Особенности сформированное™ временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
|
Введение З
Глава I. Теоретические основы формирования временных представлений у старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью 8
1.1 Феноменология формирования пространственно-временных
представлений в онтогенезе у детей дошкольного возраста8
1.2 Анализ научных исследований об особенностях развития временных
представлений дошкольников с умственной отсталостью в онтогенезе 18
1.3 Анализ научных исследований направленных на формирование
временных представлений у старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью 22
Вывод по I главе28
Глава II. Особенности сформированности временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 31
2.1 Организация и методы исследований временных представлений у
старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению уровня
сформированности временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 35
2.3 Методические рекомендации по формированию временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 38
Выводы по 2 главе 49
Заключение51
Список использованных 53
Приложения 60
Глава I. Теоретические основы формирования временных представлений у старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью 8
1.1 Феноменология формирования пространственно-временных
представлений в онтогенезе у детей дошкольного возраста8
1.2 Анализ научных исследований об особенностях развития временных
представлений дошкольников с умственной отсталостью в онтогенезе 18
1.3 Анализ научных исследований направленных на формирование
временных представлений у старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью 22
Вывод по I главе28
Глава II. Особенности сформированности временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 31
2.1 Организация и методы исследований временных представлений у
старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению уровня
сформированности временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 35
2.3 Методические рекомендации по формированию временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 38
Выводы по 2 главе 49
Заключение51
Список использованных 53
Приложения 60
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в последние годы увеличивается рост числа детей с лёгкой умственной отсталостью, при котором констатируется нарушение всех компонентов деятельности. По статистике, в дошкольных организациях воспитываются 38% детей, у которых часто выявляются отклонения, такие как умственная отсталость.
Время - самая сложная для восприятия и понимания категория для нормально развивающихся детей. У детей дошкольного возраста восприятие времени развивается медленно, в результате длительного наблюдения за чередованием нескольких постоянных явлений, накопления жизненного опыта, усвоения других величин в результате специально организованной практики и процесса усвоения способов оценки времени.
Ученые-исследователи М.И. Васильева, Н.Е. Веракса, В.В. Давыдов, И.В. Кононенко, А.М. Леушина, Т.А. Мусеибова, Т.Д. Рихтерман, Т.С. Шевченко, Е.В. Щербакова, О.А. Фунтикова отметили, что у дошкольников наблюдается путаница во временных рамках, временных понятиях и отсутствие точной языковой конкретизации временных категорий.
Особую актуальность сегодня приобретает решение проблемы поддержки формирования временных представлений детей с интеллектуальными нарушениями в процессе своей деятельности и на занятиях с использованием игровых и дидактических материалов.
В научных работах С.Я. Рубинштейна, Ж.И. Шифа и других исследователей подробно описано «что дефектное развитие ощущений и восприятия у умственно отсталых детей являются определёнными симптомами интеллектуальной недостаточности, которые в свою очередь приводят к затруднению формирования у детей временных представлений, а так же, к торможению всех психических процессов».
В показателях распространённости умственной отсталости в разных странах и даже в отдельных районах одной и той же страны отмечаются значительные колебания. При этом дети с лёгкой умственной отсталостью встречаются в практике педагога часто, их психическая, в особенности интеллектуальная сфера, нарушена незначительно, с ними работать проще всего, многие из них после коррекции могут получать полноценное школьное образование.
Генетическая умственная отсталость в настоящее время составляет 75% детей, страдающих подобными отклонениями в развитии. Из них 74,5 % развиваются внутриутробно, 17,1 % - до рождения (при рождении) и 8,4 % - в раннем возрасте. Все наследственные умственные отклонения являются врожденными. Одним из аспектов умственного развития являются временные представления, которые помогают человеку правильно организовать свою жизнь, сочетая и подстраивая события, единицей измерения является время, выраженное в виде арабского и римского числа, она используется для определения прошлого, настоящего и будущего. Одной из главных причин нарушения временных представлений является несформированность интеллектуального фундамента, из -за этого многие абстрактные категории либо не развиваются, либо требуют долгое время на развитие, поэтому временные представления, имеющие абстрактную структуру, у детей с лёгкой умственной отсталостью частично сформированы.
Проблемами исследования обучения, воспитания, поведения и развития педагогической коррекции недостатков в области умственной отсталости у детей занимались многие учёные такие - педагоги, психологи, медики, как: Л.С. Выготский, П.Б. Ганнушкин, П.Я. Гальперин,
Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, Л.В. Занков, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф. Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В. Чехов, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и другие.
Исходя из выше сказанного, проблемой нашего исследования является необходимость систематизации научных представлений в экспериментальной конкретизации особенностей сформированности временных представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Объект исследования: временные представления в старшем
дошкольником возрасте.
Предмет исследования: особенности формирования временных
представлений у старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью.
Цель исследования: экспериментальным путем выявить особенности формирования временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью и на основе теоретического анализа и результатов исследования составить методические рекомендации.
Задачи:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ нарушений временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
3. Составить методические рекомендации по формированию и развитию временных представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что наибольшие трудности в сформированности временных представлений старшие дошкольники с легкой умственной отсталостью испытывают в следующих показателях: сформированность представлений о частях суток,
сформированность представлений о последовательности событий, сформированность представлений о временах года и о днях недели.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы, эмпирические: констатирующий эксперимент, интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологическими основаниями стали:
1. положения о формировании временных представлений Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф, Е.А. Стребелева, в области коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью;
2. исследования в области диагностических подходов старших дошкольников с легкой умственной отсталостью (Е.А. Стребелева, С.Д. Забрамная, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова, А.Н. Орлова, Н.Д. Шматко, Р.Ф. Галлямова).
3. исследования в области формирования временных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (Л.Б. Баряевой, С.Г Ералиевой, Г.В. Макоедовой, Б.И. Цуканов и другие).
Теоретическая значимость работы заключается в осмыслении имеющихся теоретических данных о проблеме, их анализе, систематизации для описания нарушений временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью и подходах к их коррекции.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанного комплекса упражнений для исправления нарушений пространственно-временных представлений у детей с легкой умственной отсталостью.
Исследование осуществлялось поэтапно:
I этап - (сентябрь-октябрь 2023 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач, подбор методики констатирующего эксперимента.
II этап - (ноябрь-декабрь 2023 г.) - разработка констатирующего эксперимента.
III этап - (январь-март 2024 г.) - реализация констатирующего
эксперимента направленного на исследование уровня формирования временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
IV этап - (апрель 2024 г.) - обработка, систематизация и оформление полученных результатов; составление методических рекомендаций.
Выпускная квалификационная работа, охватывает несколько основных разделов. Начинается с введения, где указаны основные аспекты исследования. Введение отражает актуальность заявленной темы, определяет научно-категориальный аппарат, определяет цель, задачи и методы исследования.
Далее следуют две главы, содержащие подробные материалы и анализ проблемы исследования. Каждая глава завершается выводами.
В первой главе представлен теоретический анализ литературных источников по формированию и обследованию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью. Представлен анализ научных исследований особенностей старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью. Подробно описан анализ педагогических подходов и технологий для старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью на примере собственной разработки дидактического материала.
Вторая глава содержит результаты констатирующего эксперимента и методические рекомендации.
В заключении описаны основные выводы по результатам проведённой работы, подведены итоги работы и сделаны определённые выводы.
В приложении приводятся примеры дидактических игр, таблица, в которых отражены результаты исследования.
Общий объём выпускной квалификационной работы содержит 64 страниц. Список использованной литературы представлен 60 источниками.
Время - самая сложная для восприятия и понимания категория для нормально развивающихся детей. У детей дошкольного возраста восприятие времени развивается медленно, в результате длительного наблюдения за чередованием нескольких постоянных явлений, накопления жизненного опыта, усвоения других величин в результате специально организованной практики и процесса усвоения способов оценки времени.
Ученые-исследователи М.И. Васильева, Н.Е. Веракса, В.В. Давыдов, И.В. Кононенко, А.М. Леушина, Т.А. Мусеибова, Т.Д. Рихтерман, Т.С. Шевченко, Е.В. Щербакова, О.А. Фунтикова отметили, что у дошкольников наблюдается путаница во временных рамках, временных понятиях и отсутствие точной языковой конкретизации временных категорий.
Особую актуальность сегодня приобретает решение проблемы поддержки формирования временных представлений детей с интеллектуальными нарушениями в процессе своей деятельности и на занятиях с использованием игровых и дидактических материалов.
В научных работах С.Я. Рубинштейна, Ж.И. Шифа и других исследователей подробно описано «что дефектное развитие ощущений и восприятия у умственно отсталых детей являются определёнными симптомами интеллектуальной недостаточности, которые в свою очередь приводят к затруднению формирования у детей временных представлений, а так же, к торможению всех психических процессов».
В показателях распространённости умственной отсталости в разных странах и даже в отдельных районах одной и той же страны отмечаются значительные колебания. При этом дети с лёгкой умственной отсталостью встречаются в практике педагога часто, их психическая, в особенности интеллектуальная сфера, нарушена незначительно, с ними работать проще всего, многие из них после коррекции могут получать полноценное школьное образование.
Генетическая умственная отсталость в настоящее время составляет 75% детей, страдающих подобными отклонениями в развитии. Из них 74,5 % развиваются внутриутробно, 17,1 % - до рождения (при рождении) и 8,4 % - в раннем возрасте. Все наследственные умственные отклонения являются врожденными. Одним из аспектов умственного развития являются временные представления, которые помогают человеку правильно организовать свою жизнь, сочетая и подстраивая события, единицей измерения является время, выраженное в виде арабского и римского числа, она используется для определения прошлого, настоящего и будущего. Одной из главных причин нарушения временных представлений является несформированность интеллектуального фундамента, из -за этого многие абстрактные категории либо не развиваются, либо требуют долгое время на развитие, поэтому временные представления, имеющие абстрактную структуру, у детей с лёгкой умственной отсталостью частично сформированы.
Проблемами исследования обучения, воспитания, поведения и развития педагогической коррекции недостатков в области умственной отсталости у детей занимались многие учёные такие - педагоги, психологи, медики, как: Л.С. Выготский, П.Б. Ганнушкин, П.Я. Гальперин,
Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, Л.В. Занков, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф. Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В. Чехов, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и другие.
Исходя из выше сказанного, проблемой нашего исследования является необходимость систематизации научных представлений в экспериментальной конкретизации особенностей сформированности временных представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Объект исследования: временные представления в старшем
дошкольником возрасте.
Предмет исследования: особенности формирования временных
представлений у старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью.
Цель исследования: экспериментальным путем выявить особенности формирования временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью и на основе теоретического анализа и результатов исследования составить методические рекомендации.
Задачи:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ нарушений временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
3. Составить методические рекомендации по формированию и развитию временных представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что наибольшие трудности в сформированности временных представлений старшие дошкольники с легкой умственной отсталостью испытывают в следующих показателях: сформированность представлений о частях суток,
сформированность представлений о последовательности событий, сформированность представлений о временах года и о днях недели.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы, эмпирические: констатирующий эксперимент, интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологическими основаниями стали:
1. положения о формировании временных представлений Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф, Е.А. Стребелева, в области коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью;
2. исследования в области диагностических подходов старших дошкольников с легкой умственной отсталостью (Е.А. Стребелева, С.Д. Забрамная, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова, А.Н. Орлова, Н.Д. Шматко, Р.Ф. Галлямова).
3. исследования в области формирования временных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (Л.Б. Баряевой, С.Г Ералиевой, Г.В. Макоедовой, Б.И. Цуканов и другие).
Теоретическая значимость работы заключается в осмыслении имеющихся теоретических данных о проблеме, их анализе, систематизации для описания нарушений временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью и подходах к их коррекции.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанного комплекса упражнений для исправления нарушений пространственно-временных представлений у детей с легкой умственной отсталостью.
Исследование осуществлялось поэтапно:
I этап - (сентябрь-октябрь 2023 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач, подбор методики констатирующего эксперимента.
II этап - (ноябрь-декабрь 2023 г.) - разработка констатирующего эксперимента.
III этап - (январь-март 2024 г.) - реализация констатирующего
эксперимента направленного на исследование уровня формирования временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
IV этап - (апрель 2024 г.) - обработка, систематизация и оформление полученных результатов; составление методических рекомендаций.
Выпускная квалификационная работа, охватывает несколько основных разделов. Начинается с введения, где указаны основные аспекты исследования. Введение отражает актуальность заявленной темы, определяет научно-категориальный аппарат, определяет цель, задачи и методы исследования.
Далее следуют две главы, содержащие подробные материалы и анализ проблемы исследования. Каждая глава завершается выводами.
В первой главе представлен теоретический анализ литературных источников по формированию и обследованию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью. Представлен анализ научных исследований особенностей старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью. Подробно описан анализ педагогических подходов и технологий для старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью на примере собственной разработки дидактического материала.
Вторая глава содержит результаты констатирующего эксперимента и методические рекомендации.
В заключении описаны основные выводы по результатам проведённой работы, подведены итоги работы и сделаны определённые выводы.
В приложении приводятся примеры дидактических игр, таблица, в которых отражены результаты исследования.
Общий объём выпускной квалификационной работы содержит 64 страниц. Список использованной литературы представлен 60 источниками.
Изучив литературу, проблемы развития временных представлений и проанализировав исследования отечественных психологов и дефектологов, мы можем с уверенностью утверждать следующее: в контексте первой задачи, мы провели анализ, который дал понимание возрастной периодизации формирования в норме и при легкой умственной отсталости старшего дошкольного возраста; методологические рекомендации для организации исследования и для коррекционной работы. Данный анализ позволил определить нам место, характер, направленность формирования временных представлений, что отражено во ФГОСе и ФАОПе для этого возраста.
Временные представления у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью характеризуются следующими особенностями:
1. Исправление нарушенных представлений о частях суток.
2. Исправление нарушенных представлений о последовательности событий.
3. Коррекция представлений о временах года.
4. Исправление нарушенных представлений о днях недели.
Решая вторую задачу, мы, отталкиваясь от необходимости проведения, согласно ФАОПу, смогли подобрать необходимые диагностики (С.Д. Забрамная «Части суток» для необходимости определения уровня сформированности представлений о частях суток, Е. А. Стребелева «Серия сюжетных картинок» для определения представлений о последовательности событий, «Найди время года» для определения уровня сформированности представлений о сезонах года). Тем самым, в результате констатирующего эксперимента больше половины детей оказались на низком уровне (75 %), на среднем уровне развития временных представлений 25 %, на высоком уровне развития не оказалось ни одного ребенка.
В заключении, нами были подобраны методические рекомендации, которые, в свою очередь, имеют направление на оптимизацию коррекционной работы по формированию временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью. Наши методические рекомендации включает в себя: тематический план, дидактические игры и упражнения.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена, работа имеет теоретическую и практическую значимость в виде предлагаемых нами методических рекомендаций. Они могут быть использованы специалистами в области дефектологии, психологии и педагогики для оптимизации образовательного процесса и повышения эффективности коррекционной работы с данной категорией детей. Тем не менее, необходимо подчеркнуть потребность в дальнейших исследованиях для глубокого изучения данной проблематики, разработки новых методик и подходов, а также их апробации в различных образовательных условиях.
Временные представления у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью характеризуются следующими особенностями:
1. Исправление нарушенных представлений о частях суток.
2. Исправление нарушенных представлений о последовательности событий.
3. Коррекция представлений о временах года.
4. Исправление нарушенных представлений о днях недели.
Решая вторую задачу, мы, отталкиваясь от необходимости проведения, согласно ФАОПу, смогли подобрать необходимые диагностики (С.Д. Забрамная «Части суток» для необходимости определения уровня сформированности представлений о частях суток, Е. А. Стребелева «Серия сюжетных картинок» для определения представлений о последовательности событий, «Найди время года» для определения уровня сформированности представлений о сезонах года). Тем самым, в результате констатирующего эксперимента больше половины детей оказались на низком уровне (75 %), на среднем уровне развития временных представлений 25 %, на высоком уровне развития не оказалось ни одного ребенка.
В заключении, нами были подобраны методические рекомендации, которые, в свою очередь, имеют направление на оптимизацию коррекционной работы по формированию временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью. Наши методические рекомендации включает в себя: тематический план, дидактические игры и упражнения.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена, работа имеет теоретическую и практическую значимость в виде предлагаемых нами методических рекомендаций. Они могут быть использованы специалистами в области дефектологии, психологии и педагогики для оптимизации образовательного процесса и повышения эффективности коррекционной работы с данной категорией детей. Тем не менее, необходимо подчеркнуть потребность в дальнейших исследованиях для глубокого изучения данной проблематики, разработки новых методик и подходов, а также их апробации в различных образовательных условиях.
Подобные работы
- Особенности сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2024 - Формирование элементарных математических представлений у старших
дошкольников с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - Особенности формирования у старших дошкольников с лёгкой степенью умственной отсталости временных представлений (Специальное (дефектологическое) образование, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМАХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022 - Особенности формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью (Омский Государственный Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - Особенности формирования у старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости геометрических представлений (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - Особенности сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Формирование временных представлений у четвероклассников с задержкой
психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 6 КЛАССОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017





