ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГИПЕРЖАНР «ПОЗДРАВЛЕНИЕ» КАК СЛОЖНОЕ РЕЧЕВОЕ
СОБЫТИЕ 8
1.1. Гипержанр «поздравление» как комплекс речевых жанров 8
1.2. Классификация гипержанра «поздравление» 11
1.2.1. Жанры традиционного поздравительного дискурса 11
1.2.2. Жанры поздравительного интернет-дискурса 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГИПЕРЖАНРА
«ПОЗДРАВЛЕНИЕ» 24
2.1. Концепт - лингвокультурный концепт: определение понятия 24
2.2. Ядерные и периферийные концепты в текстах поздравительных жанров...27
2.3. Методика анализа лингвокультурных концептов 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 41
ГЛАВА 3. ЯДЕРНЫЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ КОНЦЕПТЫ В ЖАНРАХ
ПОЗДРАВИТЕЛЬНОГО ДИСКУРСА 42
3.1. Анализ частотных лингвокультурных концептов 42
3.1.1. Концепт «здоровье» 42
3.1.2. Концепт «счастье» 43
3.1.3. Концепт «мир» 45
3.1.4. Концепт «успех» 47
3.1.5. Концепт «деньги» 49
3.2. Схема электронного поздравления на День рождения и датированный
праздник 51
3.2.1. Поздравление на день рождения 51
3.2.2. Поздравление на датированный праздник 53
3.2.3 Дополнения для написания поздравления 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Примеры поздравлений 68
Выпускная квалификационная работа выполнена на стыке коммуникативной лингвистики и лингвокультурологии. С коммуникативных позиций анализируются тексты речевого гипержанра «поздравление» с учетом особенности фактуры текста — традиционной открытки на бумажном носителе и активно развивающейся электронной. С позиции лингвокультурологии исследуются функционирующие в текстах гипержанра «поздравление» концепты.
Актуальность исследования обусловлена техническим прогрессом, в результате которого наблюдается стремительный переход от бумажной фактуры текстов жанра «поздравление» к электронно. Изменение культурной и социальной составляющей менталитета отражается в текстах-поздравлениях, что приводит к изменению характеристик самого гипержанра. Анализ концептов бумажных и электронных поздравлений, классификация их видов, а также описание речежанровых характеристик как структурного, так и содержательного характера определяют актуально сть данного курсового исследования.
Изучение жанра «поздравления» в современной научной парадигме не является новым. Жанру «поздравление» посвящены исследования Н.В. Немчиновой (по когнитивно-дискурсивному исследованию текста корпоративной поздравительной открытки), Т.В. Тарасенко (по этикетным жанрам русской речи, в том числе, поздравлению), Н.В. Дудкиной (по речевому жанру «поздравление» в русской и американской лингвокультурах), Е.А. Бирюкова, Т.Ю. Виноградовой, Э. Лассан, Е.А. Северина (по речевому жанру интернет дискурса), работы Л.В. Балашовой, Е.И. Калинина, Т. П. Сухотериной, Б. Я. Шарифуллина (по гипержанру «поздравление») и некоторых других лингвистов, которые описывали гипержанр «поздравление» в разных аспектах. Новизна работы заключается в том, что мы исследуем тексты иной фактуры — электронной, которые являются частью гипержанра «поздравление», обладают новыми концептами и формируют речевой жанр «электронное поздравление».
Объектом исследования выступают этикетные речевые жанры традиционного поздравления (открытка, записка) и интернет-поздравления (сообщение, публикация)...
Исследование позволило решить ряд задач: изучить классификацию жанров интернет-дискурса, доказать принадлежность интернет-поздравления к гипержанру «поздравление», охарактеризовать речевой жанр «интернет- поздравление», изучив структурные и языковые особенности текстов- поздравлений, выявить лингвокультурные особенности текстов речевого жанра «поздравление» электронной фактуры, изучить понятие лингвокультурного концепта, сопоставили ядерные и периферийные концепты разных временных полей и праздников, а также проанализировать ядерные лингвокультурные концепты поздравительного дискурса.
В работе охарактеризованы текстовые, языковые и концептуальные особенности речевого жанра «интернет-поздравление», что позволило создать модель поздравительного онлайн-текста.
Проведенное исследование является вкладом в разработку актуальных проблем теории речевых жанров, речевого этикета, и лингвокультурологического анализа концептов.
Во второй главе мы на эмпирическом материале рассмотрели о собенности речевого жанра «интернет-поздравления» и выяснили, что в зависимости от жанра и технических возможностей социальной сети поздравление может быть рассчитано на большую или маленькую аудиторию. Так для привлечения подписчиков в Инстаграме пост характеризуется большим количеством хэштегов и наводящих вопросов для коммуникации. Все большую популярность набирают поздравительные посты с историей праздника, рассказом о его традициях и о том, как сам автор его празднует. В публикации на стене тоже присутствуют хэштеги, но в большинстве случаев они используются для обозначения праздника и лайков, нежели для целенаправленного поиска и взаимодействия с читателями. Личное сообщение может быть в разы меньше публикации: поздравление с 23 февраля и 8 Марта может быть ограничено стикером и эмоджи. Количество, место и виды эмоджи различаются не только из-за праздника, но и из-за самого адресанта: девушки используют их в 2 - 3 раза больше. Многое может сказать и манера написания поздравлений: официальный стиль присущи старшему поколению или аккаунтам организаций, которые поздравляют своих сотрудников и клиентов. Более того, клишированными поздравлениями и готовыми видео и гиф иллюстрациями также пользуется преимущественно старшее поколение. Во многом из-за недостатка оригинальных поздравлений в сети Интернет мы и создали нашу модель для написания универсального поздравительного текста.
С течением времени главными пожеланиями остаются: «здоровья», «счастья», «удачи», «любви», «благополучия». В последнее время популярны не только такие концепты, как «деньги», «психологическая стабильность», но и концепт «мир». Следовательно, ядерные и периферийные концепты изменяются, часть пожеланий остаются теми же, а часть становится более разнообразной, отражает культурные, социальные и политические изменения в нашей стране. Меняется также и оформление: люди используют не только эмоджи и стикеры, но и видео и фото иллюстрации, более того, эмоджи, также как и концепты, меняются в связи с переменой социально-политических событий: в последнее время популярность набрало эмоджи голубя мира «* ». Обращение и подпись зависит от отправителя, адресата и приложения, где публикуется поздравление (обращение может быть направлено на взаимодействие с подписчиками, что характерно для Инстаграм)...
1. Авдонина Л.П. Книжный инскрипт: речевой жанр или дискурс? // Анализ проблем и поиск решений повышения результативности современных научных исследований: сб. статей Всероссийской научно-практической конференции в 2 ч. Ч. 2. Уфа: OMEGA SCIENCE, 2020. С. 5-11.
2. Архипова Е.М. Тост как первичный речевой жанр в современной концепции научного знания // Научная мысль Кавказа. Южный Федеральный Университет, 2010. No 3 (63) С. 151 - 154.
3. Балашова Л.В. Жанры «внелитературной речевой культуры» в зеркале метафоры // Жанры речи. Вып. 5. Жанр и культура. Саратов, 2007.
4. Бастриков А.В., Бастрикова Е.М. Лингвокультурные концепты как основа языкового менталитета // Филология и культура. Philology and culture. Казань, 2012. No. 3 (29). С. 15 - 19.
5. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Собр. соч. М.: Русские словари. 1996. Т.5. Работы 1940-1960 гг. С.159 - 206.
6. Богомолова Л. Психология денег // радио передача «Форма выражения» [Электронный ресурс] Латвия, эфир от 28.07.21. URL: https:// lr4.lsm.lv/lv/raksts/izpausmes-forma/psihologija-deneg.-o-strahah-lozhnih- ubezhdenijah-i-privichkah-b.a147185/ (дата обращения: 22.05.22).
7. Вавилова Е.Н. Жанровая классификация дискурса телеконференций Филонет: дис. ...канд. филол. наук: 10.02.02 / Вавилова Елена Николаевна. Томск, 2001.
8. Викулова Л.Г., Пятницкая А.Е. История поздравительной открыт-ки // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык», 2017. No 4 (15).
9. Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // ученые записки нац. ну. им. В.И. Вернадского: Филология. Социальные коммуникации [Электронный ресурс]. Т. 24 (63), No 1. 2011. С. 105 - 123. URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=223 (дата обращения: 22.05.22).
10. Горошко Е.И., Полякова Т.Л. К построению типологии жанров социальных медий // Жанры речи. No. 2 (12). 2015. С. 119 - 127.
11. Горошко Е.И., Саенко Н.А. Жанровая экология Интернета // Науков1 записки Луганського нацюнального ушверситету. ЛНПУ им. Тараса Шевченка. Луганськ, 2006. Вып. 6. Т. 3.
12. Дерен В.И. Экономика: экономическая теория и экономическая
политика в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Дерен. В.И. 6-е изд., испр. и доп. [Электронный ресурс] / М.: Изд-во Юрайт, 2019. 432 с. URL: https://studme.org/338236/ekonomika/
dengi sredstvo obrazovaniya sokrovisch nakopleniya (дата обращения: 20.05.2022).
13. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка / [Электронный ресурс] М.:АСТ, 2003 URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary-dmitriev/ index.htm (дата обращения: 21.05.22).
14. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. Назрань: Изд-во Пилигрим, 2010. 486 с.
15. Иванов Л. Ю. Язык в электронных средствах коммуникации // Культура русской речи. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 791 - 793...57