Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нормативно-правовой акт, как источника права

Работа №16535

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы73
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1670
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Понятие и признаки нормативно правового акта 8
1.1 Понятие и виды нормативных актов 8
1.2 Признаки нормативных правовых актов 21
1.3 Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу 27
Глава 2. Законодательство Республики Тыва в правовой системе России
36
2.1 Система нормативных актов Республики Тыва 36
2.2 Анализ правотворческой деятельности законодательного органа
Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва 43
2.3 Проблема систематизации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации 56
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 70


Актуальность темы обусловлена тем, что в общественной жизни субъекты права имеют дело с множеством актов и документов, различия между которыми зачастую почти не проводятся. Вследствие этого, возникают проблемы с выбором предметов их регулирования, определением юридической силы, использованием и правовой защитой. Устранить указанные трудности можно благодаря строгой характеристике правовых актов и их соотношения между собой.
Теоретики государства и права нередко отождествляют правовые акты с понятием «нормативные акты», хотя к таковым не относят индивидуальные, информационные и иные акты. Главное в них - выражение государственного веления и закрепление решения правотворческого органа о создании, изменении, отмене акта и содержащихся в нем норм и предписаний.
Многообразие явлений и процессов, проистекающих в обществе, порождает потребность в документировании разных видов деятельности и состояний. Нужны фиксация и общезначимое удостоверение актов, событий и состояний. Документ как письменная форма, удостоверяющая определенную информацию, является наиболее распространенным ее носителем. Это -законы, постановления, инструкции, обращения, письма, свидетельства, договоры, аттестаты, сертификаты, лицензии и т.д. Правовые акты занимают в массиве документов особое место.
Отметим прежде всего их публичное, официальное обозначение в Конституции РФ. Так, в п. 1 ст. 15 Конституции РФ использован термин «правовые акты», в п. 3 ст. 15, п. 6 ст. 76 - «нормативные правовые акты», в п. 6 ст. 125 - «акты». Помимо этого в Конституции РФ многократно упоминаются федеральные конституционные и иные законы, указы и нормативные акты Президента РФ, договоры, постановления и распоряжения. И все эти акты нуждаются в комплексном осмыслении и анализе применительно к современным аспектам правового регулирования общественных отношений.
С другой стороны, несмотря на то, что нормативный правовой акт в настоящее время является одним из ведущих источников в российском праве, все-таки существует актуальная проблема повышения его качества, что возможно путем разработки качественных моделей разноуровневых нормативных правовых актов.
Степень изученности. В последние годы издано немало работ ученых в области теории права, практиков, принимающих нормативные правовые акты и применяющих их в своей деятельности. Вопросы теоретического обоснования места и роли нормативных правовых актов в системе источников права, их виды, классификации являлись и являются предметом исследования многих выдающихся правоведов. К этой тематике в своих работах обращались: С.С. Алексеев, М.И. Бай-тин, С.А. Боботов, А.Б. Венгеров, Н.В. Витрук, В.А Власенко, В.М. Корельский, Д.А. Керимов, П.В.
Крашенинников, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов, А.В. Малько, М.Н. Марченко,
А.В. Мицкевич, Г.И. Муромцев, Э.М. Мурадьян, B.C. Hepce-сянц, В.Д. Перевалов, А.С. Пиголкин, Л.А. Окуньков, В.М. Сырых, Ю.А Тихомиров, С.П. Хижняк, В.Н. Хропанюк, А.Ф. Черданцев, В.Е. Чиркин и др. Диссертант применял в своей работе опыт, подходы вышеперечисленных и многих других ученых-правоведов и юристов-практиков, широко исследовавших рассматриваемую сферу деятельности. В то же время многие проблемы нормативного правого акта как источника права остаются недостаточно исследованными, включая исторический аспект данной проблемы.
Цель исследования. Настоящая работа направлена на системное, комплексное исследование в теоретическом плане нормативного правового акта как источника права в условиях осуществляемых в нашей стране реформ, обновления правовой системы общества и ее подсистем.
Для достижения этой цели автор поставил перед собой следующие основные задачи:
- исследовать понятие и признаки нормативно правового акта;
- раскрыть действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу;
- проанализировать систему нормативных актов Республики Тыва;
- показать анализ правотворческой деятельности законодательного органа Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва;
- рассмотреть проблему систематизации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере формирования и реализации нормативных правовых актов в системе права России.
Предметом исследования является специфика и особенности нормативного правового акта как источника российского права.
Методологическая основа исследования. В ходе проведения диссертационного исследования автором применялись общенаучные, теоретико-правовые и частные методы. В работе использовались методы системного, сравнительно-правового и юридико-технического анализа, а также исторический и социологический подходы. Правовой основой исследования послужили как положения общей теории права и государства, так и положения конституционного, международного, гражданского, административного, трудового и других отраслей российского права по рассматриваемой проблеме.
Источниковую базу исследования составили: а) научные труды ведущих ученых в области теории государства и права, занимавшихся исследованием разнообразных проблем нормативного правового акта как источника права; б) Конституция РФ 1993 г., федеральные конституционные законы и федеральные законы, законы субъектов Федерации, подзаконные акты федеральных органов государственной власти, регламентирующие деятельность органов государственной власти в части нормотворчества и правоприменения, научно-теоретическая и нормативно-правовая информация на электронных носителях в базах данных справочных правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Референт» и др., а также и в Интернете.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, раскрыли понятие и признаки нормативного правового акта среди других источников современного права; проанализировали правовую природу нормативного правового акта как источника российского права; исследовали основные направления совершенствования системы и видов нормативных правовых актов; рассмотрели проблемы разработки модельного правового акта в системе российского права.
Думается, что это далеко неполный перечень проблем, который охватывает многообразную тематику — нормативный правовой акт как источник права. И здесь в связи с изложенным наиболее остро, на наш взгляд, встает проблема совершенствования процесса создания и реализации правовых актов на практике.
Известно, что появление, существование и действие правовых актов нельзя понять без процесса их создания. Это объясняется тем, что именно правотворчество дает жизнь праву, порождает и оформляет его и открывает «дверь» в общественную жизнь. Правотворчество служит начальным этапом развития правовых актов и вбирает в себя импульсы, влияющие на движение права, как собственно правовые, так и политические, экономические, социальные. Очевиден поэтому громадный общественный и научный интерес к правотворчеству, позволяющему создавать правовые акты как выражение политического курса государства и общества.
Понятие правотворчества отражает созидательный характер формирования актов, когда «переплавляются» такие элементы бытия, как социальные интересы, потребности, волевые установки, варианты решений, формируются и формализуются нормы права. Причем в нем не должно быть механистичности или даже автоматизма, поскольку именно творческий созидательный характер деятельности отвечает задаче отыскания среди множества инвариантных норм поведения те, которые будут наиболее социально полезными и затем облечены в юридически строгую, общезначимую форму.
В этом контексте правила подготовки, принятия, и реализации правовых актов следует рассматривать не только как сугубо формальные. Конечно, они являются строго процессуальными, позволяющими упорядочить и структурировать эти способы существования актов. Не менее важен содержательный аспект правил, их познавательная ориентированность, когда правила способствуют высокому качеству и эффективности правовых актов. С их помощью отражаются внутренние, глубинные общественные связи и отношения. Поэтому вполне оправдано вести речь о юридических формулах — строгих и точных.
Можно выделить пять юридических формул, в которых выражена своего рода нормативная основа правовых актов: принятие актов только уполномоченным субъектом; принятие актов по основаниям, предусмотренным законом; выбор установленной формы акта; соподчиненность актов в правовой системе по их юридической силе; соблюдение процедуры подготовки и принятия актов.
Полезно пользоваться юридическими формулами, отражающими динамику правовых актов по принципу «если - то»: нельзя абсолютизировать факт принятия акта и недооценивать сферу обеспечения его действия; опасно открыто допускать риск юридических коллизий; перенасыщение актами влечет снижение их эффективности; нельзя воспринимать правовой акт изолировано от других актов; следует правильно учитывать время принятия, изменения и отмены акта; не допускается потеря акта его адресатами — субъектами права; необходимо предвидеть последствия действия акта в соответствии с его целями; превратное понимание смысла акта влечет серьезные юридические ошибки; надо учитывать меру отношения граждан к акту; нельзя игнорировать требования к акту в ущерб его качеству.
В юридической практике сложились приемы и правила составления юридических текстов и особенно текстов законопроектов. Правда, их устойчивость и очевидная общность не исключает специфики приемов законодательной техники в разных странах, которые нужно внимательно учитывать при сравнительно-правовом анализе текстов актов. Не случайно глоссарии, словари-справочники и в прошлые столетия и в настоящее время служат правильному соотнесению между собой юридических понятий и терминов. Их полезно составлять и в наше время.
Потребности сближения национальных законодательств привели к образованию в декабре 1991 г. Европейской ассоциации содействия законодательству, которая особое внимание уделяет подготовке текстов юридических актов. Речь идет: о целях, которые ставят перед законом компетентные государственные органы и которые должны точно представлять юристы, участвующие в его подготовке; о правильном формулировании и оформлении правовых норм; об учете требований правоприменительной практики (опубликование, доступность и т.п.); о методологии оценки законов с точки зрения их эффективности; об интеллектуальном труде законоведов, обладающих высокими знаниями и навыками. Все это имеет важное значение для совершенствования механизма подготовки и реализации нормативных правовых актов как источников права в современном обществе и должно найти действенное применение на практике.


1. Российская Федерация. Конституция (1993), - М.: Юнвес, 2003.- 47с. (в ред. от 24.12.2014 г.)
2. Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 1999 г // СПС «Гарант»
3. Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 4 июля 2003г. // СПС «Гарант»
4. Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с изм. и доп. от 16 декабря 2004г. // СПС «Гарант»
5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» с изм. и доп. на 26 марта 2003г. // СПС «Гарант»
6. Конституция Республики Тыва с изменениями от 24 июня 2003г. // СПС «Гарант»
7. Указ Президента Республики Тыва от 10.05.1995 № 247 «О подготовке к изданию Свода законов Республики Тыва, нормативных актов Президента Республики Тыва, нормативных актов Правительства Республики Тыва»
8. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА «О РЕФЕРЕНДУМЕ РЕСПУБЛИКИ
ТЫВА (в ред. законов Республики Тыва от 04.04.2004 N 682 ВХ-1, от
26.11.2004 N 871 ВХ-1, от 15.03.2006 N 1703 ВХ-1, от 18.06.2007 N 191 ВХ-2,
с изм., внесенными решением Верховного суда Республики Тыва от
15.03.2007 N 3/33-07)
9. Закон Республики Тыва «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва. г. Кызыл «22» августа 2011 г. № 781 ВХ-I.
10. Закон Республики Тыва «О нормативных правовых актах Республики Тыва» от 08 мая 2013 года N 1852 ВХ-I. Принят Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва 20 февраля 2013 года. Принят Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва повторно 17 апреля 2013 года.
11. Постановление Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 24 мая 2011 г. N 685 ВХ-I «О Законе Республики Тыва «О внесении изменений в Закон Республики Тыва» «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Тыва (смешанные и пропорциональные избирательные системы)»
II. Научная и учебная литература
12. Алещев, И. А. Власть права или право власти? // Эж-ЮРИСТ.- 2010.- №
37. - С.15.
13. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов - 2-е изд., изм. и доп.-М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА - М.- 2009.- 675с.
14. Бондарева Э. С., Хертуев Р. Ю. Систематизация законодательства субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения // Вестник института законодательства и правовой информации имени М. М. Сперанского. — 2011. — № 2. — С. 13—22.
15. Бондарев А. К. Снова о Своде законов Российской Федерации // Законодательство. — 2001. — № 12; Муромцев Г. И. Нужен ли России Свод законов? // Право. Издание Высшей школы экономики. — 2011. — № 1. — С.
22—23.
16. Булаков, О.Н. Взаимодействие Совета Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, международными и общественными организациями // Законодательство и экономика.- 2009.- N
9. - С. 8-9.
17. Булаков, О.Н. Представительная власть в системе разделения властей// Законодательство и экономика.- 2010.-№ 8.- С.23.
18. Булаков, О.Н. Регламентное регулирование статуса парламента (сравнительный анализ) // Российская юстиция.- 2008.-№1.- С.43.
19. Даниленко, В.И. Современный политологический словарь - М.: NOTA BENE, 2010. - 1024с.
20. Васильев А. В. Теория государства и права : курс лекций. — М., 2008. — С. 60; Ларин А. Ю. Теория государства и права : учебник. — М., 2011
21. Голубева О. О. Опыт создания регионального информационного ресурса «Законодательство Республики Карелия» // Электронное законодательство: доступ к нормативно-правовой информации в электронной среде : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Н. А. Шевелёва. — СПб., 2011. — С. 304—306.
22.
22. Иванников И. А. Теория государства и права : учебник. — М., 2011. — С. 164
23. Ильина, Н.В. Участие законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе // Законодательство.- 2009г.- №10.- С.12.
24. Катков, Д.Б. Конституционное право России: Учебное пособие / Д.Б., Катков, Е.В., Корчиго - М.: Юриспруденция, 2008. - 380с.
25. Кириченко, П.Н. Парламент как орган представительной власти //Адвокат.- 2008.-N 8.- С. 8.
26. Коврякова, Е.В. Особенности парламентского контроля в парламентарной республике // Журнал российского права.- 2007.- N 6.- С.30.
27. Козлова, Е.И. Конституционное право России: Учебник / Е.И., Козлова, О.Е., Кутафин. - М.: Юристъ, 2006.-520с.
28. Конюхова, И.А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика // Журнал российского права.- 2006.- №1.- С.2.
29. Кузнецова, Л.Л. Сравнительно-правовой анализ основных форм парламентского контроля // Журнал российского права.- 2007.-№ 2.- С.32.
30. Курманов, М.М. Роспуск парламента субъекта Российской Федерации: полномочия Президента РФ и высшего должностного лица субъекта Федерации // Журнал российского права.- 2008.-№3.-С. 56.
31. Леоненко Н. Т. О состоянии регионального законодательства (на примере отдельных субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа) // Современное право. — 2012. — № 1. — С. 62.
32. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. В.В.Лазарев // СПС «Гарант»
33. Окуньков, Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство.- 2008.- N 9.- С.7.
34. Основы государства и права: Учеб.пособие для поступающих в юрид.вузы / Под ред. О.Е. Кутафина.- М: Юристъ, 2009.- 264с.
35. Потапов, М.Г. Система норм права и система нормативных правовых актов субъекта Федерации// Журнал российского права.-2010.-№ 12.- С.8.
36. Систематизация законодательства как способ его развития / отв. ред.
B. А. Сивицкий. — М., 2010. — С. 13.
37. Смышляев С. М. Электронное опубликование нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации // Сборник материалов XIII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество». — СПб, 2010. — С. 55
38. Сологуб Н. М. Кодификация и ее место в системе законодательства субъектов Российской Федерации // Право и политика. — 2008. — № 6. —
C. 1351
39. Хабриева, Т.Я. Понятие и место парламентского права России в системе права // Журнал российского права.- 2010. - № 9.- С.9.
40. Цалиев, А.М. Правовые акты субъектов РФ - важная составляющая законодательной базы Российской Федерации // Журнал российского права.-
2010.- №6.- С.5-7.
41. Чиркин, В.Е. Государствоведение: Учебник - М.: Юристъ, 2007- 244с.
42. Червяковский А. В. О новом порядке официального опубликования федеральных законов // Современное право. — 2012. — № 2. — С. 15—19.
43. Шувалов, И.И. Взаимодействие Правительства Российской Федерации с другими участниками законотворческого процесса // Журнал российского права.- 2009.- N 6.- С.10.
44. Шувалов, И.И. Совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации в связи с реформой федеративных отношений и местного самоуправления // Журнал российского права.- 2010.- №9.- С.5.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ