORTUNE;
8) ознакомиться с понятием «событие» и спецификой его структуры;
9) определить языковые способы актуализации концепта MISFORTUNE в идиостиле Д. Хэндлера.
Основным методом исследования в нашей работе является концептуальный анализ - комплексный способ исследования, фиксирования и объяснения концептуальной системы, включающий в себя некоторые другие методы, например контекстуальный и дефиниционный анализы.
Теоретической базой нашего исследования послужили научные труды в области когнитивной лингвистики, семантики, лингвокультурологии, идиостилистики, стилистики и др. В современном лингвистическом сообществе проблема анализа концептов занимает особое место. Работы таких ученых, как А.П. Бабушкин, Н.Н. Болдырев, Д.Р. Валеева, Л.М. Веккер, С.Г. Воркачев, Ю.Г. Гладких, В.З. Демьянков, А.И. Ефимов, В.И. Карасик, В.А. Маслова, М.В. Никитин, М.В. Пименова, З.Д. Попова, Г.Г. Слышкин, Е.В. Старкова, И.А. Стернин, Ю.С. Степанов и др. вносят значимый вклад в изучение теории концептов, идиостилистики, семантики и т.д.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности её использования в рамках курса зарубежной литературы, на занятиях по стилистике, психолингвистике, когнитивной лингвистике и т.д.
...
Целью данного исследования являлось комплексное описание концепта MISFORTUNE и языковых средств его актуализации в идиостиле Д. Хэндлера.
Концептуализация поступающей извне информации происходит в нашем сознании с помощью собственно-познавательных процессов, которые отвечают за получение, переработку и воспроизведение информации об окружающей действительности, а также за закрепление ее в оперативных единицах знания, именуемых концептами.
Четкое определение термина «концепт» до сих пор является актуальной проблемой для лингвистического сообщества. Среди всего многообразия подходов к определению термина выделяются два ведущих подхода: когнитивный и лингвокультурологический. Исследователи художественного текста вводят термин «художественный концепт», что является единицей сознания писателя, которая находит репрезентацию в художественном произведении.
Концепт, будучи многоуровневым ментальным образованием, имеет сложную структуру. Многие исследователи считают, что в структуру концепта входит минимум три составляющие, а именно образ, а также определенная понятийная/информативная составляющая. Ученые также выделяют в структуре концепта прочие составляющие, зависящие от фокуса их исследования.
В настоящее время существует множество типологий концептов, в основе которых лежат самые разнообразные признаки. Исследуемый нами концепт MISFORTUNE был рассмотрен в рамках типологии художественных концептов, так как концепт исследовался на базе художественного текста.
Необходимость изучения концептов как ментальных единиц привело к формированию различных методов их исследования. Все они носят комплексный и взаимодополняющий характер, и их можно применять в совокупности друг с другом.
Помимо термина «концепт» был также рассмотрен термин «идиостиль» являющийся предметом исследования многих ученых на протяжении большого периода времени. Опираясь на наиболее распространенный подход к пониманию термина, идиостиль можно назвать системой принципов моделирования представлений писателя о действительности посредством отбора языковых единиц.
Одним из громких имен современной детской литературы является Д. Хэндлер. Написанная им серия книг “A Series of Unfortunate Events” стала материалом нашего исследования. Несчастье и неудача словно преследуют главных героев - Вайолет, Клауса и Солнышко Бодлер. Именно поэтому эта серия книг является достойным материалом для описания концепта MISFORTUNE.
Первым этапом нашего исследования стало исследование особенностей семантики имени изучаемого концепта. Дефиниционный анализ лексемы misfortune показал, что данная лексема не только обладает обширным семантическим полем, но и может рассматриваться как событие, цепь событий, инцидент, несчастный случай, состояние/положение дел и ситуация. В ходе корпусного анализа лексемы были выявлены три группы коллокаций, указывающие на то, что misfortune - это вызывающее бурю эмоций масштабное явление, которое может коснуться самых разнообразных групп людей, и предполагающие наличие отрицательной коннотации misfortune как явления в американском сознании. Д. Хэндлер, будучи американским писателем, также понимает концепт MISFORTUNE не просто как событие, а как цепь событий, что подтверждает анализ примеров и сбор статистических данных о конкретных лексемах и словосочетаниях, входящих в написанную Д. Хэндлером серию книг “A Series of Unfortunate Events”. Соответственно, то, что Д. Хэндлер понимает MISFORTUNE как цепь событий является его особенной идиостилевой чертой.
...
1. Аскольдов С.А. Концепт и слово / Русская речь. Новая серия. Выл. 2. 1928. С. 28 - 44.
2. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: Воронеж, 1997. 330 с.
3. Беспалова О.Е. Концептосфера поэзии Н. Гумилева в ее лексикографическом представлении: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2002. 220 с.
4. Бобина А.Г. Идиостиль Владимира Высоцкого: субъектная структура и хронотоп: автореферат дис. ... канд. филол. наук. Москва, 2013. 26 с.
5. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Введение в когнитивную лингвистику: курс лекций. Тамбов, 2014. С. 33 - 56.
6. Болдырев Н.Н. Язык как система репрезентации знаний: концептуальная основа знаний / Язык и система знаний. Когнитивная теория языка / Издательский Дом ЯСК, 2019. С. 43 - 61.
7. Бронникова О.В. Концепт событие в английском языке и способы его интерпретации / Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 9 (405). Филологические науки. Вып. 108. С. 11 - 19.
8. Бухина О.Б. Американская и российская детская литература начала XXI в. Разнообразие возможностей / Библиосфера. 2020. Вып. 4. С. 80 - 88.
9. Ващеулова А.С. Концепты HAPPINESS vs. UNHAPPINESS и их актуализация в дискурсе / Вестник НГУ, 2012. Т. 10, Вып. 1. С. 105 - 113.
10. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
11. Видинеева Н.Ю., Скворцова И.О. О способах актуализации концептов / международный научный журнал «Символ науки». 2016. Выл. 10. С. 69 - 72.
12. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. Изд. 2-е, доп. М.: Едиториал УРСС, 2002. 280 с.
13. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2004. 192 с.
14. Воркачев С.Г. Семиотика лингвокультурного концепта и терминосистема лингвокультурной концептологии / Язык, коммуникация и социальная среда. Вып. 12. Воронеж, 2014. С. 50 - 69.
15. Гладких Ю.И. Лингвокультурологические теории актуализации концепта / Вестник Пермского Университета. 2012. Вып. 2 (18). С. 35 - 42.
... всего 60 источников