Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности сформированное™ временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью

Работа №165444

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы65
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение З
Глава I. Теоретические основы формирования временных представлений у старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью 8
1.1 Феноменология формирования пространственно-временных
представлений в онтогенезе у детей дошкольного возраста8
1.2 Анализ научных исследований об особенностях развития временных
представлений дошкольников с умственной отсталостью в онтогенезе 18
1.3 Анализ научных исследований направленных на формирование
временных представлений у старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью 22
Вывод по I главе28
Глава II. Особенности сформированности временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 31
2.1 Организация и методы исследований временных представлений у
старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью 31
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению уровня
сформированности временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 35
2.3 Методические рекомендации по формированию временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью 38
Выводы по 2 главе 49
Заключение51
Список использованных 53
Приложения 60

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в последние годы увеличивается рост числа детей с лёгкой умственной отсталостью, при котором констатируется нарушение всех компонентов деятельности. По статистике, в дошкольных организациях воспитываются 38% детей, у которых часто выявляются отклонения, такие как умственная отсталость.
Время - самая сложная для восприятия и понимания категория для нормально развивающихся детей. У детей дошкольного возраста восприятие времени развивается медленно, в результате длительного наблюдения за чередованием нескольких постоянных явлений, накопления жизненного опыта, усвоения других величин в результате специально организованной практики и процесса усвоения способов оценки времени.
Ученые-исследователи М.И. Васильева, Н.Е. Веракса, В.В. Давыдов, И.В. Кононенко, А.М. Леушина, Т.А. Мусеибова, Т.Д. Рихтерман, Т.С. Шевченко, Е.В. Щербакова, О.А. Фунтикова отметили, что у дошкольников наблюдается путаница во временных рамках, временных понятиях и отсутствие точной языковой конкретизации временных категорий.
Особую актуальность сегодня приобретает решение проблемы поддержки формирования временных представлений детей с интеллектуальными нарушениями в процессе своей деятельности и на занятиях с использованием игровых и дидактических материалов.
В научных работах С.Я. Рубинштейна, Ж.И. Шифа и других исследователей подробно описано «что дефектное развитие ощущений и восприятия у умственно отсталых детей являются определёнными симптомами интеллектуальной недостаточности, которые в свою очередь приводят к затруднению формирования у детей временных представлений, а так же, к торможению всех психических процессов».
В показателях распространённости умственной отсталости в разных странах и даже в отдельных районах одной и той же страны отмечаются значительные колебания. При этом дети с лёгкой умственной отсталостью встречаются в практике педагога часто, их психическая, в особенности интеллектуальная сфера, нарушена незначительно, с ними работать проще всего, многие из них после коррекции могут получать полноценное школьное образование.
Генетическая умственная отсталость в настоящее время составляет 75% детей, страдающих подобными отклонениями в развитии. Из них 74,5 % развиваются внутриутробно, 17,1 % - до рождения (при рождении) и 8,4 % - в раннем возрасте. Все наследственные умственные отклонения являются врожденными. Одним из аспектов умственного развития являются временные представления, которые помогают человеку правильно организовать свою жизнь, сочетая и подстраивая события, единицей измерения является время, выраженное в виде арабского и римского числа, она используется для определения прошлого, настоящего и будущего. Одной из главных причин нарушения временных представлений является несформированность интеллектуального фундамента, из -за этого многие абстрактные категории либо не развиваются, либо требуют долгое время на развитие, поэтому временные представления, имеющие абстрактную структуру, у детей с лёгкой умственной отсталостью частично сформированы.
Проблемами исследования обучения, воспитания, поведения и развития педагогической коррекции недостатков в области умственной отсталости у детей занимались многие учёные такие - педагоги, психологи, медики, как: Л.С. Выготский, П.Б. Ганнушкин, П.Я. Гальперин,
Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, Л.В. Занков, Е.К. Грачева, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин, А.Ф. Лазурский, А.В. Владимирский, Н.В. Чехов, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и другие.
Исходя из выше сказанного, проблемой нашего исследования является необходимость систематизации научных представлений в экспериментальной конкретизации особенностей сформированности временных представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Объект исследования: временные представления в старшем
дошкольником возрасте.
Предмет исследования: особенности формирования временных
представлений у старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью.
Цель исследования: экспериментальным путем выявить особенности формирования временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью и на основе теоретического анализа и результатов исследования составить методические рекомендации.
Задачи:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ нарушений временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
3. Составить методические рекомендации по формированию и развитию временных представлений старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что наибольшие трудности в сформированности временных представлений старшие дошкольники с легкой умственной отсталостью испытывают в следующих показателях: сформированность представлений о частях суток,
сформированность представлений о последовательности событий, сформированность представлений о временах года и о днях недели.
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы, эмпирические: констатирующий эксперимент, интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методологическими основаниями стали:
1. положения о формировании временных представлений Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф, Е.А. Стребелева, в области коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью;
2. исследования в области диагностических подходов старших дошкольников с легкой умственной отсталостью (Е.А. Стребелева, С.Д. Забрамная, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова, А.Н. Орлова, Н.Д. Шматко, Р.Ф. Галлямова).
3. исследования в области формирования временных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (Л.Б. Баряевой, С.Г Ералиевой, Г.В. Макоедовой, Б.И. Цуканов и другие).
Теоретическая значимость работы заключается в осмыслении имеющихся теоретических данных о проблеме, их анализе, систематизации для описания нарушений временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью и подходах к их коррекции.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанного комплекса упражнений для исправления нарушений пространственно-временных представлений у детей с легкой умственной отсталостью.
Исследование осуществлялось поэтапно:
I этап - (сентябрь-октябрь 2023 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач, подбор методики констатирующего эксперимента.
II этап - (ноябрь-декабрь 2023 г.) - разработка констатирующего эксперимента.
III этап - (январь-март 2024 г.) - реализация констатирующего
эксперимента направленного на исследование уровня формирования временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью.
IV этап - (апрель 2024 г.) - обработка, систематизация и оформление полученных результатов; составление методических рекомендаций.
Выпускная квалификационная работа, охватывает несколько основных разделов. Начинается с введения, где указаны основные аспекты исследования. Введение отражает актуальность заявленной темы, определяет научно-категориальный аппарат, определяет цель, задачи и методы исследования.
Далее следуют две главы, содержащие подробные материалы и анализ проблемы исследования. Каждая глава завершается выводами.
В первой главе представлен теоретический анализ литературных источников по формированию и обследованию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой умственной отсталостью. Представлен анализ научных исследований особенностей старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью. Подробно описан анализ педагогических подходов и технологий для старших дошкольников с лёгкой умственной отсталостью на примере собственной разработки дидактического материала.
Вторая глава содержит результаты констатирующего эксперимента и методические рекомендации.
В заключении описаны основные выводы по результатам проведённой работы, подведены итоги работы и сделаны определённые выводы.
В приложении приводятся примеры дидактических игр, таблица, в которых отражены результаты исследования.
Общий объём выпускной квалификационной работы содержит 64 страниц. Список использованной литературы представлен 60 источниками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив литературу, проблемы развития временных представлений и проанализировав исследования отечественных психологов и дефектологов, мы можем с уверенностью утверждать следующее: в контексте первой задачи, мы провели анализ, который дал понимание возрастной периодизации формирования в норме и при легкой умственной отсталости старшего дошкольного возраста; методологические рекомендации для организации исследования и для коррекционной работы. Данный анализ позволил определить нам место, характер, направленность формирования временных представлений, что отражено во ФГОСе и ФАОПе для этого возраста.
Временные представления у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью характеризуются следующими особенностями:
1. Исправление нарушенных представлений о частях суток.
2. Исправление нарушенных представлений о последовательности событий.
3. Коррекция представлений о временах года.
4. Исправление нарушенных представлений о днях недели.
Решая вторую задачу, мы, отталкиваясь от необходимости проведения, согласно ФАОПу, смогли подобрать необходимые диагностики (С.Д. Забрамная «Части суток» для необходимости определения уровня сформированности представлений о частях суток, Е. А. Стребелева «Серия сюжетных картинок» для определения представлений о последовательности событий, «Найди время года» для определения уровня сформированности представлений о сезонах года). Тем самым, в результате констатирующего эксперимента больше половины детей оказались на низком уровне (75 %), на среднем уровне развития временных представлений 25 %, на высоком уровне развития не оказалось ни одного ребенка.
В заключении, нами были подобраны методические рекомендации, которые, в свою очередь, имеют направление на оптимизацию коррекционной работы по формированию временных представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью. Наши методические рекомендации включает в себя: тематический план, дидактические игры и упражнения.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена, работа имеет теоретическую и практическую значимость в виде предлагаемых нами методических рекомендаций. Они могут быть использованы специалистами в области дефектологии, психологии и педагогики для оптимизации образовательного процесса и повышения эффективности коррекционной работы с данной категорией детей. Тем не менее, необходимо подчеркнуть потребность в дальнейших исследованиях для глубокого изучения данной проблематики, разработки новых методик и подходов, а также их апробации в различных образовательных условиях.


1. Аблитарова А.Р., Кондрашова Н.В. Пространственно - временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. Науч. Конф. СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 55 - 59.
2. Агаева И.Б. Комплексное медико - социальное и психолого - педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Красноярск 2018. 401 с.
3. Агаева И.Б. Психофизическое развитие дошкольников с интеллектуальными нарушениями средствами народных подвижных игр: в помощь воспитателю ДОО, комбинированного и компенсирующего видов. Красноярск Гос. Пед. Университет им В.П. Астафьева. Красноярск: 2018. 110 с.
4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия
пространства удетей. М.: Просвещение, 2017. 246 с.
5. Аптикиев А.Х., Аптикиева Л.Р. Психолого - педагогические аспекты формирования пространственных представлений у старших школьников с умственной отсталостью на уроках истории // Научно - методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т 20. С. 11 - 15.
6. Афонина, Л.Г. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Г. Афонина // Актуальные вопросы современной науки: материалы науч.-практ. конф. / науч. ред. И. А. Рудакова. - М.: Спутник+, 2014. - С. 71-74.
7. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2014. - 400 с.
8. Брёзе Б. Активация ослаблением интеллекта при обучении во вспомогательных школах. М.: Медицина, 2010. 240 с.
9. Бурачевская О.В. Формирование пространственных
представлений удетей дошкольного возраста посредством конструирования // Воаросы дошкольной педагогики. 2015. «2. С. 55 - 57.
10. Буркш, Д.А. Актуальность формирования временных представлений старших дошкольников с легкой степенью умственной отсталости посредством цифровых игр [Текст] / Д.А. Буркш // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2020.
• №4. - С. 94-96.
11. Веракса Н.Е. Перспективное планирование воспитательно - образовательного процесса по программе «От рождения до школы». Подготовительная группа. Волгоград: Учитель, 2012. 169 с.
12. Виноградова, Н.А. Теоретические основы дошкольного образования [Текст] / Н.А. Виноградова, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2017.
• 498 с.
13. Выскорко, А.А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями [Текст] / А.А. Выскорко // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 254-256.
14. Галлямова, Р.Ф. Формирование представлений о времени в условиях ДОУ [Текст] / Р.Ф. Галлямова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 225 с.
15. Гит, А.С. Формирование пространственно-временных
представлений у старших дошкольников с ОВЗ [Текст] / А.С. Гит // NovaInfo.Ru. - 2017. - Т 1. - № 58. - С. 482-486....63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ