ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ 7
1.1. Воображение как психический процесс 7
1.2. Особенности развития воображения у дошкольников в норме и с. задержкой
психического развития 12
1.3. Методики диагностики и коррекции воображения у дошкольников с
задержкой психического развития 22
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 27
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента по выявлению
особенностей воображения у детей 4 - 5 лет с задержкой психического развития 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.3. Методические рекомендации по развитию и формированию воображения у
детей 4- 5 лет с задержкой психического развития 38
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
В нашем современном и постоянно меняющемся мире всё чаще можно услышать о том, что социум нуждается в творческих и креативных личностях. В этой связи становится ясно, что перед педагогикой и системой образования в целом стоит уникальная задача - развитие творческого потенциала подрастающего поколения. В последнее время в работах психологов и педагогов всё чаще можно увидеть рассуждения о том, какую роль играет воображение в умственном развитии детей. Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует развитию личности, а значит, определяет эффективность учебной деятельности в школе.
Актуальность темы данной дипломной работы определяется тем, что воображение является главной составляющей творческой деятельности человека, а также имеет важное значение в умственном развитии личности.
Научные труды отечественных психологов: Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна, Е. И. Игнатьева, Я. А. Пономарева, Н. и др. свидетельствуют о том, что воображение является важным условием творческого преобразования имеющихся у человека знаний, содействует саморазвитию личности, и, в конечном итоге, предопределяет эффективность любой деятельности.
К нашему сожалению в современной коррекционной литературе вопросы о воображении, его формировании и влиянии на общее развитие детей как с нормативным развитием, так и с задержкой психического развития изучены недостаточно хорошо.
Изучив научные работы разных психологов и дефектологов, мы можем сделать вывод о том, что среди всей популяции детей от 6 до 11% имеют задержкой психического развития различного происхождения. Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. Научная проблема изучения детей с задержкой психического развития и коррекции их психического состояния сформировалась лишь в конце 60-х годов XX века. Острейшая актуальность разработки теоретического аспекта закономерностей и специфики психического развития детей с задержкой психического развития определяется, прежде всего, нуждами современной образовательной системы, поскольку значительная часть этих детей требует к себе повышенного внимания.
Проблема формирования воображения у дошкольников как с задержкой психического развития, так и с нормативным развитием показывает нам, что в современном мире присутствуют некоторые противоречия между тем, как необходимо воображение для развития ребёнка в целом и тем, насколько недостаточно изучаются особенности развития воображения детей с задержкой психического развития.
Проблемой изучения детей с задержкой психического развития в отечественной психологии занимались: А. Власова, З. И. Калмыкова, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г. Е. Сухарева Н. А. Цыпина, У. В. Ульенкова и многие др.
Проблема исследования заключается в поиске методов, приёмов и средств для развития и формирования воображения у дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития с учётом индивидуально-дифференцированного подхода.
Объект исследования: воображение как психический процесс у
дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности сформированность воображения у дошкольников 4-5 лет.
Целью исследования является изучение особенностей сформированности воображения у дошкольников 4-5 лет.
Гипотеза исследования состоит в том, что у дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития имеются определённые особенности сформированности их воображения, которые мешают им двигаться дальше в умственном развитии, а также препятствуют гармоничному развитию их личности.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности сформированности воображения у дошкольников 4 - 5 лет с задержкой психического развития.
3. Подобрать методы исследования воображения у детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Диагностировать уровень развития воображения у дошкольников 4 - 5 лет с задержкой психического развития.
5. Разработать методические рекомендации по развитию и формированию воображения у дошкольников 4- 5 лет с задержкой психического развития.
Методология научного исследования базировалась на:
• культурно-исторической теории развития психики и развития личности Л.С. Выготского;
• этиопатогенетической классификации задержки психического развития, предложенной К. С. Лебединской;
• теоретических положениях Е.Г. Сухаревой, М.С. Певзнер, Т.А. Власовой и др.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап - организационный - изучение и анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, формирование цели и задач, подбор методик для исследования.
Второй этап - констатирующий - диагностика развития уровня воображения у дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития, анализ данных и их интерпретация.
Третий этап - контрольный - разработка методических рекомендаций по развитию и формированию воображения у дошкольников 4 - 5 лет с задержкой психического развития, обобщающие выводы и оформление заключения.
Методы исследования:
• анализ научной литературы;
• констатирующий эксперимент;
• обработка результатов исследования методами математической статистики;
• интерпретация результатов исследования.
Констатирующий эксперимент проводился на базе одного из муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Красноярска.
В эксперименте приняли участие дети среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития в количестве 10 испытуемых.
Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций по развитию и формированию воображения у дошкольников 4- 5 лет с задержкой психического развития для специалистов, непосредственно работающих с данной категорией детей.
Объем и структура дипломной работы: дипломная работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
В ходе работы, изучая и анализируя научную литературу по проблеме исследования особенностей сформированности воображения у дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития, мы выяснили, что воображение - это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых и оно подразумевает под собой отражение реальности в непривычных для нас проявлениях и связях.
Воображение обладает такими свойствами как активность и действенность. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.
Фундаментом создания каких-либо образов нашего воображения является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. С помощью синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения, а также его развития.
Воображение у детей дошкольного возраста развивается поэтапно, такая особенность характерна как для детей с нормативным развитием, так и с задержкой психического развития, но стоит сказать, что у вторых это происходит более медленно. Характерной особенностью воображения детей с задержкой психического развития является низкий уровень развития комбинаторных способностей.
Мы можем с уверенностью говорить о том, что дошкольники 4-5 лет с задержкой психического развития испытывают сложности в выполнении заданий, которые требуют творческого подхода, а также подразумевают под собой изменение заданного сюжета либо придумывание своего собственного. деятельности.
Для проведения диагностических мероприятий нами были использованы методики, направленные на выявление особенностей сформированности воображения дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития. Также с помощью полученных результатов мы можем говорить о низком уровне развития воображения у данной группы детей.
На основе полученных результатов обследования можно сделать выводы об особенностях сформированности воображения дошкольников 4-5 лет с задержкой психического развития:
• детям трудно уйти от образов, запомненных ранее, что не позволяет им придумать и вообразить что-то новое;
• образы и объекты в воображении детей обладают некоторой стереотипностью;
• дошкольники затрудняются в соединении отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;
• при выполнении творческих заданий, связанных с изменением, комбинированием заданного сюжета, образа, у дошкольников возникают трудности;
• для детей 4-5 лет с задержкой психического развития характерен низкий уровень оригинальности, иными словами, они не могут придумать что-то новое, например, добавить в какую-либо игру нечто необычное, придуманное ими.
Результаты проведения исследования показали нам, что воображение детей 4-5 лет с задержкой психического развития формируется постепенно, так же, как и у детей в норме. Можно говорить о том, что в 4 года воображение у таких детей практически отсутствует, а у детей 5 лет с задержкой психического развития оно находится на раннем этапе развития.
Основываясь на данных, полученных в ходе проведения констатирующего эксперимента, нами были разработаны методические рекомендации, предназначенные для специалистов, непосредственно работающих с детьми 4-5 лет с задержкой психического развития, которые могут использоваться ими для проведения различных занятий с детьми данной нозологической группы.
1. Арбабаева А.Т., Туганбекова К.М., Алшынбекова Г.К. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12-1. С. 141-144.
2. Асмолов А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования -- Стандарт развития. [Электронный ресурс]. URL: http://tc-sfera.ru/posts/asmolov-ag-federalnyy-gosudarstvennyy-obrazovatelnyy- standart-doshkolnogo-obrazovaniya (Дата обращения 03.02.2016).
3. Аубакирова А.С. Возможности сказкотерапии в работе с феноменом воображения у детей с задержкой психического развития // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 10-11.
4. Бабикова Ю.В. Развитие воображения у детей с ЗПР 5-7 лет посредством методов арт-педагогики // Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, специалистов, семей (родителей и детей с ОВЗ). Общественная организация «Счастье жить»; Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. 2017. С. 92-93.
5. Бауэр О.М., Рафикова Н.В. Дидактические игры для детей с ОВЗ. Педагогическое
пространство: обучение, развитие, управление талантами. // Материалы
Всероссийской научно-практической конференции. главный редактор: Нечаев Михаил Петрович. 2019. С. 129-137.
6. Бегматова И.Ш., Маркова С.В. Особенности развития воображения у младших школьников с задержкой психологического развития // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T15. С. 1911-1915.
7. Болдырева В.Э., Алиева Э.Ж. Особенности воображения младших дошкольников с задержкой психического развития Вопросы педагогики. 2019. № 12-2. С. 48-50.
8. Бондарева О.С. Особенности творческого воображения у детей с задержкой
психического развития // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 697-700. В сборнике: Актуальные вопросы проектирования психолого-педагогических
технологий с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями Сборник статей по итогам научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 82-87.
9. Веселова А.Н. Развитие творческого воображения у детей-сирот с задержкой психического развития Вестник магистратуры. 2017. № 1-2 (64). С. 58-60.
10. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
11. Гунькина М.Р. Развитие воображения детей с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема // Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения". 2018. № 1. С. 43-48.
12. Ермухамедова М.Б. Развитие воображения у младших школьников с задержкой психического развития средствами // Научные механизмы решения проблем инновационного развития сборник статей по итогам Международной научнопрактической конференции. 2018. С. 43-46.
13. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003 - 32 с.
14. Зайцева И.С. Лепка на отражённой поверхности как уникальное средство развития воображения у дошкольников с задержкой психического развития // Державинский форум. 2019. Т. 3. № 12. С. 101-106.
15. Зайцева И.С. Развитие воображения дошкольников с задержкой психического развития посредством рисования по кафельной плитке // Инновационное развития и потенциал современной науки Материалы Международной (заочной) научнопрактической конференции. под общей редакцией А.И. Вострецова. 2018. С. 397401.....51