Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности социально психологической адаптации младших подростков к обучению в условиях кадетского корпуса

Работа №165458

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Понятие «социально психологическая адаптация младших подростков» в психолого-педагогических исследованиях.
1.1. Психологические особенности младшего подросткового возраста
1.2. Особенности социально-психологической адаптации младших подростков при переходе из общеобразовательной школы в кадетский корпус
1.3. Специфика социально-психологической адаптации в условиях
Кадетского корпуса
Глава 2. Изучение особенностей социально-психологической адаптации младших подростков к условиям Кадетского корпуса» Кедровый»
2.1. Диагностика особенностей социально-психологической адаптации младших подростков : мотивации к обучению, самооценки и школьной успешности в условиях кадетского корпуса «Кедровый».
2.2. Результаты исследования учебной мотивации, самооценки и динамики успеваемости младших подростков в условиях Кадетского корпуса Кедровый.
Заключение
Список литературы
Приложения

Переход ребенка из начальной школы в среднюю, на II ступень школьного образования, является очень сложным как для него самого, так и для взрослых, которым предстоит с ребенком работать, общаться. Ребенку- пятикласснику необходимо адаптироваться к предметному обучению, смене педагогического коллектива, увеличению количества изучаемых предметов и, как следствие, увеличению числа педагогов, к новым требованиям учебной деятельности. Поступление ребенка-пятиклассника в Кадетский корпус - это новое социальное явление, которое потребует от ребенка еще и адаптации к новым условиям жизни.
Поступление школьника в кадетский корпус приводит к значительным изменениям его социального статуса, жизненных стереотипов, межличностных контактов и неизбежно требует пересмотра установок, отношений, представлений о своих социальных ролях таким образом, чтобы они были адекватны вновь сложившимся условиям жизнедеятельности. Адаптация младшего подростка к кадетской жизни - это сложный процесс, который охватывает все стороны жизнедеятельности воспитанников и, как правило, связана с целым рядом факторов: психологической готовностью к условиям «жизни по Уставу» (принимать и соблюдать правила жизни в Кадетском корпусе), развитием эмоционально-волевой сферы, саморегуляции поведения и нервно-психической устойчивостью, умением учащихся устанавливать межличностные отношения с товарищами по роте и педагогами, самостоятельно организовывать свое время при подготовке домашних заданийи др. [Копылова Н.В., Анцибор Ю.А. Особенности психологического сопровождения воспитанников суворовских военных училищ в период адаптации к учебной деятельности
ййр://ергш1з.1уегзи.ш/5433/1/Вестник ТвГУ.Серия Педагогика и психологи я.2015. 3.C.75-85.pdf
При поступлении в кадетский корпус у воспитанников коренным образом изменяются круг и характер общения. Во-первых, резко ограничиваются контакты с родными и близкими, с прежними референтными группами, состоящими из знакомых и друзей. Во-вторых, возникает необходимость адаптироваться к совершенно новой форме коллектива - мужскому коллективу, то есть гомогенной среде, которая имеет свою специфику. Зачастую некоторые кадеты хотят завоевать авторитет силовыми методами воздействия на сверстников, поэтому возникает необходимость противостоять этим воздействиям, сплотить коллектив против таких проявлений. Очень часто в основе причин дезадаптации у воспитанников лежат личные, интимные переживания. В-третьих, общение между кадетами регламентируется требованиями Устава, которые для подростков являются совершенно непривычными, и к ним также необходимо адаптироваться. [ссылка на Устав]
Необходимо отметить, что поступление ребенка в кадетский корпус происходит одновременно с его вступлением в младший подростковый возраст, и, таким образом, совпадает с началом формирования желаемого образа «Я». Стремление к самостоятельности, независимости, признанию своих прав со стороны других людей, формирование сознательного отношения к себе как к члену общества, ребенок будет реализовывать в особых условиях кадетского корпуса. [А.А. Реан]
Из выше сказанного следует, что динамика включения кадета в разнообразные ситуации, переживание своих личностных конфликтов, безболезненное преодоление преград и трудностей на новом этапе своей жизни и своего личностного становления, т.е. процесс адаптации, будет зависеть от таких особенностей кадета как учебная мотивация, учебная успешность, принятие норм и правил поведения в кадетском корпусе.
Процесс адаптации к условиям кадетского корпуса в такой сложный возрастной период не должен проходить вслепую. Изучение процесса адаптации ребенка может не только существенно сократить данный период, но и сделать его максимально эффективным.
В нашей работе мы будем рассматривать подростковый возраст, как возрастной этап, состоящий из двух периодов - младшего (10-12 лет) и старшего (12-14 лет), поскольку такая периодизация развития является типичной для школьного образования.
Актуальность исследования связана с принципиальным отличием адаптационного периода пятиклассников в условиях общеобразовательной школы от периода адаптации в условиях Кадетского корпуса, где дети находятся в условиях полного пансиона с программой обучения, ориентированной на военную карьеру. Младшие подростки, находясь в ситуации неопределенности будущего, не имея опыта проживания в условиях кадетского корпуса, находясь в ситуации конкурсного отбора и процесса полодифференцированного обучения, имеют особенности и специфику адаптации при переходе от обучения в общеобразовательной школе к обучению в кадетском корпусе. [Приложение №1 к приказу Министра обороны РФ от 21.07.2014 №515 Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации» (с изменениями и дополнениями)
http://base.garantru/70746052/f9b0119a4fce7561a213cdc9af189098/#block_40 ]
Этим обусловлен выбор предмета и задач исследования.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация младших подростков в условиях Кадетского корпуса Кедровый.
Предмет исследования: особенности социально-психологической
адаптации младших подростков в условиях Кадетского корпуса «Кедровый»
Цель исследования: изучение особенностей социально­
психологической адаптации младших подростков в условиях Кадетского корпуса «Кедровый» и разработка рекомендаций по оптимизации социально- психологической адаптации
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические предпосылки социально-психологической адаптации младших подростков к условиям кадетского корпуса, в том числе полного пансиона и полодифференцированного обучения;
2. Подобрать методики для изучения учебной мотивации, самооценки, динамики успеваемостии особенностей социально-психологической адаптации
3. Провести диагностическое исследование особенностей социально­психологической адаптации младших подростков к условиям кадетского корпуса Кедровый
4. Проанализировать результаты диагностического изучения процесса социально-психологической адаптации младших подростков
5. Разработать рекомендации для педагогического коллектива по оптимизации социально-психологической адаптации.
Теоретическая основаисследования. Социально-психологическую
адаптацию с точки зрения культурно-исторической концепции и теории деятельности анализируют Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин, Д.Б. Эльконин, Кларин М.В., Драгунова Т.В., А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова, К.Н. Поливанова, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман. Гуманистический подход представлен работами Н.А. Журавлевой, А.А. Реана, К. Роджерса, А.А. Налчаджяна, Е.Н. Кузнецова, Р.С. Нивидничего, И.С. Кона, Г. Крайг.
В соответствии с поставленными целями и задачами нами использованы следующие методы и методики: теоретический анализ литературы по социально-психологической адаптациимладших подростков в условиях Кадетского корпуса, методы сбора эмпирических данных, а именно: разработана анкета опроса младших подростков в условиях
Кадетского корпуса Кедровый, проведен анализ динамики успеваемости учащихся по предметам школьной программы, а также использованыметодикиоценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой и исследования самооценки Дембо-Рубинштейн.
При обработке данных использованы математические и статистические возможности программы Excel 2010.
Экспериментальную базу исследования составили 22 учащихся 5Б - младших подростков класса - Кадетского корпуса Кедровый.
Апробация и внедрение результатов исследования подтверждены актом внедрения результатов научно-исследовательской работы в практику деятельности учреждения Кадетский корпусКедровый.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций для педагогического коллектива по сокращению сроков адаптации младших подростков в условиях кадетского корпуса, находящихся в группе риска.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социально-психологическая адаптация младших подростков к условиям кадетского корпуса Кедровый протекает достаточно сложно, хотя, по результатам отдельных исследований школьной мотивации, самооценки и динамики успеваемости отмечается достаточно высокая степень социализации в новых социально-культурных условиях кадетского корпуса.
В настоящей дипломной работе нам удалось установить, что в 5Б классе существует три группы учащихся - адаптированные, адаптированные частично и неадаптированные. Наше предположение о существовании в классе только двух первых групп не подтвердилось.
Группу адаптированных подростков составляют 11 человек (50%) с очень высоким и высоким уровнем мотивации и средней самооценкой. Группа частично адаптированных подростков - это 7 человек (31,82%) со средним уровнем школьной мотивации и средним/низким уровнем самооценки. 4 пятиклассника (18,18%) выделены нами в отдельную группу неадаптированных учащихся; они имеют низкий и очень низкий уровень школьной мотивации, среднюю или заниженную самооценку.
Параметр «Школьная мотивация» выделен нами в процессе исследования как приоритетный, поскольку в условиях кадетского корпуса [ССЫЛКА НА УСТАВ]успешность образовательной деятельности определяется, в первую очередь, степенью усвоения подростками основных функциональных элементов среды: постановкой и принятием цели, дисциплиной, самоконтролем и самоорганизацией.
Результатами исследования установлено, также, что самооценка и школьная успешностьхотя и являются важнымифакторами социально­психологической адаптации, но не оказывают на нее столь существенного влияния по сравнению с мотивацией. Распределение результатов по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн показывает, что в группах пятиклассников, объединенных по уровню школьной мотивации, наблюдается уровень самооценки как низкий, так и средний.
Результаты исследования показывают, также, что перед частично адаптированными и неадаптированными учащимися не целесообразно ставить отдаленные и крупномасштабные цели. Они справятся только с ближайшими и небольшими целевыми установками. Такие ребята не уверены в себе, боятся критики, имеют низкую самооценку, не верят в возможность своего успеха, игнорируют объективную информацию о своих возможностях и способностях. [Щекина О.В.«Вовлечение в процесс обучения слабо мотивированных учащихся» https://gigabaza.ru/doc/126885-pall.html] Существует также риск формирования в данной группе учащихся так называемой «выученной беспомощности»: они объясняют свои успехи только везением и легкостью заданий, и, поскольку, они не могут «повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствие способности», то и пытаться делать что-либо самостоятельно они считают бессмысленным. В последствии они будут отказываться и от выполнения даже самых простых заданий. [Щекина О.В.«Вовлечение в процесс обучения слабо мотивированных учащихся» https://gigabaza.ru/doc/ 126885-pall.html]
Также, необходимо отметить, что разрешение психолого­педагогических проблем в нормативном и ценностном поле будет способствовать ускорению процесса адаптации: содействовать согласованию индивидуальных возможностей и состояний учащихся с условиями кадетского корпуса, проявлению большей активности учащихся в учебе, самоподготовке, досуговой деятельности, в развитии личности.


1. Абрамова Т.С Возрастная психология, - учебное пособие, М.: Просвещение, 2002.
2. Выготский Л.С Собрание сочинений: В 6 т. - М.: Просвещение, 1984. - Т - 4
3. Драгунова Т.В Подросток.- М.: Просвещение, 1976.
4. Бернс Р. Развитие «Я» - концепции и воспитания. - М., 1986.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М, 2000.
6. Бороздина Л.В Что такое самооценка? - Л. Психологический журнал - 1992. - №4
7. Батурин Н.А Оценочная функция психики. МГУ, 1992.
8. Липкина А.И Самооценка школьника. М., 1960.
9. Lifeline и другие новые методы исследования психологии жизненного пути //под ред. А.АКроника, Е.И Головахи. М.,1993.
10.Захарова А.В Структурно-динамическая модель самооценки //Вопросы психологии, 1989, №1 с.5-14.
11. Кон И.С Психология старшеклассника. М., 1980
12. Психологические особенности самозознания подростков /под ред.Боришевского М.И., Киев. 1980.
13. Кон И.С Психология ранней юности: Кн.для учителя. - М.:
Просвещение, 1989.
14.Эльконин Б.Д Введение в психологию развития. - М.,1994.
15. Поливанова К.Н Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. - 1994. - №1.....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ