Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Работа №165515

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2020
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы эстетического воспитания детей младшего
дошкольного возраста в условиях ДОУ 7
1.1 Историко-педагогический аспект эстетического воспитания 7
1.2 Сущность эстетического воспитания 12
1.3 Учет возрастных особенностей при организации эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста 15
1.4 Анализ программ ДОУ в контексте эстетического воспитания детей... 22
2 Организация опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня
эстетической воспитанности детей младшего дошкольного возраста 26
2.1 Анализ организации эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста (на примере МКДОУ «Детский сад «Теремок» г. Туруханска) 26
2.2 Диагностика уровня сформированное™ эстетической воспитанности
детей младшего дошкольного возраста 33
2.3 Методические рекомендации по организации эстетического
воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ 43
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложение А Результаты первичной диагностики эстетического развития детей младшего дошкольного возраста 73
Приложение Б Результаты повторной диагностики эстетического развития детей младшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы исследования определяется важностью и значимостью эстетического воспитания подрастающего поколения. В соответствии с пунктом 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования «художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений овидах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [41].
В педагогической науке имеются теоретические осмысления проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста (O.C. Алейникова, А.И. Буренина, В.И. Волынкин, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, В.В.Зябкина, Т.С. Комарова,О.А. Куревина, Е.И. Николаева, О.П. Радынова, Е.М. Ворошилова и др.). Практические аспекты реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» нашли отражения в трудах таких ученых, как И.Г. Галянт, Л.Г. Касьянова, И. А. Лыкова, Л.С. Павловская и др.
На основе анализа психолого-педагогической литературы была определена и сформулирована тема исследования: Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Объект исследования: эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Цель исследования: охарактеризовать эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению уровня сформированное™ эстетической воспитанности детей младшего дошкольного возраста.
3. Разработать методические рекомендации по организации эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение публикаций в периодических изданиях наблюдение; педагогическая диагностика по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы отражены в электронном издании Znanio.ru.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе проанализированы и систематизированы материалы по проблеме эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста, подготовлены методические рекомендации по организации эстетического воспитания в условиях ДОУ. Материал исследования могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалифицированных работ.
Структура работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (51 наименование) и З приложений. Результаты работы отражены в 18диаграммах и 4 таблицах. Объем работы составляет 77 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ историко-педагогической литературы свидетельствует о том, что в различные исторические эпохи проблема эстетического воспитания детей оставалась в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей.
Характеристика сущности эстетического воспитания позволяет сделать вывод о том, что эстетическое воспитание - это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве. Цель эстетического воспитания - формирование гармоничной, всесторонне развитой личности, понимающей и чувствующей красоту мира и искусства, обладающей желанием и способностью творчески трудиться. Эстетическое воспитание воздействует на человека всеми эстетически значимыми явлениями и предметами окружающего мира, формирует эстетическое сознание человека, его чувства, духовно-нравственные качества, расширяет знания о мире, обществе и природе, обусловливает отношение к действительности и искусству, активизирует творческие возможности, способности и потребности человека.
Изучение возрастных особенностей при организации эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста показало, что младший дошкольный возраст является благоприятным для организации эстетического воспитания. В младшем дошкольном возрасте интенсивно проходит психическое и физическое развитие. Ребенок проявляет высокую активность в освоении окружающего мира; его действия становятся более целенаправленными. В данный период развития у ребенка расширяется словарный запас, речь становится более четкой и понятной; дети соотносят название знакомых предметов c самим предметом; начинают использовать в своей речи наречия и прилагательные. Дети младшего дошкольного возраста стремятся расширить свои границы взаимодействия и общения со сверстниками и со взрослыми, начинают осознавать свое «Я», старается осознавать свои действия и поступки через оценку взрослых.
Анализ программ ДОУ свидетельствует о том, что каждая из программ направлена на эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
С целью определения уровня эстетической воспитанности детей младшего дошкольного возраста проведено диагностическое исследование, в котором приняли участие 20 детей младшей группы на базе МКДОУ «Детский сад «Теремок» г.Туруханска. Результаты диагностического исследования позволяют сделать вывод о преобладании среднего и низкого уровней эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Это обусловило необходимость внедрения в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий с целью повышения уровня эстетического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Для организации эстетического воспитания в непосредственно образовательной деятельности разработана и внедрена программа «Красота вокруг нас». После реализации этой программа была проведена повторная диагностика, данные продемонстрировали положительную динамику эстетической воспитанности младших дошкольников.
Таким образом, можно говорить об эффективности проделанной нами работы. Следовательно, цель исследования достигнута и задачи решены.



1. Алейникова, О. С. Педагогическая поддержка эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами музыки: автореф. дне. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ольга Сергеевна Алейникова. - Ставрополь, 2011. - 29 с.
2. Аникина, А. П. Условия развития детского творчества в контексте ФГОС дошкольного образования / А. П. Аникина, Т. С. Комарова // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2016. - № 1. - С. 105-108.
3. Бубнова, С. Ю. Современные подходы к реализации задач художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / С. Ю. Бубнова // Ученые записки Омского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 5. - С. 29-33.
4. Буренина, А. И. Музыкальная палитра: музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе / А. И. Буренина. - Москва : Музыкальная палитра, 2016. - 63 с.
5. Бутенко, Н. В. Концептуальная модель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста / Н. В. Бутенко // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 136-138.
6. Бутенко, Н. В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / Н. В. Бутенко // Вестник ЧГПУ. - 2014. - № 4. - С. 40-43.
7. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие / В. И. Волынкин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. - 441 с.
8. Воронина, Н. А. Динамика развития художественной деятельности детей дошкольного возраста в условиях различных образовательных программ / Н. А. Воронина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2017. - № 10. - С. 76-78.
9. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. 3-е изд. -
Москва : Искусство, 1986. - 573 с.
10. Галянт, И. Г. Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС / И. Г. Галянт // Вестник ЧГПУ. - 2015. - № 2. - С. 52-54.
11. Гинтер, С. М. К вопросу о сущности эстетического воспитания и формировании эстетического отношения к миру / С.М. Гинтер // Известия Алтайского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 234-236.
12. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. - 173с.
13. Гордеева, Е. Н. Развитие эстетической культуры личности как исторически сложившаяся педагогическая проблема / Е.Н. Гордеева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - № 2. - С. 65-68.
14. Горина, Л. В. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста / Л. В. Горина, Ю. Ю. Колесниченко // Вестник БГУ. - 2015. - № 1. - С. 67-69.
15. Грязнова, Е. В. Художественно-эстетическое воспитание: проблемы определения / Е.В. Грязнова, И.А. Кожевникова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - № 4. - С. 93-96.
16. Елетина, Е. В. Внедрение интегративного подхода в проектировании музыкальной предметно-пространственной среды детского сада / Е. В. Елетина // Приоритетные направления развития науки и образования. -2016. - № 1. - С. 126-129.
17. Зацепина, М. Б. Воспитание художественно-эстетической культуры у детей дошкольного возраста / М.Б. Зацепина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - № 3. - С. 119-123.
18. Золотухина, А. А. Художественное воспитание детей дошкольного возраста / А.А. Золотухина, Т.А. Чичканова // Молодой ученый. - 2017. - №15.2. - С. 72-73.
19. Зябкина, В. В. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Виктория Викторовна Зябкина. - Курск, 2012. - 24с.
20. Карпова, И. А. Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста / И.А. Карпова // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 40-42.
21. Карцева, Г. А. К вопросу об эстетическом воспитании / Г.А. Кпрцева, Е.Ю. Игнатова // Аналитика культурологии. - 2014. - № 30. - С. 134-140.
22. Касьянова, Л. Г. Организация самостоятельной художественно- эстетической деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО / Л.Г. Касьянова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1. - С. 85-89.
23. Комарова, Т. С. Теоретико-методологические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста / Т. С. Комарова, А.С. Москвина // Проблемы современного образования. - 2019. - № 3. - С. 65-71.
24. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 352 с.
25. Кондрашева, Ю. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста / Ю.В. Кондрашева, Э.В. Прудских // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 52-54.
26. Куревина, О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста / О. А. Куревина. - Москва : ЛИНКА- ПРЕСС, 2013. - 178 с.
27. Кусова, М. Л. Художественно-эстетическое воспитание ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы и фольклора / М. Л. Кусова // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 57-59.
28. Леонтьев, А. Н. Некоторые проблемы психологии искусства / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2 т. Т.2. - Москва
:Педагогика, 1993. - С. 232-239.
29. Лыкова, И. А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО / И. А. Лыкова. - Москва : Цветной мир, 2014. - 58с.
30. Лыкова, И. А. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей) / И. А. Лыкова, А. И. Буренина. - Москва : Издательский дом «Цветной мир», 2016. - 144 с.
31. Лыкова, И. А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / Ирина Александровна Лыкова. - Москва, 2009. - 31 с.
32. Максимова, С. М. Художественно-эстетическое направление как средство реализации ФГОС ДО / С. М. Максимова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - № 12. - С. 14-16.
33. Мезенцева, Ю. И. Эволюция отечественной системы эстетического воспитания / Ю.И. Мезенцева, О.В. Афанасьева, П.Ю. Коваленко, М.И. Горлов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - № 3. -С. 224¬227.
34. Мешкова, М.Б. Художественно-эстетическое воспитание в системе дошкольного образования / М.Б. Мешкова, Т.И. Климовская, Л.А. Кобелева, Ю.В. Калашникова, Н.С. Русакова // Наука, техника и образование. - 2018. -№ 12. - С. 98-101.
35. Монахова, Е.Г. Развитие педагогических взглядов в России на эстетическое воспитание / Е.Г. Монахова // IN SITU. - 2015. - № 1. - С. 88-91.
36. Мухаметзянова, Р.С. Эстетическое воспитание как фактор социализации дошкольников в поликультурной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / РаузаСалиховнаМухаметзянова. - Москва, 2013. - 28 с.
37. Николаева, Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. - Санкт-Петербург : Речь, 2016. - 153 с.
38. Ольховая, А. А. Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в практике дошкольной педагогики / А.А. Ольховая // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). - Казань: Бук, 2017. - С. 45-47.
39. Павлова, И.Ю. Эстетическое воспитание личности в истории отечественной педагогической мысли / И.Ю. Павлова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 1. - С. 94-97.
40. Павловская, Л. С. Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС (их опыта работы) / Л. С. Павловская // Наука и образование: Новое время. - 2014. - № 5. - С. 225-227.
41. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
42. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. - Дубна : Феникс+, 2016. - 352 с.
43. Садикова, Р.П. Возрастание потребности в эстетическом воспитании в современности / Р.П. Садикова // Наука и образование сегодня. - 2019. - № 5. - С. 58-59.
44. Сорокина, С.А. Эстетическое развитие и воспитание детей в детском саду с учетом ФГОС ДО / С.А. Сорокина, Е.В. Максимова // Гуманитариум. - 2017. - № 1 (2). - С. 91-93.
45. Ворошилова, Е. М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет / Е. М. Ворошилова, В. В. Морозова. - Москва : Норма, 2016. - 165 с.
46. Уколова, Л.И. Основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов к проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения / Л.И. Уколова, И.В. Сокерина, Ш. Цзян // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 1. - С. 211-213.
47. Уразимова, В.В. Эстетическое воспитание - основа формирования личности / В.В. Уразимова, А.Б. Надырова // Научные исследования. - 2017. - № 1. - С. 68-69.
48. Хилтухина, Е.Г. Роль эстетического воспитания в формировании человека / Е.Г. Хилтухина // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 67-70.
49. Цаллагова, Ф.К. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания / Ф.К. Цаллагова // Вестник университета. - 2013. - № 11. - С. 261¬267.
50. Чурашов, А.Г. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Андрей Геннадьевич Чурашов. - Челябинск, 2013. - 28 с.
51. Эстетическое воспитание в детском саду : пособие для воспитателей детского сада / под ред. Н. А. Ветлугиной. - Москва : Просвещение, 1985. - 140с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ