Представлена Программа воспитании подрастающего поколения посредством Юнармейского движения.
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования – ГБОУ СОШ № 254 Кировского района Санкт-Петербурга.
Выборка: 20 педагогов.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы самообразования педагогов в научных исследованиях 8
1.1. Сущностная характеристика самообразования педагогов 8
1.2. Самообразование педагогов на постдипломном этапе непрерывного образования 18
1.3. Современные подходы к самообразованию педагогов в процессе повышения квалификации 30
Выводы по 1 главе 44
Глава 2. Экспериментальная работа по самообразованию педагогов в процессе повышения квалификации 47
2.1. Организация экспериментальной работы по самообразованию педагогов …47
2.2. Разработка и реализация программы самообразования педагогов в образовательной организации в процессе повышения квалификации 55
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования по самообразованию педагогов в процессе повышения квалификации 62
Выводы по 2 главе 69
Заключение 74
Список литературы 81
Приложения 88
Актуальность исследования заключается в том, что современный период характеризуется глобальными изменениями в социальной, экономической и политической сферах, в сфере применения законодательства и контроля за связями с общественностью. Эти изменения являются результатом внедрения цифровых технологий и технологических решений во все сферы жизни человека.
Эти технологии и технологические решения направлены на повышение уровня жизни людей и изменение форм и видов участия человека в экономической, политической и социальной жизни. Стремление к увеличению потребления в первую очередь проявляется в изменениях в использовании интернет-пространства и коммуникационной деятельности, которые обеспечивают взаимодействие, передачу и обмен информацией, относящейся к неограниченному кругу людей (потребителей).
Становление и развитие образовательного процесса занимает особое место в этом процессе, как основная составляющая механизма передачи информации широкому кругу людей. В быстро развивающемся мире технологии играют все более важную роль, и вопрос о том, как подготовить молодых людей к карьере, которая еще даже не была изобретена, становится все более важным.
Самообразование педагога в настоящее время становится приоритетной системой образовательной деятельности, это одна из ключевых областей, которая может существенно помочь в процессе обучения. Образовательная деятельность в любом государстве является приоритетом национальных экономик, а кадровый потенциал является фактором, обеспечивающим образовательную деятельность. Образовательный рынок делится на несколько сегментов, он отмечает, что образовательный рынок образует совокупность услуг образовательного характера.
Суть самообразования педагогов заключается в особой способности передавать знания, развивать критическое мышление, креативно мыслить. Данный процесс требует постоянного анализа и рефлексии собственной педагогической практики, также особого стремления к профессиональному росту и готовности принимать различного вида инноваций, подходов и методов.
Основной частью самообразования педагогов является их способности адаптировать содержание учебной программы в соответствии с социально-культурными и психологическими особенностями учеников, что предполагает применение различных подходов: дифференцированное обучение, проектная деятельность, применение цифровых технологий, интеграцию междисциплинарных связей.
Авторы из различных областей науки: С.Г. Вершловский, Г.С. Сухобская, Л.М. Беткер, О.В. Жигулина, Б. Ижанов, Л.Н. Клименко, Е.В. Кляпышева, И.А. Копылова, Г.Ж. Микерова, Л.Ф. Савинова, У.У. Сайфуллаева и др. говорят о том, что самообразование педагога является основной стимулирующей, целенаправленной познавательной работой по приобретению и совершенствованию знаний.
Объект исследования – самообразование педагогов образовательной организации.
Предмет исследования – самообразования педагогов как средство повышения квалификации.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы самообразования педагогов в процессе повышения квалификации.
Гипотеза исследования – процесс самообразования педагогов будет проходить эффективно если:
- уточнены критерии и показатели самообразованности педагогов.
- самообразование педагогов будет осуществляться на основе личностно-деятельностного подхода;
- будет разработана и реализована программа самообразования в процессе повышения квалификации в школе отражающую цель, принципы, этапы, содержание и инновационные формы самообразования: «педагог модерирует учебный процесс, обращаясь в первую очередь к заявленным индивидуальным целям каждого обучающегося».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущностную характеристику самообразования педагогов.
2. Изучить самообразование педагогов на постдипломном этапе непрерывного образования.
3. Представить современные подходы к самообразованию педагогов в процессе повышения квалификации.
4. Провести экспериментальное исследование по определению уровня самообразованию педагогов.
5. Разработать и реализовать программу самообразования педагогов в образовательной организации по самообразованию педагогов в процессе повышения квалификации.
6. Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Научная новизна:
1. На основе теоретического анализа научных исследований уточнено понятие «самообразование педагогов».
2. С помощью уровневого подхода определены критерии и показатели самообразованности педагогов: мотивационный компонент; когнитивный компонент; деятельностный компонент; рефлексивный компонент.
3. Разработана и апробирована программа совершенствования самообразовательной деятельности педагогов общеобразовательной организации в процессе внутрифирменного повышения квалификации на основе андрагогических принципов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Теоретический анализ исследований позволил определить самообразование как закрепление полученных умений, формирование потребности осуществления нового качества образования. В целом модель обучения на рабочем месте позволяет корректировать учебный план с учетом пожеланий педагогов, а также прогнозировать возможные изменения в структуре и содержании учебного процесса, оперативно и целенаправленно использовать педагогические инновации.
2. На основе уточнённых критериев и показателей определены уровни самообразования педагогов:
- высокий уровень самообразования – педагог активно и последовательно занимается самообразованием, использует разнообразные источники информации и применяет полученные знания на практике, регулярно участвует в семинарах и курсах повышения квалификации, демонстрирует инициативу в разработке и реализации образовательных проектов, широкий профессиональный кругозор, готовность к самоанализу и критике, а также активно делится опытом с коллегами.
- средний уровень самообразования – педагог проявляет интерес к самообразованию нерегулярно, может использовать некоторые источники информации, посещает отдельные курсы или семинары, но практическое применение новых знаний ограничено, открыт к обратной связи, но не ищет возможности для профессионального роста или делится опытом с другими.
- низкий уровень самообразования – педагог ограниченно занимается самообразованием, редко использует внешние источники информации и не стремится развивать свои профессиональные навыки, избегает участия в курсах повышения квалификации и недостаточно активно применяет новые знания на практике, не готов принимать критику и не делится своими наработками с коллегами.
Каждый из этих уровней подчёркивает степень активности и эффективности самообразовательной деятельности педагогов, что в свою очередь влияет на качество их профессиональной деятельности.
3. Исследование подтверждает, что самообразование является ключевым элементом профессионального роста педагогов, позволяющим обеспечить соответствие образовательной деятельности требованиям современного общества и технологическим изменениям. В этом контексте особое внимание уделяется концепции самообразования как непрерывного и целенаправленного процесса, организуемого на основе принципов: индивидуальности, устойчивой мотивации, рефлексии, активного участия и самоорганизации.
4. Разработка и реализация программы самообразования, включающей целевые ориентиры, принципы, этапы, содержание и инновационные формы, привели к повышению эффективности повышения квалификации педагогов. Программа учитывает индивидуальные цели каждого обучающегося и предполагает активное участие педагогов в управлении учебным процессом.
Практическая значимость – применение результатов исследования в практической деятельности образовательных организаций.
Методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ научной литературы;
- эмпирические: анкетирование, опрос;
- статистические.
База исследования – ГБОУ СОШ № 254 Кировского района Санкт-Петербурга.
В заключении отметим, что все поставленные задачи в введении решены.
1. Самообразование педагогов может рассматриваться как процесс адаптации методов и подходов в соответствии с образовательными стандартами, нуждами и способностями обучающихся. Такая адаптация является базой для благополучного педагогического взаимодействия и способствует формированию активной и также динамичной среды. В ФГОС определены общие требования к педагогам общеобразовательных учреждений, установлены приоритеты и т.д.
Суть самообразования педагогов заключается в особой способности передавать знания, развивать критическое мышление, креативно мыслить. Данный процесс требует постоянного анализа и рефлексии собственной педагогической практики, также особого стремления к профессиональному росту и готовности принимать различного вида инноваций, подходов и методов.
Основной частью самообразования педагогов является их способности адаптировать содержание учебной программы в соответствии с социально-культурными и психологическими особенностями учеников, что предполагает применение различных подходов: дифференцированное обучение, проектная деятельность, применение цифровых технологий, интеграцию междисциплинарных связей.
Также самообразование педагогов предполагает развитие умений работать в команде, сотрудничать с родителями, коллегами по работе, вовлекать обучающихся в процесс обучения и также стимулировать их научную деятельность, направлять процесс в необходимое русло, при этом всегда учитывать интересы и потребности учеников.
Непрерывное образование является одним из приоритетов социологии образования. Стремительная модернизация нынешнего уклада общественности, также системы образования выдвигает все новые требования к образованию личности, становится актуальным постоянное пополнение знаний, умений, также их обновление и генерирование.
Реализация самообразования может зависеть от формирования субъекта самообразовательной деятельности и как следствие появляется проблема создания системы непрерывного образования, которая понимается как трансформация всего содержания образования. Главная цель непрерывного самообразования – это обеспечение текущей и профессиональной деятельности организации результативно работающими педагогам в необходимом количестве и соответствующее реальному времени. Социально-психологические элементы непрерывного самообразования формируют состояние педагогических ресурсов в образовательной среде, что само по себе, является конкурентным преимуществом.
2. Базовыми уровнями потребности в системе непрерывного самообразования являются уровень квалификации педагога, психофизиологические характеристики личности и т.д. В процессе самообразование педагогов на постдипломном этапе непрерывного образования важны современные технологии, инновации, методы. Интеграция цифровых инструментов и методов в образовательный процесс позволяет не только улучшить качество обучения, но и повысить эффективность образовательной деятельности.
Непрерывное педагогическое самообразование присуще педагогам со сформированной позитивной позицией – личностной и профессиональной. Сформированное педагогической сознание выступает как необходимое и достаточное условие для стимулирования непрекращающегося всю жизнь своего профессионального образования.
3. Содержание самообразования педагога образует психолого-педагогические и специальные знания, также творческое изучение опыта других людей, поиск различных новых идей, приемом работы, анализ и обобщение собственных разработок и собственного опыта с направлениями современных требований. Важным условием является высокоэффективное, творческое ращение профессионально-педагогических задач с опорой на рекомендации научных исследований и педагогической практики. В теории и практике существуют групповые и индивидуальные методы повышения педагогической деятельности.
Работа по повышению самообразования, профессионального мастерства педагога, поиск различных форм и методов самообразования должны быть в отдельном направлении и также придерживаться требований. В настоящее время наибольшую популярность набирают онлайн-обучение педагогов, также курсы повышения квалификации, переподготовки, семинары и т.д., что является весьма востребованным.
Нами представлены 4 проекта самообразования педагогов и результатов самообразования (российский и зарубежный опыт). Целью данных проектов является – создание системы самообразования, также эффективность самообразования, создание модели профессионального развития педагога.
4. В рамках исследования были вовлечены 20 педагогов Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения с углубленным изучением английского языка № 254 Кировского района.
Применялись 2 методики и адаптированная анкета. Для исследования уровня самообразования педагогов нами применялась адаптированная анкета, разработанная на основе имеющихся методик «Анкета для педагогов по самооценке своей деятельности».
В результате, выявили, что 32% педагогов на вопросы анкеты ответили «да», то есть они стремятся к самообразованию, у них активная позиция, умеют разрабатывать методики, различные экспериментальные уроки, также учувствуют в семинарах, организовывают на лабораторных и практических занятиях работу обучающихся, овладевают новыми знаниями и умениями и т.д. 41% педагогов ответили «затрудняюсь ответить», то есть они не соврем уверены в результатах своей деятельности, процесс самообразования у них отсутствует, педагоги ориентированы на традиционные методы обучения. 27% педагогов ответило «нет», то есть эта доля педагогов не обучаются, не заинтересованы в процессе самообучения, их также устраивает традиционная программа обучения, которая входила в стандарты обучения десятилетиями.
Первая методика И.П. Ильина «Оценка профессиональной направленности деятельности педагога», которая была предназначена на выявление уровня потребности в развитии педагогов и на выявление уровня профессиональной активности педагогов.
В результате выявили, что 10% педагогов принимало участие в семинарах, 25% педагогов не принимали участие ни где, то есть наибольшее количество педагогов не участвовало ни в каких семинарах, конкурсах и т.д., 15% педагогов публиковало свои научные работы, 10% педагогов необходимы новые организационные формы работы, 10% не хватает знаний в своей области, 15% педагогов ответили, что хотели бы заниматься самообразованием.
Вторая методика Герчикова В.И. «Выявления мотивационного типа педагогов», в которой представлены мотивации педагогов в части самообразования, образования, также в выявлении типов мотивации, которые непосредственно влияют на уровень самообразования педагогов.
В результате исследования выявили, что у что 45,0% педагогов преобладает мотивационный компонент, данному типу свойственны такие характеристики личности как: ««потребность в овладении профессией, интерес к профессии, установка на получение определённой специальности, психоэмоциональный настрой к получению профессии или овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками, идеал профессионала».
У 20,0% педагогов наблюдается когнитивный компонент, то есть у них преобладает знание предмета, основы психологии работы с обучающимися, также они знают воспитательные методики, хорошо знают свой предмет и т.д., у 15,0% преобладание деятельностного компонента, то есть педагог хорошо взаимодействует с детьми имеет к ним индивидуальный подход, хорошо реализует свой потенциал, у 20% преобладает рефлексивный компонент, то есть педагоги контролируют результаты своей деятельности, личностные достижения, уровень своих знаний.
Поэтому необходимо обратить внимание на дальнейшее обучение педагогов, на самообразование для этого необходимо разработать программы самообразования педагогов в образовательной организации.
В ГБОУ СОШ № 254 наблюдается низкая профессиональная активность педагогов, они не могут проявить себя в образовательной деятельности школьного учреждения, самообразование на низком уровне, наблюдается низкая самообучаемость в рамках инновационных технологий, низкая активность в исследовательской деятельности.
5. В работе спроектирована авторская программа на тему «Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога» (Приложение 4).
Целью программы является: определение необходимости систематического повышения профессиональной компетентности педагогов; самообразование как инструмент профессионального роста педагогов; организация самообразования педагогов; диагностика и планирование процессов самообразования педагогов; направления самообразования педагогов и этапы работы над ним; подведение результатов; формирования интеллектуального ресурса на базе знаний в ГБОУ СОШ № 254.
Исходя из разработанной методики определяются этапы самообразования посредством применения знаний. Также разработана программа с андрагогическими принципами «Авторская позиция современного педагога: осмысление, становление, воплощение».
6. В результате исследования, которые проводились в ГБОУ СОШ № 254 на контрольном этапе применялись 2 методики и авторская анкета. Для исследования уровня самообразования педагогов нами применялась адаптированная анкета, разработанная на основе имеющихся методик «Анкета для педагогов по самооценке своей деятельности».
В результате, выявили, что 57% педагогов на вопросы анкеты ответили «да», то есть они стремятся к самообразованию, у них активная позиция, умею разрабатывать методики, различные экспериментальные уроки, также учувствуют в семинарах, организовывают на лабораторных и практических занятиях работу обучающихся, овладевают новыми знаниями и умениями и т.д., наблюдается повышение мотивации к самообразованию, также получению новых знаний в области обучения, методов обучения, технологий.
25% педагогов ответили «затрудняюсь ответить», то есть они не соврем уверены в результатах своей деятельности, процесс самообразования у них отсутствует, педагоги ориентированы на традиционные методы обучения.
Первая методика И.П. Ильина «Оценка профессиональной направленности деятельности педагога», которая была предназначена на выявление уровня потребности в развитии педагогов и на выявление уровня профессиональной активности педагогов.
В результате выявили, что после проведения программы 15% педагогов стали принимать участие в семинарах, 15% педагогов стало публиковать свои научные работы, 5% педагогов необходимы новые организационные формы работы, так как еще не полностью согласны новыми формами работы, 20% необходимы дополнительные знаний в своей области, 30% педагогов ответили, что хотели бы заниматься самообразованием. Данная тенденция свидетельствует о повышении уровня самообразования.
Вторая методика Герчикова В.И. «Выявления мотивационного типа педагогов», в которой представлены мотивации педагогов в части самообразования, образования, также в выявлении типов мотивации, которые непосредственно влияют на уровень самообразования педагогов.
В результате исследования выявили, что у 55,0% педагогов преобладает мотивационный компонент, после проведения программы у наибольшего количества педагогов стало преобладать желание самообразовываться.
У 30,0% педагогов стал преобладать когнитивный компонент, то есть они стали лучше знать свой предмет, разрабатывать новые методы работы с детьми, у 10,0% стал преобладать деятельностный компонент, то есть педагоги стали хорошо взаимодействовать с детьми, искать к ним более индивидуальный подход, у 5% стал преобладать рефлексивный компонент, то есть педагоги контролируют результаты своей деятельности, личностные достижения, уровень своих знаний.
Гипотеза исследования доказана: процесс самообразования педагогов будет проходить эффективно если:
- уточнены критерии и показатели самообразованности педагогов.
- самообразование педагогов будет осуществляться на основе личностно-деятельностного подхода;
- будет разработана и реализована программа самообразования в процессе повышения квалификации в школе отражающую цель, принципы, этапы, содержание и инновационные формы самообразования: «педагог модерирует учебный процесс, обращаясь в первую очередь к заявленным индивидуальным целям каждого обучающегося».
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 26.05.2024)
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» / Российская газета. – 2010. – 1897 с.
3. Приказа Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере школьного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель, учитель)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 16.11.2024)
4. Альгина, Т.Б. Кадровый потенциал — основа достижения стратегических целей организации / Т.Б. Альгина, Е. И. Петрова // Экономика и управление: сборник научных трудов. – Санкт–Петербург: Санкт–Петербургский государственный экономический университет, 2018. - С. 3–9.
5. Антонова, Н.Н. Некоторые актуальные аспекты самообразования педагога высшей школы / Н.Н. Антонова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2018. - № 5. - С. 291–293.
6. Беткер, Л.М. Проблема самообразования педагога / Л.М. Беткер // Вестник Югорского государственного университета. - 2010.- Выпуск 3 (18). - С.43-46.
7. Вербина, Г.Г. Психолого–акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста / Г.Г. Вербина // Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Тамбов, 2018. – 523 с.
8. Вербина, Г.Г. Социально–психологическая регуляция эмоциональных состояний предпринимателей в изменяющихся условиях экономической деятельности / Г.Г. Вербина // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Чебоксары, 2001. – 164 с.
9. Вербина, Г.Г. Эмоциональный профиль личности руководителя / Г.Г. Вербина. – Чебоксары, 2004. – 323 с.
10. Волков, И.В. Факторы эффективного использования трудового потенциала / И.В. Волков, И.В. Афанасьева, В.А. Горохов // Вестник НГИЭИ. - 2016. - № 5 (60). - С. 18–25.
11. Григорьева, И.В. Инновационные образовательные технологии и интерактивные методы обучения / И.В. Григорьева //Вестник Университета Российской академии образования. – 2020. - № 4. – С.28- 36.
12. Жигулина, О. В. Проблема самообразования педагога / О. В. Жигулина, М. А. Миналиева Н. А. Рачителева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. Науч. Конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.) [Текст: электронный]. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7698/ (дата обращения: 20.09.2024)
13. Забайкин, Ю.В. Управление персоналом / Ю.В. Забайкин //Гос. Образовательное учреждение высш. Проф. Образования «Российский заочный ин–т текстильной и легкой пром–сти». - 2018. – №4. – С. 21.
14. Знаменский, Д.Ю. Кадровая политика и кадровый аудит организации. Учебник для магистров / Д.Ю. Знаменский. – М.: Юрайт, 2019. – 638 c.
15. Ижанов, Б. Некоторые аспекты непрерывного самообразования специалиста / Б. Ижанов; отв. Ред. Г. Н. Котельникова. - Ханты-Мансийск: АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2010. – 279 с.
16. Каданцева, М.С. Кадровый потенциал предприятия: экономическая сущность и структура / М.С. Каданцева // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - № 8. - С.1–5.
17. Карташов, С.А. Кадровая политика и кадровое планирование в 2 ч. Часть 1 2–е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / С.А. Карташов. – М.: Юрайт, 2019. – 173 c.
18. Кибанов, А.Я. Кадровая политика и стратегия управления персоналом / А.Я. Кибанов. – М.: Проспект, 2019. – 967 c.
19. Клименко, Л.Н. Профессиональное самообразование педагога / Л.Н. Клименко. – Чита: Издательство Молодой ученый. 2011. – С.30-39.
20. Кляпышева, Е.В. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации индивидуальной образовательной траектории / Е.В. Кляпышева // Образование и наука в России и за рубежом: электрон. Версия журн. – 2018. – № 12 (47). – С. 3-7.
21. Козак, Н.Н. Кадровая политика организации. Библиотека топ–менеджера / Н.Н. Козак. – М.: Издательские решения, 2016. – 233 c.
22. Копылова, И.А. Самообразование педагога как условие профессионального роста / И.А. Копылова. - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. - С. 51-54.
23. Кузнецова, Т.В. Кадровое делопроизводство / Т.В. Кузнецова, С.Л. Кузнецов. – M.: Интел–Синтез, 2017. – 400 c.
24. Кузьмина, Н.М. Кадровая политика корпорации. Монография / Н.М. Кузьмина. – М.: ИНФРА–М, 2017. – 641 c.
25. Коновалова, Л.В. Формирование и развитие этнокультурной компетентности педагогов в процессе непрерывного образования: дисс.. докт. пед. наук: 13.00.08 / Л. В. Коновалова. - Великий Новгород: Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2011. - 358 с.
26. Лившиц, С.Б. Кадровая служба / С.Б. Лившиц, Н.С. Назаров, В.Ф. Суров. – М.: Лениздат, 2017. – 124 c.
27. Мазур, З.Ф. Управление инновациями: социально–образовательный аспект / З. Ф. Мазур. – М.: Владос, 2019. – С. 141 – 143.
28. Макаровский, Д.А. Человек как объект мифологизации и манипулирования в культуре XX века // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – Санкт–Петербург, 2009. – 25 с.
29. Мельников, И. Кадровик: разработка и реализация кадровой политики организации / И. Мельников. – Москва: Наука, 2016. – 961 c.
30. Микерова, Г.Ж. Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения / Г.Ж. Микерова, А.С. Жук // Современные наукоемкие технологии: электрон. Версия журн. – 2016. – № 11-1. – С. 138-142.
31. Николаева, С. С. Стратегия развития образовательного учреждения / С. С. Николаева // Молодой ученый. –2016.– № 11(115). – С. 877–879.
32. Новицкая, А. В. Концепция жизненных циклов в выборе стратегии развития организации / А. В. Новицкая, Т. И. Юрченко // Вестник Университета (ГУУ), вып. 12. – М.: ГУУ, 2013. – С. 151–158.
33. Новицкая, А. В. Стратегические альтернативы развития организации с учѐтом стадии жизненного цикла рынка и отрасли / А.В. Новицкая // Вестник Университета (ГУУ) вып. 11. – М.: ГУУ, 2012. – С. 126–131.
34. Одегов, Ю.Г. Кадровая политика и кадровое планирование. Учебник / Ю.Г. Одегов, М.Г. Лабаджян. – М.: Юрайт, 2016. – 446 c.
35. Осипова, С. И. Система повышения компетентности преподавателей, реализующих идеологию CDIO / С. И Осипова, Н. В. Гафурова, О. Ю. Шубкина // Модернизация инженерного образования: российские традиции и современные инновации, 2019. – № 5. – С. 92–97.
36. Осипова, С. И. Теоретическое обоснование построения и реализация модели образования, способствующей становлению субъектной позиции учащихся. Дис. … доктора педагогических наук: 13.00.01 / С. И. Осипова. – Красноярск, 2001. – 347 с.
37. Панасюк, В. П. Качество образования: инновационные тенденции и управление: монография / В. П. Панасюк, Н. В. Третьякова // Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. Проф.-пед. Ун-та [Текст: электронный]. – Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0635-8. ISBN 978-5-8050-0635-8 (дата обращения 11.11.2024)
38. Патнэм, Р. Чтобы демократия сработала / Р. Пантэм. - М.: Ad Marginem, 1996. – 287 с.
39. Патрахина, Т. Н. Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы / Т. Н. Патрахина, С. В. Секриеру // Молодой ученый. – 2015. – № 6 (86). – С. 442–444.
40. Патрахина, Т. Н. Стратегическое планирование в сфере образования: от теории к практике: монография / Т.Н. Патрахина. - Нижневартовск: Издательство Нижневарт. Гос. Ун-та, 2017. – 90 с.
41. Патрахин,а Т. Н. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления / Т. Н. Патрахина, К. П. Романчук // Молодой ученый. – 2015. – № 7 (87). – С. 461–464.
42. Переверзин, Ю.Н. Социально–экономическая сущность категории «кадровый потенциал» / Ю.Н. Переверзин // Вестник ИЭАУ. - 2017. - № 18. - С. 1–7.
43. Пинская, М. А. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах / М. А Пинская, С. Г. Косарецкий, И. Д Фрумин // Вопросы образования. – 2011. – № 4. – С. 148–177.
44. Платонов, Ю. П. Управленческий ресурс организации: монография / Ю. П. Платонов. - СПб.: Речь, 2015. – 544 с.
45. Полетаева, Н. М. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении / Н.М. ПОлетаева // Вопросы педагогики. – 2015. – С. 108–114.
46. Полищук, Л. И. Социальный капитал в России: измерение, анализ, оценка влияния. Доклад. Научный семинар. «Социальный капитал в России: измерение, анализ, оценка влияния» 2011 [Текст: электронный]. – Режим доступа: http://liberal.ru/scientific-seminar/socialnyj-kapital-v-rossii-izmerenie-analiz-ocenkavliyaniya (дата обращения 21.11.2024)
47. Попова, Н. А. Инновационная школа: управленческие аспекты деятельности в условиях изменения парадигмы образования / Н. А. Попова // Современная школа: инновационный аспект. – М.: Слово. – 2014. – С. 97–101.
48. Пурыжова, Л.В. Кадровый потенциал организации: особенности формирования и управления / Л.В. Пурыжова, Г. А. Арутюнян // Молодой ученый. - 2016. - № 24 (128). - С. 228–231.
49. Развитие российского рынка образовательных услуг в условиях глобализации мирового сообщества: монография / Л.Н. Бондарева, А.А. Вершинин, И.В. Климентьева [и др.]; под науч. Ред. В.А. Шапошникова. -Екатеринбург: Изд–во Рос. Гос. Проф.–пед. Ун–та, 2021. - С. 44-46.
50. Савинова, Л.Ф. Профессиональная переподготовка как перспективное направление повышения профессионализма специалистов / Л.Ф. Савинова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 28-32.
51. Савостова, Т.Л. Государственная кадровая политика и инновационное развитие России: концептуальные подходы. Монография / Т.Л. Савостова. – М.: КноРус, 2016. – 152 c.
52. Сайфуллаева, У.У. Самообразование как условие профессионального становления личности педагога / У. У. Сайфуллаева // Молодой ученый. — 2017. — № 3.2 (137.2). — С. 17-18.
53. Сизова, Т.В. Научное обеспечение профессионального образования / Т.В. Сизова // Профессиональное образование. Столица. - 2012. - № 3. - С. 27–29.
54. Скороходова, О.Р. Кадровый потенциал: понятие, сущность, основные характеристики / О.Р. Скороходова / Экономика и управления в XXI веке. – 2020. – №3. – С.67–72.
55. Спорыхина, С.Н. Инновационное развитие кадрового потенциала организации / С.Н. Спорыхина. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. – С. 101–106.
56. Цырулева, О.Б. Кадровая политика на государственном предприятии / О.Б. Цырулева. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. – 112 c.
57. Яковлева, Е.А. Управление интеллектуальными ресурсами работников в условиях инновационного развития цифровой экономики / Е.А. Яковлева // Креативная экономика. - 2018. - № 8. - С. 1073–1088.
Литература по российским и зарубежным проектам
58. Проект авторов А.В. Коваленко, В.А. Хайбуллина, Н.В. Кузнецова (Коваленко А.В. Стратегия управления персоналом средней образовательной школы в условиях реализации требований ФГОС / А.В. Коваленко, В.А. Хайбуллина, Н.В. Кузнецова // Human progress [Текст: электронный]. – Режим доступа: http://progress-human.com/images/2018/Tom4_5/Kovalenko.pdf, свободный (дата обращения: 12.11.2024)
59. Проект Д.Н. Ашировой. Аширова, Д. Н. Проблемы и рекомендации по совершенствованию кадрового состава образовательного учреждения в современных условиях / Д. Н. Аширова. — [Текст: электронный]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/430/94440/ (дата обращения: 20.09.2024)
60. Проект О.И. Мащенко и И.А. Тобола. Исследование проблем управления кадровым потенциалом учреждения общего образования [Текст: электронный]. –Режим доступа: http://novaum.ru›public/p2796 (дата обращения: 22.12.2024)
61. Проект А.Е. Фурнье. Фурнье А.Е. Актуальные проблемы и рекомендации руководителям общеобразовательных учреждений для решения кадрового потенциала в современных условиях / Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ». – 2023. - № 3 (60). – С. 1-9.