ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РАБОТА А.В. ЛУНАЧАРСКОГО В КУЛЬТУРНО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ ГОСУДАРСТВА 19
1.1. Роль А.В. Луначарского в культурной жизни страны 19
1.2. Роль А.В. Луначарского в становлении пролеткульта в государстве 23
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РАБОТ А.В. ЛУНАЧАРСКОГО, ПОСВЯЩЕННЫХ КУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ 33
2.1. А.В. Луначарский о культурном просвещении 33
2.2. А.В. Луначарский о пролетарской культуре 41
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДОВАНИЯ ТЕМЫ «РАЗВИТИЕ ПРОЛЕТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАМКАХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В РАМКАХ УРОКА ИСТОРИИ 50
3.1. Теоретические основы культурного воспитания в рамках урока истории 50
3.2. Методические рекомендации по преподаванию темы «Развитие пролетарской культуры в рамках просветительской деятельности» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность темы работы обусловлена возрастающим в последнее время интересом в отношении культурного просвещения народа после Октябрьской революции 1917 года. Большую роль в данном процессе сыграл А.В. Луначарский – выдающийся теоретик искусства и литературы, оригинальный критик, писатель, драматург, публицист и оратор. Он внес огромный вклад в дело создания социалистической культуры, науки, искусства, литературы и кино, и был одним из основателей советской системы образования и профобразования.
Вместе с Н. К. Крупской, М. Н. Покровским и другими деятелями А.В. Луначарский многое сделал для консолидации интеллигенции вокруг советской власти и КП РСФСР с целью формирования новой интеллигенции в среде бывших крестьян и рабочих.
Основное место в его творческой деятельности занимали проблемы культуры и социализма, интеллигенция, а также революционный народ совместно с партией, задачи коммунистического руководства сферой искусства. А.В. Луначарский понимал, что культурное наследие победившего пролетариата важно для будущего, и руководство партии должно уделять данному вопросу особое внимание.
А.В. Луначарский утверждал, что единственным носителем всех культурных ценностей прошлого является именно пролетариат и вместе с тем боролся против левачества в искусстве. Так, отстаивая положение о том, что лишь пролетарские массы имеют право на обладание всеми культурными ценностями минувшего времени он противостоял нигилистическому левому руководству.
Как очень одаренный человек, в своей деятельности А.В. Луначарский демонстрировал и по факту выступал в разных формах: писатель, литературный критик, просветитель. В его власти было со всей ответственностью осуществить глубокие изменения в культурной области страны. Вместе с тем он осознавал, что круг его обязанностей в Советском правительстве ограничен сферой культуры и образования, и мудро не пытался перейти эту грань.
Так, нарком был олицетворением лучших черт интеллектуала – образованного и осведомленного человека, уверенного в том, что просвещение является ключом к культурному прогрессу. Справедливо он признавал, что изменения в культурной сфере не могут быть насильственными или подстегнутыми, они должны происходить через просветительский подход. Анатолий Васильевич Луначарский — выдающаяся фигура в истории российской культуры и просвещения, значительное влияние которого ощущается и в современном обществе. Его деятельность в качестве Наркома просвещения после Октябрьской революции стала важной вехой в формировании новой образовательной политики, направленной на ликвидацию безграмотности и развитие культурной жизни в стране.
Историография проблемы
С целью изучения роли А.В. Луначарского в жизни государства начала XX века, необходимо рассмотреть историографию, которая поможет раскрыть аспекты его работы.
1. Борев, Ю.Б. Луначарский
В книге рассматривается, что А.В. Луначарский был личностью многогранной и неординарной, и как подчёркивает автор в своей работе, отсюда вытекает и крайняя сложность в трактовке его позиции. Отмечается, что его называли романтиком и утопистом, он умел выделяться среди других партийных функционеров своими идейными пристрастиями, сильно отличавшимися от российского варианта марксизма. Именно его мировоззрение, считает автор, сделало Луначарского одной из самых противоречивых фигур в большевист¬ском руководстве, наиболее подверженной критике со всех сторон. Также автор последовательно излагает события жизни Луначарского, стараясь быть объективным и не скатываться ни в «герои», ни в «бесы», рассказывает о конфликте с Лениным.
2. Данилкина, Т.В. Формирование А.В. Луначарского как философа и политика
В статье выявлены и проанализированы малоизученные философские концепции XIX века, оказавшие существенное влияние на формирование представлений А.В. Луначарского о религии и трагизме жизни, соотношении эстетики и этики, взаимосвязи философского творчества и политической активности. Отмечается, что А.В. Луначарский предпринял попытку создания всеохватывающей «реалистической» философской системы, в которой эстетике отводилась бы особая роль.
3. Дедион, Е.Л. Проблема эстетического воспитания в наследии А.В. Луначарского
В данном исследовании впервые представлена целостная система взглядов Луначарского по проблеме эстетического воспитания школьников, что имеет важное значение для дальнейшего совершенствования теоретических и организационных основ эстетического воспитания школьников в период развитого социализма. Также впервые прослеживается становление и развитие целостной системы взглядов А.В. Луначарского на проблему эстетического воспитания.
4. Зубец, В.М. А.В. Луначарский о задачах художественной промышленности в 20-е годы ХХ века
В данной статье дан анализ идейных исканий и дискуссий, проходивших в 1920-е гг., о задачах художественной промышленности, ее месте в новом пролетарском государстве. Отмечается, что позиция первого наркома просвещения во многом определила направление государственной политики по отношению к художественной промышленности как переходного этапа к производственному искусству. В результате А.В. Луначарский обращал внимание не на перспективы искусства в производстве, а на производственные задачи искусства в промышленности. Упоминается, что это связано с ремесленным процессом и может принимать разные формы. А.В. Луначарский при этом не отказывается полностью от старого понятия станковизма при условии, что последний решает производственные задачи, которые ставит перед ним социалистическое государство.
5. Кузнецов, М.С. А.В. Луначарский о воспитании «нового человека»
В работе реконструируется образ «нового человека», проектировавшийся А.В. Луначарским, выделяются главные направления деятельности по воспитанию такой личности. Доказывается, что сохранили свою актуальность идеи мыслителя о необходимости целостного подхода к воспитанию личности, гармоничному развитию человека, осуществлению деятельностного подхода. Отмечается, что Луначарский пояснял о необходимости формирования такой личности, которая сумеет жить в гармонии с другими, личность, которая сумеет содружествовать.
6. Северикова, Н.М. Нарком Луначарский. Краткий очерк жизни и деятельности
В статье рассматривается роль А.В. Луначарского в политической, образовательной, религиозной сферах. Отмечается, что в политической сфере А.В. Луначарский активно боролся за марксистскую линию, в то же время выступая в качестве оппонента Ленину. В науке, искусстве, образовании он считал, что все изменения должны совершаться во имя того «подлинного», «нового» человека.
7. Северикова, Н.М. Философские взгляды Анатолия Васильевича Луначарского
В диссертации рассматривается, что А.В. Луначарский был идейным сподвижником Ленина, культивировал марксизм в область культуры и образования – и тем способствовал становлению социалистического государства, – а своими теоретическими заблуждениями, попытками «подправить», «дополнить» философскую систему Маркса, с одной стороны, махизмом, а с другой – мистическим богостроительством (идеализмом). Также отмечается, что Луначарский имел альтернативные марксистам философские и социально-политические взгляды. Именно в его плюрализме версий скрывались перспективы развития научного коммунизма и его жизнеспособность.
8. Трифонов, Н.А. Луначарский – участник «Литературного наследства»
В данной работе отмечается, что Луначарский оказывал поддержку своим авторским участием многим литературным начинаниям. Также он полагал, что научные, социологические или философско-эстетические обобщения должны опираться на обильный исторически-конкретный материал, на обстоятельное изучение многих отдельных фактов. Также Луначарский особенно ценил в литературоведении и искусствознании работы широкого, обобщающего, синтезирующего характера, труды, которые устанавливают основные линии и этапы развития литературы и искусства того или иного класса, страны, эпохи, определяют закономерность этого развития.
9. Хоменко, В. Я. Партийная и государственная деятельность А.В. Луначарского
Диссертация посвящена раскрытию партийной и государственной деятельности А.В. Луначарского, одного из видных соратников В.И. Ленина. Упоминается, что А.В. Луначарский внес значительный вклад в строительство нового государства, новой достойной человека жизни и культуры. Также рассматривается проблема участия интеллигенции в революции, формирования советского аппарата управления первого в мире социалистического государства, возглавляемого В.И. Лениным, методов и стиля партийного и государственного руководства новым реальным социалистическим строем и др.
10. О`Коннор, Анатолий Луначарский. Советская политика в области культуры
Американский историк в своей работе отмечает взгляды А.В. Луначарского, который представлял отжившую свое интеллигенцию основой, на основании которой сможет сформироваться советский человек, который стал бы стремиться к совершенству в своем развитии. Такой человек был бы рабочим-интеллигентом, и он стал бы хорошим ориентиром для общества.
11. Булавка-Бузгалина, Л.А. Революция как культура: Луначарский
В данной статье изложены положения теории культуры А.В. Луначарского, основные из которых развивались на основе следующих идей: революция для большевиков – средством к созданию гармоничной культуры; Без освоения широкими массами трудящихся мирового культурного наследия у социализма перспективы нет; мировое культурное наследие – это важнейшее средство преодоления векового отчуждения человека труда от культуры; культура является замером коммунистичности (всеобщности) осуществляемых общественных преобразований.
12. Данилкина, Т.В. Формирование А.В. Луначарского как философа и политика
В статье выявлены и проанализированы малоизученные философские концепции XIX века, оказавшие существенное влияние на формирование представлений А.В. Луначарского о религии и трагизме жизни, соотношении эстетики и этики, взаимосвязи философского творчества и политической активности.
13. Ёлкин, А.С. Луначарский
Книга рассказывает о жизни и деятельности ученого, публициста, политика А. В. Луначарского в политике, искусстве, образовательной сфере и философии. Делается акцент на том, что социализм и следующий из него коммунистический интернационализм есть единственное основание для такого развития национальных культур, которые устремлены к объединению в «единую симфонию».
14. Каиров, И.И. А.В. Луначарский – выдающийся деятель социалистического просвещения
Автор раскрывает отношение А.В. Луначарского к ученым и международным научным связям, оценивает его вклад в расширение компетенции Ученого Комитета. Отмечается, что «либерал» А.В. Луначарский и его наркомат все чаще подвергались резкой критике. И.В. Сталин вообще причислял его к большевистским вождям «старого типа», отходящим на второстепенные роли.
15. Кузнецов, М.С. А.В. Луначарский о воспитании «нового человека» / М.С. Кузнецов
В статье реконструируется образ «нового человека», проектировавшийся А.В. Луначарским, выделяются главные направления деятельности по воспитанию такой личности. Доказывается, что сохранили свою актуальность идеи мыслителя о необходимости целостного подхода к воспитанию личности, гармоничному развитию человека, осуществлению деятельностного подхода.
16. Лебедев, А.А. Эстетические взгляды А.В. Луначарского. Очерки
Автор составил полное представление о жизненном пу¬ти, творческой эволюции человека, ставшего первым наркомом просвещения, а также о широте его интере¬сов, масштабе его деятельности в целом.
17. Павловский, О.А. Луначарский
Книга посвящена крупнейшему партийному деятелю, выдающемуся марксисту-ленинцу А.В. Луначарскому, она знакомит с важнейшими моментами его жизненного пути в дооктябрьский и послеоктябрьский период, основными направлениями его теоретической деятельности – защитой и пропагандой марксистско-ленинской философии, разработкой проблем социалистической культуры.
18. Трифонов, Н.А. Луначарский – участник «литературного наследства»
В статье делается акцент на том, что А.В. Луначарский оказывал поддержку своим авторским участием многим литературным начинаниям. В их числе и «Литературное наследство». Отмечается и то, как заботился первый нарком по просвещению об освоении трудящимися массами литературного и общекультурного наследия далекого и близкого прошлого, как много он сделал для осмысления, изучения, переоценки этого наследия.
19. Шульпин, А.П. А.В. Луначарский. Театр и революция
В центре внимания автора этой книги – это участие А.В. Луначарского в дискуссиях о путях развития социалистического театра, также борьба по просвещению за идейное единство и художественное многообразие советского театрального искусства. Для автора характерно стремление передать движение мысли А. В. Луначарского, проследить, как складывалась и видоизменялась система его взглядов на театр под воздействием революционной действительности.
Степень изученности темы просветительской деятельности А.В. Луначарского является достаточно высокой, и исследования в данной области продолжают быть актуальными и востребованными. Существует значительное количество научных публикаций, монографий и статей, посвященных жизни и деятельности Луначарского, а также множество исследований, анализирующих его вклад в развитие системы образования, внедрение новых методик преподавания и распространение культурных ценностей среди населения. Исследования охватывают как теоретические основы его подхода, так и практические проекты, реализованные в годы его работы в качестве Народного комиссара просвещения. Таким образом, изучение просветительской деятельности А.В. Луначарского открывает широкой аудитории не только историческую ценность его работы, но и актуальные вопросы, касающиеся современных образовательных практик и культурной политики.
В данной работе будут приведена источниковая база, изучение которой позволит определить место А.В. Луначарского в жизни Советского государства начала XX века.
В качестве источников выступали следующие материалы:
I. Личная переписка А.В. Луначарского
1. Архив А.М. Горького. Т. XIV
Из писем можно сделать вывод, что А.В. Луначарский, искренний последователь марксизма, придерживался мнения, что искусство и культура в целом не может быть сформировано изолированно от влияния общественных классов. Также отмечается: он понимал, что развитие пролетариата и «нового» человека как борца, творца и марксиста должно иметь определенную форму.
II. Законодательные акты
2. Декрет «Об учреждении государственной комиссии по просвещению» от 09.11.1917 г.
Декрет касался вопроса образования Государственной комиссии по народному просвещению под руководством наркома Луначарского А.В. (с 1917 по 1929 гг.) при Совете Народных Комиссаров РСФСР, занимающейся руководством народным просвещением, в том числе вопросами охраны памятников.
III. Периодическая печать.
3. Октябрьская революция и фабзавкомы. Материалы по истории фабрично-заводских комитетов. Ч. II
Отмечается, что А.В. Луначарский позиционировал работу в области культуры и просвещения как хорошую возможность для отстаивания пролетариата за свои права. Также делается акцент на то, что Луначарский обращал внимание, что у народа должно быть сформировано новое, «стройное» мировоззрение, и оно должно отвечать «новому» времени, социалистическому. В то же нарком просвещения затрагивал вопрос о необходимости сотрудничать с буржуазной интеллигенцией, так как необходимо обеспечить преемственность в культурной сфере.
4. Первая Петроградская общегородская конференция пролетарских культурно-просветительных организаций // Рабочий путь
В записях отмечается, что А.В. Луначарский во время конференции напрямую обращался к интеллигенции, информируя их о том, что главенствующую роль в развитии культурно-просветительной сфере будет играть именно пролетариат. Также он обращал внимание пролетариата на недальновидность при отказе от достояния «старой» культуры, которое требует критического отношения, чтобы отделить нужное от атавизмов.
5. Смирнов, И.С. К истории Пролеткульта
В работе автор рассматривает роль А.В. Луначарского в создании Пролеткульта. Отмечается, что А.В. Луначарский находился в «золотой середине» относительно Троцкого и Бухарина в отношении дальнейшего развития культурно-просветительской деятельности, так как поддерживал и пролетарские стремления в искусстве, и стремления интеллигенции. А.В. Луначарский стал носителем особого видения пролетарской культуры еще до свершившейся революции.
IV. Сочинения А.В. Луначарского
6. Луначарский, А.В. Жизнь и деятельность в фотографиях и документах
В данной работе А.В. Луначарский выражает мысль о необходимости объединения интеллигенции и народа во множестве статей и выступлений, а также в своей практической работе в качестве наркома просвещения.
7. Луначарский, А.В. Пролеткульт и советская культурная работа
Автор считает, что культурная работа, не должна быть направлена только на борьбу с неграмотностью и поддержание порядка. Так, в глазах А.В. Луначарского школы, университеты и борьба за высокие истины являлись жизненно важными. Стоит отметить, что Луначарский также был убежден, что необходимые для этого ресурсы с целью народного просвещения возможно получить только через развивающуюся экономику и хозяйство.
8. Луначарский, А.В. Культурные задачи рабочего класса. Культура общечеловеческая и классовая: собр. соч. в 8 т.
В работе А.В. Луначарский негативно отзывается о «самых диких представлениях» пролетариата, которые сводились к призыву «к черту буржуазную культуру!». В его представлении пролетариат был обязан ответственно подойти к распоряжению богатым наследием от интеллигенции.
9. Луначарский, А.В. Еще о пролеткульте и советской культурной работе
Автор выдвигает мысль, что пролетариат – самостоятельный класс, способный сформировать свою культуру, которая могла бы основываться на наследии прошлых классов. Также Луначарский отмечает, что новая культура должна разительно отличаться от «старой».
10. Луначарский, А.В. Искусство как производство
А.В. Луначарский определял искусство пролетариата в виде инструмента, которое смогло бы трансформировать стремления пролетариата для достижения им новых свершений, отличных от прошлых. В его представлении грядущая культура станет конкурировать в определенной степени с буржуазной. Однако эта борьба не заключается в прямой конфронтации, а в удалении и замене элементов, которые несовместимы или неспособны служить новому социалистическому обществу.
11. Луначарский, А.В. Литература и революция
Луначарский выделяет дворянское искусство, народничество и начинающуюся пролетарскую культуру как три формы западничества в России. Также отмечается, что революция в целом играла центральную роль в культурологической модели А.В. Луначарского. Он предлагает свою гипотетическую модель развития мировой культуры, в которой Западная Европа занимала структурную центральную роль.
12. Луначарский, А.В. Культура буржуазная, переходная и социалистическая
Автор глубоко исследует формирование новой, пролетарской культуры и ее связь с культурным наследием человечества и предыдущей, буржуазной культурой. Так, А.В. Луначарский признает, что в буржуазной культуре есть много ценного, на что можно опираться для движения в будущее. Эта работа позволяет раскрыть наследуемые пролетарской культурой «старых» тенденции.
13. Луначарский, А.В. Еще к вопросу о культуре
Автор дает представления о пролетарском искусстве как о средстве, способном организовывать эмоции пролетариата и достигать того, в чем прошлое искусство не смогло преуспеть. Так, А.В. Луначарский считает, что на основе марксизма и социалистического сознания будущая культура будет продвигаться в борьбе с буржуазной культурой. Однако эта борьба не заключается в прямой конфронтации, а в удалении и замене элементов, которые несовместимы или неспособны служить новому социалистическому обществу.
14. Луначарский, А.В. О народном образовании
А.В. Луначарский пишет, что не придает значения культурной работе, которая сводится только к борьбе с неграмотностью и обеспечению культурной чистоты. Также в работе прослеживается идея, что А.В. Луначарский придерживался принципа, что новые идеи, разработанные буржуазным обществом, должны быть отброшены только в отношении способов их использования, так как как достижения человеческой мысли они принадлежат всему человечеству.
15. Луначарский, А.В. Культура на Западе и у нас
В своей работе нарком просвещения, следуя позиции В.И. Ленина, подчеркивает, что отказ от западноевропейской буржуазной культуры будет означать лишить себя силы и ослабиться. Он также считает, что нет необходимости изобретать «новую пролетарскую математику» или «новую пролетарскую медицину», когда в стране есть задачи по ликвидации неграмотности, повышению нравственности и усвоению последних достижений буржуазной науки, которую «мы должны пропускать через наши фильтры». Так, А.В. Луначарский поддерживает идею того, что современная культура должна быть проникнута и наследием прошлого, и основана на нем.
16. Луначарский, А.В. Собр. соч.: в 8 т.
Луначарский указывает на символическое возрождение циклической модели мироздания, с ее «органической аналогией», в рамках которой жизнь культуры сравнивается с жизнью биологических организмов. Также он выдвигает основной принцип, согласно которому все прошлые достижения, которые принадлежали буржуазии, могут быть использованы для построения новой культуры, но не должны быть использованы как самостоятельные в рамках формирующейся культуры.
Цель данной работы — проанализировать просветительскую деятельность А.В. Луначарского и выявить её основные аспекты, а именно: принципы, которые он отстаивал, инициативы, которые он поддерживал, и влияние на культурную политику Советской России. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть контекст культурной жизни России в переходный период после Октябрьской революции.
- Изучить образовательные реформы, реализованные Луначарским, и их влияние на развитие системы образования.
- Проанализировать инициативы по ликвидации безграмотности и расширению доступа к культурным ресурсам.
- Исследовать роль Луначарского в поддержке искусства и культурных проектов.
- Оценить сложные взаимоотношения между творческой свободой и идеологическими ограничениями в его деятельности.
- Определить наследие Луначарского в контексте современного культурного и образовательного пространства.
Объектом исследования является просветительская деятельность А.В. Луначарского.
Предметом – роль в формировании пролетарской культуры.
Теоретическая значимость работы заключается в углублении знаний о просветительской деятельности А.В. Луначарского и ее влиянии на развитие культурной политики в России.
Практическая значимость заключается в возможности использования полученных результатов в образовательном процессе и разработке культурных программ.
В рамках данного исследования используются следующие методы:
1.Историко-биографический метод – для анализа жизни и деятельности Луначарского, его влияния на образовательные инициативы.
2. Контент-анализ – для изучения текстов, написанных Луначарским, чтобы выявить основные направления его просветительской деятельности.
3. Сравнительный анализ – для сопоставления идей Луначарского с идеями его современников, а также для оценки его влияния на последующих просветителей.
4. Социологический метод – для выявления современного значения идей Луначарского в контексте текущих образовательных инициатив.
Источниковая база включала в себя: научные труды, постановления правительства, данные переписок с известными деятелями.
Структура и содержание работы: работа состоит из введения, трёх глав, шести параграфов, заключения, и списка использованной литературы.
Первая глава посвящена работы А.В. Луначарского в культурно – просветительской сфере государства.
Вторая глава посвящена анализу работ А.В. Луначарского, посвященных культурному развитию
Третья глава посвящена методическим основам преподавания темы «Развитие пролетарской культуры в рамках просветительской деятельности» в рамках урока истории.
В рамках данного исследования были поставлены и успешно решены задачи по анализу биографии А.В. Луначарского и его социально-политической позиции, оценке направлений его просветительской деятельности, исследованию влияния его идей на политическую культуру России, рассмотрению его взаимодействия с другими просветителями и политическими деятелями, а также отражению современного значения его идей. Изучение методологических подходов Луначарского дало возможность понять сущность его просветительской миссии и оценки его вклада в развитие российского общества. Исследование в полной мере подтвердило актуальность идей Луначарского в современном контексте, что открывает новые горизонты для дальнейших исследований в области просвещения и образования.
Контекст культурной жизни России в переходный период после Октябрьской революции характеризовался революционными изменениями, стремлением к переосмыслению традиций и поиском новых форм культурного выражения.
Луначарский сыграл ключевую роль в реализации образовательных реформ, направленных на создание единой системы образования, доступной для всех слоев населения.
Инициативы по ликвидации безграмотности и расширению доступа к культурным ресурсам способствовали повышению уровня образования и культурного развития населения.
Луначарский поддерживал искусство и культурные проекты, стремясь создать условия для творческого развития и воспитания нового поколения советских граждан.
В своей деятельности он столкнулся с необходимостью балансировать между творческой свободой и идеологическими ограничениями, что привело к неоднозначным решениям и компромиссам.
Наследие Луначарского заключается в его вкладе в формирование советской культурной политики, его идеях о роли просвещения в развитии общества и его стремлении к созданию доступной и просвещенной культуры.
Таким образом А.В. Луначарский был многосторонне одаренной личностью, которая достигла успеха в разных областях, включая политику, искусствоведение, литературную критику, драматургию и перевод. Он писал исследования и статьи, анализируя работы русских и зарубежных писателей и демонстрируя свою профессиональность, точность оценки и глубокое понимание замыслов, заложенных в их произведениях. Луначарский внес значительный вклад в развитие советского и российского искусства и литературы, хотя его репутация с течением времени менялась. Он был рационалистом и революционным просветителем, чьи взгляды в целом были объективными и рациональными, несмотря на некоторые идеологические влияния. Его влияние на советское литературоведение было существенным, и он оставил значительное наследие в этой области.
А.В. Луначарский высоко ценил творчество М. Горького и отождествлял его с изображением рациональной, активной и гордой личности, ищущей счастья в гармонии с обществом. Луначарский считал, что в афоризме Горького «Человек - это звучит гордо!» заключена эта идея. Луначарский наблюдал за эволюцией Горького как писателя, понимая, что он принадлежал к той ранней эпохе, когда пролетариату было сложно отстаивать свои идеи. Несмотря на это, огромный талант Горького проложил путь к расцвету советской литературы. Признавая некоторые противоречия и недостатки в творчестве Горького, Луначарский в то же время признавал значимость его вклада. Народный комиссариат просвещения, провел масштабную кампанию по ликвидации неграмотности в России. Эта массовая педагогическая инициатива, инициированная декретом в 1919 году, была направлена на обучение неграмотных взрослых чтению и письму . В ней должны были принять участие все граждане в возрасте до 50 лет, не обладающие этими навыками. Признав, что коротких курсов недостаточно, Наркомпрос организовал знаменитые «культпоход» и «библиотечную компанию» в 1928 и 1929 годах соответственно. Эти мероприятия были направлены на пропаганду чтения и пользования библиотеками среди рабочих и крестьян. Нарком просвещения А.В. Луначарский предложил концепцию «новой школы» или «единой трудовой школы». Эта концепция, представленная на III Всероссийском съезде Советов в 1918 году, предусматривала создание советской модели школы, основанной на политехническом подходе к образованию. Школа должна была рассматриваться как производственная единица, с сильным акцентом на интеграцию теории и практики. Учащиеся должны были знакомиться с технологическими основами промышленности, что способствовало бы индустриализации страны.
Роль Народного комиссариата просвещения, или Наркомпроса, в издании новой литературы на разных языках Советской России была значительной. До революции, у многих народов не было письменности, поэтому Наркомпрос разрабатывал азбуки, буквари и учебники для них. Изначально Луначарский и Ленин поддерживали латинизацию всех языков, включая русский, но в последствии от этого отказались. Были созданы или переведены на латиницу алфавиты для языков малых народов СССР, но в 1936 году началась кампания по переводу всех языков на кириллицу. Кроме того, Наркомпрос играл важную роль в реализации ленинского плана монументальной пропаганды, который включал создание памятников писателям, ученым и революционерам для идеологического воздействия на население и популяризации революционных идей и марксистской идеологии.
А.В. Луначарский, согласно словам американского историка О'Коннора, придерживался мнения, что только настоящее искусство способно оказывать влияние на людей, высоко ценил подлинные произведения искусства, независимо от их политической ангажированности. Он придавал большое значение партийным директивам, но сам не играл существенной роли в формировании партийной политики в области искусства, следуя в основном решениям Ленина, Бухарина и Троцкого. Он поддерживал партийные резолюции 1920-х годов, которые указывали на неприемлемость высокомерия и нетерпимости пролетарских писателей, но признавали важность старой интеллигенции. О'Коннор делает вывод, что Луначарский полагал, что как пролетарские писатели, так и старая интеллигенция должны внести положительный вклад в развитие советской культуры.
Главная задача Луначарского как народного комиссара просвещения была связана с повышением грамотности в СССР. Он возглавил специальную комиссию по ликвидации неграмотности, и к 1927 году около 10 миллионов взрослых стали грамотными благодаря его усилиям. Во время Гражданской войны многие школы продолжали функционировать, и это было частично заслугой Луначарского. Посетив Советскую Россию в 1920 году, Герберт Уэллс высоко оценил систему образования и прогресс в сравнении с дореволюционным периодом. Однако большевики разрушали памятники царской эпохи и заменяли их революционными монументами, которые часто были не эстетически привлекательными. Луначарский, хоть и отвечал за реализацию плана монументальной пропаганды, не поддерживал полное уничтожение культурного наследия прошлого режима. Он считал, что художественное наследие необходимо учитывать в культурной политике нового государства.
Анатолий Луначарский, известный политический деятель советского периода, поддерживал бывшие императорские театры и русскую классическую литературу. Он считал реализм основным художественным методом для новой пролетарской культуры, однако также поддерживал экспериментальные формы искусства. Луначарский был ловким дипломатом, умел слушать и идти на компромисс, что помогло ему получить поддержку правительства и интеллигенции. Он установил связи с Академией наук и продвигал сотрудничество художников с Народным комиссариатом просвещения. Луначарский также оказывал помощь финансово обездоленным писателям и тем, кто страдал преследованиями за свои политические убеждения. Он выступал за выезд больного Блока за границу и помог предотвратить казнь Бунина, который открыто противостоял большевикам. Из-за своего сострадания и терпимости к предполагаемым «врагам народа», Луначарский был назван «Василич Блаженный».
1. Абрамов К.И. Библиотечное строительство в первые годы Советской власти. Москва: Книга, 1974. 264 с.
2. Андрианова Н. Ю. Концепция «пролетарской культуры» и монументальная лениниана как отражение идеологических и ментальных установок в обществе в первые годы советской власти, 1917-1927 гг.: дис. канд. ист. н: 07.00.02 отечественная история Андрианова Наталья Юрьевна. – М., 2001. – 211 с.
3. Бессалько П., Калинин Ф. Проблемы пролетарской культуры: пути и достижения пролетарской культуры в освещении рабочих писателей. Пб.: Антей, 1919. 79 с.
4. Богданов А.А. Культурные задачи нашего времени. – СПб.: Дороватовский и Чарушников, 1911. – 92 с.
5. Богданов А.А. Элементы пролетарской культуры в развитии рабочего класса. – М.: Госиздат, 1920. – 96 с.
6. Борев Ю.Б. Луначарский. Москва: Молодая гвардия, 2010. 304 с. (Жизнь замечательных людей).
7. Булавка Л. Пролетарская культура: культура для пролетариата? Л. Булавка Альтернативы. – 2011. – № 4. – С. 41-51.
8. Бухарин Н. И. Революция и культура. М.: Изд-во Фонда им. Бухарина, 1993. 349 с.
9. Волкогонов Д. А. Троцкий. Политический портрет. М.: АСТ, 1998. 416 с.
10. Вяземский, Е.Е., Методика преподавания истории в школе: учеб. пособие /Е.Е. Вяземский.- М.: Просвещение, 2009. – 215 с.
11. Голобородько, А.Ю., Котов, С.В. Культурное просветительство в контексте инструментария государственной культурной политики / научная статья // Научный журнал Социально-гуманитарные знания. − 2015. − №7. − С. 183−189.
12. Глазков М.Н. Н.К. Крупская: жизнь и деятельность в библиотечной сфере // Теория и методика профессионального образования, социальнокультурной и музыкально-педагогической деятельности: Коллективная монография. Москва: МГИК, 2019. С.88–102.
13. Глазков М.Н. Сущность реквизиций библиотек в 1917—1920 годы // Библиотечное дело. 2021. №14. С.11—15.
14. Глазков М.Н. Парадоксы эпохи «массового просвещения» // Московский журнал. История государства российского. 2000. №7. С. 44-47.
15. Елкин А.С. Луначарский. Москва: Молодая гвардия, 1967. 303 с. (Жизнь замечательных людей).
16. Жукоцкий В.Д., Жукоцкая З.Р. «Эмпириомонистический» марксизм А.А. Богданова: проблема идеологии // Русская реформация XX века: статьи по культурософии советизма. – М.: Новый хронограф, 2008. – С. 147–162.
17. Зандер С. Пролетарская культура и пролетарская революция С. Зандер Горн. – 1923. – № 7. – С. 67-86.
18. История библиотечного дела в СССР. Документы и материалы. 1918– 1920. Москва: Книга, 1975. 277 с.
19. Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10 т. / под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева. Подгот. текста и примеч. А. Г. Кравченко и Л. С. Фрид М.: Изд-во АПН, 1959. Т. 7: Основы политико-просветительной работы. 351 с.
20. Кан И. О классовом подходе к проблеме научной организации труда И. Кан Горн. – 1923. – № 7. – С 02- 107.
21. Кунавин В. Первая Всероссийская конференция культурно-просветительных организаций / В. Кунавин // Пролетарская культура. – 1919. – № 7-8. – С. 27.
22. Ленин В. И. Полн. собр. соч.: в 55 т. 5-е изд. М.: Политиздат, 1958–1966.
23. Луначарский А. В. Культура на Западе и у нас. М.; Л.: Госиздат, 1928. 55 с.
24. Луначарский А. В. Пролеткульт и советская культурная работа // Пролетарская культура. 1919. № 7–8. С. 72.
25. Луначарский А.В. Коммунистическая пропаганда и народное просвещение // Луначарский А.В. О воспитании и образовании: Избр. статьи / Под ред. А.М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1976. С. 36.
26. Луначарский, А.В. В зеркале Горького [Электронный ресурс] / А.В. Луначарский // На литературном посту. - 1931. - № 12. - Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-2/v-zerkale-gorkogo. - Загл. с экрана.
27. Луначарский, А.В. Горький (к 40-летнему юбилею) [Электронный ресурс] / А.В. Луначарский // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1932. - № 262. - Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-2/gorkij-k-40-letnemu-ubileu. - Загл. с экрана.
28. Луначарский, А.В. Максим Горький (предисловие к собранию сочинений) [Электронный ресурс] // А.В.Луначарский. Литературные силуэты. - М.: Госиздат, 1925. - Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-2/maksim-gorkij-predislovie-k-sobraniu-socinenij. - Загл. с экрана.
29. Луначарский, А.В. Максим Горький [Электронный ресурс] / А.В. Луначарский // Правда. - 1928. - №127. - Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-2/maksim-gorkij-rech. - Загл. с экрана.
30. Луначарский, А.В. Максим Горький. Литературно-общественная характеристика [Электронный ресурс] / А.В. Луначарский // Большая советская энциклопедия. - Т. 18. - М.: АО «Советская энциклопедия», 1930. - Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-2/maksim-gorkij. - Загл. с экрана.
31. Луначарский, А.В. Мировой писатель [Электронный ресурс] / А.В. Луначарский // Литературная газета. - 1931. - № 26. - Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-2/mirovoj-pisatel. - Загл. с экрана.
32. Луначарский, А.В. М.Горький-художник [Электронный ресурс] / А.В. Луначарский // Литература и искусство. - 1931. - № 4. - Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-2/m-gorkij-hudoznik. - Загл. с экрана.
33. Луначарский, А.В. О Горьком [Электронный ресурс] / А.В. Луначарский // Рабоче-крестьянский корреспондент. - 1928. - № 6. - Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-2/o-gorkom. - Загл. с экрана.
34. Луначарский, А.В. О художественном творчестве и о Горьком [Электронный ресурс] / А.В.Луначарский // Революция и культура. - 1928. - № 5. - Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-2/o-hudozestvennom-tvorcestve-i-o-gorkom. - Загл. с экрана.
35. Луначарский, А.В. Писатель и политик [Электронный ресурс] / А.В. Луначарский // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1931. - № 89. - Режим доступа: http://lunacharsky.newgod.su/lib/ss-tom-2/pisatel-i-politik. - Загл. с экрана.
36. О’Коннор Т.Э. Анатолий Луначарский и советская политика в области культуры. Москва: Прогресс, 1992. 222 с.
37. Пламя. Лит-полит и худ журнал. Петроградсеого Совета раб.и солд.д епутатов / Ред. А.В.Луначарский. – Пг., 1918. – №№ 1–8.
38. Плетнев В. Ф. Три точки зрения на пролетарскую культуру. М.: Пролеткульт, 1926. 80 с.
39. Полянский В. О пролетарской культуре. Ростов н/Д.: Донское областное отделение Государственного издательства, 1921. 32 с.
40. Рид Д. Десять дней, которые потрясли мир. М., 1981
41. Свердлов Я. М. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1957. Т. 1. 395 с.
42. Стеценко С. С. Культурно-историческое просветительство в контексте государственной культурной политики: технологии формирования и трансляции // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова – 2019. – С. 43-44.
43. Смирнов И. С. Ленинская концепция культурной революции и критика Пролеткульта / И. С. Смирнов // Историческая наука и некоторые проблемы современности. – М., 1968. – С. 68
44. Третьяков С. Искусство в революции и революция в искусстве С. Третьяков Горн. – 1923. – № 7. – С. 111-118.
45. Троцкий Л. Д. Литература и революция. М.: Политиздат, 1991. 400 с.
46. Шарапов Ю. Ленин и Богданов: от сотрудничества к противостоянию Шарапов Ю. – М., 1998. Грядущее. – Пг.: Петрогадский Пролеткульт, 1918. – № 1–10.
47. – URL: https://histrf.ru/biblioteka/b/istoriko-kul-turnyi-standart (дата обращения 24.04.2020г.)
48.Луначарский, А.В. «Записки о детях» (1920). – Воспоминания и размышления о детях, их образовании и воспитании.
49. Луначарский, А.В. «Искусство и революция» (1923). – Работа, посвященная роли искусства в революционном процессе.
50. Луначарский, А.В. «Письма к друзьям» (1925). – Письма, в которых отражены его мысли о просвещении и культуре.
51. Собрание сочинений А.В. Луначарского в 8 томах. М., 1965-1971. – Основные работы Луначарского, касающиеся его философии и культурной политики.
Историография
52. Гере, И. «Луначарский: Жизнь и идеи» – анализ жизни и работы Луначарского, его идеологического влияния.
53. Егорова, Т. «А.В. Луначарский: просветитель и государственный деятель» – исследование его роли в советском просвещении.
54. Поляков, А. «Интеллектуальная биография: А.В. Луначарский» (2010) – биографический очерк о влиянии Луначарского на политическую культуру России.
55. Терехов, Н. «Луначарский и его время» (2005) – работа, в которой рассматривается взаимодействие Луначарского с другими культурными и политическими деятелями.
Переписка
1. Архив А. М. Горького. Т. XIV: Неизданная переписка. – М.: Наука, 1976. – 82-133 с.
Законодательные акты
1. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР, Наркомпроса РСФСР от 09.11.1917 г. «Об учреждении государственной комиссии по просвещению» // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/kompros.htm
Статьи из периодических изданий
1. Октябрьская революция и фабзавкомы. Материалы по истории фабрично-заводских комитетов. Ч. II: Накануне Октября. – 1927. – С. 87-88
2. Начало // Самоуправление. – 1917. – №13. – С. 48
3. Первая Петроградская общегородская конференция пролетарских культурно-просветительных организаций // Рабочий путь. – 1917. – №27 – С. 38
4. Смирнов, И.С. К истории Пролеткульта / И.С. Смирнов // Вопросы литературы. – 1968. – № 1. – С. 124
Сочинения А.В. Луначарского
1. Луначарский, А.В. Жизнь и деятельность в фотографиях и документах / А.В. Луначарский. – М.: Наука, 1979. – 294 с.
2. Луначарский, А.В. Еще к вопросу о культуре / А.В. Луначарского. – М.: Наука, 1988. – 188 с.
3. Луначарский, А.В. Еще о пролеткульте и советской культурной работе
/ А.В. Луначарский// Известия ВЦИК. – 1919. – № 80. – С. 95
4. Луначарский, А.В. Искусство как производство / А.В. Луначарский // Известия ВЦИК. – 1922. – № 22. – 60 с.
5. Луначарский, А.В. Культура буржуазная, переходная и социалистическая / А.В. Луначарский. – М.: Наука, 1968. – 72 с.
6. Луначарский, А.В. Культура на Западе и у нас / А.В. Луначарский. – М.: Госиздат, 1928. – 55 с.
7. Луначарский, А.В. Культурные задачи рабочего класса. Культура общечеловеческая и классовая: собр. соч. в 8 т. / А.В. Луначарский. – М.: Наука, 1967. – 291 с.
8. Луначарский, А.В. Литература и революция / А.В. Луначарский. – М.: Наука, 1989. – 237 с.
9. Луначарский, А.В. О народном образовании / А.В. Луначарский. – М.: Наука, 1958. – 366 с.
10. Луначарский, А.В. Пролеткульт и советская культурная работа / А.В. Луначарский // Пролетарская культура. – 1919. – № 7-8. – С. 72
11. Луначарский, А.В. Рецензии: Геффдинг Г. Философские проблемы / А.В. Луначарский // Образование. – 1904. – № 3. – С. 73
12. Луначарский, А.В. Собр. соч.: в 8 т. / А.В. Луначарский. – М.: Худож. лит, 1964-1967. – Т. 3. – 628 с.
Литература
1. Булавка-Бузгалина, Л.А. Революция как культура: Луначарский / Л.А. Булавка-Бузгалина // Альтернатива. – 2017. – №3. – С. 77-99
2. Волков Г.Н. Луначарский и культурная революция. М.: Искусство, 1970.
3. Данилкина, Т.В. Формирование А.В. Луначарского как философа и политика / А.В. Данилкина // Известия Тульского Государственного университета. Гуманитарные науки. – 2019. – №4. – С. 124-132
4. Ёлкин, А.С. Луначарский / А.С. Ёлкин. – М.: Молодая гвардия, 1967. – Т. 6 (434). – 303 с.
5. Каиров, И.И. А.В. Луначарский – выдающийся деятель социалистического просвещения (К девяностолетию со дня рождения) / И.И. Каиров. – М.: Просвещение, 1966. – 36 с.
6. Кузнецов, М.С. А.В. Луначарский о воспитании «нового человека» / М.С. Кузнецов // Известия Волгоградского Государственного педагогического университета. – 2020. – №6(149). – С. 9-12
7. Крупская Н.К. А.В. Луначарский и культурная революция. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1965.
8. Лебедев, А.А. Эстетические взгляды А.В. Луначарского. Очерки / А.А. Лебедев. – М.: Искусство, 1962. – 320 с.
9. Муратов М.В. Луначарский. М.: Молодая гвардия, 1988.
10. Овсянников Д.Н. А.В. Луначарский о культуре. М.: Изд-во МГУ, 1973.
11. Полонский В.М. Луначарский. М.: Искусство, 1967.
12. О’Коннор, Т.Э. Анатолий Луначарский советская политика в области культуры / Т.Э. О’Коннор. – М.: Наука, 1992. – 17
Павловский, О.А. Луначарский / О.А. Павловский. – М.: Мысль, 1980. – 207 с.
13. Рябов А.А. А.В. Луначарский и советская культура. М.: Изд-во МГУ, 1984.
14. Савченко А.Ф. А.В. Луначарский. М.: Наука, 1979.
15. Соболев А.В. А.В. Луначарский. М.: Госполитиздат, 1960.
16. Соколов М.Н. Луначарский. М.: Политиздат, 1983.
17. Фрейдзон В.И. А.В. Луначарский и русская культура. М.: Изд-во МГУ, 1989.
18. Трифонов, Н.А. Луначарский – участник «литературного наследства» / Н.А. Луначарского // Литературное наследство. – 1970. – Т. 82. – С. 493-502
19. Шульпин, А.П. А.В. Луначарский. Театр и революция / ред. Н. Б. Полякова. – М.: Искусство, 1975. – 160 с.
20. Цыбульский В.В. А.В. Луначарский и советская культура. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.
21. Чирков Н.М. А.В. Луначарский: страницы жизни и деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
22. Штейнман Э.М. А.В. Луначарский и русская культура. М.: Изд-во МГУ, 1983.
23. Яковлева Н.М. А.В. Луначарский. М.: Просвещение, 1968.
24. Ярославский Е.М. А.В. Луначарский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.