Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 25 школьников старших классов в возрасте 16-17 лет
Введение 3
1.Теоретическоие основы развития силы у школьников старших классов 5
1.1 Понятие развития силы у школьников старших классов 5
1.2 Анатомо-физиологические особенности учащихся старшего школьного возраста 9
1.3 Средства и методы развития силы у школьников старших классов 14
Глава 2. Эмпирическое исследование развития силы у школьников старших классов 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Разработка комплексов упражнений для развития силы для старших классов 24
2.3 Анализ результатов исследования 26
Заключение 36
Список использованных источников 38
Актуальность исследования. Развитие физических качеств у школьников старших классов, в частности силы, является важной составляющей общего физического воспитания. Силовые тренировки способствуют улучшению здоровья, повышению физической выносливости, укреплению мышц, а также оказывают влияние на психоэмоциональное состояние подростков. В старшем школьном возрасте организм еще активно развивается, что делает данный период наиболее подходящим для формирования базовых физкультурных навыков, включая развитие силы. Актуальность исследования заключается в необходимости оптимизации программ физического воспитания в школах для улучшения физической подготовки учащихся.
Развитие силы, в частности, играет ключевую роль в улучшении физической работоспособности, повышении самооценки и уверенности в себе, что особенно важно в подростковом возрасте. Силовые тренировки помогают укрепить мышцы, повысить плотность костной ткани, улучшить осанку и метаболизм, что также важно для профилактики заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни. Однако в системе школьного физического воспитания недостаточно внимания уделяется комплексным методам, направленным на развитие силы у старшеклассников.
Объектом исследования являются учащиеся старших классов общеобразовательных учреждений, занимающиеся физической культурой.
Предметом исследования является процесс развития силы у школьников старших классов, а также влияние специально разработанных комплексов упражнений на уровень физической силы у подростков.
Целью данного исследования является анализ и оценка эффективности методов и средств развития силы у школьников старших классов.
Задачи исследования:
- изучить понятие развития силы у школьников старших классов;
- проанализировать анатомо-физиологические особенности учащихся старшего школьного возраста;
- исследовать средства и методы развития силы у школьников старших классов;
- провести эмпирическое исследование развития силы у школьников старших классов;
- изучить организацию и методы исследования;
- разработать комплекс упражнений для развития силы для старших классов;
- обобщить анализ результатов исследования.
Гипотеза. Предполагается, что систематическое использование комплекса упражнений, направленных на развитие силы, окажет положительное влияние на физическую подготовленность учащихся старших классов, улучшая их силовые показатели, выносливость и общую физическую форму.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по улучшению методов физического воспитания старшеклассников. Результаты могут быть использованы преподавателями физической культуры для составления более эффективных программ тренировки, а также в организации тренировок для развития силы у подростков. Внедрение предложенных комплексов упражнений позволит повысить уровень физической подготовки школьников и улучшить их здоровье, что способствует развитию личности в целом.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Развитие силы у школьников старших классов является важным компонентом их физического воспитания. Оно предполагает не только увеличение физической силы, но и улучшение координации движений, гибкости, выносливости. В старшем школьном возрасте сила активно развивается благодаря комплексному подходу, включающему силовые тренировки, упражнения на выносливость и правильное питание. Развитие силы у старшеклассников способствует улучшению спортивных результатов, повышению общей физической работоспособности и психоэмоциональной устойчивости.
В старшем школьном возрасте наблюдается активное развитие мышечной и костной системы, что способствует улучшению физических показателей. Однако в этот период важен баланс между тренировками и восстановлением, так как избыточные нагрузки могут привести к перенапряжению и травмам. Важными физиологическими особенностями являются гормональные изменения, ускоряющие рост мышц и костей, а также улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Эти изменения создают основу для эффективного развития силы, однако требуют грамотного подхода к тренировочным методикам, чтобы избежать перегрузки и обеспечить оптимальные результаты.
Средства и методы развития силы у школьников старших классов включают разнообразные упражнения, направленные на укрепление различных групп мышц. Это могут быть силовые тренировки с использованием веса собственного тела, спортивного инвентаря (гантелей, штанг) и тренажеров. Также широко используются комплексные тренировки, сочетающие аэробные нагрузки с силовыми, что позволяет развивать не только силу, но и выносливость. Важную роль играет правильная техника выполнения упражнений, постепенное увеличение нагрузки и регулярность занятий. Эмпирическое исследование развития силы у школьников старших классов было организовано с целью выявления эффективности различных методик тренировок. Для этого была создана экспериментальная и контрольная группы, включающие учащихся 10-11 классов, с одинаковым уровнем физической подготовки на момент начала исследования. Основным методом исследования стали контрольные тесты, проводившиеся до и после применения комплекса упражнений. Также использовались педагогическое наблюдение, анкетирование и анализ физических результатов. Исследование проводилось в течение 6 месяцев, с тренировками 3 раза в неделю, что позволило достоверно оценить изменения уровня силы у школьников.
Разработка комплексов упражнений для старших классов основывалась на принципах систематичности, прогрессивности и разнообразия. Включены были как упражнения с собственным весом (подтягивания, отжимания, приседания), так и с использованием спортивного оборудования (штанги, гири, тренажеры). Комплекс упражнений был разделен на несколько уровней сложности для разных групп учащихся в зависимости от их физической подготовки. Программа предусматривала как силовые тренировки, так и упражнения для улучшения выносливости, координации и гибкости, что способствовало всестороннему развитию силы и общему физическому улучшению школьников.
Результаты исследования показали положительное влияние предложенных комплексов упражнений на развитие силы у старшеклассников. В контрольной группе, которая продолжала занятия без изменений, показатели не изменились значительно, в то время как в экспериментальной группе наблюдалось улучшение всех ключевых показателей: увеличение количества подтягиваний, улучшение результатов в прыжке в длину, улучшение выносливости и силы при выполнении приседаний и отжиманий. Средний прирост показателей составил от 10% до 25% в зависимости от упражнения. Это подтверждает высокую эффективность использования специально разработанных комплексов упражнений для повышения физической силы школьников старшего возраста.
1. Айзман Р.И. Возрастная анатомия, физиология и гигиена (для бакалавров) / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова, Я.Л. Завьялова. М.: КноРус, 2017. 419c.
2. Виленский М.Я. Физическая культура: учебник / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. 3-е изд., стер. М.: КноРус, 2016. 214 с.
3. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник / И.В. Гайворонский. М.: Академия, 2019. 208 c.
4. Германов Г. Н. Двигательные способности и навыки: разделы теории физической культуры [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентовбакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование». Воронеж: Элист, 2017. 303с.
5. Гузь С.М. Педагогическая оценка силовой подготовленности школьников // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера. 2020. С. 79-84.
6. Гузь С.М. Развитие силы у старших школьников средствами атлетической гимнастики //Вопросы педагогики. 2021. №. 3-2. С. 76-80.
7. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Селиверстов .М.: ВЛАДОС, 2016.431 c.
8. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М.: Физкультура и спорт, 2006. 206с.
9. Каменская В.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2017. 304 c.
10. Кикотия В.Я. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. Кикотия В.Я., Барчукова И.С. М.: Юнити, 2017. 288 c.
11. Комков А. Г., Кириллова Е. Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. № 1. С. 2-4.
12. Куценко Р. В. Развитие силовых способностей в старшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2021. № 2 (344). С. 62-63.
13. Литвинов Е. Н., Виленский М. Я., Теркунов Б. И. Программа физического воспитания учащихся 1–11 классов, основанного на одном из видов спорта. — М.: Просвещение, 1996. — 87 с.
14. Лях В. И. Теория тестов и тестирование физической подготовленности учащихся // Физическая культура в школе. 2007. № 6. С 2-7.
15. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. Москва .: Просвещение, 2012. – 127 с.
16. Неймышев А. В., Неймышева С. А. Развитие силовых способностей у старшеклассников на уроках физкультуры для выполнения нормативов ВФСК «ГТО» // Мир науки. 2018. № 6. Т. 6
17. Околокулак Е.С. Анатомия человека: учебное пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2020. 383 с.
18. Скатькова Е. В. Проблемы развития силы у мальчиков и юношей // Вопросы физической культуры и спорта в современном социуме. 2022. С. 182-186.
19. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. М.: ИЦ Академия, 2019. 384 c.
20. Тищенко В. А., Ежаченко Я. Особенности методики развития силы у детей разного школьного возраста // Известия Тульского Государственного Университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 3. С. 43-47.
21. Хакназаров К. К. Физиологические особенности, влияющие на развитие силовых способностей учащихся старших классов / К. К. Хакназаров, Х. К. Бердиева // Вопросы педагогики. 2019. № 5-2. С. 326-329.
22. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский цент «Академия», 2000. 480 с.
23. Филин В.П. Воздействие силовых упражнений динамического и статического характера на юных спортсменов / В.П. Филин, В.С. Топчиян, П.З. Сирис// Теория и практика физической культуры. 1985. № 6. С. 7-10.