ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТОНИМОВ В ПРОЦЕССЕ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 5
1 Теоретические основы изучения антонимов в курсе русского языка
в начальной школе 8
1.1 Лингвистические аспекты изучения антонимов 8
1.2. Психолого-педагогические особенности усвоения антонимов младшими школьниками 13
1.3 Обзор методической литературы, сравнительный анализ образовательных систем и учебников по русскому языку с точки зрения изучения в них слов- антонимов 22
2 Описание опытно-экспериментальной работы с учащимися
по методике изучения антонимов в начальной школе 26
2.1 Выявление предметных результатов по теме «Антонимы»
у обучающихся 4 класса на этапе констатирующего эксперимента 26
2.2 Экспериментальное исследование, направленное на повышение уровня предметных результатов по теме «Антонимы» у обучающихся 4 класса 32
2.3 Выявление эффективности работы по повышению уровня
знаний учащихся по теме «Антонимы» 48
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение А Задания на выявление актуального уровня знаний
учащихся 4 класса по русскому языку по теме «Антонимы» 63
1 Теоретические основы изучения антонимов в курсе русского языка
в начальной школе 8
1.1 Лингвистические аспекты изучения антонимов 8
1.2. Психолого-педагогические особенности усвоения антонимов младшими школьниками 13
1.3 Обзор методической литературы, сравнительный анализ образовательных систем и учебников по русскому языку с точки зрения изучения в них слов- антонимов 22
2 Описание опытно-экспериментальной работы с учащимися
по методике изучения антонимов в начальной школе 26
2.1 Выявление предметных результатов по теме «Антонимы»
у обучающихся 4 класса на этапе констатирующего эксперимента 26
2.2 Экспериментальное исследование, направленное на повышение уровня предметных результатов по теме «Антонимы» у обучающихся 4 класса 32
2.3 Выявление эффективности работы по повышению уровня
знаний учащихся по теме «Антонимы» 48
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение А Задания на выявление актуального уровня знаний
учащихся 4 класса по русскому языку по теме «Антонимы» 63
В настоящее время одной из значимых задач обучения русскому языку является формирование у учащихся развернутой ориентировки в языке как в системе.
Одним из важных проявлений системности в языке является соотносительная противоположность его элементов.
Реализация данной задачи связана, в частности, с изучением в начальных классах антонимических отношений, поскольку антонимы представляют собой те лексико-семантические группы слов, на примере которых наиболее ярко раскрываются системные связи в лексике русского языка.
В настоящее время решается проблема совершенствования и формирования лексических учебно-языковых умений младших школьников через восприятие слов в системе семантических связей (синонимических и антонимических). Важность этой проблемы в том, что учащиеся могут пополнять свой лексикон целыми блоками слов и целенаправленно выбирать необходимые слова для выражения мысли и её тончайших нюансов.
Но если обратить внимание на речь учащихся, то можно заметить, что словарный запас детей достаточно ограничен, так как он включает в себя лишь небольшое количество синонимов и антонимов. Ограниченное употребление в речи детей синонимов и антонимов свидетельствует об отсутствии в речи выразительности и эмоциональности. Причинами данного явления может служить недостаточность в умении использовать антонимы в разговорной речи как художественного средства, а также малое количество заданий и приемов работы с антонимами на уроках русского языка.
Л. В. Занков писал: «Важность раннего практического ознакомления учащихся с лексическими понятиями и отношениями обуславливается тем, что младший школьный возраст является сензитивным по отношению развития «чувства языка» и для формирования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации» [15]. Это означает, что ученики уже в младшем школьном возрасте могут достичь такого интеллектуального уровня, при котором лексика родного языка систематизируется в их сознании целыми семантико-стилистическими антонимо - синонимическими блоками.
В соответствии с ФГОС НОО учащийся младших классов должен овладеть основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка. Раздел «Лексика» в ФГОС НОО предусматривает наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов, а также умение подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы. Изучение таких ключевых явлений, как многозначность и однозначность слов, переносное и прямое значение и употребление слов, умение детей пользоваться разными словарями и извлекать из них нужную информацию [29].
Таким образом, всё это делает тему выпускной квалификационной работы актуальной.
В данной выпускной квалификационной работе по исследуемому вопросу были рассмотрены точки зрения таких известных методистов, как М. Р. Львова, Т. Г. Рамзаевой, Л.А. Введенской, М. С. Соловейчик и других.
Цель исследования: выявление эффективности использования комплекса упражнений, направленного на повышение уровня предметных результатов по теме «Антонимы» у обучающихся 4 класса.
Задачи исследования:
1. Изучить аспекты и сущность лингвистического термина «антонимы».
2. Раскрыть психолого-педагогические особенности усвоения антонимов младшими школьниками.
3. Сделать сравнительный анализ двух образовательных программ: УМК Школа России, УМК системы Л. В. Занкова.
4. Выявить актуальный уровень знаний учащихся по теме «Антонимы».
5. Разработать систему упражнений, направленную на обогащение речи учащихся антонимами.
6. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Объект исследования: процесс обогащения речи учащихся антонимами.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на повышение уровня предметных результатов по теме «Антонимы» у обучающихся 4 класса.
Гипотеза - уровень предметных результатов у обучающихся 4 класса на уроках русского языка по теме «Антонимы» повысится, если использовать комплекс упражнений, который
а) направлен на развитие: умения выявлять основные признаки антонимов; умения видеть антонимы; умения употреблять антонимы;
б) способствует повышению уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
в) включает разнообразный дидактический материал.
Методы исследования: анализ литературы, исследование, разработка методик по теме исследования, наблюдение, обработка результатов.
Практическая значимость данной работы заключается в следующем: разработанный комплекс упражнений может быть использован учителями младших классов с целью обогащения речи учащихся антонимами.
Апробация результатов исследования: по результатам работы опубликована научная статья «Обзор методической литературы, сравнительный анализ образовательных систем и учебников по русскому языку на предмет изучения темы антонимов в начальной школе» в сборнике международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве : опыт, проблемы, перспективы» (2023).
База исследования: исследовательская работа была проведена в Красноярском Крае, Енисейский район, поселок Новокаргино, на базе школы №5, класс 4а . Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников (46), 1 приложение, 5 таблиц, 33 рисунка. Общий объем работы составляет 64 страницы.
Одним из важных проявлений системности в языке является соотносительная противоположность его элементов.
Реализация данной задачи связана, в частности, с изучением в начальных классах антонимических отношений, поскольку антонимы представляют собой те лексико-семантические группы слов, на примере которых наиболее ярко раскрываются системные связи в лексике русского языка.
В настоящее время решается проблема совершенствования и формирования лексических учебно-языковых умений младших школьников через восприятие слов в системе семантических связей (синонимических и антонимических). Важность этой проблемы в том, что учащиеся могут пополнять свой лексикон целыми блоками слов и целенаправленно выбирать необходимые слова для выражения мысли и её тончайших нюансов.
Но если обратить внимание на речь учащихся, то можно заметить, что словарный запас детей достаточно ограничен, так как он включает в себя лишь небольшое количество синонимов и антонимов. Ограниченное употребление в речи детей синонимов и антонимов свидетельствует об отсутствии в речи выразительности и эмоциональности. Причинами данного явления может служить недостаточность в умении использовать антонимы в разговорной речи как художественного средства, а также малое количество заданий и приемов работы с антонимами на уроках русского языка.
Л. В. Занков писал: «Важность раннего практического ознакомления учащихся с лексическими понятиями и отношениями обуславливается тем, что младший школьный возраст является сензитивным по отношению развития «чувства языка» и для формирования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации» [15]. Это означает, что ученики уже в младшем школьном возрасте могут достичь такого интеллектуального уровня, при котором лексика родного языка систематизируется в их сознании целыми семантико-стилистическими антонимо - синонимическими блоками.
В соответствии с ФГОС НОО учащийся младших классов должен овладеть основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка. Раздел «Лексика» в ФГОС НОО предусматривает наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов, а также умение подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы. Изучение таких ключевых явлений, как многозначность и однозначность слов, переносное и прямое значение и употребление слов, умение детей пользоваться разными словарями и извлекать из них нужную информацию [29].
Таким образом, всё это делает тему выпускной квалификационной работы актуальной.
В данной выпускной квалификационной работе по исследуемому вопросу были рассмотрены точки зрения таких известных методистов, как М. Р. Львова, Т. Г. Рамзаевой, Л.А. Введенской, М. С. Соловейчик и других.
Цель исследования: выявление эффективности использования комплекса упражнений, направленного на повышение уровня предметных результатов по теме «Антонимы» у обучающихся 4 класса.
Задачи исследования:
1. Изучить аспекты и сущность лингвистического термина «антонимы».
2. Раскрыть психолого-педагогические особенности усвоения антонимов младшими школьниками.
3. Сделать сравнительный анализ двух образовательных программ: УМК Школа России, УМК системы Л. В. Занкова.
4. Выявить актуальный уровень знаний учащихся по теме «Антонимы».
5. Разработать систему упражнений, направленную на обогащение речи учащихся антонимами.
6. Проанализировать результаты проведенного исследования.
Объект исследования: процесс обогащения речи учащихся антонимами.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на повышение уровня предметных результатов по теме «Антонимы» у обучающихся 4 класса.
Гипотеза - уровень предметных результатов у обучающихся 4 класса на уроках русского языка по теме «Антонимы» повысится, если использовать комплекс упражнений, который
а) направлен на развитие: умения выявлять основные признаки антонимов; умения видеть антонимы; умения употреблять антонимы;
б) способствует повышению уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
в) включает разнообразный дидактический материал.
Методы исследования: анализ литературы, исследование, разработка методик по теме исследования, наблюдение, обработка результатов.
Практическая значимость данной работы заключается в следующем: разработанный комплекс упражнений может быть использован учителями младших классов с целью обогащения речи учащихся антонимами.
Апробация результатов исследования: по результатам работы опубликована научная статья «Обзор методической литературы, сравнительный анализ образовательных систем и учебников по русскому языку на предмет изучения темы антонимов в начальной школе» в сборнике международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве : опыт, проблемы, перспективы» (2023).
База исследования: исследовательская работа была проведена в Красноярском Крае, Енисейский район, поселок Новокаргино, на базе школы №5, класс 4а . Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников (46), 1 приложение, 5 таблиц, 33 рисунка. Общий объем работы составляет 64 страницы.
В настоящее время одной из значимых задач обучения русскому языку является формирование у учащихся развернутой ориентировки в языке как в системе. Одним из важных проявлений системности в языке является соотносительная противоположность его элементов. В соответствии с ФГОС НОО учащийся младших классов должен овладеть основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка.
В исследовании проверялась гипотеза о том, что уровень предметных результатов у обучающихся 4 класса на уроках русского языка по теме «Антонимы» повысится, если использовать комплекс упражнений, который
а) направлен на развитие: умения выявлять основные признаки антонимов; умения видеть антонимы; умения употреблять антонимы;
б) способствует повышению уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
в) включает разнообразный дидактический материал.
Изучены аспекты и сущность лингвистического термина «антонимы». Проанализировав лингвистические аспекты изучения антонимов были выделены существенные признаки понятия «антонимы». Так же выяснили, что антонимы бывают разных типов: по степени зависимости от контекста- языковые и контекстуальные, по количеству единиц, участвующих в антонимии- внутрисловные и межсловные, по качеству противопоставления- контрарные, комплементарные и конверсивные.
Раскрыли психолого-педагогические особенности усвоения антонимов младшими школьниками. Изучив и проанализировав психолого-педагогические особенности усвоения антонимов младшими школьниками, нами были выделены такие определение как понятие, восприятия, память, мышление, внимание. Выявили классификацию психических процессов и их функции.
Сделали сравнительный анализ двух образовательных программ: УМК Школа России, УМК Л. В. Занкова. Выяснили, что учебники данных программ по русскому языку переработаны c учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта, а так же удостоверились в том, что изучению слов с противоположными значениями уделяется мало внимания, что может повлечь за собой отсутствие четко сформированных представления о том, что такое антонимы.
Выявили актуальный уровень знаний учащихся по теме «Антонимы». Выявление актуального уровня проходила на констатирующем этапе исследования с помощью разработанных нами заданий на выявление предметных результатов по теме «Антонимы» у учащихся 4 класса. Выделили параметры для оценки выполнения заданий:
«Умение выявлять основные признаки антонимов»; Умение видеть антонимы»; «Умение употреблять антонимы». В исследовании приняли участие 6 учащихся 4 класса.
Констатирующее исследование показало, что предметные результаты по теме «Антонимы» у учащихся 4 класса находятся чаще всего на низком и среднем уровнях. Дети испытывали трудности в выполнении теоретических заданий. Учащимся было трудно вспомнить определение термину «Антоним», назвать его существенные признаки. Так же, трудности были в выполнении заданий с пословицами и фразеологизмами. Учащимся трудно было заменить фразеологизм одним глаголом и подобрать к нему антоним, вставить пропущенный антоним в пословицы.
Разработали систему упражнений, направленную на обогащение речи учащихся антонимами. Разработка и реализация упражнений проходила на формирующем этапе исследования. Все задания были включены в процесс обучения учащихся в соответствии с календарно-тематическим планированием. Задания были разбиты на тематические блоки. Они были направлены на развития умения выявлять основные признаки антонимов, на умение видеть и умение употреблять антонимы. При разработке комплекса заданий использовались разнообразные ресурсы ^изготавливали дидактический материал для занятий, карточки с заданиями, а также образовательная платформа Learning Apps. Результаты контрольного эксперимента продемонстрировали существенные изменения в показателях, характеризующих уровень знаний учащихся 4 класса по теме «Антонимы», что свидетельствует о методической целесообразности использования на уроках русского языка в 4 классе разработанного нами комплекса заданий.
Проанализировали результаты проведенного исследования. Проверка эффективности разработанных упражнений проходила на контрольном этапе на тех же заданиях, что и на констатирующем этапе. На контрольном этапе исследования сделаны выводы о существовании значимых, достоверных изменениях в повышении предметных результатов учащихся 4 класса по теме «Антонимы». Они с большей легкостью дают определение термину «Антонимы», называют существенные признаки антонимов. Так же, учащиеся без трудностей стали выполнять задания с пословицами и фразеологизмами. Об этом свидетельствуют улучшенные показатели выполнении заданий на контрольном этапе. Все это говорит о методической целесообразности использования на уроках русского языка в 4 классе разработанного нами комплекса заданий.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
В исследовании проверялась гипотеза о том, что уровень предметных результатов у обучающихся 4 класса на уроках русского языка по теме «Антонимы» повысится, если использовать комплекс упражнений, который
а) направлен на развитие: умения выявлять основные признаки антонимов; умения видеть антонимы; умения употреблять антонимы;
б) способствует повышению уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
в) включает разнообразный дидактический материал.
Изучены аспекты и сущность лингвистического термина «антонимы». Проанализировав лингвистические аспекты изучения антонимов были выделены существенные признаки понятия «антонимы». Так же выяснили, что антонимы бывают разных типов: по степени зависимости от контекста- языковые и контекстуальные, по количеству единиц, участвующих в антонимии- внутрисловные и межсловные, по качеству противопоставления- контрарные, комплементарные и конверсивные.
Раскрыли психолого-педагогические особенности усвоения антонимов младшими школьниками. Изучив и проанализировав психолого-педагогические особенности усвоения антонимов младшими школьниками, нами были выделены такие определение как понятие, восприятия, память, мышление, внимание. Выявили классификацию психических процессов и их функции.
Сделали сравнительный анализ двух образовательных программ: УМК Школа России, УМК Л. В. Занкова. Выяснили, что учебники данных программ по русскому языку переработаны c учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта, а так же удостоверились в том, что изучению слов с противоположными значениями уделяется мало внимания, что может повлечь за собой отсутствие четко сформированных представления о том, что такое антонимы.
Выявили актуальный уровень знаний учащихся по теме «Антонимы». Выявление актуального уровня проходила на констатирующем этапе исследования с помощью разработанных нами заданий на выявление предметных результатов по теме «Антонимы» у учащихся 4 класса. Выделили параметры для оценки выполнения заданий:
«Умение выявлять основные признаки антонимов»; Умение видеть антонимы»; «Умение употреблять антонимы». В исследовании приняли участие 6 учащихся 4 класса.
Констатирующее исследование показало, что предметные результаты по теме «Антонимы» у учащихся 4 класса находятся чаще всего на низком и среднем уровнях. Дети испытывали трудности в выполнении теоретических заданий. Учащимся было трудно вспомнить определение термину «Антоним», назвать его существенные признаки. Так же, трудности были в выполнении заданий с пословицами и фразеологизмами. Учащимся трудно было заменить фразеологизм одним глаголом и подобрать к нему антоним, вставить пропущенный антоним в пословицы.
Разработали систему упражнений, направленную на обогащение речи учащихся антонимами. Разработка и реализация упражнений проходила на формирующем этапе исследования. Все задания были включены в процесс обучения учащихся в соответствии с календарно-тематическим планированием. Задания были разбиты на тематические блоки. Они были направлены на развития умения выявлять основные признаки антонимов, на умение видеть и умение употреблять антонимы. При разработке комплекса заданий использовались разнообразные ресурсы ^изготавливали дидактический материал для занятий, карточки с заданиями, а также образовательная платформа Learning Apps. Результаты контрольного эксперимента продемонстрировали существенные изменения в показателях, характеризующих уровень знаний учащихся 4 класса по теме «Антонимы», что свидетельствует о методической целесообразности использования на уроках русского языка в 4 классе разработанного нами комплекса заданий.
Проанализировали результаты проведенного исследования. Проверка эффективности разработанных упражнений проходила на контрольном этапе на тех же заданиях, что и на констатирующем этапе. На контрольном этапе исследования сделаны выводы о существовании значимых, достоверных изменениях в повышении предметных результатов учащихся 4 класса по теме «Антонимы». Они с большей легкостью дают определение термину «Антонимы», называют существенные признаки антонимов. Так же, учащиеся без трудностей стали выполнять задания с пословицами и фразеологизмами. Об этом свидетельствуют улучшенные показатели выполнении заданий на контрольном этапе. Все это говорит о методической целесообразности использования на уроках русского языка в 4 классе разработанного нами комплекса заданий.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Подобные работы
- ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «РОДИНА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Процесс формирования словарного запаса младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Использование игровых технологий при обогащении словарного запаса обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - Возможности синонимов в процессе обогащения словарного запаса второклассников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - Использование игровых технологий при обогащении словарного запаса
обучающихся младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные
нарушения (умственную отсталость)
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогические особенности развития младших школьников
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2020 - Преемственность использования пословиц и поговорок в формировании
словарного запаса младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2015 - Методика обучения синонимам на уроках русского языка в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



