ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 8
1.1. Сенсорное развитие в онтогенезе и дизонтогенезе 8
1.2. Организация образовательной деятельности дошкольников с умственной
отсталостью в образовательной области познавательное развитие 19
1.3. Современные ресурсы по коррекции сенсорного развития дошкольников с легкой
умственной отсталостью в образовательной области познавательное развитие 23
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 32
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента по выявлению особенностей сенсорного развития дошкольников с легкой умственной отсталостью. ..32
2.2. Результаты проведения констатирующего эксперимента по выявлению особенностей сенсорного развития дошкольников с легкой умственной отсталостью. ..41
2.3. Методические рекомендации по сенсорному развитию старших дошкольников с
легкой умственной отсталостью 51
Выводы по 2 главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Список использованных источников 82
Приложения 87
Актуальность темы выпускной квалификационной работы продиктована важностью чувственного опыта дошкольников, ведь именно через чувственный опыт ребенок накапливает информацию о различных свойствах предметов и познает окружающий его мир.
Большое значение имеет развитие сенсорных навыков у детей дошкольного возраста, страдающих от интеллектуальных нарушений. Это является основой для их психического развития и овладения различными видами деятельности. Наше восприятие окружающего мира основано на восприятии и ощущении, которые в свою очередь являются материалом для интеллектуальной деятельности. Сенсорное развитие имеет большое значение, так как оно является основой для общего психического развития ребенка и необходимо для его успешного обучения и выполнения различных задач.
Исследования сенсорного развития детей, проведенные Л.А. Венгером, Ш.А. Абдуллаевой, Н.П. Сакриной, Е.Г. Пилюгиной и другими учеными, предоставляют подробную информацию по этой теме. О.П. Гаврилушкин, Н.Д. Соколов и А.А. Катаев провели изучение развития сенсорных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В своих работах авторы отмечают, что у детей с нарушением интеллекта наблюдается недоразвитие познавательной деятельности, что сказывается на их ощущениях и восприятии окружающего мира. У этих детей эти психические процессы развиваются медленнее и имеют свои особенности. Все это подчеркивает важность нашего исследования и его цели.
В специальной литературе можно найти различные подходы к работе над сенсорным развитием у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями. Некоторые из этих подходов описаны в работах Г.Е. Сухаревой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, К.С. Лебединской. Некоторые исследования Т.Н. Волковской, В.В. Кисовой и И.А. Коневой также содержат информацию о сенсорном развитии у старших дошкольников с 3
интеллектуальными нарушениями. Однако, анализ научных работ показывает, несмотря на существующие разработки в этой области, проблема сенсорного развития у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями остается актуальной. Поэтому необходимы дальнейшие исследования для определения особенностей сенсорного развития дошкольников с легкой умственной отсталостью и разработка методических рекомендаций для участников экспериментальной группы.
Проблематика исследования кроется в выявлении особенностей сенсорного развития экспериментальной группы и разработке методических рекомендаций по преодолению обнаруженных трудностей.
Цель исследования: выявление особенностей сенсорного развития и определении содержания дифференцированных методических рекомендаций на их основе.
Объект исследования: процесс сенсорного развития старших
дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования: особенности представлений о цвете, форме и величине старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сенсорное развитие старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями будет характеризоваться специфическими особенностями, что позволит определить содержание дифференцированных методических рекомендаций по их формированию у рассматриваемой группы дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ проблематики сенсорного развития старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
2. Выявить и изучить особенности сенсорного развития у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
3. Составить содержание дифференцированных методических рекомендаций по сенсорному развитию старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Теоретико-методологическая база исследования: в процессе работы над выпускной квалификационной работой применялись общенаучные и специальные научные методы теоретического и методологического исследования.
1) Теоретические методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и специальной научно-методической литературы по теме исследования:
• исследования психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера, Л.И. Божович, Г.М. Гуткиной, И.В. Дубровиной, Е.Е. Кравцовой по вопросу сенсорного развития детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями;
• исследования в области психологии развития детей с интеллектуальными нарушениями (Г.Е. Сухарева, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.И. Лубовской, К.С. Лебединской);
• методические условия организации образовательной деятельности
с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, раскрыты в работах Н.М. Назаровой, Г.М. Фадиной, В.В. Семаго, Е.А. Стребелевой,
С.Г. Шевченко;
2) Эмпирические методы исследования: для диагностики комплектности показателей сенсорного развития у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями был определен диагностический алгоритм Е.Ф. Войлоковой, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалевой «Методика обследования состояния сенсорной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»; Педагогический эксперимент, состоял из двух этапов:
• Констатирующий: исследование уровня сенсорного развития у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями;
• Формирующий: определение содержания дифференцированной методической рекомендации, направленной на сенсорное развитие старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями;
Методы исследования: библиографический метод, метод
проведения констатирующего эксперимента с использованием методики Е.Ф. Войлоковой, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалевой «Методика обследования состояния сенсорной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», обработка данных констатирующего эксперимента.
Практическая значимость исследования заключается в подборе дифференцированной методической рекомендации, направленной на сенсорное развитие старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями, в изучении и определении содержании дифференцированной методической рекомендации по сенсорному развитию старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями в условиях дошкольной образовательной организации, которая может быть использована учителями-дефектологами, педагогами-практиками в работе с данной категорией детей, а также студентами педагогических вузов и колледжей для проведения семинарских и практических занятий.
Организация исследования:
Исследование проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение города Ачинска.
В эксперименте принимали участие 17 дошкольников в возрасте 6-7 лет с интеллектуальными нарушениями.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап (сентябрь 2023) - был проведен анализ психолого-педагогической литературы, связанной с проблемой исследования. Проходил подбор психодиагностического инструментария, подготавливались комплексы дидактических упражнений.
2 этап (октябрь - ноябрь 2023) - констатирующий эксперимент. Организация и проведение диагностики с целью выявления уровня сенсорного развития у выбранной категории дошкольников.
3 этап (февраль - март 2024) - обработка, систематизации и оформление полученных результатов.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует требованиям Приказа «Об утверждении Положения о выпускной квалификационной работе бакалавра, специалиста в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им В.П. Астафьева» №286 (п) от 19.04.2019.
Структура и объём выпускной квалификационной работы. Работа содержит: введение, две главы, заключение, список литературных источников и приложений.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной образовательной организации в качестве главной цели этапа дошкольного образования называет приобретение детьми представлений и начального опыта, которые позволят им в будущем стать успешными в школе и в жизни, развитие способности самостоятельно определять учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Интеллектуальные нарушения выступают особым видом нарушенного развития, для которого свойственны замедленный темп формирования психических функций.
У детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями сенсорное развитие имеет свои особенности: замедленность,
недифференцированностью, узость и фрагментарность восприятия, а также низкая мотивация к изучению свойств предметов и их пониманию. Эти особенности мешают им полноценно воспринимать и познавать окружающий мир.
Для диагностики комплектности показателей сенсорного развития у старших дошкольников с умственной отсталостью легкой степени была определена диагностический алгоритм Е.Ф Войлоковой., Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалевой «Методика обследования состояния сенсорной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», подразумевающая под собой адаптированный вариант методик А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой, С.Д. Забрамной, Г.А. Урунтаевой. Методика состоит из четырех серий диагностических заданий.
По итогам проведения диагностического исследования (10%) воспитанников имеют очень низкий уровень сенсорного развития и (30 %) детей имеют низкий уровень, (50%) детей со средним уровнем. Детей с высоким уровнем сенсорного развития 8%. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости целенаправленной и систематической 80
работы по сенсорному развитию у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
Таким образом, реализация содержания дифференцированной методической рекомендации по сенсорному развитию у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями, взаимодействие с детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей, показала свою результативность. Содержание дифференцированной методической рекомендации по сенсорному развитию у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями оказалась весьма эффективной.
Следовательно, гипотеза исследования нашла свое подтверждение, цель исследования достигнута и задачи решены.
1. Агаева И.Б., Уфимцева Л.П. Организационно-педагогические условия реализации Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. N° 1. — 99-104 с.
2. Ахутина Т., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2019г. — 320 с.
3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Обучение игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (начальный этап) // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2004. N° 3. — 29-36 с.
4. Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г.А. Бреслав - СПб, 2019 г. — 259с.
5. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. — М.: Просвещение, 2019. — 176 с.
6. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М.: Просвещение, 2019. — 232c.
7. Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве. — В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников, под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 2019. — 328c.
8. Войлокова, Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие / Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю. Ковалева. — СПб.: КАРО, 2019. — 304 с.
9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2019г. — 654 с.
10. Гаврилушкина, О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей / О.П. Гаврилушкина. — М.: Просвещение, 2020. — 94 с.
11. Гаурилюс А.И. Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 2009. N° 4. — 482 с.
12. Граборов, А.Н. Олигофренопедагогика. Воспитание и обучение умственно отсталых детей/ А.Н. Граборов. — М.: Педагогика, 2019. — 231 с.
13. Е.А. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2019. — 180 с.
14. Егорова А.В. К вопросу о механизме нарушения актуализации словаря у детей с интеллектуальной недостаточностью // Логопедия. 2019. N° 3. — 67-71 с.
15. Екжанова Е.А., Стребелева В.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью // Дефектология. 2019. N° б. — 49-59 с....56